Конспект урока обществознания 5 класс "Отрочество - особая пора" по учебнику Боголюбова Л.Н.
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме

Мельник Виктория Олеговна

Второй урок по теме «Отрочество – особая пора» в форме игры-соревнования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Отрочество – особая пора.

Класс: 5 класс, второй урок по теме «Отрочество – особая пора».

Учитель - Мельник Виктория Олеговна 

Место работы – МБОУ СОШ № 1 р. п. Хор 

Должность – Учитель истории и обществознания

Форма урока: игра-соревнование.

Цель: повторить и обобщить знания по разделу «Подростковый возраст»

Задачи:

1.Обучающая  –  закрепить знания учащихся, полученные при изучении  раздела  «Личность подростка».

2.Развивающая - развивать внимание, мышление, интерес к знаниям, творческие способности.

3.Воспитательная  – воспитывать уважительное отношение к ответам своих одноклассников.

Оборудование: оценочный  лист, ручки, карточки с заданиями, фломастеры.

УМК - Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2012

Ход урока:

I.Мотивация .

Слово учителя: Это возраст человека, в котором очень важно понимание и поддержка. Именно  в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Заметно растёт стремление  к самоутверждению. Желание выделиться, быть непохожим на других, доказать свою правоту.

Как вы считаете, о ком мы сегодня будем  продолжать говорить?

(о подростке, его личности)

II.Работа по теме урока.

Повторение:

- Назовите периоды жизни, которые проживает человек?

- как называется ваш возраст?

- какие черты характера формируются в подростковом возрасте?

Ученикам предлагается выбрать высказывание, характеризующее подростка и  обосновать свой ответ.

1) Подростки - народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему

2) Подросток - человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения

Задание: Назовите слова-ассоциации к слову "подросток".

Ученики называют ассоциации (подрос, растет..) и учитель должен подвести ребят к тому, что это слово ассоциируется с возрастными изменениями человека.

Вопрос: Вспомните, какими вы были в 1 классе, и какими стали сейчас?  

Ученики называют изменения:

- изменился рост (учитель объясняет, как происходят физиологические изменения);

- самостоятельность (если ребята не могут назвать самостоятельность, можно задать наводящий вопрос: «Кто ходит магазин, заполняет дневник и пр.);

- мечтательность;

- быстрая смена настроения и др. (учитель объясняет изменения, происходящие в нервной системе подростка)

(Психологические изменения можно просто записать рядом с новым человечком).

Учитель, обращая внимание на изменившегося человечка на доске, подводит итог вместе с учениками.

Вопрос: Но все ли взрослые самостоятельны? Посмотрите на  чиновника  с картины художника Федотова (с19- Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2012) Можно ли назвать его  самостоятельным?

(Ученики объясняют свои ответы)

Вопрос: Можете ли назвать себя самостоятельными. Ответ обоснуйте.

Необходимо обратить внимание, что самостоятельность иногда бывает и опасна.

Прочитать отрывок на стр.20- Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2012.

Вопрос: Правильно ли воспользовались ребята своей самостоятельностью.

Закрепление в форме игры-соревнования.

Условия игры:

Класс   учащихся делится на 2 команды.  

Каждой команде  раздаётся оценочный лист с названиями  туров.      Представители каждой команды поочерёдно получают задания.  Если одна из команд затрудняется ответить, другая может отвечать за них, зарабатывая себе дополнительные баллы. Задания туров  оцениваются по пятибалльной  шкале. После каждого тура подводится итог

  1. Тур  «Вопрос-ответ»

Задание 1: команды по очереди отвечают на вопросы

1. Человека  какого возраста можно считать подростком?

2. Почему подростковый  возраст называется переходным?

3. Можно ли избежать подростковых проблем? Почему?

4.Какие условия  влияют на взросление подростка?

  1. Тур  «Пословицы и поговорки»

Задание  2: о каких проблемах подростка идёт речь  в следующих пословицах и поговорках?

      1.Раз солгал, а век веры не будет

      2.Дракою прав не будешь

      3. Никто мне не указ.

      4.Ученье - свет, а неученье - тьма;

      5.Самая трудная борьба — самого себя побороть.

      6.Самолюб  никому  не люб

  1. Тур  «Верное утверждение»

Задание 3: ответить «Верно» или «Неверно»

  1. Современные подростки стремятся к риску (верно)
  2. Подростки древности и современные ничем не отличаются (неверно)
  3. В сложном переходном возрасте легче учиться на чужих примерах (верно)
  4. Быть взрослым – это значит выражать свое мнение (верно)
  5. Рост современных подростков не изменился (неверно)
  6. Свои  положительные эмоции и чувства не надо бояться показывать (верно)
  7. Выдающимся человек рождается (неверно)
  8.  Индивидуальность человека проявляется в его способностях (верно)

  1. Тур  «Исторические личности»

Задание 4: командам раздаётся текст с вопросами. Время  самостоятельной работы 5 минут. Далее следует обсуждение.

Текст 1

Александр Михайлович Горчаков (1798-18830) происходил из древнего аристократического рода. Образование получил в Царскосельском лицее, где был товарищем А.С.Пушкина. Дипломатическую карьеру А.М. Горчаков начал в 19 лет и прошёл долгий путь от сотрудника посольства до министра иностранных дел России. Перед Горчаковым стояла трудная задача- отменить ограничительные для российского военного флота статьи Парижского мирного договора (1856), который Россия подписала после поражения в Крымской войне (1853-1856). Горчакову потребовалось 15 лет сложной дипломатической работы, чтобы добиться поставленной цели.

Вопросы:

1.Найдите в тексте аргументы, доказывающие, что А.М.Горчаков  действительно выдающийся человек.

2. Подтверждает ли его деятельность высказывание Т.Эдисона о том, что гений – это 99% потения и 1% вдохновения?

3. Легко ли быть выдающимся?

Текст 2

Александр Васильевич Суворов (1730 -1800)  — русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Родился в семье офицера гвардии.

Когда ему исполнилось семь лет, его решили не записывать в полк из-за слабого здоровья. Однако, Саша проявил тягу к военному делу, пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал военную историю. Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями.
Его любимой книгой стали «Записки о галльской войне». Александр Васильевич Суворов - Великий русский полководец, национальный герой России
  и военный теоретик, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов.

Суворов одержал победы над наполеоновскими войсками, переход через Альпы принесли полководцу мировую славу.

 

Вопросы:

1.Найдите в тексте аргументы, доказывающие, что А.В.Суворов действительно выдающийся человек.

2. Какими чертами характера обладал великий полководец Суворов?

3. Легко ли быть выдающимся?

  1. Тур  «Угадай термин»

Задание 5: Командам раздаётся список определений терминов, которые нужно угадать.

  1. Совокупность сложных врожденных реакций организма, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражители. Определенные действия, уже имеющиеся при рождении (инстинкты)
  2. Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определённой деятельности  (способности)
  3. Внутреннее состояние человека, связанное с его настроением в тот или иной момент ( эмоции)
  4. Высказывание, содержащее определенную мысль  (суждение)
  5. Приобщение к культуре, ценностям человеческого  общества, знаниям о мире, накопленным предшествующими поколениями   (образование)
  6. Взаимные деловые или дружеские отношения людей   (общение)
  7. Человек от 11 до 15(17) лет  (подросток)
  8. Оценка  личностью самой себя, своих качеств, способностей……(самооценка)

  1. Тур  «Полезные советы»

Задание 6:  Найдите выход из ситуации

  1. У  пятиклассницы Маши на лице появились веснушки.

Девочка стала стесняться и очень переживать. Как помочь Маше?

  1. Миша  очень любит спорить и доказывать свою правоту.

Большинство ребят из класса, зная Мишу, перестали с ним  общаться.

Как добиться взаимопонимания?

  1. Летом Саша хотел устроиться на работу, расклеивать объявления.

Родители Саши отнеслись к такому заявлению очень категорично.

Как убедить родителей?

  1. Ученики готовили сценку для праздника в школе.

Остался один день до праздника, но сценка была не готова. Как быть?

III. Подведение итогов урока.

Подводятся итоги  игры. Учитель называет команду победителей.

Выставляются оценки.

Слово учителя: Наш урок окончен. Спасибо за внимание


Приложение. Оценочный лист

Название тура

Количество баллов

1 команда

2 команда

1.Тур  «Вопрос-ответ»

2.Тур  «Пословицы и поговорки»

3.Тур  «Верное утверждение»

4.Тур  «Исторические личности»

5. Тур  «Угадай термин»

6.Тур «Полезные советы»

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"...

Особые дети - особое общение

В статье даны рекомендации родителям о принципах общения с детьми и подростками, помогающих  установить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком, избежать эмоционально-поведенческих нарушений ...

Особые дети - особый подход

В статье освещены вопросы развития, воспитания,  обучения и сопровождения детей с глубокими нарушениями интеллекта в условиях ГБОУ ЦДК. Раскрыты задачи, основные направления коррекционно-раз...

Конспектурока по теме: "Л.Н. Толстой-участник обороны Севастополя".

В данной работе учитель знакомит детей с биографией Л.Н. Толстого, как участнике обороны города-героя Севостополя. Тем самым, продолжая  воспитывать чувство патриотизма, нравственности у учащихся...

Конспектурока "По интересным местам Лондона"

Конспект урока для повторения материала. Конспект для 6 класса, занимающиеся по учебнику  Кауфман "Happy English.ru"...

Учителю об использовании ИКТ при работе с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми с особыми возможностями здоровья.

Приведу некоторые основные рекомендации и типовые моменты при работе с детьми с ОВЗ, где ИКТ играет роль фактора, повышающего эффективность обучения....

Особые потребности – особые возможности: интерактивные технологии в обучении детей с ОВЗ.

У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук – это...