Рабочая программа и КТП по обществознанию 7 класс
методическая разработка по обществознанию (7 класс) на тему

Безнос Ирина Владимировна

Рабочая программа и КТП по обществознанию 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

 «Школа здоровья» № 473

 Утверждаю                                                                              Рассмотрено

И.о. директора                                                                        МО_____________

_______________

                                                                                                 ____________________

              «      »  ______ 2013г                                                              Председатель МО

Рабочая программа  предмета «Обществознание»   для 7«а» класса  на 2013-2014 учебный год

Составитель:

Безнос И.В.

          учитель истории

высшей квалификационной категории

                                                                       

             

Москва 2013г.

ПРОГРАММА по обществознанию

Федеральная примерная программа по истории и обществознанию, 2005 г. (// Вестник образования. - № 3. – 2005).

Программа  основного общего образования по обществознанию 6 – 9 кл. Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. издательство  «Просвещение»2010 Москва

Методические рекомендации по курсу  «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова), 2008.

Тема 1. Человек и другие люди ( 5 часов)

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Тема 2. Человек и закон ( 11 часов)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 3. Человек и экономика ( 10 часов)

Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Тема 4. Человек и природа ( 4 часов)

Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

РЕЗЕРВ - 5 часов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

            Образовательная область «Общественные дисциплины. Обществознание» входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Рабочая программа составлена на основе базисного учебного плана. Инвариантная часть базисного учебного плана обеспечивает единство образовательного пространства на территории России. На изучение курса обществоведения в   7 классе отводится 35 часов, то есть  1 час в неделю.     

Рабочая программа составлена на основе  программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений 6-9 классов (2010г)  под редакцией  Л.Н Боголюбова. Н. И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, и др.

        Данная   программа отражает содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы.  

При изучении данного курса используется учебник  Л.Н. Боголюбов Обществознание. 7 класс, 2011 год. Данный учебник включает в себя отношение человека с другими людьми, правовые отношения и экономику.  В учебнике очень много схем, вопросов для самоконтроля и репродукций.  Учебник включен в федеральный перечень учебников РФ на  2011-2012 учебный год, рекомендованы  МО РФ.

Курс обществоведения  ставит целью:

  1. Создание условий для социализации личности;
  2. Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной,  правовой, экономической, политической и экологической культуры;
  3. Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
  4. Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.

Требования к обязательному уровню подготовки учащихся:

  • Выделять главную мысль, составлять план;
  • Описывать изучаемый объект;
  • Сравнивать социальные объекты или источники;
  • Знать основные обществоведческие термины, распознавать  и употреблять их;
  • Знать основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества,   характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • Характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей; Объяснять  взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни.
  • характеризовать (описывать) основные сферы общественной жизни;   социальную структуру общества;  социальные конфликты;   семью как малую группу;    виды органов государства; социальные нормы; гражданские права; свобода; закон; армия; патриотизм; милиция; презумпция; нормативно – правовые акты; бизнес; реклама; семейный бюджет; экономика.

             В рамках контроля знаний и умений учащихся запланирован текущий и  тематический контроль в форме тестирования.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Обществознание
(7 класс)

Тема урока, элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы

контроля

Задание на
дом

Понятия

1.

Вводный урок

Знакомство с курсом «Обществознание» 7 класса. Цели, задачи из учения предмета. Структура, особенности содержания  методического аппарата учебника

Знать назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета

Анализ учебника

Стр. 3-6

2

Отношения между людьми

Особенности межличностных отношений. Знакомство, приятельство, товарищество. Симпатия и антипатия

Знать основные положения

урока.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-давать определения понятий;

-приводить примеры межличностных отношений.

Работа с текстом учебника,

Индивид. тест

§1

Работа с текстом учебника

Межличностные отношения

Симпатия антипатия стереотип

Официальные отношения

3

Ты и твои товарищи

Какие бывают группы. Группы которые мы выбираем. Кто может стать лидером. Что можно, чего нельзя и что за что бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути..

Знать основные положения

урока.

Уметь:

-анализировать, делать выводы
-объяснять свою точку зрения. давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов

Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их

Индивид. тест

§2. «В классе и дома», №9, письменно

Групповые нормы

4

Зачем люди общаются

Необходимость общения для человека. Каковы цели общения. Содержание, форма и культура общения

Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово - серебро, молчание - золото»

Знать основные положения

урока.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-давать определения понятий;

Работа в группах по заданиям

Индивид. тест,

Работа в тетради

§3 , с 43 №3, с.42

Общение

Потребности

5

Почему нужно быть терпимым?

Как возникают конфликтные ситуации. Пути выхода из конфликтных ситуаций. Пути решения.

Знать основные положения

урока.

Уметь:

-анализировать, делать выводы
-объяснять свою точку зрения.

Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их Работа в группах по заданиям.

Индивид. тест Работа в тетради

§4 Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их « В классе и дома №4, №5 по группам.

Конфликт

Инцидент

Сотрудничество

Компромисс

6

7

Урок- практикум

Практическая работа №1

Повторение темы: «Человек среди людей».

Знать:

-основные положения урока;

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов

Моделирование различных ситуаций, анализ текста.

Работа в тетради

С.16-18

Практическая работа

Стр56

Повторить понятия

8-9

Что значит жить по правилам

Знать термины: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции. Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Понимать значение социальных норм в процессе общественных отношений. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры

Уметь высказывать своё мнение. Работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятиям, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов.

Лабораторная работа в группах по заданиям работа с документами.

§5 Подготовить пословицы и поговорки по теме  

Социальные норма

Нормы правила

Нормы ожидания

Привычка Обычаи

Церемонии

Обряды

Ритуал Традиции

Этикет

Манеры

Сетикет

10-11

Права и обязанности граждан

Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита

Знать:

-основные положения урока;

-термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-находить в СМИ информацию по заданной теме;

-приводить примеры правовых отношений

Составить таблицу «Гражданские  и политические

права». Работа с документами. Перечислить свои права

§6, «В классе и дома»,с. 76 №1 3, 4

Гражданин

Права:

Гражданские

Политические

Экономические

Культурные

Декларация

Пакт

12-13

Почему важно соблюдать законы

Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина

Знать:

-основные положения раздела;

-термины: свобода, закон, справедливость.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

-работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Учащиеся должны понимать важность соблюдения законности, сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме

Работа в группах по карточкам. Разбор и анализ документов.

Индивид. тест

Работа в тетради

§7

Найти материалы СМИ

Конституция Р.Ф

Права

Обязанности

Закон

Преступление

Правонарушение

14

Защита Отечества

Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество

Патриотизм и гражданственность.  Государство. Отечество.  

Знать:

- основные положения урока;

- термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения;

- понимать важность выполнения священного долга – службу в армии;

-давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций;

- осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ  

Работа в группах по заданиям (анализ материалов СМИ и школьного музея)

§8 Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их

Военная присяга

Повестка

Военнообязанные граждане

15

Что такое дисциплина

Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение

Знать:

-основные положения урока;

-термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы;

-приводить примеры различных ситуаций по заданной теме;

-выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения

Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их  

 Привести примеры из литературных произведений  

§9 примеры из м/ф и х/ф  о нарушителях дисциплины

Дисциплина

самодисциплина

16

Виновен – отвечай

Виды нормативно - правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Презумпция невиновности

Знать:

-основные положения раздела;

-термины: преступление, виды преступлений, кража, грабеж, подстрекатели, соучастники.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-соотносить конкретный казус с видом правонарушений;

-работать самостоятельно и высказывать свою точку зрения

Лабораторная работа с нормативно  правовыми документами, составить словарик темы, схему «Виды право- нарушений», таблицу «Признаки преступления »

§10, «В классе и дома», №6, письменно. Сделать подборку из газетных статей  

Табу

Противозаконное поведение

Кодекс

У.К. Р.Ф.

Проступок

Преступление

Подстрекатели

 Соучастники

17

Кто стоит на страже закона

Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан

Знать:

-основные положения урока;

-термины: правопорядок, прокуратура, суд, милиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-понимать содержание и значение правовых норм.

Составить схему «Структура правоохранительных органов Р.Ф.

§ 11.

§11,с.128 №7

ФСБ

Таможня

Прокуратура

Адвокат

Нотариус

Нотариат

Суд

ОВД

Презумпция невиновности

Милиция

18

19

Урок- практикум

Практическая работа№2

Повторение темы: «Человек и закон»

Знать:

-основные положения урока;

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов

Практическая работа

Просмотр х/ф

20-21

Экономика и её основные участники

Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен

Знать:

-основные положения урока;

-термины: экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель;

-сущность совместной деятельности людей в сфере экономики. Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-решать познавательные и практические задачи в рамках материала

Групповая работа, работа со схемами и таблицами.

Работа в тетради

§12, «В классе и дома», с136 №1-3 письменно. Изобразить «Все работы хороши- выбирай на

вкус!»

Экономика

Производство

Распределение

Обмен

Потребление

Натуральное хозяйство

Производительность труда

Производитель

Потребитель

Ресурсы

22

Золотые  руки  работника

Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда

Знать:

-основные положения урока;

-термины: квалификация, труд, зарплата, виды зарплаты.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Составить схему «Факторы, влияющие на производительность труда»

Индивид. тест Работа в тетради

§13 Подобрать пословицы  и поговорки о труде.

Труд

Заработная плата

Квалифицированный труд

23

Производство: затраты, выручка, прибыль

Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Знать:
-основные положения темы
-основные понятия
Уметь:
-решать простейшие задачи

Групповая работа с документами, решение задач Индивид. тест Работа в тетради

§14.с.160 №6

Производство

Затраты

 Выручка

Прибыль

 Налоги

Капитал

24-25

Виды и формы бизнеса

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства

Знать:

-основные положения урока;

-термины: бизнес, предпринимательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты;

-приводить примеры из жизни по теме

Проект Мой бизнес

Групповая работа с дополнительным материалом, кроссворд

Индивид. тест Работа в тетради

§15,с.168 №1-2

Бизнес

Малое предпринимательство и фермерское хозяйство

Собственность

Акционерное общество акции

26

Обмен, торговля, реклама

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама

Знать:

-основные положения курса;

-определения понятий: обмен, торговля, реклама, услуги. Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-применять знания на практике;

-самостоятельно моделировать заданную ситуацию

Работа с дополнительным материалом, тест

Работа в тетради

§16

Групповая работа-Нарисовать рекламу своего товара

Обмен

Товар

Рынок

Стоимость

Цена товара

 Торговля

27

Деньги и их функции

Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют

Знать:

-основные положения урока;

-определения понятий: деньги, бартер.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-ориентироваться в типичной для подростка ситуации;

-осуществлять поиск необходимой информации

Работа со схемами и доп. Материалом

Индивид. тест Работа в тетради

§17,

«В классе и дома»,  №1, письменно

Деньги

 Монета

Банкнота

Кредитная карта

Банк

Ассигнация

Номенал

28

Экономика семьи

Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве

Знать:

-основные положения урока;

-термины: семейный бюджет, формы семейного бюджета. Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме;

-решать практические задачи в рамках темы

Работа с дополнительным материалом,

кроссворд

§18  Составить план «Наш семейный бюджет»  

Ресурсы:

Материальные

Трудовые

Энергетические

Финансовые

Личное подсобное хозяйство

Семейный бюджет

29

30

Урок-практикум

Практическая работа №3

Повторение темы:
«Человек и экономика»

Знать:

-основные положения урока;

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Работа в тетради

С 90-94

Практическая работа

Тест

Понятийный диктант

31

Воздействие человека на природу

Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Прогрессирующее загрязнение природы . Экологические кризисы. Особенности современной экологической ситуации

Знать основные положения урока. Показать, что человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду, порой отрицательно воздействуя на многие природные процессы. Приводить данные об угрозе экологического кризиса. Характеризовать глобальные проблемы человечества.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Работа с дополнительным материалом, групповые задания

Работа в тетради

Индивид. тест

§19,

 «В классе и дома», №1, письменно.

Атмосфера

Биосфера

32

Охранять природу – значит охранять жизнь.

Знать основные положения темы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Групповая работа с документами

Индивид. тест

Работа в тетради

§20 Подготовить сообщения по газетным статьям

Браконьер

Заповедник

33

Закон на страже природы.

Наши экологические права и обязанности. Как закон охраняет природу. Экология и нравственность. Общественные движения в защиту природы. Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности. Ответственность за экологические правонарушения

Объяснять правила граждан в сфере экологической безопасности и обязанности граждан в области охраны природы. Характеризовать основные конституционные права и обязанности, определять деятельность общественных организаций по защите природы. Определять пути выхода из экологического кризиса. Связь экологии и экономики. Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека?

Групповая работа с документами

Работа в тетради

Индивид. тест

§21

Экология

Экологическая катастрофа

34

Урок-практикум

Практическая работа №4

Повторение темы:  «Человек и природа».

Знать основные положения темы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Понятийный диктант

Тест

35

Итоговое повторение

Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по обществознанию«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработки навыков выполнения заданий повышенной сложности части С. Программу возможно использовать...

Рабочие программы по истории (5-11 классы), обществознанию (5-7 классы) ,МХК(10,11 классы)

Рабочие программы по истории и обществознанию ФГОС 5-7 классы. Рабочие программы по истории 8-11 классы, МХК 10,11 классы с календарно-тематическим планированием...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обществознанию для 9 класса «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Рабочая программа дополнительного образования «Практическое обществознание» для обучающихся 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного обще...