Рабочая программа по обществознанию 6 класс (ФГОС)
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Михайлова Маргарита Александровна

МАОУ нижнеманайская ООШ

Рабочая программа по обществознанию 6 класс (ФГОС)

составила учитель истории и обществознания

Михайлова Маргарита Александровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Нижнеманайская основная общеобразовательная школа

Рабочая программа

Обществознанию

6 класс

Рассмотрено и согласованно                                                                                                                                                          Утверждаю директор

На заседании КМО                                                                                                                                                          ___________

Протокол №                                                                                                                                                      приказ № _________от «     »______ 20   г

От «        » _______ 20     г

Руководитель КМО _____________

Учитель истории и обществознания: Михайлова М.А.

Пояснительная записка

               Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10  года № 1897 Закона «Об образовании РФ» в ред.  Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), закона «Об образовании РБ» и примерной программой по обществознанию для общеобразовательных учреждений 6 - 9 классов под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой и др. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2011 год.

          С учетом специфики подросткового эмоционального мира, а также с учетом того,  что по  учебному плану отводится примерно 60% времени  на изучение нового материала, а остальное время предназначается для активного освоения курса в разнообразной индивидуальной и групповой деятельности (работа с учебным текстом и внетекстовыми компонентами учебной книги: рисунками, иллюстрациями, различными рубриками, познавательными заданиями, уроками-практикумами по каждой содержательной теме и т. п.). Рабочая программа ориентирована на 6 класс, рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.

Цели курса:

                     воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

                     развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

                     формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

                     овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

                     формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

1. Познавательные:

                     умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;

                     умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

                     умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;

                     умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

                     умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;

                     умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;

                     умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.

2. Информационно-коммуникативные:

                     поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;

                     извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;

                     перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;

                     умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;

                     умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;

                     использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

                     владение основными видами публичных выступлений.

3. Рефлексивные:

                     понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

                     объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;

                     владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;

                     оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;

                     осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;

                     умение отстаивать свою гражданскую позицию;

                     осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.

Формы и методы работы:

                     используемые технологии: проблемное обучение, технология проектов;

                     формы организации учебной деятельности: коллективная (урок, лекция, семинар, олимпиада, конференция, КТД, лабораторные занятия), групповая (спецкурс, спецпрактикум, групповое занятие, учебное исследование, проектирование), индивидуальная (консультации, исследовательская работа, собеседование, индивидуальные планы работы).

Задачи:

                     подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;

                     формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;

                     обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.

Региональный компонент в программе реализуется через следующие составляющие, содержание которых соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта:

                     предметно-информационную: иметь знания об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни Забайкальского края; иметь представление об особенности социально-политической и социально-экономической жизни региона;

                     деятельностно-коммуникативную: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть практическими навыками решения определённых проблем, связанных с позитивными изменениями в жизни населения своего села;

                     ценностно-ориентационную: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной дельности; принимать ценности другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Через выполнение государственных стандартов образования в условиях дифференцированного обучения (профильного и непрофильного) рабочая программа выполняет следующие функции: нормативную, целеполагающую, фиксацию содержания образования, оценочную.

В результате создаются условия для формирования на уровне понимания целостной картины мира системы ценностных ориентиров, образа себя (образ “я”), умения построения реалистичного жизненного плана на перспективу, основных умений выработки путей и способов достижения целей, потребности и умения самостоятельно учиться.

Формы организации учебного процесса:

●         коллективная;

●         групповая;

●         индивидуальная. 

     Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной   организации:

●         содержания;

●         обучающих средств;

●         методов обучения.

   Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие,  игры-обсуждения.

  

    Формы  контроля знаний, умений, навыков.

   Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация ,которые позволяют:

●         определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету ( согласно учебного плана);

●         установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

●         осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока,  терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Формы и средства контроля

 Текущий контроль  знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов,  подготовки  презентаций, рефератов, устных ответов

Изучение  разделов завершается  повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).

 2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

    Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

   Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Критерии оценивания.

 

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях;детали приводятся, но не анализируются; факты не всегдаотделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа сключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко;много нарушений впоследовательности

Не может провестипричинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

 Критерии оценки устного ответа:

  •                     глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  •                  твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  •                  неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  •                   наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  •               отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собойединицу (используется очень редко).
  • Критерии оценки работы на уроке:
  •              активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
  •              активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
  •              неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
  •              полное отсутствие активности - отметка «2»;
  • Критерии оценки тестового задания:
  •              75-100% - отлично «5»;
  •              60-74% - хорошо «4»
  •               50-59% - удовлетворительно «3»;
  •               менее 50% - неудовлетворительно «2»;
  • Критерии оценки сообщения или проекта:
  •               глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
  •               привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
  •               выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
  •               полное отсутствие работы - отметка «2»;
  • Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
  • Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
  • - активная и правильная работа учащегося на уроке;
  • - выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
  • - высокий уровень знания базового материала;
  • Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
  • - активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
  • - выполнение дополнительных заданий по желанию;
  • - высокий уровень знания базового материала;
  • Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
  • - отсутствие самостоятельной активности на уроке;
  • - отсутствие выполнения дополнительных заданий;
  • - низкий уровень знания базового материала;

Практические работы  включаются в каждый урок:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование  собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в  моделируемых учебных задачах  и в реальной жизни;
  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

 

Место предмета в учебном плане


         Для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 272 часа. В том числе: в 6 классе – 34  часов, из расчета 1 час в неделю.

 Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

Формулировки личностных результатов ФГОС

       1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4)  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

 Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

УУД   Регулятивные

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

УУД    Познавательные

  1. умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  2. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

УУД   Коммуникативные

  1. смысловое чтение;
  2. умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  3. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

 Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:

  • Добывать и критически оценивать информацию.
  • Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
  • Обобщать.
  • Группировать.
  • Сравнивать факты, явления и понятия.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:

  • Определять и объяснять другим людям своё  отношение к общественным нормам.
  • Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за  свои поступки.
  • Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:

  • Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.

Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

      Тема 1. «Человек в социальном измерении» (12ч)

            Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?

      Человек познает мир.  Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
      
Учимся узнавать и оценивать себя.
      
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...
      
Учимся правильно организовывать свои занятия.

      На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.

      Тема 2 человек среди людей (10 часов)

Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
          Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе.  Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру, цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное решение конфликта. Как победить обиду и устранить конфликт.

Тема 3.  Нравственные основы жизни (4 часа)

Практикумы по темам

Человек славен  добрыми делами Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали.  Учимся делать добро

      Учимся делать добро.
      
Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
      
Учимся быть терпимыми.
    
Человек и человечность  Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.

Практикумы по темам  ( 3 часа)

      Заключительное занятие.
      Резерв учителя 4  часа, которые будут использованы на изучение дополнительного материала, исследовательские проекты, подготовка к олимпиадам.

Тематическое планирование с основными видами учебной деятельности

№п/п

Темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Глава 1  Человек в социальном измерении

1

Человек - личность

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Раскрывает на конкретных примерах смысл понятия индивидуальность. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

2

Человек познает мир

Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.

Характеризовать особенности познания человеком  мира и самого себя.

3

Человек и его деятельность.

«Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна.

Характеризовать  деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать  и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выделения связи  между деятельностью и формированием личности.

4

Потребности человека

Какие бывают потребности. «Не место красит человека.» Мир мыслей. Мир чувств.

 Характеризовать    и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать и иллюстрировать

5

На пути к жизненному успеху

Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.

Характеризовать и конкретизировать  примерами роль труда в достижении успеха  в жизни. Формировать  свою точку зрения  на выбор пути  достижения успеха.

Глава 2 человек среди людей

6

Межличностные отношения

Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям

7

Человек в группе

Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе.  Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать    и иллюстрировать примерами групповые нормы.  Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.

8

Общение

Общение – форма отношения человека к окружающему миру, цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Характеризовать общение  как взаимные деловые и дружеские отношения людей. иллюстрировать примерами  различные стили общения.

9

Конфликты в межличностных отношениях

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное решение конфликта. Как победить обиду и устранить конфликт.

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтах.

Глава 3.  Нравственные основы жизни

10

Человек славен  добрыми делами

Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали.  Учимся делать добро.

Характеризовать    и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примерами, иллюстрирующие  золотое правило морали.

11

Будь смелым

Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противостояние злу.

На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости. Случаям преодоления людьми страха в критических ситуациях.

12

Человек и человечность

Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям.  Внимание к тем кто, нуждается в поддержке.

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам.

 

Описание учебно-методического обеспечения:

  1.       Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2013.
  2.      Методические рекомендации по курсу "Обществознание".6 кл. под. ред. Л.Ф. Иванова, Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2004 год.
  3.       "Обществознание".6 класс. Поурочное планирование по учебнику  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько.  "Учитель".Волгоград.2009

Для учителя:

  1. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 - 9 классы /Боголюбов Л. Н, Городецкая Н. И, Иванова Л. Ф. и др. – М: Просвещение, 2012
  2. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс / сост. Поздеев - М: ВАКО, 2013

Дополнительная литература:

  1. Кравченко А. И. Обществознание, 6 класс, учебник. – М: Русское слово, 2008

Электронные ресурсы

1.      http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html

2.      http://socio.rin.ru/

3.      http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.

4.      http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

5.      http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

 

Планируемые результаты изучения предмета

  Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Календарно – тематическое планирование

Обществознание 6 класс (34 часа)

Раздел, тема

Планируемые результаты обучения

Возможные  виды деятельности учащ./ формы контроля/ учебная ситуация

Возможные направления творческой, исслед., проектной деятельности

Дата проведения

план

Дата проведения

факт

Освоение предметных знаний

УУД

1

Введение

Знакомство с курсом «Обществознание» Обществоведение, человек, общество

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека.

Опрос

Глава 1  Человек в социальном измерении

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека.

Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами.

Оценивать с позиций норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями

Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности.

Объяснять роль мотивов в деятельности человека.

Приводить примеры основных видов деятельности.

Описывать способы познания природы, человека, общества и конкретизировать их примерами.

Характеризовать основные этапы социализации. Конкретизировать примерами культурные нормы и ценности. Описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией

Работа        с текстом учебника   по заданиям

Творческое задание

2-3

Человек - личность

Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она? Человек, возрастные периоды жизни человека, детство, юность, зрелость, старость. наследственность

Работа        с текстом учебника   по заданиям

Написать эссе

.

4-5

Человек познает мир

Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.

Работа с текстом учебника по заданиям,

Творческое задание

6-7

Человек и его деятельность.

«Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна.

Выполнить

проблемные

задания

Написать эссе

8-9

Потребности человека

Какие бывают потребности. «Не место красит человека.» Мир мыслей. Мир чувств.

Моделирование ситуации, их анализ

Придумать ситуацию

10-11

На пути к жизненному успеху

Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.

анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения

Творческое задание

12

Практикум по теме: Человек в социальном измерении

Закрепление изученного по данной теме.

анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения

Творческое задание

Глава 2 человек среди людей

13-14

Межличностные отношения

Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям

высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника,

Написать эссе

15-16

Человек в группе

Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе.  Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать    и иллюстрировать примерами групповые нормы.  Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.

Моделирование ситуации, их анализ

Придумать ситуацию

17-18

Общение

Общение – форма отношения человека к окружающему миру, цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Характеризовать общение  как взаимные деловые и дружеские отношения людей. иллюстрировать примерами  различные стили общения.

высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника,

Творческое задание

19-20

Конфликты в межличностных отношениях

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное решение конфликта. Как победить обиду и устранить конфликт.

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтах.

Моделирование ситуации, их анализ

Придумать ситуацию

21

Практикум по теме: человек среди людей

Закрепление изученного по данной теме.

работать с текстом, отвечать на вопросы;

Творческое задание,

тест

Глава 3.  Нравственные основы жизни (4 часа)

22-23

Человек славен добрыми делами

Что такое добро. Кого называют добрым.  Доброе – значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило доброго человека.

Характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни. Выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни.

Корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности.

Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни

Характеризовать основные этапы социализации. Конкретизировать примерами культурные нормы и ценности. Описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией

анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения

Составить личный свод правил хорошего человека

24-25

Будь смелым

Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет».

Работа с текстом учебника по заданиям

Написать эссе

26-27

Человек и человечность

Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям.  Внимание к тем кто, нуждается в поддержке.

высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника,

Творческое задание

28-29

Практикум по теме: Нравственные основы жизни

Закрепление изученного по данной теме.

работать с текстом, отвечать на вопросы;

Творческое задание,

тест

30

Итоговая контрольная работа

Закрепление. Систематизация знаний за курс обществознания

Тест, письменные задания

31-34

Резерв



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа по обществознанию 5класс ФГОС

Программа по обществознанию,разработанная  к учебнику Боголюбова Л.Н. 5класс....

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...