Как написать мини-сочинение по обществознанию.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Севастьянова Татьяна Борисовна

Фрагменты предлагаемых выдержек использовались ранее в формате курсовой подготовки для экспертов ЕГЭ в целях улучшения качества проверки.

Данный вариант является подборкой, позволяющей в подготовительный к экзамену период организовать продуктивную подготовку к выполнению задания 36 (С9), качественное выполнение которого может принести экзаменуемому максимальный балл.

Использование материалов: курсы, классно-урочная деятельность, репетиторство, самоподготовка.

Целевая аудитория: учащиеся 10-11-х классов, учителя, преподаватели, родители, эксперты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обществознание. ЕГЭ-2015 год.11 класс

Материалы для занятия по подготовке к выполнению 36 задания (С9) или как написать мини-сочинение по обществознанию.

Задание 36 завершает работу по обществознанию и нацеливает экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем и является заданием высокого уровня сложности. Рекомендуемое время выполнения — 45 минут.

Темы для мини-сочинения задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук (философия, политология, экономика, право,   социология и социальная психология) обществоведческого курса. Темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок. Однако выпускники вправе раскрывать тему-высказывание в контексте любой общественной науки или нескольких наук.

Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности умения:

  •  раскрывать смысл авторского суждения (1),
  •  привлекать изученные теоретические положения общественных наук (2),
  •  самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения (3),
  •  делать выводы (4).

Текст задания 36.  Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (***В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

 

Методические рекомендации.

Фрагменты предлагаемых выдержек использовались ранее в формате курсовой подготовки для экспертов ЕГЭ в целях улучшения качества проверки.

Данный вариант является подборкой, позволяющей в подготовительный к экзамену период организовать продуктивную подготовку к выполнению задания 36 (С9), качественное выполнение которого может принести экзаменуемому максимальный балл.

Использование материалов: курсы, классно-урочная деятельность, репетиторство, самоподготовка.

Целевая аудитория: учащиеся 10-11-х классов, учителя, преподаватели, родители, эксперты.

1 шаг. Выбрать одну из предлагаемых тем.

2 шаг. Понять и записать смысл высказывания.

I. КРИТЕРИЙ К1 (1 балл). Смысл высказывания.
А) «Если вы не будете заниматься политикой, политика займется вами».

1. «В данном высказывании автор утверждает, что уклонение от участия в политической жизни не освобождает человека от обязанности подчиняться власти».

2. «Своим высказыванием автор хотел сказать, что политические решения власти влияют на различные стороны жизни каждого гражданина независимо от того, участвует он в политической жизни или нет».

3. «Автор хотел сказать, что если большинство людей равнодушны к политике, не ходят на выборы, то власть может перейти в руки жестоких непорядочных людей, стремящихся установить свое полное господство. Они будут навязывать свою волю всем остальным. И уж тогда точно политика займется всеми нами».

Б) А.Ф. Кони о равенстве людей перед законом.

Рассмотрим возможные варианты ответа:

1) выпускник достаточно подробно пересказал биографию автора высказывания (готовил реферат на уроке истории), затем перешел к раскрытию темы эссе вне связи с предыдущей частью;

2) учащийся никак не отреагировал на авторство высказывания;

!!! 3) экзаменуемый отметил, что А.Ф. Кони был известным отечественным юристом в дореволюционной России, отстаивал демократические принципы правосудия, о чем свидетельствует и приведенное высказывание; такую позицию можно считать прогрессивной и актуальной и сегодня, что должны подтвердить последующие рассуждения.

 Действия эксперта.

Критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ВНИМАНИЕ!!! ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

3 шаг. Раскрыть тему с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы.

II. КРИТЕРИЙ К2 (2 балла). Характер и уровень теоретической аргументации.

А) «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьев).

В этом высказывании философ выделил два важных аспекта сущности права заинтересованность человека в индивидуальной свободе и интересы общества в целом; охарактеризован и характер связи этих аспектов – поиск равновесия. Ход рассуждений выпускника может быть выстроен в следующей логике:

а) свобода личности как ценность (в чем проявляется, почему важна),

б) интересы общества (примеры таких общих интересов, необходимость их учета),

в) соотношение этих двух групп интересов (примеры противоречий, как их можно разрешать).

Б) «Государство часто жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения» (Н.А. Волгин).

В этом случае центральное рассматриваемое явление – социальная политика государства. Очевидны также и два основных аспекта, выделенных социологом: экономическая эффективность и социальная защита населения. Понятно также, что, в связи между ними автор подчеркивает определенное противоречие: одно достигается за счет другого. Логически ответ выпускника может быть выстроен таким образом:

а) что такое экономическая эффективность (сущность понятия, показатели эффективности),

б) политика социальной защиты населения (в чем выражается, почему необходима),

в) почему политика социальной защиты нередко приводит к снижению эффективности производства,

г) как установить баланс развития производства и поддержки бедных слоев общества.

 Действия эксперта.

В случае, если характер и уровень аргументации подкреплён теорией, знанием понятийного аппарата и представляет собой логическое рассуждение по теме, то за данную часть работы эксперт выставляет в протокол 2 балла.

Если, в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения, то эксперт выставляет 1 балл.

Или аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют), либо используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой, то в этом случае эксперт заносит в протокол 0 баллов.

4 шаг. Привести не менее двух примеров из различных источников ( научных областей).

III. КРИТЕРИЙ К3 (2 балла). Качество фактической аргументации.

Внимание!!! Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.

А) «Семья, в которой родился человек – начало социальной траектории его жизни, его движения в направлении освоения новых социальных ролей и повышения статуса».

(Л. Хрипалина). 

Теоретический блок работы выпускника по этой теме может включать следующие компоненты:

-    понятия «семья», «социальный статус», «социальная роль»,

- комплекс утверждений, отражающих функции семьи (особенно в части первичной социализации личности),

- причинно-следственные связи семейного воспитания, характера семейных взаи-моотношений, с одной стороны, и личностной (профессиональной, статусной и др.) реали-

зацией человека в дальнейшей жизни.

В качестве конкретизирующего материала могут быть использованы известные учащимся (из курсов истории, литературы) факты влияния «фактора родительской семьи» (статус семьи, взаимоотношение взрослых и детей, семейные традиции и ценности и т.п.) на жизненный путь человека в его социальном аспекте. Уместны будут и примеры, опирающиеся на личный социальный опыт выпускника.

 Действия эксперта.

В случаи, если факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения; приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников), то выставляется 2 балла.

В другом случае, если фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления или

приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа или  приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример источников), то выставляется 1 балл.

И в третьем случае, если фактическая аргументация отсутствует или приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису, то в протокол записывается 0 баллов.

Возможный вариант написания размышления на тему.

Правоведение. «Существует три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона»

Ф. Бекон

   

Английский философ, историк и политический деятель Фрэнсис Бекон категорично высказал мысль о том, что существует три источника несправедливости, такие как насилие, коварство и жестокость самого закона. Какой смысл заключен в его словах? Стоит согласиться с Ф. Бэконом или опровергнуть его точку зрения?

        Соглашаясь с автором, я выскажу несколько аргументов в поддержку сказанного.

     Во-первых, закон — нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти или на референдуме и обладающий высшей юридической силой, а,  следовательно, выражающий волю народа. И, во-вторых, закон является важнейшим регулятором общественных отношений как источник права в государстве и представляет собой сложную систему с определённой внутренней иерархией.

    В чём же проявляется несправедливость, в случае, если закон обладает указанным признаком? Для контраста можно сослаться на основополагающие принципы правового государства, которые  базируются на взаимной ответственности государства и гражданина и  при возможности гражданина реализовывать свои права и свободы в стране, где верховное положение занимают право и закон. Как же может быть соблюдена справедливость в государстве, где правовую основу составляют заведомо несправедливые элементы?

  Ещё в Древнем Риме Цицерон, говорил, что высшим законом является благо народа. Можно ли достичь благо через насилие, коварство и жестокость? Конечно же, нет! Если же в государстве процветает несправедливость, то рано или поздно народ, ради которого пишутся законы, начнет задумываться о власти, о правителе, о лишённых свободах и правах. И здравый смыл подскажет большинству, что путь к процветанию и развитию общества лежит через справедливые законы, которые в идеале должны стать единственным источником права. А средства, которые выберет народ для установления справедливости, известны истории разных стран - это и национально-освободительная борьба, и революция , и переворот, и как крайняя мера - индивидуальный террор, направленный против «душителей» свободы. Как альтернатива - диалог с властью и долгий путь реформирования различных сторон общественной жизни, а итог — справедливость как неотъемлемая составляющая правопорядка в государстве.

         Особо ярко принцип справедливости проявляется при вынесении уголовного решения, где ошибка служителей закона может обернуться, например, лишением свободы на долгие годы. Несправедливо осуждённый может озлобиться на суд, считая законы и выносимые меры наказания слишком суровыми, а значит несправедливыми. В тоже время, закон не должен быть слишком «мягок» к нарушителям общественного порядка.

        В средствах массовой информации разворачивается острая дискуссия о справедливости закона о курении в общественных местах. Курящие и некурящие не могут быть удовлетворены одновременно, обе стороны считают себя ущемленными: некурящий в окружении курильщиков и курящий человек, который не может в удобное для себя время и в удобном месте удовлетворить, пусть пагубную, но, потребность. А третье стороной являются представители табачных кампаний, стремящиеся к прибыли. Закон принят в интересах здорового образа жизни всех, и поэтому он справедлив.

        Очевидно, что «насилие, злонамеренное коварство  и жестокость самого закона», по словам Ф. Бекона, источники несправедливости и не могут соответствовать современным социальным вызовам общества.

Темы.

  • Философия «Всякая наука есть предвидение». (Г. Спенсер)
  • Экономика «Первая цель — качество, а прибыль сама придет» (Из постулатов менеджмента)
  • Социология, социальная психология «Юность — весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни» (Я. Княжнин)
  • Политология «Если вы не будете заниматься политикой, политика займется вами». (Ш. Монталамбер)
  • Правоведение «Когда авторитет законов захватывает не только поступки, но и мнения, все законодательство становится на слишком опасную почву, и в то же время страдает индивидуальность и независимость каждого» (Г. Бокль)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

советы по написанию мини-сочинения по обществознанию

Презентация содержит соеты по выполнению задания 39 на ЕГЭ по обществознанию...

Как писать мини-сочинение по обществознанию.

Критерии оценивания.  Интеллект – карта.  Примеры....

Материал для написания мини-сочинения по обществознанию. Задание 29

В данном подборке содержится информация об основных подходах к написанию мини-сочинеия по обществознаннию. Приведены примеры выполнения задания 29....

Для 11-х классов. Как написать мини-сочинение. Советы

Одним из самых сложных заданий ЕГЭ по обществознанию считают задание №29 – сочинение или эссе.Чтобы выполнить его на максимальное количество баллов (6), необходимо: раскрыть смысл...

Мини-сочинение по обществознании

Мини-сочинение по обществознании для учащихся 11 класса по подготовке к ЕГЭ....

Мастер-класс "Как написать мини-сочинение в ЕГЭ по обществознанию"

Мастер-класс "Как написать мини-сочинение в ЕГЭ по обществознании"...