Тесты на уроках истории и обществознания, как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся
материал по обществознанию на тему

Гумеров Дмитрий Олегович

Данный материал был представлен в качестве темы самообразования на 3 региональной научно-практической конференции "Реализация инновационной политики в Тюменской области" 13 декабря 2013 года в городе Когалым. Данный материал опубликован в сборнике выпущеном ТюмГНГУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тесты на уроках истории и обществознания, как средство развития учебно-интеллектуальных  умений учащихся

        Сегодня Российская Федерация идет по пути становления новой системы образования. Предполагается, что компетентности, которые предполагают обладание человеком совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности, лягут в основу модернизации общего образования.              

Кроме того, в условиях так называемой глобализации, происходит не только всё более тесная экономическая и политическая интеграция, но также культурная и образовательная. Это обуславливает не только определённые требования к обозначенным выше компетенциям учеников, но и готовность школьников, а в будущем студентов реализовать эти ключевые знания, умения и навыки в рамках определённых форм проверки и контроля уровня подготовки.

Данная публикация посвящена роли тестов в развитии учебно-интеллектуальных умений учащихся. Сразу же отметим, что мы вовсе не считаем этот инструмент – как впрочем, и другие – универсальным и лучшим для реализации выше обозначенных целей. Учебно-интеллектуальные умения развиваются через систему методов обучения и развития, и тест является лишь одним из элементов этой работы. Чем обусловлено применение тестов в плане реализации задач развития интеллектуальных умений (наряду с другими формами работы)?

Тест позволяет:

  1. снизить долю субъективизма в оценке уровня подготовки школьников;
  2. повысить уровень гармонизации системы образования через введение единых заданий и критериев оценки;
  3. подготовить учеников к сдаче ЕГЭ и ГИА (не решение тестов только ради сдачи экзамена, а целенаправленное формирование определённых умений плюс подготовка к экзамену).
  4. реализовывать задачи развития интеллектуальных умений в классах с большой численностью учеников, когда проблематично применение других форм работы.

Методическая литература дает нам великое множество различных классификаций педагогических тестов, для удобства использования мы делим их на две группы:

  1. Задания с выбором ответа.
  2. Задания с кратким ответом.

Эти две группы мы можем поделить на подгруппы, соответствующие типам заданий.

  1. Задания с выбором ответа.

А) задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, только один из которых правильный.

Б) задания, предлагающие для анализа два суждения.

Поскольку тесты данной группы универсальны, то их, в принципе, можно использовать на любом этапе любого урока, при этом временные затраты минимальны, а оценка знаний объективна.

  1. Задания с кратким ответом.

А) задания, в которых требуется заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице.

Б) задания, в которых требуется установить соответствие позиций, как правило, содержащихся в двух перечнях.

В) задания, в которых требуется отобрать из предлагаемого списка необходимые позиций.

Г) задания, в которых требуется определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание

        Д) задания, в которых требуется определить истинность или ложность суждения или высказывания.        

        Е) задания, в которых требуется установить правильную последовательность.

Сегодня, когда школьное образование ориентировано на сдачу ЕГЭ, роль тестов очень высока.

История и обществознание - дисциплины, которые традиционно на протяжении последних лет значительное число учащихся выбирает в качестве предметов для сдачи на выпускных экзаменах, поэтому использование тестов на уроках истории и обществознания себя полностью оправдывает.

Подводя итог, необходимо отметить, что тесты, разумеется, не могут стать единственной формой работы с учащимися, поскольку не позволяют оценить, например, умеет ли школьник доказывать свою точку зрения, делать выводы, пересказывать. Всегда необходимо помнить об элементе случайности: простое угадывание, например, в тестах первой группы. Кроме этого, стандартизация анализа таких параметров как доброта, способность к состраданию, духовность, гуманность при помощи тестов просто невозможна. Поэтому, применяя тестирование, необходимо четко различать проверку уровня знаний, умений, навыков учащихся для создания наиболее благоприятных условий формирования гармонично развитой личности и «натаскивание», нацеленное на зазубривание несметного количества  фактов, которое  не даёт возможности развиться многим талантам учащихся.

Используемая литература.

  1. Бабанский Ю.К.Методы обучения в совр. общеобразоват. школе, М., 1985;
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактич. аспект, М., 1977; 
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитатательного процесса. Метод, основы, М., 1982; 
  4. Майоров А.Н. “Теория и практика создания тестов для системы             образования”, изд. “Интеллект-Центр, Москва, 2001 год
  5. http://www.lerner.edu3000.ru/Moskva-2007/lerner_chelovech_factor.htm

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей.

Презентация выступления из опыта работы по теме "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей"....

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся...

Презентация "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетенции учащихся"

Презентация к выступлению на мунииципальной научно-практической конференции педагогов в марте 2017г....