Творческая работа ученика Осенкова А. "Лидер и его качества"
творческая работа учащихся по обществознанию (5 класс) по теме

Липартелиани Ольга Николаевна

Ученик 5 класса Осенков А. изучив сочинения древнегреческих философов 1-2 вв. Плутарха и Арриана о жизнедеятельности Александра Македонского, выявил следующие качества лидера:

Решительность

  • Знания и умения их применения
  • Талант
  • Решимость
  • Жёсткость по отношению к врагу
  • Искусство общения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан
иССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ВЫЯВЛЕНИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

Осенков Алексей

Набережночелнинская средняя коррекционная

общеобразовательная школа № 87

5  класс

Научный руководитель:

Липартелиани Ольга Николаевна, учитель истории

Набережные Челны - 2015

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава I.  Истоки становления  А. Македонского как лидера………………5

Глава II. Проявление лидерства в общественно-политической жизни

(на примере анализа военных походов А. Македонского)………………..11

Заключение…………………………………………………………………...16

Список источников и литературы…………………………………………..17

Введение

Лидером считают человека, обладающего наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.

Лидер должен обладать рядом специфических черт характера, иметь определенную цель, уметь заинтересовать, организовать людей. Лидерство возможно в различных направлениях. Для лидерства необходимы знания и умения.

Условия для проявления лидерства создает историческая обстановка в которой живет человек. Например, в годы революций, мировых войн, Великой Отечественной войны нашей стране нужен был лидер, который бы знаниями, решимостью, даже жёсткими методами управления превратил страну в военный лагерь, где солдаты за измену Родины могли быть наказаны даже расстрелом, а в мирное время лидеры страны (Ленин, Сталин) умели строить диалог и общение с народом, выражали его волю, принимая новые законы.

На примере изучения жизни и деятельности А. Македонского, который возглавил походы на восток - в Азию с целью расширить территорию Македонии (страны на севере от Греции) мы можем выявить истоки лидерства.

Цель исследования - показать, что империя А. Македонского была основана не только на силе оружия, но и на силе таких качеств лидера как авторитет, знания, решимость, уважение к культуре завоеванных стран.

Задачи исследования:

  1. Изучить индивидуальные качества характера лидера А. Македонского
  2. Рассмотреть качества лидерства Македонского, проявившиеся во время его завоевательных походов.

Источники исследования:

  • Сочинения Плутарха (древнегреческого историка 1 века) «Александр»[1].
  • Сочинение Арриана (древнегреческого историка 2 века) «Анабасис» (военный поход)[2]

Использованная литература:

  • Монография А. Шофмана «Распад империи Александра Македонского»[3].
  • Интернет-ресурсы[4].

Методы исследования:  анализ источников, изучение событий хронологически (по мере завоеваний Македонского от 356 г. до н.э. до 323 г. до н.э.). Сравнения источников не получилось, потому что они рассказывают о разных событиях жизни Македонского.

Практическое использование работы возможно во время подготовки к урокам истории и обществознания.

Глава I.  Истоки становления  А. Македонского как лидера

Лидером считают человека, обладающего наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.

Первые исследования пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от людей, которые не становились лидерами.

Например, в  1920 г. американский социолог Э. Богардус перечислил десятки качеств, которыми должен обладать лидер, - чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям[5].

Американский социолог Р. Стогдилл в 1948 году, обобщив данные многих исследований, назвал уже 124 черты лидерства. Он пытался доказать, что лидер должен обладать большим интеллектом, чем окружающие его люди. Однако ему возразили: мол, в бизнесе превосходящий других ум — вовсе не обязательный фактор успеха. Немалую роль играют другие черты, например целеустремленность.

Мы попытаемся определить черты лидерства на примере изучения жизни и деятельности известного полководца 4 века до н.э. Александра Македонского.

Александр Великий родился 21 июля 356 до н. э. в македонской столице Пелла. Его родители — македонский царь Филипп II и дочь  царя-грека из г. Милосс Олимпиада. Сам Александр по традиции вёл свой род от мифического Геракла через царей Аргоса, от которых будто бы ответвился первый македонский царь Каран.

Плутарх - древнегреческий философ и писатель 1 века. Он собирал письменные данные о великих личностях, которые существовали до него. Он подробно описывает учителей А. Македонского в своем сочинении «Александр». Эта характеристика, на наш взгляд, сказалась на характере будущего правителя Македонии.

Плутарх отмечал: «Само собой разумеется, что образованием Александра занимались многочисленные воспитатели, наставники и учителя, во главе которых стоял родственник Олимпиады Леонид, муж сурового нрава»[6]. хотя сам Леонид и не стыдился звания воспитателя и дядьки, звания по существу прекрасного и достойного, но из уважения к нему и его родственным связям все называли его руководителем и наставником Александра.

Дядькой же по положению и по званию был Лисимах… В этом человеке не было никакой утонченности, но лишь за то, что он себя называл Фениксом, Александра - Ахиллом, а… его высоко ценили и среди воспитателей он занимал второе место.

Филипп видел, что Александр от природы упрям, а когда рассердится, то не уступает никакому насилию, но зато разумным словом его легко можно склонить к принятию правильного решения; поэтому отец старался больше убеждать, чем приказывать. Филипп не решался полностью доверить обучение и воспитание сына учителям музыки и других наук, входящих в круг общего образования.

Поэтому царь призвал Аристотеля, самого знаменитого и ученого из греческих философов, а за обучение расплатился с ним прекрасным и достойным способом: Филипп восстановил им же самим разрушенный город Стагиру, откуда Аристотель был родом, и возвратил туда бежавших или находившихся в рабстве граждан.

Для занятий и бесед он отвел Аристотелю и Александру рощу около Миезы, посвященную нимфам. Там Александр усвоил учения о нравственности и государстве[7]. В письме к своему учителю Аристотелю, как пишет Плутарх, Александр отмечал: «Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высших предметах».

Плутарх отмечал: Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим. Вообще Александр от природы был склонен к изучению наук и чтению книг. Он считал и нередко говорил об этом, что изучение «Илиады»— хорошее средство для достижения военной доблести[8]. Список «Илиады», исправленный Аристотелем и известный под названием «Илиада из шкатулки», он всегда имел при себе, храня его под подушкой вместе с кинжалом.

Александр говорил, что Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю тем, что живет достойно.

Однако врожденные и привитые ему с детства рвение и страсть к философии не угасли в душе Александра.

Внешность Александра лучше всего передают статуи Лисиппа, и сам он считал, что только этот скульптор достоин ваять его изображения.

Еще в детские годы обнаружилась его воздержность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по возрасту серьезным и возвышенным. Он любил не всякую славу и искал ее не где попало, как это делал Филипп.

Александр, как греки, считал, что в здоровом теле - здоровый дух и сила. Он любил бегать по утрам. Следовательно, лидер должен не только иметь знания по отдельным учебным предметам (риторика - умение красиво и четко говорить, военное дело), но и должен заниматься контролем своего физического состояния, чтобы быть готовым контролировать свои эмоции, желания, быть всегда собранным и бодрым для того, чтобы правильно думать, руководить людьми. Но однажды, когда приближенные спросили  его, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!»

Вообще Александр, по-видимому, не любил атлетов: он устраивал множество состязаний трагических поэтов, охотничьи соревнования и бои на палках, но не назначал наград их участникам. Он считал, что состязаться надо не за награды, а ради своего престижа, славы.

Стремясь не к наслаждению и богатству, а к доблести и славе, Александр считал, что, чем больше получит он от своего отца, тем меньше может сделать сам. Возрастание македонского могущества порождало у Александра опасения, что все великие деяния будут совершены до него, а он хотел унаследовать власть, чреватую не роскошью, удовольствиями и богатством, но битвами, войнами и борьбою за славу.

На мой взгляд, без честолюбия, желания быть признанным в обществе нельзя добиться славы. Ведь у человека должно быть большое желание - быть великим, значимым, иметь большое значение в обществе. Это одно из качеств лидера, великой личности.

Плутарх пишет: «Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью»[9] и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе — каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

Я считаю, что радушие при встрече с гостями, воображение, умение найти  тему для общего обсуждения, грамотная красивая речь, убедительный голос - все это качества лидера, которые мы видим у А. Македонского.

У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдвинуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусством не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим — в военное. Вожди были уверены, что сила речи имеет то же значение, что и физическая сила на войне. Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем интонация, артистизм, расстановка правильных акцентов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший оратор обладал чувством такта, умело учитывал характер собеседников, знал историю народов и их взаимоотношений. «Большие люди» выступали в конце собрания, когда точки зрения были выяснены и надо было выразить мнение большинства.

Искусство публичного выступления и умения общения с другими высоко ценится и сегодня. Многие народные депутаты выдвигаются именно благодаря своему красноречию.

Таким образом, уже в годы детства и юношества А. Македонскому его учителями были заложены такие черты характера будущего лидера как: знание, решимость, самообладание, любовь к доблести - честолюбие.

Список черт, необходимых лидеру, постоянно расширяется. Некоторые до сих пор думают, что лидерство — это качество, которое или есть от рождения, или его нет вообще. Я считаю, что искусству быть лидером можно научиться. Нужно учебой, общением с окружающими воспитывать в себе такие качества, которые мы видим у А. Македонского:

  1. Воображение - представление  цели, которая должна состоять  из реальных вещей, где-то нами виденных, но измененных и приспособленных по-новому (добить завоевания Греции, например)
  2. Знания необходимы для того, чтобы спланировать путь к достижению цели, которую нарисовало воображение. Знание придает лидеру уверенность.
  3. Решимость - это больше, чем просто сильное желание добиться успеха. Решимость состоит из трех компонентов. Во-первых, лидер знает, что порученное задание находится в пределах человеческих возможностей. Во-вторых, он верит, что все, что нужно сделать, будет сделано. В-третьих, он должен передать свою убежденность другим. Его спокойная уверенность придаст силы остальным членам команды.
  4. Искусство общения. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Он должен стать легендой, героем рассказов, реальных или выдуманных.

Глава II. Проявление лидерства в общественно-политической жизни (на примере анализа военных походов А. Македонского)

После смерти царя Македонии Филиппа македонское войско, хорошо знавшее и видевшее его сына Александра в сражениях, провозгласило его царём.

Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца и, по македонской традиции, с возможными претендентами на трон. Знать и македонский народ он привлек на свою сторону отменой налогов.

На мой взгляд, уже в первых мероприятиях общественно-политической жизни Александр проявил такие черты лидерства как решительность (расправился с заговорщиками), изучение интересов своего населения и издание новых законов в интересах народа (отмена больших налогов в Македонии).

Затем его войско двинулось на юг - на покорение Греции. Осада  г. Фивы заняла несколько дней. Спонтанным штурмом город был захвачен, разграблен, а всё население обращено в рабство. Однако, дальновидный Александр как лидер населения нашел то общее, что могло бы объединить покоренных греков и македонян - ненависть к покорителям Греции персам.

В 334-332 гг. до н. э. были завоеваны территории Персидской державы - Малая Азия, Сирия и Египет. Первое сражение с войсками персидских сатрапов произошло на реке Граник недалеко от Трои. К сожалению, чтобы быть лидером А. Македонскому пришлось проявить жесткость (даже жестокость) в принятии решений при неповиновении покоренных племен. Поэтому большинство малоазийских городов испугались грабежа и добровольно открыло ворота победителю (г. Сарды и Гордий, столицы Лидии и Фригии).

Победа при г. Иссе открыла македонянам путь на юг. Александр, огибая побережье Средиземного моря, направился в Финикию

Мирные условия, дважды предложенные Дарием, были отклонены Александром.

Как лидер Александр четко продумывал ход и стратегию наиболее важнейших сражений. Например, он знал, что с падением города Тира персидский флот на Средиземном море перестанем существовать поэтому и направил против него свои основные силы.

В 331—330 гг. до н. э. была разгромлена вся Персидская держава. Перед Александром встала новая задача - удержать власть над огромным населением своей империи (государства, включающее ряд стран под главенством одного правителя). Покоренное население говорило на непонятном ему персидском, латинском, финикийском языках; исповедовала различные рели, имело различную культуру и обряды.

Талант А. Македонского как лидера проявился в этом случае в умелом руководстве покоренными народами. Арриан писал: «Когда Александр прибыл в Вавилон, его встретили посольства от греков... После дружественного и, как полагается, почетного приема, он, говорят, отпустил их обратно и при этом отдал послам для возвращения в Грецию все статуи и другие предметы, посвященные богам, которые Ксеркс увез из Греции»[10]. Чтобы привлечь покоренное население  к себе в войско он обещал хорошее жалованье всем солдатам и морякам: « унего много ловцов пурпуровых раковин и других морских ремесленников из Финикии и прочих береговых стран»[11].

Став властителем Азии, Александр изменился. Он перестал смотреть на персов как на покорённый народ и стал стремиться уравнять победителей с побеждёнными и соединить их в единую монархию. Принятые Александром меры вначале касались  уважения восточных одежд, гарема, персидских придворных церемоний, которые он уважал. Но не требовал соблюдать от своих македонян. Александр хотел жить с персами в мире, как их прежние цари.

На мой взгляд, роль в личности в истории велика. От личности зависит благополучие жизни народа. Но  если личность поступает несогласованно с желанием народа и не может народ убедить в своей правоте -  личность не добьется успеха. Роль народных масс решающая в общественно-политической жизни страны. Народ выдвигает и поддерживает личность!

Например,  македонская армия утомилась от длительного похода, солдаты хотели вернуться домой и не разделяли целей своего царя стать господином всего мира. В конце 330 до н. э. был раскрыт заговор против Александра нескольких простых солдат. Это вызвало ожесточение Александра. Он стал раздражительным, ему везде мерещился заговор против него. И это привело к отрицательным последствиям - казнили Каллисфена, историка и философа, который один осмеливался возражать царю и открыто критиковать новые придворные порядки, Клит - друг Александра был убит им в пьяной ссоре осенью 328 до н. э.

В 329-327 гг. до н. э. А. Македонский покорил Среднюю Азию (территории современных Афганистана, Таджикистана и Узбекистана). Он действовал не только «огнем и кровью», но и считал, что его держава должна строиться на новой культуре. Древнегреческий историк Арриан писал: «Когда Александру сообщили, что большая часть воинов не записывается и скрывает долговые обязательства, у кого они имеются, он осыпал упреками недоверчивость воинов; как царь, говорил он, должен быть по отношению к подданным только правдивым, так и все подчиненные должны видеть в действиях царя только правдивость… Людей, отличившихся доблестью, награждал он золотыми венками...»[12].

В Согдиане Александр основал город Александрию Эсхата (совр. Худжанд), в настоящее время 2-й по величине город Таджикистана. В Бактрии на древних развалинах он основал город Александрию в Арахосии (совр. Кандагар), в настоящее время 2-й по величине город Афганистана.

Весною 326 до н. э. Александр вторгся в земли индийских народов и и вступил во владение царя Абхи из Таксила (греки называли царя Таксилом)[13].

Таксил присягнул Александру, надеясь с его помощью одолеть соперника - царя Пора из восточного Пенджаба. Пор выставил армию и 200 слонов на границах своей земли, и в июле 326 до н. э. произошла битва на реке Гидасп, в которой войско Пора было разгромлено, а сам он попал в плен.

Умный и хитрый политик А. Македонский неожиданно для Таксила оставил Пора царём, и даже расширил его владения. Его тактика - ставить прежних властителей в зависимость от себя, стараясь при этом сохранить им противовес в лице других удельных властителей.

Раздражённый противодействием и пассивным мужеством народов Индии Александр истреблял целые племена, не в силах остаться здесь на длительный срок, чтобы привести их к покорности.

В феврале 324 до н. э. Александр достиг Персии, завершив, таким образом, индийский поход. В следующий раз европейцы сделали попытку завоевать Индию только через 2 тысячи лет.

В марте 324 до н. э. Александр вступил в город Сузы (на юге Ирана), где он и его армия предались заслуженному отдыху после 10-летнего военного похода.

Арриан - древнегреческий историк 2 века - пишет, что прибыв в Сузы (город в Персии), Александр казнил  персидских сатрапов - правителей областей»за дурное управление сузианами арестовал и казнил…отпраздновал свадьбу свою и своих приближенных…Свадьбы были совершены по персидскому обычаю…каждой невесте приданное дал Александр»[14].  

Мероприятия А. Македонского для  создания единого государства из разнородных по культуре подданных:

  • Женитьба на  Статире, старшей дочери персидского царя Дария.
  • Серьёзная реформа в армии: была подготовлена и обучена по македонскому образцу фаланга из 30 тысяч юношей из азиатских народов. Местные аристократы зачислялись даже в элитную конницу.
  • Македонцы-завоеватели обвинили Александра в предательстве интересов Македонии. Тогда казнив 13 зачинщиков, Александр принудил к повиновению армию своей империи, которая с этим поступком Александра уже не мыслила себе иного полководца кроме Александра.

Александр Великий скончался 10 июня 323 до н. э. в Вавилоне в возрасте 33 лет вероятно от лихорадки, хозяйничавшей Азии (европейцы могли и не справиться с приспособлением организма к новым жарким условиям жизни). Распоряжений о наследниках он не оставил.

Таким образом, общественно-политическая жизнь лидера проявляет его такую черту личности как талант. Военный талант проявляется в организации военной и мирной жизни граждан, создании дисциплины в войсках, порядка в соблюдении законов.

Другая черта лидера военного времени - жестокость. Опыт показывает, что добиться успеха можно, только если ты безжалостен к недоброжелателям, бездельникам и лентяям.

Заключение

Лидер (англ. leader - ведущий, руководитель) - самый авторитетный член группы.

Лидер должен обладать рядом специфических черт характера, иметь определенную цель, уметь заинтересовать, организовать людей. Лидерство возможно в различных направлениях мирной и военной жизни.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

Качества, необходимые для проявления лидерства:

  • Решительность
  • Знания и умения их применения
  • Талант
  • Решимость
  • Жёсткость по отношению к врагу
  • Искусство общения

Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные.

Список источников и литературы

Источники

  1. Арриан Анабасис // Хрестоматия по истории древнего мира / под ред. В.В. Струве. - М: Просвещение, 1976. - С. 249-252.
  2. Плутарх  Аристотель //  Хрестоматия по истории древнего мира/Сост. Е. А. Черкасова. - М.: Просвещение, 1991. - С. 191-193, 198-199.

Литература

  1. Александр Македонский [электронный ресурс]//   http://lafrance.es/publ/11-1-0-148
  2. Кравченко А.И.  Лидер // Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса. - М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2007.  -  С. 64-65.
  3. Шофман А. Распад империи Александра Македонского. - Казань: КГУ, 1995.

[1] Плутарх  Аристотель //  Хрестоматия по истории древнего мира/Сост. Е. А. Черкасова. - М.: Просвещение, 1991. - С. 191-193, 198-199.

[2] Арриан Анабасис // Хрестоматия по истории древнего мира / под ред. В.В. Струве. - М: Просвещение, 1976. - С. 249-252.

[3] Шофман А. Распад империи Александра Македонского. - Казань: КГУ, 1995.

[4] Александр Македонский //   http://lafrance.es/publ/11-1-0-148

[5] Кравченко А.И., Певцова Е.А Обществознание: Учебник для 7 класса. - М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2007.  -  С. 64-65.

[6] Плутарх  Аристотель //  Хрестоматия по истории древнего мира/Сост. Е. А. Черкасова. - М.: Просвещение, 1991. - С. 191.

[7] Плутарх  Аристотель //  Хрестоматия по истории древнего мира/Сост. Е. А. Черкасова. - М.: Просвещение, 1991. - С. 192.

[8] Плутарх  Аристотель //  Хрестоматия по истории древнего мира/Сост. Е. А. Черкасова. - М.: Просвещение, 1991. - С. 193.

[9] Плутарх  Аристотель //  Хрестоматия по истории древнего мира/Сост. Е. А. Черкасова. - М.: Просвещение, 1991. - С. 191.

[10] Арриан Анабасис // Хрестоматия по истории древнего мира / под ред. В.В. Струве. - М: Просвещение, 1976. - С. 251.

[11] Арриан Анабасис // Хрестоматия по истории древнего мира / под ред. В.В. Струве. - М: Просвещение, 1976. - С. 252.

[12] Арриан Анабасис // Хрестоматия по истории древнего мира / под ред. В.В. Струве. - М: Просвещение, 1976. - С. 250.

[13] Шофман А. Распад империи Александра Македонского. - Казань: КГУ, 1995. - С. 87.

[14] Арриан Анабасис // Хрестоматия по истории древнего мира / под ред. В.В. Струве. - М: Просвещение, 1976. - С. 250


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа учеников.

Мои ученики в свободное время пишут стихи, рассказы. Одну из них хочу опубликовать....

Творческая работа ученика 5 класса "Динозавры"

Развитие жизни на Земле продолжалось несколько миллиардов лет. За это время одни виды и группы организмов давали начало другим. Многие, появившись, исчезали, другие сохранились и живут до сих пор.А чт...

Творческая работа ученика

Сочинение на конкурс "Благодарим за Победу"...

Творческая работа ученика

Сочинение на конкурс "Благодарю за Победу"...

Творческие работы учеников к КВН по басням И.А.Крылова

Творческие работы учеников к КВН по басням И.А.Крылова...

Творческая работа учеников 9 класса "Желудок химический реактор"

Творческая работа учеников 9 класса "Желудок химический реактор"...