Права человека и гражданина
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Раработка проблемного  урока обществонания в 9 классе по теме:"Права человека и гражданина" (по ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №2» г.Николаевска

 Права человека и гражданина

 

                                                   Разработка урока права в 9 классе

                                            Выполнена учителем истории

                        и обществознания

                                                          Удодовой Татьяной Владимировной

Николаевск 2014


Тема: Права человека и гражданина

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель урока:

 повышение правовой грамотности несовершеннолетних.

Задачи урока:

  • познакомить обучающихся с понятием «права человека»;  
  • классифицировать права человека на:  личные, политические, социальные,

экономические, культурные;

  • развитие самостоятельности обучающихся при добыче знаний по теме урока;
  • продолжить формирование умения работать с текстом закона (Конституции РФ);
  • продолжить формирование умения аргументировано доказывать свою точку зрения;  
  • продолжить формирование навыка работы в группе;
  • продолжать содействовать воспитанию уважения к закону, уважение к правовым и социальным нормам.

Планируемые результаты:

  • закрепление знаний  о правах  и обязанностях человека и гражданина;
  •  закрепить знания об основных группах прав человека;
  •  понимание того, что недостаточно только владеть  юридической информацией, важно уметь грамотно ею пользоваться;
  • сформировать у обучающихся уверенность, что права и свободы, гарантированных Конституцией РФ и законом “О статусе военнослужащих” никто ни вправе отменить или ограничить

Формируемые компетенции:

  1. Общеучебные:
  • адекватно понимать информацию устного сообщения,
  • правильно и осознанно излагать  полученную информацию,
  • высказывать свою точку зрения.

  1. Предметные:
  • извлекать информацию из правовых  источников,
  • сравнивать правовые нормы, изложенные в международных документах  с российским законодательством,
  • провести классификацию правовых норм из гл. 2 Конституции РФ,
  • объяснять принципы правового статуса личности,
  • приводить примеры прав и свобод человека и гражданина,
  • правильно и осознанно излагать  полученную информацию и использовать ключевые понятия темы.

  1.  Метапредметные:
  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • делать выводы,
  • выполнять определенную роль в группе,
  • оценивать свой результат  и работу группы.

План урока.

I Проблема урока

Где проходит граница прав и свобод человека? Может ли свобода быть абсолютной?

 

II Поиск решения проблемы:

1)Что такое права человека.

     Предполагаемый вывод по проблеме:

1)естественная мера свободы и ответственности человека;

2) нормы, выражающие естественную возможность человека действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни, объективно необходимые каждому для нормального, полноценного развития личности, участия во всех сферах жизни общества.

2)Общечеловеческие правовые документы.

Международный билль прав человека (состоит из 5-ти документов).

3)Права и свободы человека и гражданина в РФ. 

      Предполагаемый вывод по проблеме: Единая система прав, закрепленная в нашей Конституции, охватывает все сферы жизни общества. Каталог прав человека, соответствующий этим сферам, закреплен в статьях Конституции : гражданские (личные) права -  ст. 19-28, 45-54; политические – ст.29-33; социальные и экономические – ст. 36-42; культурные – ст.43-44.

Ход урока.

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. (2-3мин)

Учитель

(возможные действия, вопросы)

Ученики

(возможные ответы)

-О каких правах человека и гражданина вы уже знаете?

- Где закреплены основные права человека и гражданина?

- гражданские, политические, экономические, социальные, культурные

- Конституция, международные документы

-Сформулируйте самостоятельно, исходя из названия параграфа проблемы, которые должны быть изучены на уроке.

Фиксирует на доске.

 Высказывают свои предположения.

По- разному формулируют проблему.

Обобщаем и резюмируем

Проблема: Где проходит граница прав и свобод человека? Может ли свобода быть абсолютной?

Записывают в тетрадь.

Версии.(3-4мин)

-Какие у вас есть версии решения проблемы?

В диалоге выводит учеников на следующие версии:

Фиксирует на доске.

Версии:

1) свобода небезгранична

2) свобода человека ограничена правами и свободами других людей,  нормами права и морали

Предлагают свои версии, принимаются любые.

Записывают в тетрадь.


Актуализация знаний. Планирование деятельности.(6-7мин)

-Что нужно знать, чтобы проверить наши версии и ответить на самый главный вопрос урока?

- Что нужно вспомнить?

Фиксирует на доске

Конституция - основной закон государства, закрепляющий права и свободы человека. Основы конституционного строя РФ.

Основные понятия: Конституция, права человека.

-Используя уже имеющиеся у нас знания, мы можем ответить на главный вопрос?

-Что еще нам нужно узнать для решения проблемы?

Надо узнать:

1)Каталог прав человека и гражданина в РФ

 2) Основные международные документы, закрепляющие права человека

Нет

Определяют, каких знаний недостаточно, где и как их добыть.

Записывают план действий в тетрадь.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).(20-22 мин)

1.Что такое права человека?

В соответствии с намеченными пунктами плана ученикам даются продуктивные задания.

«Мозговой штурм» -ассоциации с понятием «Права человека», учитель на доске все версии фиксирует. Далее из получившегося кластера учащиеся самостоятельно пытаются сформулировать понятие.

-Откройте словарь на с 220 , прочтите определение.  Сравните определение, которое дает автор учебника с тем, которое вы сформулировали самостоятельно.

(5  мин)

Работают в тетрадях, отвечая на вопросы.

Записывают в тетрадь

Обсуждают, делают вывод:  права человека – это: 1)естественная мера свободы и ответственности человека;

2) нормы, выражающие естественную возможность человека действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни, объективно необходимые каждому для нормального, полноценного развития личности, участия во всех сферах жизни общества.

2.Общечеловеческие правовые документы.

Выступление обучающегося с докладом на тему «Международные документы по правам человека»

(на предыдущем уроке было дано опережающее задание)

(7 мин)

-Предполагаемый вывод по проблеме: Всеобщая декларация прав человека (ООН, 10.12.1948г.)

-Международный Пакт об экономических, социальных и культурных и культурных правах (ООН, 1996 г.)

-Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания (ООН, 1984)

-Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950, ратифицирована Россией 5 мая 1998 г.)

-Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948г.)

-Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)

-Заключительный  акт Совещания по безопасности и   сотрудничеству в Европе (1975)

 

Обучающиеся фиксируют в тетрадях.

3.Права и свободы человека и гражданина в РФ.

Каждая группа получает задание: изучение Конституции РФ, главы 2 "Права и свободы человека и гражданина".

1 группа: группа: получает задание изучить гражданские права человека..

2 группа: получает задание изучить политические права человека

3 группа:

получает задание изучить экономические права человека.

4 группа: получает задание изучить социальные права человека.

5 группа: получает задание изучить культурные права человека.

Обучающиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу. Далее - презентовать свою группу прав.

(10 мин)

Работа с текстом Конституции РФ.

Обучающиеся  изучают и отбирают необходимую информацию.

При изучении статей Конституции каждая группа заполняет свой раздел в следующей таблице:

Гражданские права и свободы

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность

свобода мирных собраний, митингов, шествий, демонстраций

право на свободный и безопасный труд

право на  жизненный уровень, достаточный для поддержания здоровья и благосостояния

право на свободу творчества

право на      неприкосновенность  частной жизни,  тайну  корреспонденции,  телефонных сообщений

право участвовать в управлении своей страной

право на частную      собственность

право на  отдых и досуг

право  на  

защиту  интеллектуальной  собственности

право на неприкосновенность жилища

право избирать и быть избранным в представительные органы власти

право на свободное  предпринимательство

право на  защиту от  безработицы

право  на участие в  культурной  жизни общества

право на  вступление в брак

право занимать государственные должности

право на  наследство

право на создание  профессиональных союзов

 

свобода мысли, свобода  убеждений

 

 

право на охрану  здоровья и медицинскую помощь

 

свобода совести и   вероисповедания

 

 

право на образование

 

право на  уважение и защиту  человеческого достоинства

 

 

право на социальное обеспечение

 

запрет дискриминации,   запрет пыток и жестокого,  унижающего  обращения   или наказания

 

 

право на жилище

 

запрет  неправомерного ареста и заключения

 

 

 

 

Обучающиеся работают в своих группах: читают, обсуждают, дискутируют, спорят и вносят записи в таблицу по своему направлению изучения проблемы.  

На данном этапе учитель наблюдает степень самостоятельности обучающихся и оказывает лишь необходимую помощь (консультацию) .

Выражение решения, применение нового знания. Рефлексия.

Домашнее задание. (3-4 мин)

-Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

-Подтвердились ли версии, которые мы с вами выдвинули в начале урока?

Примерный вывод по проблеме:

- У каждого человека и гражданина есть группы прав, которые равны, неотчуждаемы и неделимы. Они закреплены в национальных документах (Конституция) и документах международного значения.

-Человек не может быть абсолютно свободен в своих действиях и поступках, так как его действия могут нарушить права других людей. Поэтому свобода человека граничит с правами других людей, с нормами права и морали.

- Обратите внимание на то, что данная тема изучается 2 урока. О чем пойдет речь на следующем? -Прочитайте дома § 14-15 с120-130, ответьте на вопросы 1-4 с 134. Отдельные ученики (называет имена) подготовят сообщения и презентации на темы: «Права ребенка» и «Системы защиты прав человека».

Высказывают свои предположения.

Записывают д/з.


Список литературы:

  1. Конституция РФ.
  2. Обществознание, 9 класс, Л.Н. Боголюбов.
  3. Пронькин В.Н., Гутников А.Б., Живое право. Книга для ученика. Т.1: Учеб. пособие для 8-11 кл. - СПб. Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского, 2001.
  4. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачёт № 2 по теме «Права Человека и гражданина»

Зачёт № 2 в виде теста для 9 класса вечерней школы, два варианта с ответами....

"Конституция РФ об основных правах человека и гражданина"

Внеклассное мероприятие, посвященное 20- летию принятия Конституции РФ,...

Технологическая карта урока по теме: "Права человека и гражданина".

Технологическая карта урока обществознания...

Методическая разработка урока "Права человека и гражданина"

Методическая разработка получила диплом III степени региогального этапа Всероссийского конкурса школьных проектов, посвященного 20-летию принятия Конститукции Российской Федерации в номинации "К...

Права человека и гражданина

Презентация на тему "Права человека и гражданина"...

Контрольная работа по обществознанию по теме: "Права человека и гражданина"

Итоговая контрольная работа по обществознанию по теме " Права человека и гражданина" для 9 класса...