РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Харченко Татьяна Викторовна

План-конспект урока обществознания в 11 классе "Рыночные отношения в современной экономике",позволяющий  раскрыть основные черты рыночной экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_rynochnye_otnosheniya.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

У р о к   14

РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Цель: раскрыть основные черты рыночной экономики.

Тип урока – комбинированный.

П о н я т и я:        рыночная экономика, командная экономика, спрос, предложение, издержки, прибыль, биржа, конкуренция, монополия.

Х о д   у р о к а

I. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по вопросам на с. 154, § 14.

2. Тест.

1. Производство – это…

а) процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества;

б) процесс включения работника в трудовые отношения по поводу создания продукта;

в) деятельность людей на предприятиях, создающая материальные продукты.

2. Назовите период промышленного переворота в России:

а) 50–70-е гг. XVIII в.;

б) вторая половина XVII в.;

в) с начала XIX в. до начала 80-х гг. XX в.

3. Что является определяющим в индустриальном обществе?

а) сельское хозяйство;

б) теоретические знания;

в) промышленность.

4. Скачок в развитии производственных сил, заключающийся в переходе от мануфактуры к машинному производству, – это…

а) научно-технический прогресс;

б) промышленный переворот;

в) революция.

5. Товар – это…

а) все, что продается на рынке;

б) вещь, обладающая высоким качеством;

в) продукт труда, предлагаемый для обмена путем купли-продажи, удовлетворяющий общественные потребности.

6. Слово «экономика» в переводе с греческого языка означает:

а) искусство ведения домашнего хозяйства;

б) организацию хозяйства по территориальному признаку;

в) рациональное распределение ограниченных благ.

II. Изучение нового материала

                                           Свободная рыночная экономика –

   превосходная вещь, но чтобы

                                           она работала, нужно очень

                                           много помощи.

Н. Аскерон

Б е с е д а.

– Что такое рынок?

– Что такое экономика?

– Запишите слова-ассоциации к понятию «рыночная экономика».

– Что такое рыночная экономика?

– Какие три вопроса решает экономика?

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.

– Объясните назначение всех этих рынков.

достоинства

недостатки

1. Способна с помощью конкуренции и рыночной цены быстро откликаться на потребности в новых товарах и услугах

2. Уравновешивает спрос и предложение

1. Медленно реагирует на потребность в коренных преобразованиях народного хозяйства, которые требуют больших капиталовложений и не дают быстрой выгоды

Окончание табл.

3. Поощряет хозяйства, которые соответствуют нормальным (и превышающие нормальные) условиям производства

4. Обеспечивает наибольшую эффективность работы

2. Слабо обеспечивает поддержку некоммерческих отраслей (образование, фундаментальные исследования)

3. Не способна предотвратить кризисы перепроизводства, порождает безработицу, инфляцию

В ы в о д.

В рыночной экономике ответы на главные вопросы (что производить, как, для кого?) дают потребители и производители.

Главный принцип рыночной экономики – индивидуальный интерес, выгода: покупатели заинтересованы в том, чтобы купить подешевле, продавцы хотят продать подороже.

Рыночная экономика требует наличия:

1. Частной собственности на средства производства.

2. Свободы выбора, свободы принятия решения, свободы обмена.

3. Возможности получать личную выгоду.

4. Конкуренции.

– Подтвердите данные положения примерами.

– Что такое спрос и предложения?

– Какую роль играет конкуренция и что это такое?

Спрос – отражение потребностей общества.

Предложения – результат производственной деятельности в виде товарной массы, предназначенной для продажи.

Конкуренция – рыночная борьба за выживание и экономическое процветание.

Равновесие спроса и предложения – соответствие между обменом спроса на продукты и объектом их предложения.

– Покажите на примерах, как спрос и предложение влияет друг на друга и на цену.

– Как вы понимаете, что такое ажиотажный спрос?

– Как вы думаете, почему людям присущи страх перед тем, что что-то или все сразу пропадет, и стремление накапливать продукты, товары, страсть к необязательным покупкам? Как это влияет на экономическую ситуацию?

– Ажиотажный спрос, вызванный дефицитным инфляционным ожиданием – это явление рыночной экономики или нет? Свой ответ аргументируйте.

– Как вы понимаете, что главное в рыночной экономике – это экономическая свобода? (Производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товаров, продавец – в запрашиваемой цене, покупатель – в согласии платить такие цены, работник – в выборе места работы, любой человек – в способе получения доходов.)

Свободная (совершенная) конкуренция – вид конкуренции, при ко


торой цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.

Совершенная конкуренция возможна:

– когда есть множество покупателей и продавцов, ни одна отдельная группа не может влиять на положение на рынке;

– для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги;

– ни один из продавцов и покупателей не знает о рынке больше, чем остальные;

– продавцы и покупатели могут свободно выходить на рынок и покидать его.

Несовершенная конкуренция возможна:

– когда каждый из продавцов стремится сделать или представить свой товар как особый, лучший, чем у других;

– ряд продавцов имеет своих покупателей, тяготеющих только к одной фирме, одному магазину, одному продавцу (возникает особая форма монополизма);

– несколько крупных фирм, компаний начинают доминировать на рынке, концентрируя в своих руках производство и продажу товаров, для выпуска и реализации которых необходим огромный капитал;

– осуществляется продажа товара по ценам, установленным фирмами;

– монополист контролирует рынок продаж, ставя покупателя в абсолютную зависимость от себя;

– существует рынок одного покупателя – монопсония.

– Приведите примеры монополизма в экономике.

– Какой монополизм признается легальным? Приведите его примеры.

Задание в группах: I гр. – сторонники монополии; II гр. – противники монополии; III гр. – сторонники конкуренции (рыночной экономики); IV гр. – противники конкуренции (рыночной экономики).

– Как вы думаете, рынок влияет на государство или государство на развитие рынка? Свой ответ обоснуйте.

Задание: сравните два подхода к определению экономической роли государства в современную эпоху. В чем главное различие этих подходов?

Задание: комплексное исследование «От плана к рынку», проведенное группой экспертов Мирового банка в 1997–1998 гг., определило шесть стран-лидеров по рейтингу экономической свободы: в порядке убывания – Гонконг, Сингапур, США, Швейцария, Канада, Германия. А постсоциалистические страны были сгруппированы в 4 группы по критерию экономической либерализации:

1. Польша, Словения, Венгрия, Хорватия, Чехия, Словакия, Македония.

2. Эстония, Литва, Латвия, Болгария, Албания, Румыния, Монголия.

3. Киргизия, Россия, Молдавия, Армения, Грузия, Казахстан.

4. Узбекистан, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Таджикистан, Туркмения.

– Как вы думаете, что позволило перечисленным странам попасть в первую группу по пути продвижения к рынку? Что сдерживает движение России к рынку?

Этапы перехода к рынку

Этап становления рынка

Этап строительства материальной базы

Этап вхождения в рынок

1

2

3

1. прежние экономические структуры, находятся в состоянии распада, а новые еще не оформились

2. В экономике царит хаос

1. Становятся выгодными долгосрочные экономические проекты

2. Экономика еще слабая

1. Начинается насыщение экономики капиталом

2. Постепенно растет оплата труда, уровень жизни людей

3. Хаос в законах, регулирующих экономическую политику

4. Хаос в сознании (прежние ориентиры устарели, новых еще нет)

5. Появление авантюристов

3. Быстрее развиваются отрасли, ориентированные на спрос в мировом рынке

3. Экономика приобретает внутренние импульсы

4. Производство ориентировано на национальный рынок

Российский экономист В. Найшуля выделил следующие этапы развития советской экономики:

1920–1953 гг. – командная система – управление из центра; практические безденежные отношения в тяжелой промышленности;

1953 – середина 60-х гг. – экономика согласований; идет торг не на рынке, а в министерствах, ведомствах, т. е. по вертикали вышестоящих с нижестоящими; господствует формула: если вы хотите, чтобы я сделал что-то, дайте мне то-то и то-то;

Середина 60-х – 80-е гг. – бюрократический рынок – вертикальные связи (отношения) сохраняются, но добавляются горизонтальные связи – торг идет между предприятиями; господствует ненормальный, «нерыночноый» рынок, т. к. а) сохраняется административное управление; б) деньги не играют большой роли; в) конкуренция не в «битве» за покупателя, а за благосклонность начальства в коридорах ведомств; г) равновесие спроса и предложения достигается путем ограничения заработной платы, запретом превращать безналичные деньги в наличные;

1990-е гг. – зарождение рынка – горизонтальные связи (между предприятиями) ломают вертикальные; центр оказывается ненужным; возникает потребность найти цену обмена; возникают биржи.

Программа радикальных экономических реформ («реформы Гайдара»):

1. Либерализация ценообразования.

2. Отказ от планового управления экономикой.

3. Предоставление всем гражданам свободы торговли.

4. Предоставление всем предприятиям и гражданам права заниматься внешнеторговыми операциями.

5. Проведение жесткой кредитно-денежной политики.

Возможности России:

1. Огромное жизненное пространство, количество и разнообразие природных ресурсов, устойчивость генофонда и богатство национальных культур.

2. Количество территории, приходящейся на душу населения, при этом значит часть не затронута хозяйственной деятельностью и является экологически чистой – резерв устойчивой биосферы.

3. Благоприятное геополитическое положение.

4. Духовные ресурсы, духовная энергия – основа создания и творчества.

5. Достаточно развитый научный потенциал.

6. Высокий общеобразовательный уровень, интеллектуальный потенциал России. (В. Д. Андрианов.)

III. Закрепление.

– Согласны ли вы с суждениями? Свою позицию объясните.

Деньги не только благо, но и огромная беда для человечества.

Конкуренция возникает там и тогда, где и когда существует в чем-либо дефицит.

Торговля появилась на свет, когда обмен принял денежную форму.

Экономика возникает только тогда, когда людям необходимо разумно распределять редкостные блага, а рынок изобретен как самый рациональный и эффективный способ получить такие блага.

– Почему, на ваш взгляд, высокий уровень производства, существующий в развитых капиталистических странах, влечет за собой высокий уровень потребления?

– Почему, на ваш взгляд, капиталистическая экономика совершила то, чего не могла дать социалистическая: рост потребителей и рост производства одновременно, а не за счет друг друга?

– Приведите конкретные примеры к следующим положениям.

Очень рано наши предки осознали, что для успешной торговли необходимы охрана собственности и система юридических законов. Уже в древнем Вавилоне и Египте установилась разветвленная система законодательства, закреплявшая монополию государства на судопроизводство и смертную казнь.

Новые поколения компьютеров поступают на рынок тогда, когда предыдущие еще не успели распродать.

Домашнее задание: § 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рыночные отношения в экономике

Данная разработка содержит конспект урока и презентацию....

Рыночные отношения в современной экономике.

Урок по теме "Рыночная экономика"....

Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» 11-й класс

раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики, его достоинства и недостатки...

Рыночные отношения в современной экономике

Конспект занятия со схемами "Рыночные отношения в современной экономике"...

Рыночные отношения в современной экономике"

Урок обществознания по обществознанию в 11 классе...

Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе на тему: «Рыночные отношения в современной экономике»

Раскрыть основные черты рыночной экономики;Расширить представления учащихся о существующих типах экономических систем;Донести до учащихся, что в условиях рыночной экономики колоссальное значение имеет...

Рыночные отношения в экономике. Рыночное равновесие. Обществознание 11 класс

- цель учебной деятельности: Систематизировать знания учащихся о спросе на товары и услуги и их предложении, читая графики делать выводы о влиянии факторных доходов на рыночное равновесие.- планируемы...