конспект урока обществознания по теме: "Мораль"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

конспект урока обществознания по теме: "Мораль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_teme_moral.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.

Тема урока: «Мораль»

УМК: Кравченко А. И., Певцова Е.А., «Обществознание»: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, изд. «Русское слово» – 2008.

Цель урока: Познакомить учащихся с основами понятия «мораль»

Задачи урока:

1. Подвести учащихся к пониманию сущности морального поведения людей;

2. Способствовать формированию у учащихся умений различать нравственные категории в реальной жизни;

3. Продолжить формирование умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать события;

4. Способствовать формированию у учащихся уважения к нравственному совершенствованию человека.

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, изречения философов на доске.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА.

Эпиграф к уроку:

 Ни с кем не надо обходиться зло, всегда будь мягок, чтоб тебе везло.

(Абу Шукур)

Ты сторону прими того, кто в споре пострадал, быстрее подними того, кто в горе в грязь упал.

(Насир Хосров)

Не делай зла, не то на зло нарвёшься, не рой другому яму, – сам споткнёшься.

I. Организационный момент.

II. Переход к изучению новой темы.

Ребята, тема нашего урока очень интересна и актуальна, так как с проявлениями понятия «мораль», Вы в своей жизни уже ни раз встречались: начиная с раннего детства Вам читали сказки, где добро побеждает зло, сильные помогают слабым. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятие «мораль», «нравственные ценности» и проанализируем, уже знакомое Вам, понятие «право».

III. Изучение новой темы.

План.

1. Что такое мораль?

2. Нравственные ценности.

3. Мораль и право.

1. Для начала вспомним: что регулирует поведение людей в обществе? Обратите внимание на схему на доске.

Задания к схеме: Что объединяет все эти понятия? (понятие: социальные нормы)

Социальные нормы – это правила поведения, установленные в обществе и регулирующие поведение человека.

Вопрос учащимся: Какие принципы заложены в основу всех социальных норм? (обратите внимание на выражения на доске)

Для того чтобы ответить на вопрос, выполним вместе задание из рабочей тетради на странице 7, задание 1.

Учащиеся дают ответ: Главный принцип всех социальных норм заложен в представлении людей о плохом и хорошем, добре и зле, правильном и неправильном.

Вывод учителя: Именно эти представления людей и составляют основу морали.

Итак, что же такое «мораль»? Учитель рассказывает об этимологии слова «мораль», а после учащиеся записывают определение.

Мораль – нравственное поведение, основанное на представлениях людей о хорошем и плохом, добре и зле, справедливом, долге и чести.

Беседа:

Каким образом нравственные качества людей проявляются в реальной жизни?

Выполнение задания из рабочей тетради страница74, задание 3 и заполнение таблицы учащимися совместно с учителем.

Таблица 1.

Нравственные качества человека.

Положительные Отрицательные

1. порядочность 1. предательство

2. отзывчивость 2. безответственность

3. патриотизм 3. ложь

4. доброта 4. черствость.

5. уважение к старшим 5. зло

Вывод: Положительные нравственные качества человека – это нравственные ценности.

2. Нравственные ценности

Беседа с учащимися о роли морали и нравственных ценностей в обществе, в отношениях между людьми.(вспомнить христианские заповеди). Работа с текстом раздаточного материала.

Оцените следующие варианты поведения человека.

Некий Сидоров долгие годы «ютился» с семьёй в коммунальной квартире. Условий для нормальной жизни не было никаких, а денег для того, чтобы купить квартиру, тоже не было. Вскоре подошла его очередь получать жильё. Но Сидоров узнал о том, что ветеран Петров – много лет отдавший заводу – нуждается в квартире. Сидоров посчитал, что жильё нужно отдать уважаемому ветерану, а он с семьёй может жить по-прежнему. Сидоров отказался от квартиры. Оцените следующие варианты поведения человека.

В период военных действий сержанту Ковалёву было дано задание: пройти в тыл врага и узнать важную информацию. Однако солдат был обнаружен и, чтобы враги не узнали место нахождения войск, вынужден был повести их по ложному следу, понимая, что будет убит. Он пошёл на смерть, хотя мог бы выжить.

Вывод: законы морали имеют огромное значение в отношениях между людьми.

3. Право и мораль.

Обсуждения задания из рабочей тетради страница 74, задание 3. Какие последствия для человека могут иметь эти поступки?

Анализ ситуаций из рабочей тетради (стр.66) и ситуации, предложенной учителем: «Гражданин М. взял на время у друга автомобиль. Машина попала в аварию и получила серьезные повреждения. М. отказался её ремонтировать и возмещать ущерб». Какие последствия для М. может иметь этот поступок?

Вывод (вспоминаем правовые нормы, их признаки): созданные когда-то в обществе представления о добре и зле, плохом и хорошем нашли свое выражение в правовых нормах.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Ответьте на вопрос: что опаснее для общества: нарушение моральных норм или норм права? Аргументируйте свой ответ.

V. Подведение итогов урока.

Заботу о порядке в обществе возлагать только на государство не следует. Каждый человек делает самостоятельный сознательный выбор между нравственным и безнравственным поведение. Для этого необходимы разум и добрая воля.

Домашнее задание: §22, практикум 1 (устно); задание в рабочей тетради 2,4 (письменно).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

Урок обществознания по теме "Мораль" 8 класс

Разработка урока, презентация, рабочий лист и др....

Урок практикум по теме "Мораль" в 5 классе

Урок практикум по теме "Мораль" в 5 классе, УМК Никитина...

Презентация к уроку обществознания на тему "Мораль и нравственность"

Данный урок проводится в 10 классе. Презентация помогает учащимся освоить основные понятия раздела "Духовная сфера" темы "Мораль"....

Разработка урока обществознания по теме "Мораль " 8 класс

Формирование представления учащихся о морали как общепринятой норме поведения, не закреплённой в законах...