Из опыта работы с одаренными детьми
статья по обществознанию на тему

 В статье представлен опыт работы содаренными детьми и алгоритм подготовки работы на научно-практическую конференцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы с одаренными детьми

Рудакова М.М.

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №18», г. Братск

Цели исследовательской деятельности учащихся в курсе обществознания можно определить следующим образом:

  1. Активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придание ему современных динамичных форм.
  2. Расширение кругозора учащихся.
  3. Выявление наиболее одаренных учащихся и развитие их творческих способностей.
  4. Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
  5. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы, повышение уровня знаний и эрудиции.

Предлагаем Вашему вниманию несколько работ, выполненных учащимися нашей школы.

Тема: «Политическая культура старшеклассников».

Автор: Петренко Александра.

Работа была представлена на XI городской НПК «Юные исследователи – будущее Братска», свидетельство.

Целью данной работы стало выявление источников получения политических знаний у старшеклассников, степени политической активности в молодежной среде; уровня политической самореализации молодежи.

Для сбора информации использовался метод анкетного опроса. Ответы показали, что в молодежной среде присутствует интерес к политической жизни, потенциальное желание научиться самостоятельно решать свои проблемы, выступать в качестве полноправного субъекта политических отношений. Важную роль в формировании политической культуры играют семья, школа, СМИ. Автор делает вывод о том, что в России не сформированы условия для политической самореализации молодежи. Молодежные политические организации могут назвать лишь единицы, многие хотели бы в них участвовать, но не знают, как это сделать. Для части молодежи характерен скептицизм (5% опрошенных заявили, что способов влияния на власть не существует), политический негативизм (44% опрошенных на вопрос о том, есть ли в нашей стране демократия, ответили отрицательно).

Тема: «Структура досуга старшеклассников».

Автор: Чинчукова Дарья.

Работа была представлена на XII НПК «Юные исследователи – будущее Братска». II место.

Целью данной работы являлось изучение досуга старшеклассников и определения наиболее актуальных проблем его организации. Одна из целей досуга - реализация личностью своих возможностей и их развитие. От того, как проводят молодые люди досуг, во многом зависит, какие ориентиры и идеалы становятся для них духовными образцами. Для сбора информации использовался метод анкетного опроса. Автор, проанализировав ответы, выделил проблемы: компьютерные игры и их влияние на психику подростка; употребление спиртных напитков среди молодежи. В работе сделаны выводы о том, что негативные процессы в жизни общества незамедлительно привели к проблемам в молодежной среде. Это и сокращение доступности досуговых учреждений, социальная незадействованность подростков, отсутствие привлекательных молодежных организаций.

Тема: «Ценностные ориентиры старшеклассников».

Авторы: Шамсутдинова Дарья, Онучина Анастасия.

Работа представлена на XIII НПК «Юные исследователи – будущее Братска», II место.

Целью данной работы стало выявление нравственных приоритетов старшеклассников. Для сбора информации использовался метод анкетного опроса. Авторы выделили следующее. Абсолютно принимаемая ценность - «семья» (30%) от всех ответов, на втором месте - «друзья» (21%), «здоровье» (21%), на третьем месте - «любовь» (16%). Большинство старшеклассников считают для себя необходимым придерживаться «здорового образа жизни». В безопасности себя чувствуют 40% десятиклассников, 31% учащихся справляется с возникающими опасными ситуациями, 13% детей в вечернее время предпочитают сидеть дома.

Больше всего старшеклассники боятся «стать инвалидом» (36%), «заболеть» СПИДом (22%), «сойти с ума» (22%), «стать наркоманом» (17%). Самыми престижными профессиями остаются бизнесмен (36%), юрист (27%). На вопрос о том, кого испытуемые считают наилучшей поддержкой, первое место заняли друзья (50%), на втором месте — родители (40%). Один учащийся надеется только на себя. Актуальность работы определяется тем, что в кризисные периоды развития общества несовершеннолетние оказываются самыми нравственно уязвимыми. Проведенное исследование показало, что в сознании молодежи сохраняются традиционные приоритеты.

Тема: «Гендерные аспекты направленности личности».

Авторы: Шамсутдинова Дарья, Онучина Анастасия.

Работа представлена на XIV НПК «Юные исследователи – будущее Братска», II место.

Целью данной работы стало нахождение различий в направленности личности у девушек и юношей. Авторы выдвинули гипотезу: у юношей деловая направленность более выражена, чем у девушек. У девушек доминирующей является направленность на общение. Для определения направленности авторами использовалась ориентационная анкета Д. Бааса. Ими было выявлено следующее. В группах юношей и девушек представлены все виды направленности. В обеих группах одинаковое количество респондентов с личностной направленностью. У юношей преобладает коллективная направленность. Такие люди, как правило, уступают давлению группы, избегают прямого решения проблемы, не принимают на себя руководство.

У девушек преобладает деловая направленность, что отражает увлечение процессом деятельности, стремление к познанию, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение. Таким образом, поставленная гипотеза не подтвердилась, но, тем не менее, работа имеет практический результат.

Тема: «Правовая культура старшеклассников».

Автор: Батрак Юлия.

Работа представлена на XIV НПК «Юные исследователи – будущее Братска», свидетельство.

Целью работы стало определение уровня правовой культуры старшеклассников. Опираясь на результаты тестирования, автор определил, что уровень информированности по основам правовых знаний составляет 61% , при этом учащихся больше всего интересует знание прав человека. Собранный материал показал, что никогда не нарушают законов 43% учащихся, 52% респондентов ответили «иногда» и 15% заявили, что они участвовали в совершении преступления.

Установка на безусловное соблюдение закона не является доминирующей в рамках правового сознания молодежи. Подобное нигилистическое отношение к закону сопровождается низкой степенью доверия к органам государственной власти. Правительству доверяет 25% опрошенных, 20% доверяют президенту, 50% респондентов не доверяют никому. Еще ниже уровень доверия к правоохранительным органам. 18% учащихся доверяют прокуратуре. Большая часть опрошенных (56%) не доверяет никому. В целом, правовая культура подростков не занимает достойного места в их жизненном самоопределении.

Автор выявляет проблемы: наличие у части молодежи правовой безграмотности их правого нигилизма, что приводит к реализации негативных моделей поведения в правовой сфере.

Приобщение школьников к началу исследовательской деятельности позволяет развивать мыслительные умения и навыки - анализ, сравнение, обобщение и систематизация, доказательства и опровержения и т.д.; формирует общеучебные умения и навыки: работа с книгой и другими источниками информации; прививает культуру устной и письменной речи; помогает выработать специальные исследовательские умения и навыки.

Элберд Хабберд писал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Я думаю, что исследовательский подход к обучению позволяет в полной мере реализовать именно эту цель.

Для реализации выше изложенного нами были составлены алгоритмы подготовки и проведения научно – практической конференции (НПК) и написания ученической – исследовательской работы. (УИР).

Алгоритмы подготовки и проведения ученической научно – практической конференции

Алгоритм действий учителя

  1. Определите тему научно-практической конференции.
  2. Наметьте проблемы, которые должны быть раскрыты учащимися, подберите темы для УИР.
  3. Обозначьте задачи, цели и планируемый результат конференции.
  4. Проведите индивидуальные консультации, окажите методическую помощь в подборе литературы.
  5. Учите старшеклассников самостоятельно и разумно выбирать и создавать ценностные установки, оценивать возможные последствия исторического процесса, аргументировано защищать свою позицию, уверенно выражать свои убеждения.
  6. Помогите учащимся правильно оформить работу, составить список литературы.
  7. Окажите помощь учащимся в выборе рецензента.

Содержание рецензии на УИР.

  1. Вводная часть. Правильность оформления УИР (титульного листа, плана, схем, иллюстраций, списка литературы).
  2. Содержание:
  • целесообразность избрания темы и соответствие содержания УИР теме и плану;
  • заключение о правильности изложения существа вопроса, полноте его освещения;
  • наличие исследовательской работы, оценка ее результатов;
  • наличие анализа различных источников, извлечение из них исчерпывающей информации, систематизация и обобщение ее;
  • наличие собственных выводов, показывающих отношение автора реферата к данному вопросу, самостоятельность, оригинальность, обоснованность суждений.
  1. Заключение:
  • указываются сильные и слабые стороны УИР;
  • оценивается общий теоретический уровень работы, содержательность, логичность изложения и доказательность общих выводов, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля автора;
  • оценка правильности оформления работы (структурирование текста на пункты, подпункты, его изложение в соответствии с выработанным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т.п.);
  • оценка качества сопроводительных материалов (иллюстраций, схем, чертежей и т.д.);
  • общая оценка УИР, пожелания и рекомендации рецензента.

Формы и сроки контроля

Формы контроля за работой над УИР могут быть разного вида:

  • беседа;
  • прочтение наработанного материала;
  • выступление учащегося перед классом;
  • консультации.

Работа завершается рецензией руководителя работы и выступлением автора на конференции, где выставляется рейтинговая оценка.

Требования к знаниям учащихся, вышедших на защиту УИР (выступающих на научно – практической конференции)

Учащиеся должны показать:

  • умение обосновать выбор темы;
  • уровень информированности по выбранной теме;
  • способность раскрыть теоретические аспекты проблемы,
  • научность изложения материала;
  • свободное владение материалом при представлении УИР
  • степень осмысления и усвоения материала;
  • умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования;
  • обоснованность ответов на вопросы;
  • наличие новизны в работе;
  • умение делать корректные, взвешенные умозаключения, выводы по проблеме;
  • умение ясно выражать свои мысли в устной форме;
  • способность выслушивать позицию других и аргументировано защищать свою;
  • уверенно обосновывать свои убеждения, не терпя при этом диалогических поражений.

Алгоритм действий учащегося

Работа над УИР

  1. Определив тему УИР, сформулируйте его основную мысль, подберите литературу, получите консультацию учителя.
  2. Обязательно ознакомьтесь с библиографией, критическими монографиями и статьями.
  3. Внимательно прочитайте источник, в котором наиболее полно раскрыта тема. Составьте развернутый план на основе этого источника.
  4. Систематизируйте собранный материал, получите консультацию учителя.
  5. Оформите УИР:
  • уточните его план, учитывая дополнительный материал;
  • последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы;
  • обоснуйте, разъясните основные положения, подкрепите их конкретными примерами и фактами;
  • при написании основного содержания не забывайте ссылаться на используемые источники; выводы тщательно аргументируйте;
  • старайтесь писать грамотно, разделяйте текст на абзацы, не допускайте повторений;
  • самокритично прочитайте свою работу и устраните все замеченные недостатки;
  • перепишите работу начисто.
  1. Отдайте УИР на предварительную (внутреннюю) рецензию.
  2. С учетом замечаний и дополнений рецензента устраните недостатки, отдайте работу на внешнюю рецензию.

Этапы работы над выступлением на конференции:

  1. Составьте подробный, развернутый план сообщения, указывая в скобках фактический материал.
  2. Помните, что основным правилом любого исследования (сообщения, доклада) является строгая доказательность фактов и выводов; не забывайте ссылаться на источники; выводы тщательно аргументируйте.
  3. Старайтесь несколько раз «проговорить» текст дома, чтобы привыкнуть к себе как к оратору и точно проконтролировать отведенное вам время.
  4. Завершите свое выступление краткими выводами.
  5. Отработайте и сделайте содержательную правку своего выступления с учетом замечаний и дополнений слушателей. Получите консультацию учителя.
  6. Выступите на конференции.

Показатели качества защиты

№ п/п

Фамилия и имя

Показатели качества

Наличие списка литературы

Общая оценка качества оформления

Обоснованность выбора темы

Уровень информированности учащегося по теме

Свобода владения материалом, гибкость мышления

Научность, раскрытие теоретических аспектов

Наличие исследовательского компонента в работе

Владение навыками ораторского мастерства

Наличие выводов по теме

Наличие плана изложения

Актуальность темы

Итог (в баллах)

1б.

1б.

1б.

3б.

3б.

2б.

2б.

2б.

2б.

1б.

1б.

19б.

1.

2.

Литература

  1. Арцен М.Н. Учебно–исследовательская работа учащихся [Текст] / М.Н. Арцен // Завуч. – 2005. - №6. – С.4
  2. Дереклеева Н.И.: «Научно-исследовательская работа в школе». М. «Вербум – М». 2001.
  3. Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» [Текст] / А.И. Савенков // Директор школы. – 2003. - №10. – С. 35-40.
  4. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении [Текст] / Т.А. Файн // Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – С. 14-23.
  5. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. [Текст] / И.Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – С. 24-30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

«Из опыта работы с одаренными детьми»

«Из опыта работы с одаренными детьми»...

Из опыта работы с одаренными детьми

Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...

"Из опыта работы с одаренными детьми"

Методические рекомендации "Из опыта работы с одаренными детьми"...

Доклад "Из опыта работы с одаренными детьми"

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен ре...