Познание. Урок обществознания в 10 классе (базовый уровень)
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Интегрированный, интерактивный урок позволяет изучить одну из сложных тем философии интересно, весело, с привлечением как обыденных знаний и социального опыта, так и знаний основ наук химии, физики, математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Познание. Урок обществознания в 10 классе (базовый уровень)

Цель урока: Помочь учащимся приобрести знания о познавательной деятельности во всем её многообразии и противоречивости.

Задачи урока:

1. Выяснить главные проблемы гносеологии.

2. Формирование понятийного аппарата.

3. Формирование толерантности в вопросе о познаваемости мира, методах его познания.

Особенности урока: Интегрированный, интерактивный урок позволяет изучить одну из сложных тем философии интересно, весело, с привлечением как обыденных знаний и социального опыта, так и знаний основ наук химии, физики, математики.

Оборудование урока:

1. Учебник «Обществознание» 10 класс (базовый уровень) под ред. Л.Н. Боголюбова

2. Презентация «Познание»

3. Комплект тестовых заданий (один на парту)

4. Лабораторное оборудование

  • штатив с пробирками (3), в одной вода
  • индикатор универсальный (лакмусовая бумага и т.п.)
  • 4 конвертика с похожим белым порошком имеющими подпись для учителя (соль, сахар, лимонная кислота, сода)
  • Шарф или другая повязка для глаз

Ход урока:

Номер

слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Пустой слайд №1

Прослушайте отрывок философского спора и определите, о чем спорят Гилас и Филониус

Отрывок философского спора (диалог учащихся)

Гилас. – Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны.  То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра… И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни. Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало.

Филониус. – Как! Ты говоришь, что мы ничего  не можем познать, Гилас?

 Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать её действительную природу или то, что такое она  в себе.

Филониус. Ты хочешь сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?

Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем  какие ощущения вызываются в своей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что касается их внутреннего устройства , их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме.

№2

Тема нашего урока «Познание»

№3

Перед вами три слова: знание, познание, сознание, что общего и в чем различие этих понятий. Оцените их с точки зрения деятельности.

Эвристическая беседа.

Знание – цель, сознание – средство, познание – вид деятельности

№4

Что может стать результатом познания?

Чем отличается геометрия Евклида от геометрии Лобачевского?

Работа с учебником с. 58-59. Беседа: что такое истина, чем ложь отличается от заблуждения.  Примером относительной истины является появление неевклидовой геометрии Лобачевского, беседа с классом, в случае затруднений, использование интернет-ресурсов.

№5

Каким образом мы получаем знания об окружающем мире (предметах, процессах, явлениях)?

Беседа с классом.

№6

Попробуем на практике увидеть, как протекает процесс познания.

Самый активный ученик класса приглашается для опытов. Ему завязывают глаза и дают вводную инструкцию.

№6

«У меня дома, на кухне скопилось много не подписанных баночек с похожим содержимым,  сейчас по очереди воздействуя на твои органы чувств, мы попытаемся определить, что же в них находится. Твоя  задача описывать свои ощущения».

1. Осязание: На ладони сыпется соль и сахар. Порошок или жидкость.

2. Обоняние: По очереди определяется запах. Отсутствует.

3. Зрение: Цвет белый, крупинки.

4. Вкус: соленый, сладкий.

№7

На каком этапе нашего опыта было ощущение, восприятие, представление.

Эвристическая беседа, закрепление понятий чувственным опытом.

Запись в тетрадь определений.

№8

У меня остались еще 2 конвертика с неизвестным содержимым.  Попрошу мне помочь (лучший ученик класса). Накануне этот ученик проконсультировался с учителем химии и используя знания этой области проведет анализ предложенных веществ.

По мере его действий учитель отмечает мыслительные операции присущие рациональному познанию.

  • Сравнение
  • Анализ
  • Обобщение
  • Отвлечение (абстрагирование)

Вызывается ученик, хорошо знающий химию, получивший заранее вводную инструкцию. Разыгрывается диалог с учителем.

- Ты будешь пробовать содержимое этих конвертов.

- Нет, если неизвестно их содержимое. У вас дома могут находиться вещества, которые могут обжечь слизистую, вызвать отравление. Я попробую вам помочь другим способом.

- Конечно, я благодарю 1 ученика за доверие, но действительно не стоит так запросто все нюхать, пробовать. Ведь некоторыми веществами мы пользуемся, одев предварительно перчатки (порошок «Санитарный» похож на соль, но содержит едкую щелочь). 

Ученик демонстрирует как, соблюдая техники безопасности, следует изучить содержимое.

В обоих случаях белый кристаллический порошок без запаха, растворяется в воде.

В первом случае универсальный индикатор приобрел синий цвет, в другом красный. То есть перед нами кислота и щелочь.

№9

Учащимся предлагаются определения понятия, суждения, умозаключения.

Когда 2 ученик сформулировал понятие (несколько примеров)?

Когда 2 ученик высказал суждение?

А, что случится, если я солью содержимое обеих пробирок (провокация)?

Учащиеся свободно высказываются.

2 ученик делает умозаключение: «При взаимодействии кислоты и щелочи произойдет реакция нейтрализации, которая будет сопровождаться так называемым эффектом шампанского». Так как концентрация слабая вы можете поделать этот опыт, но имейте ввиду, что вы можете облить одежду  и руки.

Запись в тетрадь определений.

Решение тестов, промежуточное  закрепление материала.

Учащиеся по очереди решают и комментируют тесты.

№ 10

Виды познания. Краткая характеристика основных видов.  Дома необходимо будет заполнить таблицу.

Беседа, обращение к социальному опыту учащихся.

№11

Для научного познания характерны 2 уровня. Их характеристика.

Провокация. У всех дома большое количество электрических приборов, как можно решить задачу об определении надежности электрической цепи.

Дополнительный пример:

Толчком к открытию формулы бензола для немецкого физика А. Кекуле послужила встреча на улице с телегой, на которой везли клетку с обезьянами.  Те висели в клетке. Уцепившись лапами и хвостами  - кто за стенки, кто друг за друга

Запись в тетрадь определений.

Учащиеся предлагают решить задачу эмпирически (включать приборы до тех пор пока, выдержит проводка,  а затем сложить их мощность .

Но есть другой способ: предлагается пример математического моделирования.

Гиперссылка (теоретический)

Попробуйте привести самостоятельно примеры теоритического уровня научного познания. Беседа с классом, в случае затруднения пример моделирования при создании формулы бензола

Решение тестов, промежуточное  закрепление материала.

Учащиеся по очереди решают и комментируют тесты.

№12

Домашнее задание: §6,  вопросы для самопроверки, для тех, кто сдаёт таблица письменно + текст.

Учащиеся зарисовывают или фотографируют таблицу, записывают  д/з.

Подведение итога урока. Рефлексия.

Тесты I (промежуточное  закрепление материала):

Тесты II (промежуточное  закрепление материала):


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень)

Тематическое поурочное планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень)...

Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень)

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полно...

Проверочная работа по обществознанию 10 класс, базовый уровень.

Проверочная работа по обществознанию 10 класс....

Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень)

Данная рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование, а так же проверочный материал (тесты) к урокам обобщения....

Тематическое планирование по обществознанию. 11 класс Базовый уровень (68 часов) к учебнику 2013 г, авторов А.И. Кравченко, Е. А. Певцова.

Тематическое планирование по обществознанию. 11 класс. Базовый уровень (68 часов) к учебнику 2013 г, авторов А.И. Кравченко, Е. А. Певцова....

Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень) + календарно-тематическое планирование...