Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Колодешникова Елена Геннадьевна

Конспект урока по обществознанию в 9 классе. Разработан в технологии интерактивного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medzhunarodno-pravovaya_zashchita.docx20.73 КБ
Файл klaster_gotovyy.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по обществознанию

Класс:  9

Учитель: Колодешникова Е.Г.

Дата проведения: 6 мая 2014

Тема урока: Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов (§22).

Цель урока: Формирование ценностного отношения к человеческой жизни через осмысление норм международного гуманитарного права

Планируемые образовательные результаты. Ученик по окончании изучения темы:

- даёт краткую характеристику сущности международного гуманитарного права;

- называет источники и основные нормы международного гуманитарного права;

- рассказывает о видах ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права;

- обосновывает своё отношение к необходимости международного гуманитарного права;

- объясняет значимость проявления гуманности по отношению к жертвам вооруженных конфликтов.

Мировоззренческая идея: никакими благими целями нельзя оправдать жестокость и насилие. Даже на войне есть место милосердию.

Программное содержание: источники, сущность, принципы и нормы международного гуманитарного права.

Основные понятия: международное гуманитарное право, жертвы войны, конвенция, гражданские лица.

План изучения нового материала:

1. Жестокое лицо войны.

2. Сущность международного гуманитарного права.

3. Источники международного гуманитарного права.

4. Основные положения международного гуманитарного права.

5. Ответственность за нарушение международного гуманитарного права.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: нетрадиционная

Технология обучения: технология интерактивного обучения, игровая технология.

Мизансцена урока: парты расставлены по периметру класса, совмещенные по 2 штуки для четырех групп, рядом стулья по количеству человек в группе. Остальные парты расставлены вдоль стены.

Оборудование урока: учебник Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Боголюбов, А.И. Матвеев, раздаточный материал для каждой группы, презентация, доска.

Домашнее задание: § 22, вопросы и задания  № 1,4,6 после параграфа.

ХОД УРОКА.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

Приветствие

Отметка отсутствующих

Подготовка к работе: запись числа и темы урока в тетрадь, позитивный настрой

Приветствуют стоя

Дежурный

На доске число и тема урока

II. Вводный этап.

Класс делиться на 4 группы заранее.

Показ слайдов (4-5), содержащих иллюстрации последствий вооруженных конфликтов.

Вопрос учителя: какое событие проиллюстрировано в презентации

Ассоциация «Война – это…»

Вывод: война – это страшное событие, приносящее горе, страдание, разрушение. Война – это сознательное истребление людей для достижения различных целей.

Познакомьтесь с высказыванием немецкого военного теоретика К. Клаузевица

«На войне всякая идея человеколюбия – пагубное заблуждение, нелепость» посовещайтесь  группой  и ответьте на вопрос:

- как вы относитесь к этому высказыванию?

 Ответ аргументируйте.

Вывод: Любая точка зрения имеет право на существование, однако события первой половины 20 века – две мировые войны и их последствия – заставили международную общественность задуматься над возможностью  защиты жертв вооруженных конфликтов. В итоге возникла целая отрасль права – международное гуманитарное право.

Изучением его принципов, источников, основных норм предстоит вам заняться на сегодняшнем уроке.

Просмотр, эмоциональный настрой

Ответ ученика: война и ее последствия

Называют от каждой группы по одному существительному, которое ассоциируется у них с понятием «война».

Коллективная дискуссия:

Учащиеся высказывают  точку зрения, выработанную группой.

III. Обучающий этап.

 Каждая  группа получает свое задание (папки лежат на столах до начала урока). Время выполнения 7 минут.

Задание группы № 1:

1. Дайте определение понятия «международное гуманитарное право». Раскройте его основные принципы.

2. С помощью схемы раскройте сущность международного гуманитарного права.

3. В чем сходства и различия международного гуманитарного права и прав человека.

Задание группы № 2:

1. Перечислите основные источники МГП и категории лиц, которым предоставляется защита. Дайте определение понятию «конвенция».

2. Почему возникла необходимость принятия Дополнительных Протоколов к Женевской конвенции.

3. Перечислите типы вооруженных конфликтов и дайте им краткую характеристику. Дайте определение понятию «Жертвы войны».

Задание группы № 3:

1. Перечислите правила МГП, которыми необходимо руководствоваться при ведении военных действий. Дайте определение понятию «гражданские лица»

2. Перечислите, какие существуют ограничения в выборе средств и методов ведения военных действий.

3. Проанализируйте статьи устава Международного Комитета Красного Креста.

Определите цель деятельности организации, каким девизам она следует, как вы понимаете их смысл.

Задание для группы № 4:

1. Какова международная ответственность за нарушение норм МГП.

2. Какая ответственность предусмотрена в РФ за нарушение норм МГП.

По окончании выполнения задания, каждая группа последовательно:

1. Представляет материал, раскрывающий суть задания.

2. Заполняет на доске  свою часть кластера.

Для  определения степени понимания и усвоения  представленного материала учитель после выступления 1-3 группы задает вопросы аудитории:

1. Почему совокупность норм, защищающих жертв войны, называют гуманитарным правом?

2. Кем и когда были приняты нормы МГП? К какому типу конфликтов можно отнести конфликт на Украине?

3. В ходе наступления группа бойцов оказалась рядом со зданием, на фасаде которого прикреплено полотнище с изображением Красного Креста.  Наступающие прекратили огонь, однако, при их приближении,  из здания по ним был открыт огонь солдатами противника. Определите на основе норм  МГП, что это – военная хитрость или вероломство?

Групповая практическая работа

На основе раздаточного материала, материала учебника и собственных знаний отвечают на вопросы заданий, создают текст выступления и заполняют свою часть кластера.

Презентация полученных результатов

Заполнение кластера на индивидуальных листах (переносят информацию с доски)

IV. Заключительный  этап

Слово учителя: как вы уже поняли МГП существует для того, чтобы защитить жертв вооруженных конфликтов.

Однако, есть  люди, которые сомневаются в необходимости МГП, потому что  имеется достаточно примеров его нарушения.

Разделяете ли вы подобную точку зрения. Свой ответ аргументируйте.

Вывод: МГП -  необходимая в современных условиях отрасль права, которая позволяет  регламентировать поведение людей в экстремальной ситуации вооруженного конфликта.

Дискуссия

Учащиеся высказывают свою точку зрения

V.Подведение итогов урока

Общая характеристика познавательной деятельности учащихся, содержательная оценка и выставление отметок

Карточки с заданиями для групп.

Задание группы № 1. Сущность международного гуманитарного права:

1. Дайте определение понятия «международное гуманитарное право». Раскройте его основные принципы.

2. С помощью схемы раскройте сущность международного гуманитарного права.

3. В чем сходства и различия международного гуманитарного права и прав человека.

Задание группы № 2. Источники международного гуманитарного права:

1. Перечислите основные источники МГП и категории лиц, которым предоставляется защита. Дайте определение понятию «конвенция».

2. Почему возникла необходимость принятия Дополнительных Протоколов к Женевской конвенции.

3. Перечислите типы вооруженных конфликтов и дайте им краткую характеристику. Дайте определение понятию «Жертвы войны».

Задание группы № 3. Основные нормы международного гуманитарного права:

1. Перечислите правила МГП, которыми необходимо руководствоваться при ведении военных действий. Дайте определение понятию «гражданские лица»

2. Перечислите, какие существуют ограничения в выборе средств и методов ведения военных действий.

3. Проанализируйте статьи устава Международного Комитета Красного Креста. Определите цель деятельности организации, каким девизам она следует, как вы понимаете их смысл.

Задание для группы № 4. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права:

1. Какова международная ответственность за нарушение норм МГП.

2. Какая ответственность предусмотрена в РФ за нарушение норм МГП.

Материал, необходимый для работы групп:

Группа № 1: текст, словарь

Группа № 2: текст, Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям от12 августа 1949 года, словарь.

Группа № 3: текст, словарь, Устав МККК

Группа № 4: текст.

Тексты, документы и словарь взяты из пособия: Международное гуманитарное право: Учебно-методическое пособие к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений/ К. Сухарев-Дериваз, Т.Н. Пискунова – М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вооруженные конфликты с участием России

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5645395","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"304","width":"470"}}]]За последние столетие самым крупным вооруженным конфликтом явля...

9 класс. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Методическая разработка урока по обществознанию для 9 класса по теме "Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов", включает в себя конспект урока, рабочие листы, задания для р...

План-конспект урока обществознания в 9 классе: «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов»

План-конспект урока обществознания в 9 классе:«Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов»...

Презентация по обществознанию (9 класс) "Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов"

Презентация для урока обществознания в 9 классе по теме "Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов", соедржит иллюстративный материал для сопровождения рассказа учителя....

Урок в 9 классе "Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов"

Урок в 9 классе "Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов"...