План-конспект урока обществознания в 9 классе: «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Лиджиева Кема Гаряевна

План-конспект урока обществознания в 9 классе:

«Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya_v_9_klasse.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока обществознания в 9 классе:

«Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов»

(тема урока на доске и на слайде).

Цели урока:  

Обучающая - актуализация знаний привести к формированию представлений о нормах международного гуманитарного права.

Развивающая – развивать коммуникативные навыки; способствовать извлекать необходимую информацию из дополнительных источников.

Воспитательная - формирование ценностного отношения к человеческой жизни через осмысление норм международного гуманитарного права.

Задачи:

1. Выяснить какие последствия испытывает мирное население во время воин.

2. Можно ли соблюдать права человека во время войны?

3. Можно ли создать правовые нормы, обязательные для участников военных действий?

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Методы урока: беседа, работа с учебником.

Оборудование: презентация к уроку, медиапроектор, учебник «Обществознание» авторов Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеева, раздаточный материал, доска.

Ход урока.

I.  Орг.момент.

Учитель:  Здравствуйте, присаживайтесь ребята! 

(слайд 2) Эпиграфом к уроку я взяла слова английского драматурга, писателя Д.Б.Шоу:

 «Мы научились летать в небе, как птицы.

Мы научились плавать в океане, как рыбы.

Теперь осталось научиться жить на земле, как люди»

Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Учитель: Да, речь идет о том, что мы должны жить в мире и согласии, но, к сожалению, это не всегда так.

II. Обратите внимание на слайд.

 (Слайд 3 со звуком стрельбы и изображением жертв вооруженных конфликтов)

Учитель: 1)Что вы видите на слайде?

2) Что объединяют эти изображения?

Ответы детей: война, жестокость по отношению к мирным гражданам, вооруженный конфликт, помощь жертвам войны.

Учитель: Так о чем же ребята, мы будем говорить с вами сегодня на уроке?

Ответы детей: (о жертвах войны, об их защите)

Учитель: Сама подвожу итог (война прежде всего, беженцы, укрытие, защита, а все это вместе, жертвы. Жертвы войны)

Учитель:  тема сегодняшнего урока:

 «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов»

 (Показываю тему урока на доске и на слайде 4)

Учитель:  Ребята, запишите тему урока в рабочий лист (Запись темы урока в рабочий лист)

III. Повторение домашнего задания по теме: Социальные права.

Учитель: Прежде, чем мы перейдем к новой теме, я бы хотела, чтобы вы напомнили мне:

а) Что означает понятие «социальное государство»?

Ответ ученика: (Государство, которое проводит активную социальную политику, направленную  на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, на защиту социальных прав, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов)

б) Кто и почему, согласно нашим законам, имеет право на социальное обеспечение?

Ответ ученика: (Право на социальное обеспечение имеют граждане, достигшие пенсионного возраста, безработные, временно нетрудоспособные, потерявшие кормильца (сироты или полусироты до 18 лет, а также инвалиды 1-й и 2-й группы без обеих или одного из родителей), а также люди, чей ежемесячный доход ниже минимальной суммы, необходимой для проживания).

в) Какие основные права человека вы знаете?

Ответ ученика: (право на жизнь, свободу слова, печати и т.д.)

Учитель: Эти права часто бывают нарушены во время военных действий

IV. Учитель: Вступительное слово по теме урока (слайд 5).

Во все времена вооружённые конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжёлым человеческим и материальным потерям. Осознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооружёнными конфликтами.

Учитель: Обратите внимание на слайд (слайд 5).

Ребята, может кто-нибудь из вас знаком с именем художника, который написал это произведение?

Какой теме посвящена картина?

Учитель:  Перед вами знаменитая картина великого художника Пабло Пикассо «Герника» отражает чувство ужаса, вызванного атакой фашистскими бомбардировщиками испанского города, уничтожив его население. История дает немало примеров мучительной смерти раненых, оставшихся без помощи на поле боя; пыток и расстрелов военнопленных; грабежей мирного населения; страданий женщин, детей, стариков от голода и холода вследствие разрушения предприятий, снабжающих пищей, теплом, энергией.

-Какие последствия выпадают на долю мирного населения?

Ответы учащихся (голод, холод, тысяча смертей, огромные разрушения).

II. Учитель:  И сегодня на уроке перед нами стоит Главный вопрос: Можно ли защитить людей, которые не являются вооруженной силой и не могут воевать? (Слайд 6)

Нам предстоит ответить на этот вопрос.

А для этого мы должны решить задачи:

Задачи:

1. Выяснить какие последствия испытывает мирное население во время воин?

2. Можно ли соблюдать права человека во время войны?

3. Можно ли создать правовые нормы, обязательные для участников военных действий?

V.  Учитель: 1) Изучение нового материала.

А теперь перейдем к заданию № 1

Работа с терминами. (У вас на партах лежат рабочие листы, выполним задание №1)

 Работа у доски (к определению подобрать термин), каждый по очереди выходит и вставляет в пустой столбик термин.

Ученики проговаривают вслух все термины.

Учитель:

2) А теперь внимательно просмотрите видеофильм (смотрят слайд 7)

Учитель: Ребята, вы просмотрели видеофильм о МГП, теперь выполните самостоятельно задание № 2 кластеры в рабочих листах.

Учитель: Какие права и гарантии дает МГП нам, людям?

Ответы учащихся: Защита жизни и достоинства в условиях войны, оградить человека от воздействия грубой силы; Не может исключить войну, но может ограничить бедствия, вызванные ей; Наличие МГП побуждает людей не совершать преступления; Предусмотрены санкции (возмещение экономического ущерба, уголовное преследование за военные преступления).

Учитель: Мы с вами познакомились с основными положениями МГП.

Учитель: Ребята, поработайте со стр. 178-179 учебника и найдите в тексте документы, закрепляющие права человека в вооруженных конфликтах.  

Ответы учащихся: 

Международный комитет Красного Креста и красного Полумесяца-1860 г.

Женевская конвенция 1864 г. (улучшение участи раненых на поле боя)

Гаагская конвенция- 1899, 1907 гг. (о законах сухопутной войны)

Женевская конвенция- 1949 г. (о защите жертв войны)

Община сестер милосердия в Санкт-Петербурге- 1854 г.

Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.

Учитель: 

Международный комитет Красного Креста-1860 г.

Что явилось результатом деятельности Анри Дюнана(участника военных действий) в 1864 г.? Расскажите обстоятельства… Создание Женевской конвенции (улучшение участи раненых на поле боя)

Гаагская конвенция- 1899, 1907 гг. (о законах сухопутной войны)

Женевская конвенция- 1949 г. (о защите жертв войны)

Община сестер милосердия в Санкт-Петербурге- 1854 г. (Кто основал общину сестер милосердия и чем они занимались?) Великая княгиня Елена Павловна основала в Петербурге общину сестер милосердия. Во время героической обороны Севастополя эта община под руководством выдающегося хирурга Н.И. Пирогова оказывала помощь раненым и больным.

Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.

Учитель: Всегда ли соблюдаются права человека во время вооруженных конфликтов? Римский политический деятель, философ Цицерон сказал: «Когда гремит оружие, законы молчат». Но на сегодняшний день наше общество пришло к тому, что такие ситуации мы не должны допускать. А если же все - таки нарушаются права человека, т.е. вызывают голод,  подвергать жестокому или унизительному обращению, подвергать физическим и моральным пыткам, использовать разрывные пули, запрещается использовать эмблемы Красного Креста для маскировки транспорта, перевозящего оружие, или белого флага для прикрытия военной операции. Это все именуется военным преступлением.

Учитель: А теперь ребята, возвращаемся к нашему главному вопросу

Можно ли защитить людей, которые не являются вооруженной силой и не могут воевать?

Отв. учащихся: Можно (создаются конвенции, комитеты, документы)

Учитель: Итак, человечество вступило в третье тысячелетие, но, к сожалению, оно не избавилось от вооруженных конфликтов. Но все те, правовые нормы, которые создаются человечеством на протяжении веков гарантируют нам защиту.

Учитель: Возвращаемся к задачам нашим.

Задачи:

1. Выяснить какие последствия испытывает мирное население во время воин?

Выяснили-да. (голод, огромные разрушения, тысяча смертей)

2. Можно ли соблюдать права человека во время войны?

Можно-да. (благодаря правовым нормам)

3. Можно ли создать правовые нормы, обязательные для участников военных действий?

Да- они уже существуют на сегодняшний день и наша задача соблюдать их.

Учитель: 

«Мы научились летать в небе, как птицы.

Мы научились плавать в океане, как рыбы.

Теперь осталось научиться жить на земле, как люди»

Д.Б.Шоу

Лучше принимать посильное личное участие в вопросах соблюдения норм международного гуманитарного права, чем обвинять тех, кто его нарушает.

Объявление оценок:______________________________

Домашнее задание:  

1. Параграф 22.

2. задание № 1 (в классе и дома) стр. 183.

«Война – зло; ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления» (древнегреческий историк Плутарх).

«Когда гремит оружие, законы молчат» (римский политический деятель, философ Цицерон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...

План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"

На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Конспект урока по обществознанию в 9 классе. Разработан в технологии интерактивного обучения....

Презентация по обществознанию (9 класс) "Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов"

Презентация для урока обществознания в 9 классе по теме "Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов", соедржит иллюстративный материал для сопровождения рассказа учителя....

Урок в 9 классе "Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов"

Урок в 9 классе "Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов"...