Алгоритм написания сочинения-эссе по обществознанию.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9, 10, 11 класс) по теме

Фрегин Ирина Николаевна

Автор с помощью нескольких простых правил, а так же с помощью пошаговой инструкции   пытается научить старшеклассников и их учителей как правильно написать сочинение -эссе по обществознанию,  публикуе твыдержки из работ своих учеников, приводит четкий алгоритм выполнения данного задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Алгоритм написания сочинения-эссе по обществознанию.

На протяжении всего существования ЕГЭ обществознание является наиболее востребованным экзаменационным предметом по выбору. Как правило, наиболее сложным заданием считается сочинение-эссе, так же распространено мнение, что далеко немногие " отличники" способны качественно выполнить это задание

 Автор попытается развить данное убеждение с помощью нескольких простых правил, атак же с помощью пошаговой инструкции написания сочинения-эссе.

Итак,

Правило 1.  Вам предлагается на выбор пять цитат, относящихся, соответственно, к философии, экономике, политике, социальной психологии и праву. Методисты не рекомендуют выбирать философию и экономику, если только данные предметы не предусмотрены учебным планом образовательного учреждения (т.е. преподавались в старших классах как отдельные предметы).

  Настоятельно рекомендую прислушаться к мнению методистов, за ними опыт и знания.

Правило 2. Если вы воспользовались правилом 1, значит ваш выбор сузился до трёх цитат. Выбирает только ту, в которой вы можете безошибочно определить обществоведческую тему, изученную когда-то на уроке.

  Помните, что сочинение по обществознанию существенно отличается от сочинения по литературе. "Запудрить мозги" проверяющим огромными объемами, развернутым предложениями и пространными рассуждениями, далеко выходящими за рамки темы не удастся.

Наше сочинение должно быть конкретным и сжатым.

ПРИМЕР 1.

Социология, социальная психология: « Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства» (Е.А.Крашеннинникова).Обществоведческая тема: «Биологическое и социальное в человеке». Перечисляем биологические и социальные потребности человека, отдельно говорим о мышлении и речи, как об основных отличительных признаках человека от других живых существ, доказываем, что только в общении с себе подобными человек овладевает речью и мышлением и становится человеком. Как пример используем  Маугли         Р. Киплинга.

Правило 3. В первых строках сочинения вы должны раскрыть смысл цитаты, т.е. объяснить, что имел ввиду автор.

Учтите, если смысл цитаты не раскрыт или раскрыт неверно- дальше ваше сочинение никто проверять не будет, каким бы интересным оно не было. А значит, вы не за работаете ни балла.

Правило 4. Еще пять лет назад учителя рекомендовали выпускникам начинать раскрытие темы словами: Я считаю так..., мотивируя это тем, что каждый имеет право на личное мнение, пусть даже ошибочное, а у эксперта « рука не поднимется» не начислить хотя бы несколько баллов за такое сочинение.

Времена изменились: ваше мнение никого не интересует, а баллы начисляются только за точные формулировки и знания.

Далее советую воспользоваться алгоритмом написания сочинения-эссе, разработанного автором и опробованным в процессе подготовки к экзамену в старших классах общеобразовательной школы.

а) Выбираю цитату;

б) Определяю обществоведческую тему, которой соответствует выбранное высказывание;

в) Раскрываю смысл цитаты, используя обществоведческие термины;

г) Даю определения использованным терминам;

д) Привожу конкретные примеры к данному высказыванию и обществоведческой теме.

И наконец,

Правило 5. Лучше приводить примеры литературные, исторические или сюжеты СМИ.

Примеры из личной жизни или собственных наблюдений советую оставить, т.к. жизненный опыт выпускников сравнительно невелик и многие события они могут интерпретировать неверно.

ПРИМЕР2.

Политология: « Закон должен властвовать над всеми» Аристотель.

Тема: « Правовое государство. Право выше власти» ( по УМК Л.Н Боголюбова)

Основные термины: Правовое государство; признаки правового государства; принцип разделения властей.

Смысл: « Все равны перед законом вне зависимости от своего статуса. Это основной принцип правового государства».

Примеры: Судебное преследование С. Берлускони по обвинению в коррупции.

Удачи на экзамене!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм написания эссе по обществознанию

Даётся алгоритм написания эссе по обществознанию (задание по ЕГЭ - С9)...

Алгоритм написания эссе по обществознанию

Материал содержит методические рекомендации по написанию эссе по обществознанию в 11 класса(задание С9)...

Алгоритм написания заданий С8 и С9 в ЕГЭ по обществознанию

Алгоритм написания сложных заданий С8 и С9  по обществознанию...

Алгоритм написания эссе по обществознанию

Созданная презентация поможет учителю в краткой, лаконичной форме познакомить учащихся со структурой написания эссе по обществознанию....

Подготовка к написанию сочинения – эссе по предложенному тексту

Комплексное повторение навыков словообразовательного разбора, орфоэпических произносительных норм; умения находить в предложениях грамматическую основу, определения типов связи в словосочетаниях, умен...

Алгоритм написания эссе по обществознанию

Материал помогает учащимся старших классов подготовиться к ЕГЭ по обществознанию и грамотно написать эссе....

Особенности написания сочинения (эссе) по английскому языку в рамках подготовки к ЕГЭ по иностранному языку.

В статье рассматриваются вопросы особенности подготовки выпускников старшей школы к сдаче государственного экзамена по иностранному языку, использование соответствующего плана, вводных фраз и клише....