Подготовка к написанию сочинения – эссе по предложенному тексту
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Трегубова Ольга Викторовна

Комплексное повторение навыков словообразовательного разбора, орфоэпических произносительных норм; умения находить в предложениях грамматическую основу, определения типов связи в словосочетаниях, умения производить синтаксический разбор и устанавливать вид связи с СП  разных типов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_napisanie_sochineniya_esse_v_11_kl.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в  11 классе

Подготовка к написанию сочинения – эссе по предложенному тексту

Цель: формирование навыков написания эссе в рамках подготовки к ЕГЭ;

Задачи: -   комплексное повторение навыков словообразовательного разбора, орфоэпических произносительных норм; умения находить в предложениях грамматическую основу, определения типов связи в словосочетаниях, умения производить синтаксический разбор и устанавливать вид связи с СП  разных типов

совершенствовать коммуникативные навыки (культура речи);

овладевать технологией написания сочинения, части С, а именно, находить различия между комментарием проблемы и авторской позицией.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: практические (анализ языковых явлений, составление таблицы, конспекта), проблемно-поисковая деятельность (анализ сочинений по заданным критериям, разбор языкового явления).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация изученного материала.

Мы с вами продолжаем комплексное повторение по теме «Синтаксис» и работу по совершенствованию навыков написания эссе в рамках подготовки к ЕГЭ.

    -   Вспомните, какие существуют виды СП?

         В чем их различие?

         Сложные предложения с РВС? Их отличительные признаки

(Сложное предложение с разными видами связи всегда содержит больше чем две грамматических основы, которые могут быть связаны и сочинительной, и подчинительной, и бессоюзной связью).

     Виды сложного предложения

                      союзные                  бессоюзное           с разными видами связи

                           

сложносочиненное   сложноподчиненное

  • Почему существуют разные виды СП (средства связи разные, смысловые отношения –перечисления, противопоставления, следствия, градации, условия и т.д.))

     Сообщение темы и целей урока.

  1. Разминка (комплексное повторение)

  1) орфоэпическая

Поставьте ударения в словах в Рабочем листе (Приложение №1)

Гнала, ногтя, ломоть, иконопись, ободрала, ободриться, начали, начала,

шарфы, балованный, жалюзи, сливовый

2)Словообразовательная. Запишите способы образования данных слов

Безысходность

Суффиксальный (от "безысходный"). Этих слов нет в школьном словообразовательном словаре.

Бесполезно

Суффиксальный. Цепочка: польза > бесполезный > бесполезно.

Вверху

Приставочно-суффиксальный (от "верх"). Классический пример!

Восприятие

Суффиксальный (от "восприн-я-ть"). Сложный вариант! Дополнительный процесс - усечение производящей основы (отсекается -н-). При этом добавляется суффикс -ти-, который не имеет отношения к инфинитивному суффиксу -ть производящего слова. Обратите внимание, что слово "воспринять" никак не связано с гнездом слова "принять" (у них разный смысл). Таким образом, нельзя было бы сказать, что "воспринять" образовано приставочным способом. Это слово непроизводное!

Выбор

Бессуффиксный (от "выбр-а-ть"). Дополнительно появилась беглая буква "о" в основе. Само слово "выбрать" образовано приставочным способом от слова "брать". Цепочка выглядит так: брать > выбрать > выбор. Хотя вполне можно было бы счесть слово "выбрать" непроизводным, поскольку его смысловая связь с глаголом "выбрать" довольно сомнительна.

Искоса

Приставочно-суффиксальный: кос(ой) > ис-кос-а. "а" - это не окончание, а суффикс.

Нечего

Приставочный. "Чего" - это форма слова "что", образованная НЕморфологическим способом (от другой основы). Это так называемая супплетивная форма. Поэтому к начальной форме приводить не нужно. чего > нечего.

Обещание

Суффиксальный.

Обнажить

Приставочно-суффиксальный. Исходное слово "нагой", а не "нажить" (другой смысл).

Однажды

Суффиксальный. Один > одн-а-жды (выпадение беглой гласной в корне плюс два суффикса).

Одновременно

Суффиксальный (от "одновременный").

Оскорбительный

Суффиксальный.

Ответственность

Суффиксальный.

Отношения

Суффиксальный. Чрезвычайно сложный вариант. Слово "отношение" не следует связывать с гнездом слова "носить" (хотя это не очевидно). Цепочка такая: отнестись > относиться > отношение (черед. с-ш).

Поблизости

Приставочно-суффиксальный. От "близкий".

По-видимому

Приставочно-суффиксальный. От "видимый".

Подбородок

Приставочно-суффиксальный.

Подробность

Суффиксальный.

Подстриженных

Приставочный (от "стричь").

По-особенному

Приставочно-суффиксальный.

Угроза

Бессуффиксный (черед. з-ж) от "угрожать".

3) синтаксическая

Определите тип связи в следующих словосочетаниях

В те дни.

Согласование (ср. "о тех днях").

Его самого

Согласование. Не путать: "его машина" - примыкание, "вижу его" - управление.

Заметил его

Управление.

Который остается

Согласование (ср. "которые остаются")

Мне нравится

Управление.

Много важного

Управление. Разбор: блог ("Много важного" - какой тип связи? Самый крутой вопрос ЕГЭ-2012»)

Много возможного

Управление.

Много времени

Управление.

Много всего

Управление.

Намного меньше

Примыкание.

Нанесен внезапно

Примыкание.

Не там ищет

Примыкание.

Однажды приходил

Примыкание.

Остается в одиночестве

Управление

Присвоить с радостью

Примыкание.

Просьба вынести

Примыкание.

С желанием положить

Примыкание.

Сказал вздохнув

Примыкание.

Те дни

Согласование.

Тотчас забыли

Примыкание.

Умение учиться

Примыкание.

Чего-то своего

Согласование.

Это время

Согласование.

Это сказал

Управление.

3) нахождение грамматической основы

Какое сочетание слов является грамматической основой одной из частей сложного предложения?

Из сгустков солнечного вещества сформировались планеты, которые затем долго остывали, пока кора не образовала их поверхность.

  1. вещества сформировались
  2. планеты остывали
  3. которые остывали
  4. поверхность образовала

4.Подготовка к написанию сочинения части С ЕГЭ.

  • Мы продолжаем подготовку к сочинению. Вы знаете, что критериев оценивания сочинения 12, мы с вами  продолжаем работать над четким разграничением критериев К1 и К3, кроме того, необходимо определить область понятия «комментарий по проблеме».
  • Что такое проблема? (вопрос, требующий решения; вопрос, над которым размышляет автор)
  • Как сформулировать проблему? (проблема чего, в виде вопроса, в форме назывных предложений и т.д.)
  • Что такое комментарий к сформулированной проблеме?
  • ( задача комментирования – отразить правильное понимание исходного текста и заявленной в нём проблемы. Просто выбрать нужные цитаты в этом случае недостаточно. Их можно использовать, но в меру, только в том случае ,если вы не можете сформулировать мысль настолько точно, чтобы не исказить смысл авторского высказывания. Вы должны пояснить, на каких примерах и каким образом автор  рассматривает обозначенные в тексте проблемы.  Здесь вы не можете выражать своего отношения к поднятой(ым) проблеме(ам), это вы сделаете позже,  при аргументации)
  • Что такое отражение позиции автора исходного текста? (точка зрения автора на вопрос, поставленный в тексте)
  • Именно эти критерии нами были рассмотрены на предыдущих уроках. Вашему вниманию предлагаются текст Д. Гранина о милосердии и два ученических сочинения. Прочитайте их и соотнесите с критериями оценивания К1, К2, К3, прокомментируйте свои наблюдения.

                                   

                                        Д.Гранин Текст о милосердии

     Прочитайте текст и примеры сочинения по нему. Отметьте в сочинении удачные, с вашей точки зрения, приемы комментариев и анализа предложенного текста. Оцените степень глубины и точности анализа средств выразительности, логику изложения материала, уместность вступления и заключения. Напишите свое сочинение по предложенному тексту.

 (1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2)...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (З)Часто ли мы получаем призыв к нему? (4)В "Памятнике", где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

      (5)Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (б)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (7)От "Пира Петра Первого", от "Капитанской дочки", "Выстрела", "Станционного смотрителя" милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. (8)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (9)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.

      (10)Это не только прямой призыв к милосердию вроде "Муму", но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (11)Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.

      (12)Милость к падшим призывать - воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему - необходимость настоятельная, труднооценимая. (13)Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.

(по Д. Гранину)

 

                                             

Словарная работа

В тексте есть слово «принуда». Как вы понимаете лексическое значение этого слова? Его стилевая окраска? Каким выразительным средством оно является?

ПРИНУ́ДА -ы; ж. Нар.-разг. Принуждение.(Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.). Это просторечное слово усиливает эмоциональное воздействие на читателя. подчеркивает общенародный характер поднимаемой проблем ,близость автора статьи к живому русскому языку, русской литературе

                                                     Текст №1

Жестокий мир, жестокие сердца… Этими словами можно охарактеризовать современное время, когда такая черта как милосердие постепенно исчезает и становится редкостью. Д. Гранин поднимает в тексте острую проблему нехватки милосердия в современном обществе.

Чувствуя, что сострадание, чуткое, гуманное отношение к ближнему становятся редкостью не только в отношениях человеческих, но и в литературе «нашей», Д. Гранин не случайно обращается к русской прозе 19 века, вспоминая Пушкина и Достоевского, Чехова и Некрасова. Ведь их произведения – ярчайшие примеры нравственных требований и обязанностей человека. Творения русских писателей особенно близки и дороги нам тем, что, читая их, мы учимся состраданию, отзывчивости, чуткости, человеколюбию.

Писатель-публицист убеждает нас в важности милосердия в современном обществе. Эта необходимая черта должна воспитываться в человеке литературой, семьей, обществом. Д. Гранин с грустью пишет о том, что призыв к милосердию мы получаем все реже и реже. Он взволнован опустошенностью современного общества, но убежден, что мы не можем отказаться от пушкинского завета «и милость к падшим» призывать.

Нельзя не согласиться с Д. Граниным в том, что отсутствие источника милосердия ведет к исчезновению его в обществе. Русская литература и 19 века, и 20 дает богатый материал читателю для размышления над этой же проблемой. Отсутствие гуманности и результат этого мы видим в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница», главная героиня которой стала жертвой жестокого мира дельцов. А вот А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор» рисует поистине сильную, красивую душой героиню, которая несет все лучшие качества человечества, несмотря на горести и беды жизненного пути. И мы, читатели, понимаем, что без милосердия мир станет холодным и жестоким.

Текст №2

Часто ли мы проявляем внимание друг другу? Способны ли мы к состраданию? Над этими вопросами задумывались многие писатели. Проблема «кризиса» милосердия по-прежнему жива и актуальна, именно её поднимает в своем тексте Д. Гранин.

Писатель обращается к строчкам стихотворения «Памятник» А. С. Пушкина, в котором есть прямой призыв к милосердию. Д. Гранин считает, что милосердие необходимо воспитывать. Он убежден, что милосердие – необходимость, о важности которой в последнее время люди все менее и менее задумываются.

Я разделяю точку зрения автора, ведь отсутствие сострадания, милосердия в поступках одного человека ведет к нарушению гармонии во всем обществе. Русская литература, как ничто другое, способна воспитать в человеке гуманистические идеалы. Одним из писателей-гуманистов 19 века является Ф. М. Достоевский. В его романе «Идиот» утверждается идея человеколюбия, сострадания ко всем падшим, отвергнутым, непонятым. Главный герой князь Мышкин – человек бесконечной доброты – идеал писателя. Тема милосердия поднимается и в литературе 20 века. Ярким примером может служить повесть А. Платонова «Котлован». Грубых, измученных работой людей, героев произведения, объединяет любовь и жалость к девочке Насте.

Своим текстом Д. Гранин заставляет нас задуматься над проблемой упадка милосердия и призывает сделать так, чтобы сострадание и милосердие прочно вошли в нашу жизнь и были естественными её составляющими.

                           

5.Работа в группах – рецензирование и сопоставление текстов сочинений. Каждая группа дает заключение  «экспертов» по критериям К1, К2, К3,К4.

Учитель подводит итоги работы групп

6. Написание сочинений-рассуждений

А теперь перейдем к созданию собственных сочинений по этой же статье. Подумайте, как можно по-иному сформулировать проблему исходного текста?( учащиеся приводят разные способы формулировки проблем)

Как можно начать сочинение? Постарайтесь начать сочинение оригинально, не используя избитых выражений. Например, вместо «Данный текст посвящен проблеме» можно написать:

  • Над этими вопросами размышляет автор.
  • Эта проблема волнует автора.
  • Эта проблема не может оставить автора равнодушным.
  • Автора беспокоит проблема…
  • Автора тревожит вопрос…
  • Эта проблема лежит в поле зрения автора.
  • Эта проблема находится в центре внимания автора.
  • Автор стремится найти ответ на этот вопрос.
  • Автор пытается найти решение этой проблемы.
  • Автор предлагает свой взгляд на эту проблему.

Как развести в сочинении понятия комментарий к сформулированной проблеме и отражение позиции автора исходного текста?

Ключевые понятия

комментарий                                                              авторская позиция

утверждение из А29,связанное                                     эмоции автора

с обозначенной проблемой;                                           (вывод,

на каком примере раскрывает автор                            идея (к чему призывает);

проблему;

К каким выводам подводит автор читателя?

Явна ли авторская позиция? Как оценивает автор описанные факты, события? Звучит ли какой- либо призыв к читателю?

Если позиция автора прямо не выражена (так бывает в худ. тексте), то обратите внимание на то, есть ли ирония, какие худ. образы создает автор, какие ассоциации они у вас рождают и т.п.

При текстуальном комментарии:
Как, на каком материале автор

раскрывает проблему?
На чем заостряет внимание?

Почему?
Какие имена, факты, события

упоминает автор? Для чего?
Какие эмоции автора                              

выражены в тексте?                                                    
Как выражено отношение автора                          

 к изображаемому? В чем это проявляется?
Какие средства выразительности помогают

 выявить авторское отношение к проблеме?

При концепционном комментарии:

 К какому типу принадлежит эта проблема? (социальная,философская,нравственная )
Актуальна ли эта проблема в наши дни?

 В чем её значимость для общества?
Как часто мы сталкиваемся с этой

проблемой? Касается ли она каждого

из нас или только людей определенного

возраста, рода занятий и т.п.
Почему эта проблема привлекла внимание

автора? Какой аспект этой проблемы рассма-

тривает автор?
К каким выводам подводит автор читателя?

Обозначьте проблему, дайте комментарий и сформулируйте авторскую позицию.

 ( Работа в группах по выявлению проблем, авторской позиции. аргументации заявленного согласия с автором)

  1. Итог урока, домашнее задание.

Доработать сочинение по тексту Д.Гранина

Приложение №1

                                                Рабочий лист

1.Поставьте ударения в словах

Гнала, ногтя, ломоть, иконопись, ободрала, ободриться, начали, начала,

шарфы, балованный, жалюзи, сливовый

2. Запишите способы образования данных слов

Безысходность

Бесполезно

Вверху

Восприятие

Выбор

Искоса

Нечего

Обещание

Обнажить

Однажды

Одновременно

Оскорбительный

Ответственность

Отношения

Поблизости

По-видимому

Подбородок

Подробность

Подстриженных

По-особенному

Угроза

3) определите тип связи в следующих словосочетаниях

В те дни.

Его самого

Заметил его

Который остается

Мне нравится

Много важного

Много возможного

Много времени

Много всего

Намного меньше

Нанесен внезапно

Не там ищет

Однажды приходил

Остается в одиночестве

Присвоить с радостью

Просьба вынести

С желанием положить

Сказал вздохнув

Те дни

Тотчас забыли

Умение учиться

Чего-то своего

Это время

Это сказал

3) Какое сочетание слов является грамматической основой одной из частей сложного предложения?

а) Из сгустков солнечного вещества сформировались планеты, которые затем долго остывали, пока кора не образовала их поверхность.

  1. вещества сформировались
  2. планеты остывали
  3. которые остывали
  4. поверхность образовала

б) Земля и ряд планет Солнечной системы имеют магнитное поле, которое мы обычно замечаем по движению стрелки компаса, стремящейся указать на один из магнитных полюсов.

  1. имеют поле
  2. которое замечаем
  3. мы замечаем
  4. указать

Прочитайте текст и примеры сочинения по нему. Отметьте в сочинении удачные, с вашей точки зрения, приемы комментариев и анализа предложенного текста. Оцените степень глубины и точности анализа средств выразительности, логику изложения материала, уместность вступления и заключения. Напишите свое сочинение по предложенному тексту.

(1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2)...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (З)Часто ли мы получаем призыв к нему? (4)В "Памятнике", где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

      (5)Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (б)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (7)От "Пира Петра Первого", от "Капитанской дочки", "Выстрела", "Станционного смотрителя" милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. (8)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (9)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.
      (10)Это не только прямой призыв к милосердию вроде "Муму", но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (11)Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
      (12)Милость к падшим призывать - воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему - необходимость настоятельная, труднооценимая. (13)Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.

(по Д. Гранину)

Текст №1

Жестокий мир, жестокие сердца… Этими словами можно охарактеризовать современное время, когда такая черта как милосердие постепенно исчезает и становится редкостью. Д. Гранин поднимает в тексте острую проблему нехватки милосердия в современном обществе.

Чувствуя, что сострадание, чуткое, гуманное отношение к ближнему становятся редкостью не только в отношениях человеческих, но и в литературе «нашей», Д. Гранин не случайно обращается к русской прозе 19 века, вспоминая Пушкина и Достоевского, Чехова и Некрасова. Ведь их произведения – ярчайшие примеры нравственных требований и обязанностей человека. Творения русских писателей особенно близки и дороги нам тем, что, читая их, мы учимся состраданию, отзывчивости, чуткости, человеколюбию.

Писатель-публицист убеждает нас в важности милосердия в современном обществе. Эта необходимая черта должна воспитываться в человеке литературой, семьей, обществом. Д. Гранин с грустью пишет о том, что призыв к милосердию мы получаем все реже и реже. Он взволнован опустошенностью современного общества, но убежден, что мы не можем отказаться от пушкинского завета «и милость к падшим» призывать.

Нельзя не согласиться с Д. Граниным в том, что отсутствие источника милосердия ведет к исчезновению его в обществе. Русская литература и 19 века, и 20 дает богатый материал читателю для размышления над этой же проблемой. Отсутствие гуманности и результат этого мы видим в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница», главная героиня которой стала жертвой жестокого мира дельцов. А вот А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор» рисует поистине сильную, красивую душой героиню, которая несет все лучшие качества человечества, несмотря на горести и беды жизненного пути. И мы, читатели, понимаем, что без милосердия мир станет холодным и жестоким.

                                               Текст №2

Часто ли мы проявляем внимание друг другу? Способны ли мы к состраданию? Над этими вопросами задумывались многие писатели. Проблема «кризиса» милосердия по-прежнему жива и актуальна, именно её поднимает в своем тексте Д. Гранин.

Писатель обращается к строчкам стихотворения «Памятник» А. С. Пушкина, в котором есть прямой призыв к милосердию. Д. Гранин считает, что милосердие необходимо воспитывать. Он убежден, что милосердие – необходимость, о важности которой в последнее время люди все менее и менее задумываются.

Я разделяю точку зрения автора, ведь отсутствие сострадания, милосердия в поступках одного человека ведет к нарушению гармонии во всем обществе. Русская литература, как ничто другое, способна воспитать в человеке гуманистические идеалы. Одним из писателей-гуманистов 19 века является Ф. М. Достоевский. В его романе «Идиот» утверждается идея человеколюбия, сострадания ко всем падшим, отвергнутым, непонятым. Главный герой князь Мышкин – человек бесконечной доброты – идеал писателя. Тема милосердия поднимается и в литературе 20 века. Ярким примером может служить повесть А. Платонова «Котлован». Грубых, измученных работой людей, героев произведения, объединяет любовь и жалость к девочке Насте.

Своим текстом Д. Гранин заставляет нас задуматься над проблемой упадка милосердия и призывает сделать так, чтобы сострадание и милосердие прочно вошли в нашу жизнь и были естественными её составляющими.

При подготовке к уроку были взяты некоторые материалы из интернет- блогов

1. http://www.rus-exam.ru/blog/item/148-2012-mnogo-vazshnogo и

2.http://www.rus-exam.ru/forum/5--12---/35----#35#38

          3.http://www.ege.brokersib.ru/content/rabota-s-ishodnym-tekstom-k2-   kommentariy-k-sformulirovannoy-probleme


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на предложенную тему в 9 классе.

Материал данного урока даёт возможность повторить   и закрепить знания по орфографии. Учащиеся  могут познакомиться с особенностями  текста- рассуждения, а также с краткой  биограф...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

Данный буклет является сборником разных материалов и может быть использован в качестве раздаточного материала для подготовки к экзамену по русскому языку....

Опыт работы по теме:«Элективный учебный предмет как инструмент совершенствования орфографических и пунктуационных навыков и развития умения написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту».

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:1) «...

Разработка мастер-класса "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в формате задания 9.3 ГИА-9".

В марте 2020 года в нашей школе проводились мастер-классы в рамках методической недели. Я провела занятие для педагогов на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в фо...

Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»

Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...