Главные вкладки

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на предложенную тему в 9 классе.
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

    Материал данного урока даёт возможность повторить   и закрепить знания по орфографии. Учащиеся  могут познакомиться с особенностями  текста- рассуждения, а также с краткой  биографией Г. Троепольского,над чьим текстом будут работать учащиеся на уроке. Речевая тема урока - доброта. Анализируя текст, выполняя задания к нему, читая дополнительный материриал (высказывания о доброте) учащиеся готовятся к написанию сочинения - рассуждения на тему6 "Что такое доброта?" Прилагается и образец сочинения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.docugia.doc131 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение -

    Коморгузинская средняя общеобразовательная школа

    им. Ш.Марджани Атнинского муниципального района

    Республики Татарстан

    Подготовка к написанию

    сочинения-рассуждения на предложенную тему в 9 классе.

                                            учитель русского языка и литературы

                        Шарипова Рамзия Мухамматовна

                 

    Тема урока. Подготовка к написанию  сочинения-рассуждения на предложенную тему в 9 классе. (слайд1.)

                     Цели урока:  1. вырабатывать умения правильного понимания   литературного  текста;

                         2. подготовить учащихся к написанию сочинения - рассуждения на предложенную тему;

                         3. создавать условия для развития творческих способностей учащихся;

                        4. совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки школьников. (слайд 2.)

    Тип урока:  урок-практикум.

    Оборудование:  бланки с вопросами, отрывок из  текста по Г.Троепольскому, портрет  Г.Троепольского,   мультимедийная презентация.

                                                                               Ход урока

    Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять орфографические и синтаксические понятия, но и учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве. На уроках русского языка и литературы вы не раз  писали сочинения. На этом уроке мы будем готовиться к написанию сочинения – рассуждения на предложенную тему

    Актуализация опорных знаний. 

    1. Орфографическая разминка  «10 шагов» (слайд 3). Сначала повторим некоторые правила орфографии. Запишите  правильные ответы. (Задание  выполняется на готовых листочках)

    Вопрос

    Ответ

    1.

    Буква о пишется в слове: ост…новка, насл…ждение, об…яние, зар…ждение.

    (зарождение)

    2.

    Безударная гласная, проверяемая ударением, пропущена в слове: л…биринт, просв…щение, ум…рать, предл…жение.

    (просвещение)            

    3.

    Укажите слово с ошибкой: проскачить,  покаяние, обнажённый, обогащаться.

    (проскочить)

    4.

    На месте пропуска пишется согласная буква в слове: опас…ный, бесчу…ственный, ровес…ник, искус…ный.

    (бесчувственный)

    5.

    Ъ пишется в слове: кар…ер, сер…ёзный, ин…екция, д…явол.

    (инъекция)

    6.

    Буква Е пишется в слове: пр…ютить,пр…открыть, пр…небрежительно, пр… велегия.

    (пренебрежительно)

    7.

    Буква И пишется в слове: посе…л, возника…т, оконч…л,  зре…т.

    (окончил)

    8.

    Буква Ю пишется в слове: они бор…тся, дети кле…т, осы жал…т, мамы смотр,,,т.

    (борются)

    9.

    НН пишется в слове: соловьи…ный, открове…ый,  муче…ник,  ране…ый..

    (откровенный)  

    10

    НЕ пишется слитно:  (не) щадя живота, (не)ожиданно  не решена в срок,

    (неожиданно)

                      2.  Проверка  задания, комментирование ошибок (слайд 4.)

          III. Работа над текстом. 

    1. Слово учителя: Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст. Слово «текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text – словесное единство. Перед вами отрывок из текста Г.Троепольского.  

    2. Краткое устное сообщение заранее подготовленного ученика об авторе. (слайд 5.) 

     

        Троепольский Гавриил Николаевич родился 16 ноября (29 н.с.) 1905 года в селе Новоспасовка Тамбовской губернии в семье священника. Получил основательное домашнее образование. Учился в сельскохозяйственном училище, которое окончил в 1924. Работал сельским учителем, затем с 1931 - агрономом.

           С 1938 начал печататься в газетах и журналах. В 1953 в журнале "Новый мир" был опубликован цикл сатирических рассказов "Из записок агронома", впоследствии составивших сборник "Прохор семнадцатый и другие" (1954). В 1963 вышла в свет повесть "В камышах", положительно отмеченная критикой.

           Самым известным произведением писателя является лирическая повесть "Белый Бим Черное ухо", написанная в 1971. Одноименный фильм пользовался огромным успехом в стране.

             В 1976 работал в редколлегии журнала "Наш современник", был одним из лучших   авторов очерково-публицистической прозы на сельскохозяйственные темы.

                      Г. Троепольский умер в Воронеже 30 июня 1995.

    3. Чтение текста. (слайд 6)

       (1) В уставшем от зимней тяготы в лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом,  когда голые ветви не шевелят, а лишь потихоньку трогают друг друга,- неожиданно донёсся запах подснежника!  (2) Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и поэтому он трепетно-радостный, хотя почти и не ощутим. (3) Смотрю вокруг - оказалось, он рядом. (4)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья…(5) И для каждого, - и счастливого и несчастливого, - он сейчас – украшение жизни. (6) Вот так и среди нас человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. (7) Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие.

    4. Выполнение тестовых  заданий для проверки глубины и точности восприятия исходного текста. (слайд 7-9)

    1.        Какова основная проблема этого текста?

    а)    взаимоотношение человека и природы

    б)   пробуждение природы

    в)   лучшие нравственные качества человека

    г)   первые весенние цветы  

    2.   Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(-ют)ся в этом тексте?

    а)   рассуждение

    б)   описание и повествование

    в)   повествование

    г)   описание и рассуждение                                                                                                                                                                                                        

    3.   Почему в 6 предложении употреблена форма «человеков» вместо людей?

    а)   Это ошибка автора.

    б) Автор подчёркивает значимость каждого человека.

    в)  Автор избегает повтора слова люди, людей

    г) Такого употребления слова требует стиль текста.

    4. С помощью каких языковых средств связаны 3-е и 4-е предложения?

    а) указательное местоимение

    б) лексический повтор 

    в) синонимы

     г) частица.

    5.  Из предложения 1 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

    6.Замените слово ПЛАСТОМ из 1 предложения общеупотребительным синонимом

    7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при выделении обособленного обстоятельства.

    Они-то украшают жизнь(1) вмещая в себя всё лучшее(2) что есть в человечестве(3) – доброту(4) простоту(5) доверие.

    8. Замените словосочетание из предложения № 4, построенного на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

    9.  Укажите количество грамматических основ в предложении № 3.

    10. Какая характеристика предложения №1  является верной?

    а) простое

    б) сложное бессоюзное

    в) сложноподчинённое

    г) сложносочинённое.

     

    5. Ключ к тесту: (слайд 10)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    в

    г

    б

    в

    поросль

    слоем

    1,2

    небесная капля

    2

    в

    5. Работа над структурой сочинения.

    Учитель:  Что такое сочинение – рассуждение? ( Ответ: рассуждение – это функциональный тип текста, основная цель которого – изложение, разъяснение, подтверждение какой – либо мысли) На что нужно обратить внимание при написании сочинения по данному  тексту? Заполним таблицу, которая поможет вам при этом. (слайды 11-12)

         Автор

    Проблема

    Позиция автора

    Аргументы, подтверждающие позицию автора

    Стиль

    Г.Треополь-ский

    Лучшие нравственные качества человека.

      Скромные люди с  чистым сердцем вмещают в себе всё лучшее в человечестве.

         1)Добро помогает человеку окрепнуть, поверить в справедливость мира.

      2)Важно, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью.

     Рассуждение

           Учитель: - Давайте поговорим о доброте.    Как вы понимаете это слово?  

    (примерные ответы учащихся:  «Доброта – это самое ценное в человеке»,  «Делая добро, никогда нельзя ожидать благодарности.  Добро делают не из корысти, а из любви к ближнему.  »

           Учитель:  -  А какого человека  называют добрым?

     (примерные ответы учащихся:  «Добрый человек даёт  людям радость», «Доброта,  милосердие являются важными показателями нравственности человека», «Добрый человек всегда умеет откликаться на чужое горе, чужую боль»)

        Учитель: Вот что говорят  выдающиеся люди о доброте: (слайд13.)

    «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях». (Б.Паскаль)                                                                                      

    «Доброта  - она превыше всех благ». (М.Горький)

    «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе». (В.Шекспир)

    Эти высказывания помогут вам при написании сочинения на тему «Что такое доброта?» Напоминаю вам композицию сочинения. (слайд14)

    При обдумывании построения сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей, в том числе вступительной, основной и заключительной. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    III. Итоги урока  (слайд 15)

    1. Рефлексия. Оцени свои знания!

      Мне все было понятно, и в моей работе нет ошибок.

               Мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки.

               Я многое не понял (не поняла)  и допустил (допустила) много  ошибок.

               2. Домашнее задание.

    Напишите сочинение-рассуждение «Что такое доброта?»

      Сочинение ученика:  Что такое доброта?

                 Доброта,  милосердие, чуткость  являются важными показателями нравст-венности человека.  Говорят,  если в человеке есть эти качества, значит,  он как человек состоялся. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчить их страдания при болезнях, давать им радость, то  счастлив,  потому что он «увеличивает в жизни добро, приносит людям счастье». Добро помогает человеку окрепнуть, поверить в справедливость мира.  Но некоторые, совершая добрые поступки, ожидают похвалы, благодарности,  но,  не получив их, начинают раскаиваться в том, что сделали доброе. А ведь  сознание сделанного добра – это уже награда для человека. Просто, делая добро,  никогда не надо ожидать благодарности. Добро  делают не от корысти, а из любви к ближнему. И очень важно, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью.

          Добрые, скромные люди с чистым сердцем вмещают в себе всё лучшее в человечестве. Люди, имеющие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.   Помнят их слова, поступки, их облик.  Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень важно.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

    Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

    Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

    Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

    Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

          Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....

    Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

    Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

    открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по прочитанному тексту" .Задание 15.3 в ОГЭ. 2018 г.

    Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ОГЭ» Цели: - расширить и углубить представление обучающихся ...