Урок по обществознанию в 7 классе на тему "Проблемы одиночества"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Урок усвоения новых знаний с использованием отдельных структур Сингапурской системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

Проблема одиночества

Тип урока

Урок усвоения новых знаний с использованием отдельных структур Сингапурской системы.

Цель урока

Освоение знаний и формирование новых учебных действий: умение определять сущность и причины одиночества; применение знаний об одиночестве при решении проблемы одиночества.

Методы и формы обучения

Методы: частично-поисковый, проблемный, сингапурский, критического мышления.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, интерактивного обучения.

Оборудование

Менеджмент, чистые листы бумаги для выполнения задании структур Сингапурской методики, коллаж из рисуноков на тему «Одиночество»; учебник ( Кравченко А.И.. Певцова Е.А.)

Основные понятия

Одиночество, подростковая депрессия

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: определять сущность одиночества; определять причину одиночества; составлять портрет одинокого подростка; находить пути преодоления этого состояния.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме; делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; формулируют собственное мнение и позицию; аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный  момент.

Цель этапа: мотивировать учащихся на активную и плодотворную работу на уроке;   создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;  установление личностного контакта учителя и учеников.

1.Приветствие.

2. Выявление настроения учащихся.

  - С каким настроением вы пришли сегодня в школу?

   - Давайте посмотрим в глаза своему соседу, улыбнемся ему. И пожелаем хорошего дня.

Отвечают на приветствие учителя.

Слушают учителя,

Взаимодействуют с ним.

Личностные: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

2. Постановка темы и цели урока.

Цель этапа: подготовка  учащихся к работе на уроке, определение цели и задачи урока, создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Выяснение темы урока и формулировка его цели через постановку   проблемного вопроса (структура критического мышления):

1) – Что это?

- Что я думаю об этом?

- О чем меня заставляет это задуматься?

2) – О чем будем говорить сегодня?

- Хорошо ли жить одиноким людям?

- Это проблема?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

3) –Давайте попробуем определить цели урока.

Слушают и обсуждают тему урока. Обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

- Об одиночестве.

-Да

-Да

- Проблема одиночества.

-Должны узнать что такое одиночество, причины возникновения одиночества, как справиться с одиночеством.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своего жизненного опыта.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.

Личностные: проявляют эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

3. Этап усвоения новых знаний.

Цель этапа: добиться от учащихся восприятия, осознания и систематизации новых знаний по данной теме.

- Проблема одиночества всегда волновала человечество. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения,. Попробуем и мы исследовать это явление…

1) – Что такое одиночество?

2) Что говорит об этом автор учебника? (с. 149)

3) – Одинокий человек… Каков он? Какие черты характера ему присущи? Как он выглядит? Как ведет себя с окружающими? Давайте попробуем описать одинокого человека.

4) Динамическая пауза.

- Погружаемся в сон. Нарисуем предмет. Почему этот предмет похож на одиночество. Открываем глаза. Записываем предложение. Кому что приснилось?

5) – А какие вы знаете причины одиночества?

6) – Как вы думаете, с какой целью я дала вам такое задание?

- Одиночество может привести к депрессии. Что же это?

- Как же выйти из ситуации одиночества?

7) Прочитайте советы из учебника на с. 152 . Назовите, по вашему мнению, самый полезный совет.

1) Предполагаемые ответы учащихся: это беспокойство, напряжение, связанное со стремлением иметь дружеские отношения. Это когда ты никому не нужен, не интересен. Это когда тебя придает близкий человек. Это возможность побыть одному.

2) запись в тетрадь: «Одиночество – это острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские отношения.»

3) Сингапурская методика Джот Тотс: участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков. Слова не должны повторяться.

Сингапурская методика Тик-Тэк-Тоу убираем 7 листков, отдаем учителю. Участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.

(угрюмый, задумчивый, печальный, обиженный, замкнутый, неудачник, никому не нужен, несчастный, грустный)

4) Выполняют структуру «короткого сна».

5) Сингапурская методика Ол Райт Раунд Робин: ученики по одному зачитывают свои ответы по кругу, а все остальные ученики записывают новые идеи на своих листках. (Непонимание в семье; ссора с друзьями; насмешки в классе; расставание с любимым человеком; жизнь в мегаполисе; собственная неуверенность…)

6) – Разобравшись в причинах одиночества, мы сможем избежать этой проблемы.

Предполагаемый ответ учащихся: Депрессия в подростковом возрасте — это длительное плохое или подавленное настроение у подростка, которое оказывает отрицательное влияние на все сферы его жизни.

Сингапурская методика Стё Зе Класс: учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

7) Знакомятся с советами выхода из состояния депрессии.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта; развивают умения точно и грамотно выражать свою точку зрения и пытаются её обосновать; организовывают работу в группе; аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: оценивают весомость приводимых рассуждений.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию; делают выводы; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме; делают выводы на основе обобщения знаний..

Личностные: в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правил поведения; делают выбор, какой поступок совершить; ответственны за свои решения.

4. Этап закрепления.

Цель этапа: уметь применять полученные знания; создать условия для самостоятельной деятельности.

- Составьте синквейн по теме «одиночество», пожалуйста.

Заголовок (сущ.)

2 прилагательных

3 глагола

Фраза из четырех слов, в которой выражается личное к предмету разговора

Вывод, итог (сущ.)

Предполагаемый ответ учащихся:

Одиночество.

Печальный. Замкнутый.

Уничтожает. Изолирует. Переживает.

Острое ощущение никому не нужности.

Изоляция.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме; делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: развивают умения точно и грамотно выражать свою точку зрения; аргументируют свою позицию координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве.

Регулятивные: определяют степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

5. Домашнее задание.

Цель этапа: сообщить учащимся о домашнем задании. Создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность.

- §21; практикум: «Одиночество: «против» и «за».

Записывают д.з.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

6. Рефлексия. Подведение итогов.

Цель этапа: соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом. Оценка и самооценка учебной деятельности

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Называют тему урока.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательная: делают выводы на основе обобщения знаний.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Сценарий урока по обществознанию XI класс Тема урока: « Организационно-правовые формы предприятий»

Целевая установка: создание условий для систематизации и обобщения знаний  о субъектах предпринимательского права.Основные задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний об организацион...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Урок по обществознанию (8 класс) Тема урока: « Религия как одна из форм культуры»

Тип урока: урок новых знанийЦели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.Планируемые результаты: предметные:...