Рабочая программа по обществознанию 5 класс, в соответствии с ФГОС
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Обществознание» изучается с 5-го по 9-й класс. На изучение обществознания  в 5 классе отводится 35 часов, т. е. 1 час в неделю.

В курсе обществознания  контрольных работ отводится 3 часа, которые распределены по разделам следующим образом:

1. О человеке  – 1 час

2. Человек, его общение и окружение -  1час

3. Наша Родина – Россия – Российская Федерация  – 1 час

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Заинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Заинского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено»                                      

Руководитель ШМО                                           ФИО: Молокова И.И

Протокол № 1 от

«28» августа 2015 г.            

 «Согласовано»

 Заместитель директора по УР              

ФИО: Кузьмина И.В            

 «28» августа 2015 г.

 «Утверждаю»

Директор МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №1»

ФИО: Исрафилова В.К          

 «28» августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Обществознание»

основного общего образования (5-9 класс)

базового уровня

учителя

 соответствие занимаемой должности

Запека Юлия Михайловна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1  от

«28» августа 2015 года

2015 – 2016 учебный год


Пояснительная записка к рабочей программе

по обществознанию 5 класс.

Рабочая  программа  по обществознанию для 5  класса  составлена на основе государственного образовательного стандарта и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897.
  2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения основной школы (раздел 1.2.3.9. «Обществознание»,- М.: «Просвещение», 2011), на основе примерной программы по обществознанию для 5-9 классов и с учетом авторской рабочей программы «Обществознание 5-9 класс» авторы: А.Ф.Никитин, Т.И.Никитина,- М.: Издательство «Дрофа», 2013 год.
  3. Учебного плана МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №1» на 2015-2016 учебный год.
  4. Приказа МО и Н РФ от 31 марта 2014 года №253 « Об утверждении федеральных  перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014 – 2015 учебный год».
  5. Приказа МО России №576 от 8 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденному приказом МО и Н РФ от 31.03.2014 года № 253  « Об утверждении федеральных  перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014 – 2015 учебный год».

Цели и задачи изучения предмета «Обществознание»:

- воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

- формирование у учащихся целостной картины общества адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знании об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах о формах регулирования общественных отношении, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

- овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные, освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

- формирование учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач «области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношении включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

- формирование личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

- понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

- формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

- освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Общая характеристика предмета «Обществознание».

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.

 Изучение «Обществознания» в основной школе опирается на знание учащимися учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе.

Последовательность материала курса в данной рабочей программе по обществознанию определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5—9 классов.

Курс «Обществознание» для 5 - 7 классов является пропедевтикой курса «Обществознание» для 8—9 и далее 10—11 классов. Одни темы являются оригинальными, другие служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах.

Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая, во-первых, помогает им легче, естественнее «войти» в содержащие последующих курсов в конце основной и далее в средней школе, а во-вторых, имеет выраженное воспитательное значение.

С учетом общей логики построения курса как пропедевтического и в определенной степени воспитательного, а также возрастных особенностей учащихся 5 - 7 классов и общедидактических принципов определены основные темы курса «Оществознание»: вопросы этики и нравственного становления человека, первоначальные знания об обществе, стране, государстве, взаимоотношениях между людьми, нравственно-правовых нормах и правилах общественной жизни, правах ребенка. Значительное внимание уделяется профилактике асоциальных явлений, таких, например, как правонарушения и наркомания.

В курсе «Обществознание» для 8 и 9 классов основной целью является помочь выпускникам основной школы пополнить свои знания о человеке, обществе и правилах жизни в нем, развить способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, оценивать действительность и поступать с позиций гражданственности.

Непростые вопросы обществознания рассматриваются без излишнего теоретизирования. Вместе с тем курс включает темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Мы живем в обществе, особенности которого не менее сложны, чем тайны Вселенной и микромира. Учащиеся познакомятся с проблемой взаимосвязи природы и общества, чертами гражданского общества, соответствующего демократическому строю, глобальными проблемами человечества, путями защиты мира.

Учащиеся получают знания, которые помогут им ориентироваться в лабиринте экономических отношений. Однако, в условиях рыночной экономики, мы часто ощущаем личную незащищенность от множества экономических и прочих случайностей. И только право может по-настоящему помочь в нелегкой жизненной борьбе как отдельному гражданину, так и стране в целом.

При изучении курса «Обществознание» в основной школе необходимо широко использовать межпредметные связи. Прежде всего необходимо опираться на знания учащихся по истории, литературе, искусству, географии.

Полнота и глубина изучения курса «Обществознание» в основной школе ограничены познавательными возможностями школьников подросткового возраста. Более глубоко данный курс изучается в старшей школе.

Посредством программы реализуются три основные функции обществознания:

-познавательно,  развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

-практическо-политическая функция, состоящая в том , что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

--мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.

Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа основной  образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний об обществе.

        Наряду  с обозначенным подходом,  реализующим содержание программы по обществознанию, наиболее актуальными и значимыми  для выполнения задач  ФГОС также являются:

        -деятельностный  подход, ориентированный  на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

        -компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных,  надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;

        -дифференцированный  подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д.

        -личностно ориентированный подход, рассматривающий  обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

        -проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый  и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате  выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий принцип развивающего обучения.

        Соблюдение  и сочетание всех принципов познания обществознания обеспечат строгую научность и достоверность в изучении общества.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Обществознание» изучается с 5-го по 9-й класс. На изучение обществознания  в 5 классе отводится 35 часов, т. е. 1 час в неделю.

В курсе обществознания  контрольных работ отводится 3 часа, которые распределены по разделам следующим образом:

1. О человеке  – 1 час

2. Человек, его общение и окружение -  1час

3. Наша Родина – Россия – Российская Федерация  – 1 час

Учебно-тематический план  «Обществознание» 5 класс.

   Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Контрольные работы

О человеке  

18

1

Общение и окружение человека

9

1

Наша Родина – Россия – Российская Федерация  

8

1

Итого:

35

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обществознания.

Личностные результаты: 

         1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

         2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

        3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровнразвития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

        4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

          5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

          6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

         7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

         8)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

          9)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

        1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

       2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

        3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

        4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

        5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

        6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

        7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

        8) смысловое чтение;

        9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

        10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной:

относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

понимание значения коммуникации в межличностном общении;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание учебного курса «Обществознания».

5  класс (35 часов)

Тема I. О человеке (18 ч).

Как первобытный человек стал разумным? Жизнь и занятия первобытных людей. Как древний человек познавал мир. Роль труда в развитии человека. Человек умелый. Человек разумный. Развитие способностей человека. Творчество первобытных людей.

Человек — часть природы и член общества. Значение общества для воспитания и развития человека. Роль природы в жизни человека, ее влияние. Общественные, или социальные, отношения. Влияние коллектива на развитие человека. Основные занятия человека: труд, учение, общение, игра. Их характеристика.

Что такое «Я»? Второе «Я» — alter ego. Внешние признаки человека. Внутренний мир человека, качества, его характеризующие. Психика человека; наука, ее изучающая, — психология.

Как человек познает самого себя? Умение оценивать себя — важное  внутреннее качество человека. Вопросы, на

которые каждый должен ответить для самооценки: «Во что я верю? Что я знаю и что умею делать? Что я делаю, как я веду себя? Кем хочу быть?» Портрет своего «Я». Зачем нужно его составлять? Знания, умения, поступки.

Возрастные периоды жизни человека. «Сказка о потерянном времени» — пример того, как нельзя тратить время зря в любом возрасте. Возраст человека. Возрастные периоды: детский, подростковый (отроческий), юношеский, молодость, зрелость, преклонный и старческий возраст. Характеристика и особенности каждого возрастного периода.

Здоровье человека. Как его беречь? Виноват ли человек в своих болезнях? Здоровый образ жизни, из чего он складывается. Умение управлять своим телом и психологическим состоянием, регулировать свое настроение. Для чего нужно самовнушение? Что такое здоровье? Чем оно характеризуется?

Вредные привычки. Курение. Употребление спиртного (алкоголизм). Токсикомания. Наркомания. В чем их опасность? Влияние вредных привычек на здоровье и жизнь человека. Это путь к страшным болезням: раку, СПИДу и др. Безопасность жизни человека. Как бороться с вредными привычками?Вера и неверие. Что такое вера? Во что верит человек? Вера в Бога, вера в науку, вера в человека, вера в себя. Почему и как вера помогает человеку выжить в трудную минуту? Почему без веры человек несчастен? Внутренние запреты человека.

Добро и зло. Что такое добро? Почему люди помнят и ценят добро, добрые дела? Добрые и злые поступки. В чем выражаются добрые поступки? Почему добрым людям живется легче, чем злым? «Спешите делать добро!»

Что значит быть честным? Качества, характеризующие честного человека. Совесть. Почему говорят: «Поступить по совести»? Нравственные нормы — общие правила поведения людей в обществе. Кодекс чести. Нужен ли он каждому человеку?

Что такое долг? Обязанности человека. Защита Отечества — священный долг гражданина. Долг родителей перед детьми и долг детей перед родителями. Обязанности учеников в школе. Долг человека перед страной, своей семьей и друзьями. Чувство ответственности — одно из главных качеств в человеке. Как и кто его воспитывает? Обязанности гражданина по Конституции РФ: платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество. Почему так важно их выполнять?

Что значит быть порядочным человеком? От какого слова произошло слово «порядочный»? Составляющие этого понятия. Порядочность. О каких качествах человека она говорит? Почему на порядочного человека можно положиться во всем?

Милосердие. Его проявления в жизни. Из чего сложилось это слово? Что означает слово «гуманный»? Каких людей считают гуманными и за какие поступки? Сочувствие, сопереживание, сострадание — качества, проявляемые милосердным человеком. Это самые высокие качества человека. Почему они начинаются с приставки «со»? Милосердие — свидетельство высокой нравственности человека.

Как стать добрым человеком? Характеристика понятия «добрый человек». Добрые поступки человека. Условия, которые необходимы, чтобы стать добрым человеком. Просто ли их выполнять? Почему надо совершать добрые поступки? Необходимость давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

Тема II. Общение и окружение человека (9 ч).

Может ли человек жить в одиночестве? Что такое одиночество? Внешнее и внутреннее одиночество. Для чего человек должен общаться? Как общение влияет на развитие ребенка? Что такое гармония в обществе? Ее составляющие. Почему согласие и взаимопонимание помогают людям?

Общение — большое умение. Что такое общение? С кем и для чего мы общаемся? Стили общения: дружеское, семейное, деловое. Их характеристика и признаки. Конфликты, их роль в общении. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Кого называют конфликтными людьми? Способность прощать — одно из важных качеств человека.

Человек и его семья. Что такое семья? Какие семьи были раньше? Семейные конфликты. Причины их возникновения и пути разрешения. Почему надо беречь семью? Семейные ценности. Семейные обычаи и традиции. Как и для чего их надо сохранять?

Мама — самый дорогой человек. Чувство любви матери к своему ребенку. Любовь детей к матери и забота о ней. В чем проявляется помощь маме? Родители. Роль женщины в семье. Социальные роли. Какие социальные и гендерные роли будут исполнять в будущем мальчики и девочки? Как они должны готовиться к этому?

Школа. Роль школы в жизни каждого человека. Чему учит школа? Что дает человеку школа? Образование. Зачем нужно учиться? Почему образование необходимо сегодня всем? Школа — одна из ступеней в системе российского образования.

Что такое общество? Характеристика общества и его системы. Сферы жизни общества: политическая, экономическая, социальная, духовная. Их отличия и взаимосвязь. Важность и значение духовной сферы для развития общества.

Каковы правила жизни в обществе? Для чего нужны правила поведения? Нравственные нормы. Их роль и значение в обществе. Библейские заповеди. Почему люди идут на убийство, крадут, лгут? Обычаи. Какие мы знаем обычаи? Как они складывались? Почему их соблюдают? Законы. Для чего они нужны? Кто следит за их соблюдением? Как законы гарантируют права человека? Какие права имеет человек в Российской Федерации и в каком документе они закреплены?

Тема III. Наша Родина — Россия —Российская Федерация (8 ч).

Малая и большая Родина. Что такое малая родина? Почему человек всегда помнит свои родные края? Большая Родина, Отчизна — вся страна. Что связывает человека с Родиной? Россия — колыбель многих народов. Трудная судьба России. Почему люди любят свою Отчизну? Мы живем в России. Как называется наша страна? Что писали о России поэты и писатели? Чем богата Россия? Народ — самое главное богатство России. Российская Федерация — многонациональное государство. Характеристика и признаки многонационального государства. Народы, проживающие в нашей стране. Россияне. Единство и равноправие наций — важные условия существования и развития многонационального государства. Что нужно делать, чтобы Россия стала процветающей державой?

Символы России: герб и флаг. Что такое эмблемы? Для чего они использовались? Государственные символы. Что к ним относится? Зачем они нужны? Герб государственный. Флаг государственный. Что они собой представляют? История государственного герба и флага в России. Государственный герб и флаг Российской Федерации, их описание. Когда и почему были приняты Федеральные законы о Государственном гербе РФ и Государственном флаге РФ? Красное знамя победителей в Великой Отечественной войне.

Символы России: гимн. Значение слова «гимн». Наиболее известные гимны. Что воплощено в словах и музыке гимна страны? История гимнов нашей страны. Когда, кем был написан первый гимн в России? Советский гимн. Когда был создан Государственный гимн Российской Федерации? Авторы его слов и музыки. Почему при создании Государственного гимна РФ воспользовались музыкой Гимна СССР? В каких случаях исполняется гимн страны? Почему гимн является государственным символом?

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

  •  использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
  •  характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
  •  в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
  •  характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
  •  приводить примеры основных видов деятельности человека;
  •  выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
  •  оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
  •  оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
  •  использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
  •  моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

  •  демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
  •  распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
  •  характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  •  различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  •  выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
  •  характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
  •  на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
  •  раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
  •  конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  •  выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
  •  осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

  •  раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  •  различать отдельные виды социальных норм;
  •  характеризовать основные нормы морали;
  •  критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
  •  раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
  •  характеризовать специфику норм права;
  •  сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
  •  раскрывать сущность процесса социализации личности;
  •  объяснять причины отклоняющегося поведения;
  •  описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
  •  оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

  •  характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
  •  описывать явления духовной культуры;
  •  объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
  •  оценивать роль образования в современном обществе;
  •  различать уровни общего образования в России;
  •  находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
  •  описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
  •  объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  •  учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
  •  раскрывать роль религии в современном обществе;
  •  характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
  •  характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
  •  критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

  •  описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
  •  объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  •  характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
  •  выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
  •  приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
  •  описывать основные социальные роли подростка;
  •  конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
  •  характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
  •  объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
  •  характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
  •  раскрывать основные роли членов семьи;
  •  характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
  •  выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
  •  выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
  •  выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;

выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

  • Формировать положительное отношение к необходимости

соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

  • использовать        элементы причинно-следственного анализа при

характеристике семейных конфликтов;

  •  находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;
  • различать и сравнивать различные        формы правления,

иллюстрировать их примерами;

  •  давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
  •  различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
  •  раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
  •  называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
  •  характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  •  соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

  •  характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
  •  объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
  •  раскрывать достижения российского народа;
  •  объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
  •  называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
  •  осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  •  характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
  •  использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

  •  характеризовать систему российского законодательства;
  •  раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
  •  характеризовать гражданские правоотношения;
  •  раскрывать смысл права на труд;
  •  объяснять роль трудового договора;
  •  разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
  •  характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
  •  характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
  •  конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
  •  характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
  •  раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
  •  анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
  •  исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
  •  находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
  •  оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
  •  осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

  •  объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
  •  различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  •  раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
  •  характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
  •  характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
  •  объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
  •  называть и конкретизировать примерами виды налогов;
  •  характеризовать функции денег и их роль в экономике;
  •  раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  •  анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
  • Формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
  •  раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  •  характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
  •  использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
  •  обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
  •  выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
  •  анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
  •  решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
  •  грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  •  сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методический комплект

  • Никитин А. Ф., Никитина Т. И. Обществознание. 5 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2015. -173 с.(п\н 656, поз./122.331).
  • Обществознание. 5 класс. Электронное приложение к учебнику.
  • Т.Г. Сазонова «Обществознание в таблицах и схемах.», « Виктория плюс.» 2005г.
  • С. Б.Павлов « Пособие по обществознанию.», «Айрис.» 2009г.
  • М.А. Поляков «Обществознание: учебно-справочные материалы.», «Просвящение»,2011г.
  • А.В. Клименко,В.В. Румынина «Обществознание :школьникам и абитуриентам.»

А.В.Махоткин « Обществознание в схемах и таблицах.», «Эксмо», 2011г.

Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов по обществознанию.

Интернет – ресурсы:

- Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации — http://www.gov.ru Президент России:        официальный сайт — http://www.president.kremlin.ru /

- Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru

- Государственная Дума: официальный сайт — http:// www.duma.gov.ru/

- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — http://www.cikrf.ru/

- Общественная палата Российской Федерации — http:// www.oprf.ru/

- Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация — http://www.gks.ru Информационно-аналитический портал «Наследие» — http://www.nasledie.ru

- Московская школа прав человека — http://www.mshr- ngo.ru

- Организация Объединенных Наций — http:// www.un.org/russian/

- Права человека в России — http://www.hro.org Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России — http://www.ifap.ru

- Социальные и экономические права в России — http:// www.seprava.ru

- Основы экономики: вводный курс — http://www.be. economicus.ru

- Соционет: информационное пространство по общественным наукам — http://socionet.ru

СМИ.т — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ — http://www.smi.ru

- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт — http://ombudsman.gov.ru Философский портал — http://www.philoso


Календарно-тематическое планирование

урока

Тема  урока

Количество часов

Элементы содержания

Планируемые результаты

Дата

примечания

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

Раздел «О человеке» 18ч.

1.

Как первобытный человек стал разумным.

1

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Труд, способность, творчество.

Формулировать, что такое способности человека и какие способности проявляли первобытные люди.

Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в.

Оценивать роль творчества в развитии человека

Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека.

Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «труд».

Иллюстрировать конкретными примерами искусство первобытных людей.

Уметь составлять рассказы по рисункам

Усвоить, что труд является основой развития человека, научиться уважать свой и чужой труд.

3.09

2.

Человек – часть природы и член общества

1

Природа, общественные отношения, общество, учение, игра

Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя.

Раскрывать значение труда в развитии человека. Формулировать, что такое способности человека и какие способности проявляли первобытные люди.

Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в.

Оценивать роль творчества в развитии человека.

Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека.

Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «труд».

Иллюстрировать конкретными примерами искусство первобытных людей.

Уметь составлять рассказы по рисункам

Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем.

10.09

3.

Что такое «Я»?

1

Внешние качества человека.

Внутренний мир человека, качества, его характеризующие.

Психика человека.

Психология

Характеризовать внутренний мир человека.

Описывать внешние качества человека, показывать, как они связаны с внутренним миром.

Выделять внутренние качества человека.

Формулировать определение науки, изучающей духовную организацию человека, его психику, — психологии. Объяснять, почему каждый человек должен уметь оценивать себя и других людей.

Приводить примеры внешних качеств человека.

Исследовать и оценивать ситуации, показывающие проявление внутренних качеств человека.

Находить информацию в разных источниках, приводить и сравнивать примеры, свидетельствующие о внутренних качествах человека.

Оценивать собственные внутренние качества, поступки, знания, умения и возможности. Корректировать свое поведение, сравнивать свои поступки с поступками других людей.

Анализировать тексты и делать собственные выводы.

Систематизировать пройденный материал в табличной форме

Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность.

17.09

4.

Как человек познает самого себя? Знания, умения, поступки.

1

Характеризовать необходимость и важность познания человеком самого себя.

Объяснять, как человек может познавать себя.

Называть вопросы, на которые человек должен дать себе ответ, чтобы познать свое «Я».

Обосновывать, почему правильная оценка себя — это важное условие успеха и самореализации в жизни.

Описывать портрет своего «Я».

Оценивать собственные качества, умения, поступки и дела, сравнивать их с другими людьми. Делать для себя выводы.

Приводить примеры из жизни или находить информацию в разных источниках о результатах познания человеком самого себя, самооценки.

Исследовать конкретные ситуации, когда самооценка человека и мнение окружающих о нем расходятся

Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность.

24.09

5.

Возрастные периоды жизни человека. Возраст человека

1

Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.

Объяснять понятие «возрастные периоды».

Называть и характеризовать основные периоды жизни человека, сравнивать основные особенности разных возрастных периодов.

Объяснять, почему подростковый возраст считается опасным.

Показывать на конкретных примерах деятельность людей разных возрастных периодов.

Анализировать информацию, систематизированную в параграфе в табличной форме.

Находить информацию в различных источниках, в том числе в Интернете, для проведения статистических исследований и сравнения данных, например о продолжительности жизни в России и других странах.

Оценивать свое поведение с точки зрения особенностей подросткового возраста

Научиться уважать людей старшего возраста.

1.10

6.

Становление человека.  От человека « умелого» к современному человеку

1

Биологическое и социальное в человеке. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста

Называть и характеризовать основные периоды жизни человека, сравнивать основные особенности разных возрастных периодов.

Систематизировать и анализировать пройденный материал.

Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр.

Показывать свое умение вести дискуссию, аргументировать

и отстаивать собственное мнение.

Формулировать собственные выводы.

Участвовать в совместной коллективной работе.

Составлять рассказы по картинкам.

Обсуждать и анализировать прочитанный текст.

Пересказывать отрывки из произведений.

Составлять план произведения.

Уметь находить информацию в любом виде — текст, таблицы, схемы— и работать с ней.

Выделять и классифицировать основные качества, причины

или признаки.

Писать эссе на заданную тему. Работать с текстами

Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность.

8.10

7.

Здоровье человека

1

Понятие здоровья. Здоровый образ жизни, из чего он складывается. Самовнушение.

Характеризовать смысл понятия «здоровье».

Называть основные слагаемые здоровья человека.

Объяснять, почему человек должен беречь свое здоровье.

Раскрывать значение здорового образа жизни.

Характеризовать его составляющие.

Объяснять, почему человек должен мотивировать себя вести

здоровый образ жизни.

Характеризовать самовнушение как прием управления самим собой.

Приводить примеры здорового образа жизни.

Оценивать свое отношение к собственному здоровью,

корректировать свое поведение.

Анализировать конкретные ситуации, в которых вы проявили свое умение или неумение управлять собственными эмоциями.

Рассказывать, как и когда вы пользуетесь приемом самовнушения, каковы результаты этого.

Использовать элементы причинно - следственного анализа

для выявления связи между здоровьем человека и чувством гармонии его с окружающей средой; между настроением человека и его здоровьем

Научиться беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни и избегать вредных привычек

15.10

8.

Вредные привычки.

1

Курение, употребление спиртных напитков, токсикомания, наркомания. Как бороться с вредными привычками?

Золотое правило нравственности

Характеризовать вредные привычки. Называть их виды.

Описывать особенности их вредного влияния на человека, какие страшные болезни они вызывают.

Объяснять, от чего зависит безопасность жизни человека.

Рассказывать о методах борьбы с вредными привычками.

Формировать негативное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.

Приводить из жизни, литературы, кинофильмов конкретные примеры проявления вредных привычек, их последствий, а также негативного отношения к ним в обществе.

Формулировать собственное отношение к вредным привычкам.

Корректировать собственное поведение для обеспечения

безопасности своей жизни, своих близких и друзей.

Находить и использовать информацию из Интернета для

анализа роста числа наркоманов (или заболевших СПИДом) в нашей стране и за рубежом

Научиться беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни и избегать вредных привычек

22.10

9.

Вера и неверие.

1

Что такое вера? Во что верит человек: в Бога, в науку, в человека, в себя. Гуманизм.

Характеризовать понятие «вера».

Описывать, во что верит человек.

Объяснять, почему вера помогает человеку в сложных ситуациях.

Сравнивать отношение к жизни человека верующего и неверующего, в чем преимущества первого.

Приводить примеры из жизни, литературы, кинофильмов,

как вера помогает жить человеку.

Объяснять, почему вы верите или не верите в Бога, что это дает вам, в чем помогает.

Формулировать собственную точку зрения на веру человека в себя, аргументировать свои выводы.

Иллюстрировать конкретными примерами, как вера в вас ваших родителей или друзей помогла вам преодолеть трудности

Формировать у себя непримиримое отношение к проявлениям нечестности и обману.

29.10

10.

Добро и зло

1

Понятие добра. Добрые и злые поступки. Качества доброго человека.

Характеризовать добро и зло как нравственные категории.

Классифицировать и сравнивать добрые и злые поступки

людей.

Объяснять, что отличает добрые дела.

Описывать качества доброго человека.

Формулировать, почему надо воспитывать в себе доброе отношение к людям.

Показывать на конкретных примерах добрые и злые дела,

поступки, описывать их последствия.

Оценивать собственные поступки для корректировки своего

поведения.

Исследовать ситуации, когда люди (или вы) совершали добрые (или злые) поступки, делать собственные выводы.

Рассказывать о своих добрых делах, которые вы сделали или собираетесь сделать, сравнивать их с делами одноклассников

Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя.

12.11

11.

Что значит быть честным?

1

Совесть. Моральная ответственность. Нравственные нормы. Кодекс чести, что он включает

Уметь объяснять понятие «совесть».

Характеризовать нравственные нормы как общие правила поведения в обществе.

Рассказывать об основных нравственных нормах.

Объяснять смысл понятия «кодекс чести»; описывать, что он включает. Характеризовать его значение в формировании поведения человека.

Сравнивать честные и нечестные поступки людей

Оценивать собственное поведение с позиции нравственных норм.

Составить свой кодекс чести, которому вы будете следовать.

Приводить конкретные примеры из своей жизни честных поступков.

Анализировать конкретные ситуации, когда человек совершает нечестные поступки, выявлять причины этого и делать собственные выводы

Формировать у себя непримиримое отношение к проявлениям нечестности и обману.

19.11

12.

Нравственное и физическое здоровье человека

1

Моральная ответственность. Нравственные нормы.

Называть и характеризовать основные периоды жизни человека.

Систематизировать и анализировать пройденный материал.

Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр.

Показывать свое умение вести дискуссию, аргументировать

и отстаивать собственное мнение.

Формулировать собственные выводы.

Участвовать в совместной коллективной работе.

Составлять рассказы по картинкам.

Обсуждать и анализировать прочитанный текст.

Пересказывать отрывки из произведений.

Составлять план произведения.

Уметь находить информацию в любом виде — текст, таблицы, схемы— и работать с ней.

Выделять и классифицировать основные качества, причины

или признаки.

Писать эссе на заданную тему. Работать с текстами

Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность.

26.11

13.

Что такое долг?

1

Долг. Обязанность. Защита

Отечества. Долг родителей перед детьми и детей передродителями. Обязанности

учеников в школе

Объяснять смысл понятия «долг».

Называть, в каком документе содержатся основные обязанности граждан Российской Федерации.

Характеризовать обязанности граждан по Конституции РФ.

Объяснять, почему защита Отечества является священным

долгом гражданина.

Рассказывать, в чем состоит долг родителей перед детьми, а также долг детей перед их родителями.

Описывать обязанности учеников в школе.

Перечислять, какими качествами обладает человек слова.

Описывать, что такое чувство ответственности и как оно воспитывается.

Показывать на конкретных примерах, как люди выполняют

свои конституционные обязанности.

Анализировать на конкретном примере, как выполняются

обязанности родителей в вашей семье.

Оценивать собственное поведение: выполняете ли вы свои обязанности, есть ли у вас чувство долга, держите ли данное вами слово.

Описывать собственные обязанности в школе и дома.

Исследовать конкретные ситуации, когда человек не выполняет свои обязанности или долг, выявлять причины этого и делать собственные выводы

Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя.

3.12

14.

Что значит быть

порядочным человеком?

1

Порядочность,

порядочный человек,

честность.

Характеризовать порядочность как одно из качеств высоконравственного человека.

Называть качества, свойственные порядочному человеку.

Формулировать, что значит быть порядочным человеком.

Объяснять, как связаны порядочность и мораль.

Иллюстрировать конкретными примерами из жизни, литературы, кинофильмов проявление человеком порядочности.

Оценивать себя с точки зрения наличия у вас качеств порядочного человека. Корректировать свое поведение.

Использовать элементы причинно - следственного анализа

для выявления влияния морали на формирование порядочности

Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя.

10.12

15.

Милосердие.

1

Гуманный человек, сострадание, сочувствие, сопереживание

Объяснять, что означает слово «милосердие».

Характеризовать качества гуманного человека.

Давать характеристику составляющих понятия «милосердие»: сочувствие, сопереживание, сострадание.

Объяснять, что это лучшие качества человека.

Приводить конкретные примеры проявления людьми милосердия в жизни.

Оценивать и корректировать собственное поведение: проявляете ли вы милосердие, помогаете ли людям в беде.

Использовать элементы причинно - следственного анализа для выявления связи между моральными устоями человека и проявлением им милосердия, стремлением прийти на помощь в трудную минуту

Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя.

17.12

16.

Как стать добрым человеком?

1

Добрые поступки. Доброта, гуманность, сострадание.

Формулировать качества, характеризующие доброго человека.

Описывать условия, необходимые для того, чтобы стать добрым человеком. Объяснять, почему их надо выполнять.

Объяснять, почему надо давать нравственные оценки своим

и чужим поступкам.

Приводить примеры добрых поступков в повседневной жизни.

Формулировать собственное мнение, почему так важно совершать добрые поступки в жизни.

Давать нравственную оценку своим поступкам, сравнивать ее с мнением других людей.

Выявлять положительных героев, на которых вы хотели бы быть похожи, и объяснять почему

Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя.

24.12

17.

Доброта, гуманность, милосердие – основные принципы жизнедеятельности человеческого общества

1

Добрые поступки. Доброта, гуманность, сострадание.

Систематизировать пройденный материал.

Систематизировать и анализировать пройденный материал.

Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр.

Показывать свое умение вести дискуссию, аргументировать

и отстаивать собственное мнение.

Формулировать собственные выводы.

Участвовать в совместной коллективной работе.

Составлять рассказы по картинкам.

Обсуждать и анализировать прочитанный текст.

Пересказывать отрывки из произведений.

Составлять план произведения.

Уметь находить информацию в любом виде — текст, таблицы, схемы— и работать с ней.

Выделять и классифицировать основные качества, причины

или признаки.

Писать эссе на заданную тему. Работать с текстами

Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя

14.01

18.

Контрольная работа: «О человеке».

1

к\р

Систематизировать пройденный материал.

Систематизировать и анализировать пройденный материал.

Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр.

Показывать свое умение вести дискуссию, аргументировать

и отстаивать собственное мнение.

Формулировать собственные выводы.

Участвовать в совместной коллективной работе.

Составлять рассказы по картинкам.

Обсуждать и анализировать прочитанный текст.

Пересказывать отрывки из произведений.

Составлять план произведения.

Уметь находить информацию в любом виде — текст, таблицы, схемы— и работать с ней.

Выделять и классифицировать основные качества, причины

или признаки.

Писать эссе на заданную тему. Работать с текстами

Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя

21.01

Раздел «Общение и окружение человека» 9 ч.

19.

Может ли человек жить в одиночестве?

1

Взаимопонимание, гармония. Одиночество

Объяснять, почему человек не может жить в одиночестве,

почему людям необходимо общение.

Характеризовать одиночество.

Описывать и сравнивать внешнее и внутреннее одиночество.

Объяснять смысл понятия «гармония», почему она необходима в обществе и из чего складывается.

Показывать на конкретных примерах, как одиночество влияет на характер и жизнь человека.

Проанализировать и проиллюстрировать примерами влияние общения на развитие ребенка.

Оценивать собственное участие в создании атмосферы гармонии в обществе (в своем классе, школе, семье).

Формулировать собственные выводы, прочитав «Маленького принца» А. де Сент - Экзюпери

Воспитывать в себе активную позицию в общественной жизни класса, школы и затем страны.

28.01

20.

Общение— большое

умение.

1

Стили общения—

деловое, дружеское, семейное. Межличностный

конфликт

Характеризовать понятие «общение».

Описывать стили общения: деловое, дружеское, семейное.

Сравнивать особенности, цели и средства разных стилей общения.

Объяснять смысл понятия «конфликт».

Характеризовать межличностные конфликты, причины их возникновения и пути разрешения

Иллюстрировать на конкретных примерах разные стили

общения.

Исследовать ситуации возникновения и развития межличностных конфликтов в своем классе, семье, во дворе.

Оценивать собственное умение общаться с людьми в разных

ситуациях в школе и дома, чтобы корректировать свое поведение.

Оценивать свое поведение в межличностных конфликтах

(если они были), сравнивать с поведением других участников конфликта, делать собственные выводы и искать пути разрешения конфликта

Научиться жить в обществе, коллективе, семье; создавать и поддерживать хорошую атмосферу в классе и дома; достойно вести себя при возникновении конфликтов; находить выходы из трудных ситуаций; не унывать и не теряться.

4.02

21.

Человек и его семья.

1

Понятие «семья». Семейные конфликты, семейные ценности, обычаи и традиции

Характеризовать понятие «семья».

Описывать совместный труд членов семьи.

Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности».

Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских.

Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути их разрешения.

Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ.

Описывать семейные обычаи, традиции.

Показывать на конкретных примерах взаимодействие,

заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье.

Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье,

оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства.

Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения.

Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье

Продолжать семейные традиции. Готовить себя к выполнению главной социальной роли — роли родителей.

11.02

22.

Мама – самый дорогой человек

1

Родители, социальная роль. Гендерные роли.

Характеризовать и сравнивать роли женщины и мужчины в семье.

Описывать и сравнивать особенности поведения мальчиков и девочек, объяснять, почему они должны готовиться с детства к выполнению своих гендерных ролей.

Объяснять смысл понятия «социальная роль».

Раскрывать основное предназначение родителей, их главные обязанности.

Показывать на конкретных примерах из жизни, литературы и кинофильмов проявление любви матери к своему ребенку.

Рассказывать, как вы помогаете своей маме, в чем проявляется ваша любовь к ней, оценивать, достаточна ли ваша забота о ней.

Исследовать конкретные ситуации проявления гендерных ролей в вашей семье.

Систематизировать в табличной форме и сравнивать особенности поведения мальчиков и девочек

Продолжать семейные традиции. Готовить себя к выполнению главной социальной роли — роли родителей.

18.02

23.

Школа

1

Школа, образование, учеба, умение, карьера

Характеризовать задачи школы.

Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека.

Раскрывать роль школы в развитии ребенка.

Показывать, какое место в системе образования занимает школа.

Объяснять, почему образование так важно для современного человека.

Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование.

Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов

о значимости школы для человека.

Оценивать и корректировать собственное отношение к своей

учебе, умение учиться, возможности своего развития.

Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней.

Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется ценность и важность образования человека при приеме на работу, повышении в должности.

Использовать элементы причинно - следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и возможностью человека реализовать себя в профессии в будущем и построить карьеру.

Систематизировать информацию о системе образования в России в табличной форме

Соблюдать правила поведения в обществе, не нарушать нравственные нормы и законы

25.02

24.

Что такое общество?

1

Понятие «общество»; политическая, экономическая,

общественная и культурная сферы жизни общества

Формулировать определение понятия «общество» и характеризовать его.

Выделять и описывать основные признаки общества.

Классифицировать и характеризовать сферы жизни общества.

Сравнивать между собой особенности различных сфер жизни общества. Показывать их взаимосвязь и взаимовлияние.

Использовать информацию из дополнительных источников

и Интернета для формулирования собственного определения

понятия «общество».

Иллюстрировать на конкретных примерах явления и процессы, относящиеся к различным сферам жизни общества.

Систематизировать пройденный материал о сферах жизни общества в табличной форме.

Использовать элементы причинно -следственного анализа для выявления взаимосвязи сфер общества между собой, например экономической и политической.

Оценивать свое участие в общественной жизни школы

3.03

25.

Каковы правила жизни в обществе?

1

Нравственные

нормы, обычай, закон, права человека

Объяснять, для чего нужны правила жизни в обществе.

Характеризовать нравственные нормы.

Рассказывать о библейских заповедях, их значении для человечества.

Раскрывать влияние обычаев на формирование норм поведения людей в различных ситуациях.

Формулировать определение понятия «закон», характеризовать его отличие от других норм.

Объяснять, почему законы гарантируют соблюдение прав

человека.

Рассказывать об основных правах и свободах человека, называть Основной Закон РФ, где они закреплены,— Конституцию РФ.

Иллюстрировать на конкретных примерах нарушение или соблюдение людьми нравственных норм.

Оценивать и корректировать собственное поведение с позиции нравственных норм.

Систематизировать в табличной форме особенности (общие и отличия) законов и обычаев.

Исследовать конкретные ситуации нарушения прав человека

Соблюдать правила поведения в обществе, не нарушать нравственные нормы и законы

10.03

26.

Человек, его общение и окружение

1

Понятие «общество»; политическая, экономическая,

общественная и культурная сферы жизни общества. Нравственные

нормы, обычай, закон, права человека

Систематизировать пройденный материал.

Систематизировать и анализировать пройденный материал.

Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр.

Показывать свое умение вести дискуссию, аргументировать

и отстаивать собственное мнение.

Формулировать собственные выводы.

Участвовать в совместной коллективной работе.

Составлять рассказы по картинкам.

Обсуждать и анализировать прочитанный текст.

Пересказывать отрывки из произведений.

Составлять план произведения.

Уметь находить информацию в любом виде — текст, таблицы, схемы— и работать с ней.

Выделять и классифицировать основные качества, причины

или признаки.

Писать эссе на заданную тему. Работать с текстами

Воспитывать в себе активную позицию в общественной жизни класса, школы и затем страны.

Формировать заинтересованность к учебе, своим успехам в образовании, овладении профессией, чтобы получить достойную работу в будущем, реализовать себя и работать на благо своей семьи и процветание страны.

17.03

27.

Контрольная работа: «Человек, его общение и окружение».

1

к\р

Систематизировать пройденный материал.

Систематизировать и анализировать пройденный материал.

Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр.

Показывать свое умение вести дискуссию, аргументировать

и отстаивать собственное мнение.

Формулировать собственные выводы.

Участвовать в совместной коллективной работе.

Составлять рассказы по картинкам.

Обсуждать и анализировать прочитанный текст.

Пересказывать отрывки из произведений.

Составлять план произведения.

Уметь находить информацию в любом виде — текст, таблицы, схемы— и работать с ней.

Выделять и классифицировать основные качества, причины

или признаки.

Писать эссе на заданную тему. Работать с текстами

Научиться жить в обществе, коллективе, семье; создавать и поддерживать хорошую атмосферу в классе и дома; достойно вести себя при возникновении конфликтов; находить выходы из трудных ситуаций; не унывать и не теряться. Продолжать семейные традиции. Готовить себя к выполнению главной социальной роли — роли родителей.

Соблюдать правила поведения в обществе, не нарушать нравственные нормы и законы

31.03

Раздел «Наша Родина – Россия – Российская Федерация» 8 ч.

28.

Анализ к\р. Малая и большая Родина

1

Страна, Отчизна, любовь к Родине.

Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека.

Описывать свою малую родину.

Рассказать о своей стране — Родине.

Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.

Приводить примеры описаний малой родины.

Написать эссе о своей малой родине.

Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне.

Рассказывать о защитниках Родины, если возможно,— членах своей семьи

Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству.

7.04

29.

Мы живем в России

1

Россия, Российская Федерация, россияне, многонациональное государство

Знать, как называется наша страна.

Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе.

Характеризовать Россию как многонациональное государство.

Раскрывать особенности многонационального государства.

Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как

они называются все вместе.

Иллюстрировать примерами из литературы отношение к России русских писателей, поэтов.

Использовать дополнительные источники для подготовки

сообщения, какие народы проживают в вашем городе, области, республике.

Формулировать свое мнение по поводу проявления и воспитания у молодежи толерантности, терпимости к гражданам

России другой национальности для сохранения единства народа в стране.

Использовать информацию из Интернета для раскрытия основных признаков многонационального государства, привести примеры таких стран

Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним, ощущать себя россиянином.

14.04

30.

Символы России: герб и флаг

1

Государственные

символы. Государственный

герб РФ, Государственный

флаг РФ

Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны.

Рассказывать, когда применяются государственные символы.

Рассказывать историю российского герба и флага.

Описывать Государственный герб РФ.

Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно.

Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России.

Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к своему знамени во время Великой Отечественной войны.

Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных символах зарубежных стран.

Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России.

Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О национальном флаге России») и написать эссе об истории русского флага

Формировать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания.

21.04

31.

Символы России: гимн

1

Государственный гимн РФ. Гимн

Объяснять смысл слова «гимн».

Рассказывать о гимнах разных стран.

Характеризовать значение и роль государственного гимна для страны.

Рассказывать об истории государственных гимнов в России,

о создании Государственного гимна РФ, его авторах.

Объяснять, в каких случаях исполняется Государственный

гимн РФ.

Иллюстрировать примерами ситуации исполнения Государственного гимна РФ.

Использовать информацию из дополнительных источников,

в том числе Интернета, для подготовки сообщения (реферата), презентации о государственном гимне Франции.

Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государственного гимна России.

Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнований исполняется российский гимн и поднимается флаг нашей страны

Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину

28.04

32.

Наша Родина - Россия

1

практикум

Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны.

Рассказывать, когда применяются государственные символы.

Рассказывать историю российского герба и флага.

Приводить примеры описаний малой родины.

Написать эссе о своей малой родине.

Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне.

Рассказывать о защитниках Родины, если возможно,— членах своей семьи

Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству.

5.05

33.

Наша Родина – Россия – Российская Федерация

1

Государственные

символы. Государственный

герб РФ, Государственный

флаг РФ. Россия, Российская Федерация, россияне, многонациональное государство

Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны.

Рассказывать, когда применяются государственные символы.

Рассказывать историю российского герба и флага.

Приводить примеры описаний малой родины.

Написать эссе о своей малой родине.

Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне.

Рассказывать о защитниках Родины, если возможно,— членах своей семьи

Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству.

12.05

34.

Контрольная работа: «Наша Родина – Россия – Российская Федерация».

1

к\р

Систематизировать пройденный материал.

Уметь находить информацию в любом виде — текст, таблицы, схемы— и работать с ней.

Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству

19.05

35.

Анализ к\р. Моя малая родина. Защита проектов.

1

Россия, Российская Федерация, россияне, многонациональное государство

Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека.

Описывать свою малую родину.

Рассказать о своей стране — Родине.

Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.

Приводить примеры описаний малой родины.

Написать эссе о своей малой родине.

Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, — членах своей семьи

Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку в соответствии с ФГОС второго поколения для 3 класса к учебнику М.З.Биболетовой

 Рабочая программа по английскому языку для 3 класса общеобразовательной школы к учебнику М.З.Биболетовой. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов и составлена в соответствии с требова...

Календарно-тематическое планирование по физической культуре 5 класс на основе рабочей программы Родионова С.Н. в соответствии с ФГОС.

Планирование составлено на основе рабочей программы Родионова Сергея Николаевича в соответствии с примерной программой основного общего образования....

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО учителя логопеда Горенской А.Г. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа учителя-логопеда Горенской Алины Геннадьевны предназначена для детей 6-7 лет с ФФНР, посещающих подготовительную к школе группу компенсирующей направленности....

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС для 7 класса.

Данная рабочая прграмма по русскому языку для 7класса составлена к учебнику  "Русский  язык. 7класс"  под редакцией Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др. - М.: Просвещение, 2012г...

Рабочая программа для 3 класса в соответствии с ФГОС

Рабочая программа для 3 класса в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Ладыженской Т.А....