План-конспект урока. Тенденция развития социальных отношений в России.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

Пожидаева Галина Викторовна
Цели: - раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знания: социальная группа, социальная мобильность, социальная дифференциация, связь социальной сферы современного российского общества с экономикой; - выявить влияние экономических факторов на социальные отношения, причины социального неравенства, возможности изменения социального статуса; - дать учащимся представление о характере, особенностях и тенденциях развития социальных отношений в современном мире и в первую очередь – в нашем обществе; - помочь школьникам осознать свою собственную социальную позицию и возможные перспективы её изменения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока обществознания в 11 классе.

Тенденция развития социальных отношений в России

Цели:

 - раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знания: социальная группа, социальная мобильность, социальная  дифференциация, связь социальной сферы современного российского общества с экономикой;

- выявить влияние экономических факторов на социальные отношения, причины социального неравенства, возможности изменения социального статуса;

- дать учащимся представление о характере, особенностях и тенденциях развития социальных отношений в современном мире и в первую очередь – в нашем обществе;

- помочь школьникам осознать свою собственную социальную позицию и возможные перспективы её изменения;

Ход урока.

I Организационный момент.

II Письменная проверочная работа по изученным темам.

Задание 1: с помощью приёма условно-графической наглядности изобразить социальную структуру:

а) западноевропейских стран (лимон с развитой центральной частью (средние слои), относительно невысокими полюсами высшего класса (элита) и группами беднейших слоёв);

б) латиноамериканских стран (это Эйфелева башня с широким основанием (беднейшие слои), вытянутой средней частью (средние слои) и верхушкой (элита);

в) стран Восточной Европы России (это своеобразная придавленная к земле пирамида, основание которой составляет примерно 80% населения (бедные слои), около 3-5% её вершина; средний же класс, насчитывающий примерно 13% населения, занимает между ними очень тонкую полоску);

Задание 2: Что такое  социальные лифты? (перемещение людей и целых групп по вертикали).

Задание 3: Маргинал—это… (человек, находящийся в промежуточном положении, вне какой-либо социальной группы или класса).

III Вступительное слово учителя по теме урока (учащиеся конспектируют в тетрадях).

 -- Основными тенденциями развития социальных отношений в России являются:

а) возрастание социальной дифференциации;

б) падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий;

в) появление новых социальных групп;

г) усиление маргинализации общества;

д) противоречивость идущих социальных процессов (например, 20-30% населения России живёт за чертой бедности, но доходы населения в последние годы возрастают).

IV Беседа по следующим вопросам (индуктивный подход  рассмотрения проблемы).

  1. В чём, по-вашему, главное отличие профессионала от непрофессионала?
  2. Какая из двух тенденций преобладает в нашем обществе: рост профессионализма или усиление некомпетентности? Выводы обоснуйте.
  3. Какова сегодня роль образования в достижении более высокого статуса? Что можно сказать о престиже преподавательской деятельности?
  4. Можно ли утверждать, что большинство людей в нынешних условиях работают много и интенсивно? Если «да», то чем это стимулируется?
  5. Существуют противоположные оценки возможностей людей изменить свой социальный статус в сложившихся условиях. Одни утверждают, что социальная мобильность резко возросла. Другие считают, что попасть в высшие социальные страты сегодня также трудно, как и 10 лет назад. А каково ваше мнение?
  6. Какие противоположные тенденции социальной структуры нашего общества нам удалось выявить? (ответы учащихся обобщаются).

V Итоги урока. Оценки выставляются в начале следующего занятия на основе активности учащихся в ходе беседы и результатов письменной проверочной работы.

VI Домашнее задание: (на доске записано учителем во время выполнения учащимися проверочной работы).

  1. Составление таблицы.

Появление новой группы и её укрепление в социальной структуре.

Изменение традиционного положения (постепенное повышение статуса).

Постепенное понижение статуса группы.

Перспектива распада группы и её исчезновения.

 Распределить по графам таблицы следующие группы нашего общества: фермеры, высококвалифицированные рабочие, научно-техническая интеллигенция, колхозное крестьянство, предприниматели, канцелярские служащие, офицеры Вооружённых Сил, церковнослужители, казачество, работники правоохранительных органов, чиновничество, преподаватели высшей и средней школы;

 2.  Смотрите записи в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

План-конспект открытого урока по развитию речи в 7 классе "Неповторимый лик России (Повторение морфологии)"

План-конспект открытого урока "Неповторимый лик России (Повторение морфологии)" в рамках проекта Ассоциированных школ Юнеско "Сохраним всемирное культурное и природное наследие России"...

Особенности развития социальной педагогики в России

Особенности развития социальной педагогики в России...

План конспект на тему:Конфликты в межличностных отношениях.

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников собы...

Социальные группы и их классификация: план-конспект открытого урока в 11 классе.

Социальные группы и их классификация: план-конспект открытого урока в 11 классе...