План-конспект открытого урока по развитию речи в 7 классе "Неповторимый лик России (Повторение морфологии)"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Турьева Вера Андреевна

План-конспект открытого урока "Неповторимый лик России (Повторение морфологии)" в рамках проекта Ассоциированных школ Юнеско "Сохраним всемирное культурное и природное наследие России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka_po_razvitiyu_rechi_v_7.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

        

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 «А» классе на тему: «Неповторимый лик России. (Повторение морфологии)» в рамках проекта Ассоциированных школ ЮНЕСКО «Сохраним природное и культурное наследие России».

Учитель: Богданова Вера Андреевна                                                                                   16.04.2014 г.

Продолжительность урока: 9.25 – 10.10.

Цель:  закрепить у учащихся умение находить изученные ранее части речи в тексте; производить комплексный анализ текста; подготовить детей к созданию собственного текста.

Задачи:

Образовательная:

- вспомнить основные признаки, по которым выделяют части речи,

- заполнить обобщающую таблицу по морфологии,

- формировать навыки комплексного анализа текста,

- учить составлять собственный текст на заданную тему.

Развивающая:

- развивать навыки критического мышления;

- развивать исследовательские и творческие навыки;

 - обратить внимание на роль отдельных частей речи в текстах, относящихся к разным типам речи.

Воспитательная:

- привлечь внимание к объектам Всемирного культурного наследия, находящимся под охраной ЮНЕСКО в регионах России;

- воспитание патриотизма.

Оборудование: электронная доска, презентация, раздаточный материал (тексты, маркеры, листы А3).

Ход урока.

  1. Организационный момент.                                                                         2,5 минут 

Запись даты, темы урока в рабочие тетради.

Доброе утро, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся и пожелаем хорошего дня. Садитесь.

А теперь откроем тетради и запишем в них как на доске:

«Шестнадцатое апреля.

Классная работа.

«Неповторимый лик России».

Как вы понимаете слово «лик»? (Лицо (к//ц), слово, относящееся к высокой, книжной лексике)

  1. Основная часть.

Проверка домашнего задания.                                                                                                 5 минут

Я вас просила дома подобрать прилагательные-ассоциации к слову «Россия». Давайте проверим, что у вас получилось. (Дети называют, записываю на доске). А теперь посмотрим на слова, которые появились у нас на доске. С чем связаны ваши ассоциации? (Культура, природа, религия, государство, люди). Какая международная организация занимается вопросами культуры? (Юнеско). А как наша школа связана с деятельностью этой организации? (Участвует в проектах Юнеско). Верно, и в прошлом году у нас была игра, мы говорили об объектах Всемирного природного и культурного наследия Санкт-Петербурга и региона, осенью этого учебного года разрабатывали собственный проект, в рамках которого вы рассказывали о достопримечательностях, находящихся под охраной Юнеско, которые вы посещали в разных страх. А теперь прошло время поговорить об объектах Всемирного наследия в России. Обратите внимание на слайд.

Слайд 2,3.

Перед вами фото церкви Иоанна Предтечи в Ярославле. Этот город входит в Золотое кольцо России. А названный храм, относящийся к архитектуре 17 века, находится под охраной Юнеско, благодаря особым и неповторимым изображениям на стенах, выполненным из узорного кирпича.

Слайд 4.

На следующем слайде мы видим объект, который вам, наверняка, знаком, а некоторые, быть может, посещали его. (Собор Василия Блаженного (Покровский) в Москве на Красной площади). Как вы думаете, чем он нам может быть интересен? (Тоже находится под охраной Юнеско). Конечно, а кроме того является уникальным произведением архитектуры. Интересно, что по одной из легенд Наполеону Бонапарту, вступившему со своими войсками в Москву в 1812 году,  настолько понравился собор, что он хотел перенести его в Париж, но технологии того времени не позволили этого сделать, тогда храм решили просто подорвать… К счастью, события сложились так, что этого не произошло. Эта одна из легенда, чуть позже вы узнаете ещё одну.

Слайд 5.

Но не забываем и о том, что ценностями нашей страны является не только архитектура, но и необыкновенной красоты природа. И внимание на следующий слайд – что здесь представлено? (Озеро Байкал). Чем же оно уникально? (Самое глубокое озеро в мире, озеро-море). Кроме того, разнообразие флоры и фауны, населяющей озеро, делает его также объектом Всемирного культурного и природного мирового наследия.

Сейчас мы с вами обратимся к текстам об этих объектах, как вы думаете, как мы будет с ними работать? (Из подзаголовка урока следует, что с т.зр. морфологии, т.е. будем находить в них определённые части речи).

Работа в группах.                                                                                                                        10 минут

Вам необходимо разделиться на 3 группы.

Каждая группа получает текст о каждом из объектов. Обратите, пожалуйста, внимание на слайд, прочтём задание.

Слайд 6.

Задание:

  1. Прочитать текст, составить в тетради словарик незнакомых слов.
  2. Определить стиль и типа речи.
  3. Найти в нем определенные части речи, выделить, приготовиться к выступлению у доски.
  4. Начать заполнение сводной таблицы «Части речи».

Группа 1 текст о церкви Иоанна Предтечи – найти глаголы, причастия и деепричастия.

Группа 2 текст о соборе Василия Блаженного – найти наречия, прилагательные и причастия.

Группа 3 текст о Байкале – найти существительные, прилагательные и местоимения.

      Работа с таблицей                                                                                                      10 минут

Теперь вы можете вернуться на свои места. Давайте внимательно послушаем выступление каждой из групп, слушая выступления одноклассников, вы должны закончить заполнение таблицы.

Мы с вами назвали основные части речи, которые начали подробно изучать в курсе морфологии ещё в прошлом году. Давайте вспомним общие признаки, которыми обладает каждая из них. (Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). Действительно, и эти три наиболее важные признака можно представить как трех китов, на которых держатся все части речи.

Слайд 7.

Давайте теперь посмотрим, как у вас получилось заполнить таблицу.

Слайд 8.

Лингвистический эксперимент                                                                                5 минут

О каких частях речи мы с вами говорили, к какой большой группе они все относятся? (Самостоятельные). А какие части речи мы с вами изучали в основном в этом году? (Служебные). Давайте вспомним их, и скажем, чему же они служат.

Выберите любое предложение из одного из текстов, где вам встретились данные части речи, и попробуйте убрать их. Что получится? (Теряется смысл высказывания, т.е. служебные части речи служат для связи частей предложений и предложений в тексте (союзы) и для образования грамматических форм слов (предлоги), а также предания словосочетаниям определённых оттенков значения (частицы)).

  1. Заключительный этап.                                                                                                   5 минут

Итак, в чем заключается смысл того, что мы делали сегодня? (Анализировали тексты об объектах ЮНЕСКО, повторяя части речи (это изучает морфология)).

Но давайте вернемся к тому, с чего мы начали – вашему домашнему заданию. Найдите, пожалуйста, у себя на столах листы А3, маркеры, карандаши и фломастеры, и пусть каждый из вас продолжит данную фразу:

Слайд 9.

«Россия для меня – это…»

Используя словосочетания с частями речи, которые мы с вами повторили.

Пусть вам помогут в выражении своих мыслей заготовки изображений, которые вы принесли сегодня.

        Домашнее задание.                        2,5 минут

Сегодня, анализируя предложенные тексты, вы встретились с одним из жанров литературы. (Легенда).  И в качестве домашнего задания я хочу вам предложить ещё раз обратиться к этому жанру самостоятельно и попробовать написать небольшую легенду о хорошо знакомом вам архитектурном объекте, находящемся в нашем городе и также представляющем ценность для Всемирного культурного наследия. Кто из вас может назвать мне имя архитектора? (Альфред Парланд). Его отец приехал в Россию из Шотландии, мать – из Германии, они встретились в Петербурге и подарили нашей стране человека, которому мы благодарны не только за такое величественное строенние как этот собор, но и ряд других церквей по всей России. Ведь они своей красотой и величием никак не уступают произведению, например, русских мастеров Постника и Бармы.

        Слайд 10.

Не забудьте выбрать правильный тип речи и сделать ваш текст выразительным, используя соответствующие части речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи в 8 классе школы глухих

Предлагаю урок по развитию речи для 8 класса школы глухих (1 вид) на тему "Описание природы на основе картины Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием презентации"...

Конспект открытого урока по развитие речи в 1 классе на тему: "Дикие и домашние животные".doc

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе. Тема: "Дикие и домашние животные"...

Конспект открытого урока по развитию речи с детьми категории «Особый ребенок» Тема: «Овощи. Знакомство с репой»

      Цель:·        формирование начальных представлении о репе, как об овоще.       Задачи:·...

Открытый урок по развитию речи.

Открытый урок по развитию речи....

Открытый урок по развитию речи, 7 класс.

Открытый урок по развитию речи, 7 класс....

Открытый урок по развитию речи "Дружба - чудесное слово".

Конспект открытого урока по развитию речи по теме: "Дружба- чудесное слово". Основная цель: сформировать понятие настоящей дружбы, обобщить знания детей по данной теме....

Конспект открытого урока по развитию речи «Улыбка ясная природы…»

Экспериментальное занятие с разновозрастной аудиторией – 5-8 кл....