Открытый урок по развитию речи.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Смолина Елена Ивановна

Открытый урок по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnaya_rech_zimnie_zabavy.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

VIII вида № 30  г. Москвы

Конспект просмотренного урока

Предмет: устная речь

Дата проведения: 16.11.2013г.

Тема: Зимние забавы.

Учитель: Смолина Е.И.

Тип урока:      Комбинированный   

Цель урока:   Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, последовательность которых служит планом рассказывания; продолжать учить составлять предложения с опорой на картинку и вопрос.  

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • закрепить представления о времени года «зима», зимних забавах детей, расширение словарного запаса по теме «Зима»;
  • учить детей составлять предложения по сюжетным картинкам и объединять их в связный рассказ;
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать диалогическую речь детей, умение задавать вопросы и отвечать на них;
  • развивать зрительное внимание, память, координацию речи с движением.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать любовь к природе и умение видеть красоту зимней природы;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и активности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, сюжетные картинки «Зимние забавы», «Коньки», «Санки», «Лыжи», «Дети лепят снеговика» и др., карточки для индивидуально-дифференцированной работы, магнитная доска, магниты.

Индивидуальная работа: при необходимости активизировать пассивных детей, следить за четким произношением звуков, слов.

Методические приемы:

  • словесные: вопросы, ответы, уточнения, дополнения, объяснение, загадывание загадок, составление предложений (по образцу и вопросам учителя) и объединение их в связной рассказ, физкультминутка и гимнастика для глаз.
  • игровые: упражнения, игры
  • наглядные: рассматривание картинок «Зимние забавы» на экране, презентация ИКТ.
  • практические: разгадывание кроссворда (Китова.У.),  чтение наизусть стихотворения «Зима» (Поленок М.),  сбор пазла (Кулабухов В..), соотнесение текста с картинкой (Варфоломеев Д., Коваленко С.),  - индивидуально-дифференцированная работа у доски.  
  • демонстрационный материал: опорные картинки о зиме, «Зимние забавы», кроссворд.
  • раздаточный материал: карточки для дидактической игры.

Ход урока:

Этап урока

Виды работ

Индивидуальная работа

1 уровень

(Китова У,

Поленок М.)

2 уровень

(Кулабухов В..

Варфоломеев Д.)

3 уровень

(Коввленко С.,

Варфоломеев Д.

  1. Организационный этап.

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания.

  • по звонку найти свое место;
  • взаимное приветствие;
  • настрой учащихся на работу, организация внимания;
  • проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
  • сообщение темы и цели урока.

- Ребята, сейчас у нас урок устной речи и к нам пришли гости, так давайте покажем, как мы хорошо учимся.

- Сели все прямо, спинки ровные, итак, начнем работать.

- Сегодня мы продолжим говорить о зиме, зимних забавах детей (СЛАЙД).

  1. Проверка д/з.

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос;
  • Использование ИКТ.

- Какое время года сейчас? (зима) 

- Зима какая? (холодная,  снежная, красивая, морозная, долгая, белая.)

- Сколько зимних месяцев в году? (3:  декабрь, январь, февраль)

- Какой сейчас идет месяц? (декабрь)

-(СЛАЙД) Какие признаки зимы мы знаем? (На улице мороз. Солнце светит, но не греет. Земля покрыта снегом. Деревья стоят голые, черные в снегу, кроме елок, они всегда зеленые. Реки и озера замерзли и покрылись льдом. Люди надели свою зимнюю теплую одежду – шубу, шапки, сапоги, шарфы, варежки или перчатки. Животные надели зимние шубки. Зайцы – белую, белки – серую, а медведи, ежи - спят)

- Снег какой? (белый, пушистый, холодный,  в тепле тает)

При необходимости активизировать пассивных детей, следить за четким произношением звуков, слов

- Какие признаки зимы вы знаете? (Солнце светит, но не греет. Земля покрыта снегом. Деревья стоят голые, черные в снегу, кроме елок, они всегда зеленые. Реки и озера замерзли и покрылись льдом. Люди надели свою зимнюю теплую одежду – шубу, шапки, сапоги, шарфы, варежки или перчатки. Животные надели зимние шубки. Зайцы – белую, белки – серую, а медведи, ежи – спят)

(Коваленко Д. – активизировать работу, следить за четким произношением слов.

Варфоломеев Д.. – показ  конкретных признаков зимы на картине, соотнесение по тексту)

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

  • Речевая гимнастика;
  • Массаж рук;
  • Хоровое проговаривание слов.

Речевая гимнастика  

Ветер дует – аааа,

легкий ветерок – иии, ветер воет – ооо,

ветер свистит – ууу.

Массаж рук (с помощью потирания рук)

Погреем руки (выдыхание теплого воздуха на руки «ху-ху-ху»).

Хоровое проговаривание слов

Учитель предлагает детям прослушать и повторить хором следующие цепочки слов:

снег - снегопад - снежинки

шуба - валенки - шапка

(следить за четким произношением звуков, слов)

следить за четким произношением звуков

  1. Сообщение нового материала.

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п.

  • в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность (ИКТ), с проведением словарной работы, с выводами);
  • вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
  • чередование беседы и рассказа;
  • Упражнение «Подскажи словечко»;
  • применение ИКТ.

СЛАЙД

Рассмотреть картинку «Зимние забавы», ответить на вопросы.

-Кого мы видим на картинке? (детей)

-Что делают дети? (катаются на санках, лыжах, коньках)

СЛАЙД

-Давайте повторим и чётко проговорим - САНКИ, ЛЫЖИ, КОНЬКИ.

СЛАЙД

-А на следующей картинке, что делают дети? (играют в снежки, лепят снеговика)

-По-другому снеговика можно назвать – снежная баба.

- Повторите и четко проговорите - СНЕЖКИ, СНЕГОВИК, СНЕЖНАЯ БАБА.

Упражнение «Подскажи словечко».

Предложить детям закончить фразу и подобрать нужную предметную картинку на столе:
- Чтобы кататься с горки, нужны… (Санки и лыжи. Вот санки. Вот лыжи.) СЛАЙД
- Чтобы кататься по льду на катке, нужны… (Коньки. Вот коньки.) СЛАЙД
- Зимой во дворе ребята играют в … (снежки) СЛАЙД

- Из снега можно слепить … (снеговика) СЛАЙД

- активизировать работу, следить за четким произношением слов.

показ  конкретных признаков зимы на картинах, соотнесение по текст.

  1. Физкультминутка

Цель -  

  • Игра «Заморожу»

СЛАЙД

- Зимой бывает сильный мороз, а в морозную погоду мерзнут щёки, руки, ноги, уши. Представьте, что к нам пробрался Мороз и говорит: «Заморожу ручки, ваши хлопотушки (хлопаем в ладоши).

Заморожу ножки, ваши топотушки (топаем ногами)

Заморожу щечки, кругленькие щечки (гладим руками щеки)

Заморожу носик, носик ваш курносик (показываем нос)

Заморожу ушки, ваши на макушке (гладим руками уши)

А сейчас подул холодный ветер (все подули).

 «ветер дует нам в лицо (машем руками),

Закачалось деревцо (раскачиваем туловище),

Ветер тише, тише, тише (приседаем),

Деревцо всё выше, выше (руки тянем вверх)».

  1. Закрепление полученных знаний.

Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

  • Беседа по картинкам;
  • Составление предложений (по образцу и вопросам учителя) и объединение их в связной рассказ
  • Работа с ИКТ.

СЛАЙД

-Вот мальчик Ваня. Захотел Ваня пойти гулять. Ваня одевается. Он надел теплую шапку, комбинезон, перчатки, сапоги.

СЛАЙД

-Вот девочка Таня. Захотела Таня пойти гулять. Таня одевается. Она надела шубку, шапку, валенки и перчатки.        

СЛАЙД

-Ваня катит снежный ком. Снег липкий. Ком большой.

СЛАЙД

-Таня собирает веточки и маленькие снежки.

СЛАЙД

-Ваня принес морковку. У снеговика вместо носа - морковка. На голове ведро.

СЛАЙД

-Таня завязывает шарф снеговику.

СЛАЙД

-Вот какой получился снеговик – СНЕЖНАЯ БАБА.

При необходимости активизировать пассивных детей, следить за четким произношением звуков, слов

- активизировать работу, следить за четким произношением слов.

показ  конкретных признаков зимы на картине, соотнесение по тексту)

  • Работа по карточкам.

Карточка № 1

Отгадай загадки, отгадки впиши в кроссворд.

1) Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зима)

2) Много-много  звездочек

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло (снежинки)

3) Греет он шею холодной зимой,

Мягкий, пушистый, теплый такой (шарф)

4) Зимой беленький, летом серенький,
Никого не обижает, а сам всех боится. (заяц)

Кроссворд

1) 

2) 

3) 

4) 

Карточка № 2

1) Собери пазлы «Коньки», «Санки», «Лыжи»

2) Повтори (четкое проговаривание)

-КОНЬКИ, ЛЫЖИ, САНКИ

Карточка № 3

Даны картинки: «Коньки», «Лыжи», «Санки».

1) Ответь на вопрос: «На чем катаются?»

2) Соотнеси с картинкой «Фигурист», «Лыжник», «Дети на санках» с картинками.

Карточка № 4

Даны бумажные шаблоны: снежный ком – 3шт., морковка, ведро, шарф, ветки дерева.

На доске с помощью магнитов собрать снеговика.

  1. Подведение итогов.

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

  • Выводы;
  • Вопросы на понимание изученного материала;
  • Оценка работы учащихся.

- Снег какой? (липкий)

- Что можно слепить из снега? (снеговика, снежную бабу)

- На чем дети катаются зимой по снегу? (Дети катаются на санках, на лыжах, на коньках)

- ОЦЕНИТЬ УЧАЩИХСЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи в 8 классе школы глухих

Предлагаю урок по развитию речи для 8 класса школы глухих (1 вид) на тему "Описание природы на основе картины Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием презентации"...

Конспект открытого урока по развитие речи в 1 классе на тему: "Дикие и домашние животные".doc

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе. Тема: "Дикие и домашние животные"...

Конспект открытого урока по развитию речи с детьми категории «Особый ребенок» Тема: «Овощи. Знакомство с репой»

      Цель:·        формирование начальных представлении о репе, как об овоще.       Задачи:·...

План-конспект открытого урока по развитию речи в 7 классе "Неповторимый лик России (Повторение морфологии)"

План-конспект открытого урока "Неповторимый лик России (Повторение морфологии)" в рамках проекта Ассоциированных школ Юнеско "Сохраним всемирное культурное и природное наследие России"...

Открытый урок по развитию речи, 7 класс.

Открытый урок по развитию речи, 7 класс....

Открытый урок по развитию речи "Дружба - чудесное слово".

Конспект открытого урока по развитию речи по теме: "Дружба- чудесное слово". Основная цель: сформировать понятие настоящей дружбы, обобщить знания детей по данной теме....

Конспект открытого урока по развитию речи «Улыбка ясная природы…»

Экспериментальное занятие с разновозрастной аудиторией – 5-8 кл....