Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.
статья по обществознанию (11 класс) на тему
В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований, предъявляемых к ученику, обусловлена способами преподавания и способами познавательной деятельности. Одни и те же требования к учащимся будут субъективно приняты или отвергнуты им в зависимости от того, какими методами обучения владеет учитель и какими методами учения пользуются учащиеся. Педагогические требования могут исходить из двух принципов познания: диалектического и недиалектического.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_differentsirovannogo_obucheniya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология дифференцированного обучения.
Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.
Истратий Н.Б.
Умение человека управлять собой, своей деятельностью - главный результат творческой деятельности человека.
В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований, предъявляемых к ученику, обусловлена способами преподавания и способами познавательной деятельности. Одни и те же требования к учащимся будут субъективно приняты или отвергнуты им в зависимости от того, какими методами обучения владеет учитель и какими методами учения пользуются учащиеся. Педагогические требования могут исходить из двух принципов познания: диалектического и недиалектического.
Традиционные словесные методы стоят на диалектической основе: здесь мышление подчиняется мышлению, своему собственному субъективному представлению. Поэтому об одном и том же предмете изучения субъекты образовательной деятельности имеют разное понимание в зависимости от субъективных знаний, что является механизмом расслоения школьников класса по успеваемости. Нетрадиционные, инновационные технологии развивающего обучения к ученикам предъявляют объективно другие требования и строятся на принципе диалектического метода познания. Это означает, что здесь мышление подчиняется результатом собственного исследования и анализа изучаемого объекта, мышление формируется в процессе предметно преобразующей учебной деятельности. Здесь основным методом познания является диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Метод (греч. – путь, способ изложения, исследования, подход к явлениям природы и общества).
Метод – это логика в любой сфере деятельности.
Гегель: «Метод есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания».
Виды методов: методы психологические, дидактические, организующие, методы стимулирования, контроля и т.д.
В школьной практике говорят не о методе, а о методике, в последнее время – о технологии обучения.
Методика обучения - система методов, средств, приёмов, правил, указаний, предписаний, рекомендаций учителю для организации учебно-познавательного процесса.
Р. Бэкон: «Тщетно ожидать большего прибавления в науках от введения и прививания нового к старому. Должно быть совершено обновление до последних основ, если мы не хотим вечно вращаться в кругу с самым ничтожным движением вперёд».
Ещё в 70-х годах XX века обращение к педагогической технологии творческого развития (технология деятельностного подхода). Урок по этой технологии состоит из 3-х этапов:
- Ориентировочно-мотивационный этап или этап постановки учебной задачи. Состоит из 4-х элементов:
- проверка творческой домашней работы, что было задано на прошлом уроке по трём уровням:
- уровень госстандарт;
- полутворческий уровень – задание на творческое применение (перенос) усвоенных способов, знаний, моделей;
- задания на чистое творчество в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
- элемент первого этапа – выравнивание знаний – происходит активизация всех необходимых знаний;
- формулирование учебной задачи через постановку проблемных вопросов (ситуаций).
- Операционально-исполнительский этап урока. Этап решения учебной задачи и формирования учебных действий через расчленение УЗ на составляющие частные, элементарные, простейшие учебные задания, об абстрактных компонентов к конкретному, системному; учащиеся в процессе собственной предметно-преобразующей, умственно-практической деятельности постепенно пошагово усваивает все свойства, признаки, отношения объекта. Процесс решения УЗ сопровождается выделением учебных действий и формирование общего способа мышления, т.е. способа, необходимого для решения всех задач – проблем данного класса; решение УЗ происходит также в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов (приёмов) в знаковой, графической или другой символической форме. Выполнение каждого шага заканчивается самооценкой, утверждаемой в группе. Принцип частоты и неделимости оценок - необходимые условия успешности обучения. Самооценка складывается из нескольких критериев. Шаговая система решение УЗ обеспечивает:
- ровное усвоение всеми учениками изучаемого материала;
- осознанное выделение учебных действий и формирование общего способа;
- оперативное получение обратной связи о степени усвоения знаний.
Второй этап занимает 25-30 минут.
- Этап рефлексивно-оценочный. Контрольно-оценочную функцию эта технология также передаёт самим учащимся через организационные системы контроля и самооценки. Итоговая рефлексия и самооценка выводится с учётом поэтапной рефлексии и мини-оценок, выставленных себе по результатам степени усвоения ими решения УЗ, рассчитанной на простые задания.
Всеобщая занятость на уроке достигается путём:
- отказа от традиционной методики проверки домашнего задания;
- отказа от монолога учителя по объяснению нового материала и замены его созданием полной ориентировочной основы и усвоения общих способов мышления и решения;
- отказ от традиционной формы домашней проработки материала, заменяя его коллективным решением задач в школе или творческим заданием;
- введение обязательной оценки знаний на каждом уроке, применяя систему самоконтроля и самооценки, что снимает конфликтные ситуации и обеспечивает самоуправление и радостное учение.
Дифференцированное обучение предполагает и соответствующую систему оценивания: как вариант – процент выполнения заданий на уроке, при таком подходе резко снижается количество отрицательных отметок: вполне реально выполняют задания на уроке:
На “5” – 70% учеников, на ”4” – 29%, на ”3” – 1%.