Программа элективного курса. Подготовка к ЕГЭ по истории.
элективный курс по обществознанию (10 класс) по теме

Пожидаева Галина Викторовна

Цели и задачи:

1.Научить учащихся продуктивно работать с историческими источниками, умению написания рефератов, эссе.

2.Расширить объём знаний по истории Отечества (за пределами базового уровня школьной программы).

3.Сформировать у будущих выпускников устойчивую жизненную позицию, умение отстаивать свою т.з. в сложившейся конкретной ситуации.

4.Научить применять исторические знания на практике в повседневной жизни. 5.Отработать приёмы выполнения тестовых заданий по типу ЕГЭ частей: А и В, обучить первичным навыкам для дальнейшей работы при выполнении заданий группы С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Программа элективного курса

                          Подготовка к ЕГЭ по истории .10 класс

 Пояснительная записка

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по истории» имеет большое значение для более глубокого усвоения теоретического материала и умение применять имеющиеся знания на практике при выполнении тестовых заданий по типу ЕГЭ. Курс необходим, т.к.  общеобразовательная программа  базового уровня отводит два часа в неделю в 10 классе на интегрированный курс изучения истории России и всеобщей истории, что не позволяет в полном объёме подготовить учащихся к итоговой выпускной аттестации за курс школы.

Курс ориентирован на развитие у школьников интереса к более полному познанию исторических процессов, организацию самостоятельной практической деятельности, поиску дополнительных исторических источников для решения тестовых задач.
В элективном курсе последовательно рассматриваются все периоды истории Отечества с древнейших времён до наших дней с особым акцентом на знание хронологии исторических событий,  выдающиеся  личности и их роль в истории, анализ и  сопоставление процессов. На занятиях рассматриваются  т.з.  отечественных и зарубежных историков, с последующими выводами и  высказыванием учащимися собственной позиции по данной проблеме.

В конце каждой темы проводятся занятия в форме школьного тура исторической олимпиады, тестовых заданий  по типу ЕГЭ частей А и В.

В этом случае все учащиеся получают один вид задания, которое выполняется  самостоятельно, а затем по предложенному критерию делают самооценку своих результатов. Следующим этапом является контроль  учителем, самооценки учащихся и выставление итоговой оценки. Оценки выставляются только положительные, в случае  низкого результата отрабатываются пробелы в знаниях учащихся, выполняется аналогичное задание.

Данный курс рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год). Более глубокое изучение фактического материала, отработка навыков работы с заданиями по типу ЕГЭ способствует подготовки выпускников к успешной сдаче ЕГЭ за курс средней школы и обучению в ВУЗе. Работа с источниками, альтернативными т.з. историков, философов, их анализ - социализации личности ребёнка, умению отстаивать собственную позицию в конкретно сложившейся ситуации, умению прогнозировать возможные ситуации, предвидеть их результат.

                                 Цели и задачи курса:

  1. Научить учащихся продуктивно работать с историческими источниками, умению написания рефератов, эссе.
  2. Расширить объём знаний по истории Отечества (за пределами базового уровня школьной программы).
  3. Сформировать у будущих выпускников устойчивую жизненную позицию, умение отстаивать свою т.з. в сложившейся конкретной ситуации.
  4. Научить применять исторические знания на практике в повседневной жизни.
  5. Отработать приёмы выполнения тестовых заданий по типу ЕГЭ частей: А и В, обучить первичным навыкам для дальнейшей работы при выполнении заданий группы С.  

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  1. Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории.
  2. Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории.
  3. Историческую обусловленность современных общественных процессов.
  4. Особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.

Уметь:

1.Осуществлять поиск исторической информации в источниках разного типа.

2.Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема и т.д.).

3. Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.

4.Устанавливать причинно- следственные связи между явлениями и временными рамками исторических процессов и явлений.

5. Формулировать собственное отношение по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

6. Использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне информации.

7.Определять собственную позицию к  явлениям современной жизни исходя из их исторической обусловленности.  

                                  Учебно-тематический план

п/п

                         Тема

Количество

часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Возникновение и развитие древнерусского государства(IX-XIII вв.

- Упоминание о славянах как венедах (Плиний Старший, Тацит, Птолемей Клавдий) – анализ источников

-Политическая раздробленность Руси. Причинно-следственная связь, т.з. на процесс раздробленности – характеристика и анализ источников.

-Характеристика древнерусских источников, авторы, их современники, позиции современных историков на процесс формирования и развития российского государства. (Флорентийская уния, Лаврентьевский  и Ипатьевский своды).

Пр. работа: Тестирование по типу ЕГЭ часть А

Российское государство в XIV – XVI вв. Московское царство и Российская империя XVII- XVIII вв.

- Сравнительная характеристика деятельности Московских князей, их роль в усилении и возвышении Москвы, т.з. историков (Ключевский, Платонов, Верт), их оценка и собственная позиция на происходившие процессы данного периода. Работа с иллюстративным материалом по архитектурным памятникам Руси XI – XVII вв.

Пр. работа: Написание рефератов на тему: «Роль личности в истории» (консультация)

Отрабатывание навыков анализа исторических источников и последующим определением исторического события, исторического деятеля.

Россия в XIX – нач.XXвв. Характеристика внешней и внутренней политики, социальные процессы данного  периода.

- Сравнительная характеристика деятельности императоров от Александра  до Николая II. Анализ системы государственного управления, структура системы власти, её влияние на общественное движение в России.

ПР. работа: Отрабатывание тестовых заданий по типу ЕГЭ части В

Россия от первой мировой до Второй мировой войны, «Холодная война».

- Характеристика и анализ исторических источников по вопросам внешней политики данного периода. Определение конкретных исторических событий по содержанию отрывка из сочинения автора.

ПР. работа Тестирование по типу ЕГЭ части А и В

Россия 1980-90-е гг. От СССР к СНГ.

-   Политические процессы, происходившие внутри страны и их влияние на международную ситуацию в  союзных государствах. Государственные лидеры и оценка их деятельности современными историками, собственная оценка.

ПР. работа:  Работа с тестовыми заданиями по типу ЕГЭ части В и С. 

Россия XXI  век. Современный этап развития. Процессы глобализации и интеграции.

- Реформы в современной России и их последствия. Социальная политика и уровень благосостояния населения страны. Глобальные проблемы современности и их решение.

ПР. работа: Тестирование по типу ЕГЭ  части В иС.

Работа по тестам пробный вариант  по типу ЕГЭ части А В С.

 

2ч +2

2ч +2

2ч +2

2ч +4

2ч+4

1 ч+3

3 часа

=34 часа

Литература, рекомендуемая для учащихся:

1.Единый государственный экзамен 2010. История Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы составители: Е.А Гевуркова, В.И.Егорова, Л.И.Ларина, Я.В. Соловьёв – М.: Интеллект-Центр, 2009.

2.Самое полное  издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ, 2010. История / ФИПИ авторы-составители: Я.В.Соловьёв, Е.А. Гевуркова, Л.И.Ларина – М.: Астрель, 2009.

3.Готовимся к экзамену по истории России (домашний репетитор), для поступающих в ВУЗы авторы: А.Короленков, К.Гуленков,- М. Айрис Пресс 2008.

4.История.  Экспресс-курс подготовки к итоговой аттестации. Авторы: К.М. Северинов- СПб.: Тригон, 2008

5.Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по истории России,- М ВАКО. 2008. автор К.А. Соловьев.

6. Материалы открытого банка данных ЕГЭ по истории……

7. Электронные носители (диски по подготовке к ЕГЭ)

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию".

Программа элективного курса «Подготовка к  ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ....

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» для обучающихся 11 класса

Программа курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых задани...

Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».

Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...

Элективный курс "Подготовка к ЕГЭ по истории"

Программа элективного курса по истории для учащихся 10-11 класса. Составлена в соответствии с учебным программным материалом. Имеет разбивку по часам. Компактна и удобна в осуществлении....

программа элективного курса для 11 класса по истории "трудные и дискуссионные вопросы истории "

программа элективоного курса по истории для 11 класса "Трудные и дискуссионные вопросы истории" содержит титульный лист, пояснительную записку, системно-деятельностную основу, календарно-тематическое ...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО ИСТОРИИ. 9 КЛАСС"

Пояснительная записка.        Рабочая программа составлено в соответствии с обязательным минимумом содержания исторического образования и Примерной Программой по ист...