Урок обществознания по теме "Производство - основа экономики"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Дать представление о производстве как основе экономики, обеспечивающей выполнение ею важнейшей роли в обществе – создание экономических благ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuznetsov_proizvodstvo.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания с использованием игровых, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий

Учитель Кузнецов А.Н.

Класс: 8.

Тема: Производство – основа экономики.

Цель: сформировать у учащихся комплекс знаний о производстве как основа экономики

Задачи:

1. Дать представление о производстве как основе экономики, обеспечивающей выполнение ею важнейшей роли в обществе – создание экономических благ.

2. Развивать умение анализировать и систематизировать информацию;

3. Воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: карточки-задания, карточки-тесты, игра-лото с новыми понятиями (производство, отрасль экономики, товар, услуги, факторы производства, разделение труда, специализация), презентация, компьютер, ноутбук, компьютерные тестовые задания.

Оформление доски: тема урока, домашнее задание.

План урока:

1) Главный источник экономических благ.

2) Товары и услуги.

3) Факторы производства.

4) Разделение труда и специализация.

Ход урока.

Оргмомент.

Сообщение темы и целей урока.

Проверка домашнего задания по теме «Рыночная экономика»:

- работа с карточками-заданиями (установить соответствие между понятиями и их определениями)

- работа с карточками-тестами по вариантам

- 2 учащихся выполняют тестовую работу на компьютере и ноутбуке

Изучение нового материала.

Вводная беседа.

- Что такое потребности?

- Как человек может удовлетворить свои потребности?

Часть 1. Главный источник экономических благ (изложение материала учителем)

Производство — это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей. В истории человечества именно производство составляло основу для развития экономики. Сначала такой основой было сельскохозяйственное производство, затем — промышленное, с середины XX в. технический прогресс превратил науку в главную движущую силу экономического развития.

Для характеристики производства используют различные показатели: что производится (какого назначения выпускаются товары), в каком количестве производится (объем производства), численность занятых работников, масштабы производства (от домашнего производства до производства страны) и др.

Что и сколько необходимо производить? Вы уже знаете, что действующие в мире экономические системы по-разному решают этот вопрос. Его решение зависит от используемого способа координации экономического выбора производителей: с помощью обычаев и традиций, решений правительства или рынка.

Основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага, является предприятие (завод, ферма, кооператив и др.). Большинство предприятий в экономике группируется по отраслям. Отрасль экономики — совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги.

Работа по схеме:

ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ

Производящие материальные блага

Производящие услуги

Приведите примеры.

- Какие из современных отраслей получат большее развитие?

СЛАЙД – учащиеся проверяют свои схемы.

Часть 2. Товары и услуги.

- Самостоятельное изучение раздела.

- Ответьте на вопросы: Что такое товар? Чем он отличается от продукта труда?

- Как отличить товар от услуги?

Сделать вывод: Сфера услуг превращается в главную сферу общественного производства, оказывающую существенное влияние на уровень экономического развития страны и благосостояние населения.

ФИЗМИНУТКА: Комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.

Часть 3. Факторы производства.

- Давайте вместе определим значение понятия «факторы производства». Вы все любите вкусную булочку. Какие продукты нужны для выпечки?

(мука, молоко, яйцо, сахар, соль, дрожжи. Кроме этого, духовка, электроэнергия, труд человека и т.д.)

Работа по схеме:

СЛАЙД – учащиеся проверяют свои схемы.

Как дать характеристику факторов производства?

ИГРА «Найди пару»

Каждый учащийся получает или карточку с названием одного факторов производства, или каточку с определением. Задача участников игры – найти свою «пару», то есть подобрать определение к термину.

Карточки:

Природные ресурсы, используемые в производстве: собственно земля (пахотные земли, место размещения производственных зданий и сооружений), полезные ископаемые, леса, вода, растительный и животный мир природы.

Так называемый «человеческий капитал»: физические и умственные усилия, способности и умения, здоровье и квалификация работников. Человек способен привести в движение средства производства, он оживляет их, без него они мертвы.

Созданные людьми средства производства: здания и сооружения» машины и инструменты, оборудование.

Фактор, связывающий воедино остальные ресурсы производства. Он позволяет наилучшим образом использовать ресурсы с целью получения высоких результатов (большего количества продукции и лучшего качества). Это совокупность энергичной деятельности предпринимателей, их организационно-хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий) и готовности к риску при организации своего дела.

СЛАЙД – учащиеся проверяют свои ответы.

Учитель: Во второй половине XX в. стал очевиден еще один источник богатства – информация: тот, кто владеет информацией, владеет миром.

СЛАЙД – определение термина «информация».

Информация (от лат. information – разъяснение, изложение) – ресурс, используемый в экономических процессах. Как продукт мыслительной деятельности информация – это, прежде всего, знания, сведения, сообщении, данные, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений, в управлении и т. д. Информация – настолько важный в современном обществе, переживающем информационную революцию, ресурс, что, по мнению экономистов, заслуживает особого места в ряду факторов производства.

Часть 4. Разделение труда и специализация.

Работа с документом «Фрагмент труда А.Смита».

ИГРА-ЛОТО с новыми понятиями

(производство, отрасль экономики, товар, услуги, факторы производства, разделение труда, специализация)

СЛАЙД – учащиеся проверяют свои ответы.

Закрепление изученного.

Задание 4 из рубрики «В классе и дома»:

Найдите в приведённом списке примеры услуг:

1) Показ спектакля

2) Создание кинофильма

3) Изготовление лекарства

4) Страхование имущества

5) Медицинский осмотр

6) Издание учебной литературы.

СЛАЙД – учащиеся проверяют свои ответы.

Итог урока.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания "Рынок и рыночная экономика"

Презентация содержит сопровождение к уроку по обществознанию "Рынок и рыночная экономика" 10 класс. Содержит раскрытие понятия "рынок", условия возникновения ранка. признаки, типы, функции....

Разработка урока обществознания в 11 классе "Экономика и государство"

Ввиду актуальности тема данного урока является ведущей в теме « Экономика». Сложность содержания урока оправдывает  целесообразность  выбора типа, вида, формы урока. В центре стоит проблема,...

Разработка урока обществознания "Роль государства в экономике" 8 класс

В материале представлен конспект урока обществознания в 8 классе по теме "Роль государства в экономике", дополнительные материалы, которые также могут быть использованы учителем при изучении данной те...

медиа-презентация к уроку обществознания по теме: "Роль экономики в жизни общества"

презентацию можно использовать на уроках обществознания по теме: "Экономика" в восьмом классе...

Урок обществознания по теме: "Производство - основа экономики" 8 класс

Урок обществознания 8 класс Тема: «Производство – основа экономики». Цель урока: Создать условия для формирования представлений о роли производства в экономике, о том, что способствует повышени...

Методическая разработка урока обществознания " Влияние инфляции на экономику семьи"

В ходе обучения, важно опираться на личные потребности обучающихся. Формировать у них умение действовать финансово грамотно. Необходимо показать учащимся, что инфляция оказывает влияние на бюджет семь...

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе. Экономика и ее участники

Цель урока – сформировать у учащихся представление об экономике, о ее роли в жизни людей,  продолжить развитие УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными и личностны...