Религия
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) на тему

Хасанова Альбина Мубаракзяновна

Учебное занятие по теме: "Религия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл religiya.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Религия

Религия- вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

Возникает когда человек  не в состоянии объяснить явления природы и действительности.

Роль религии в жизни общества:

«+»

  1. один из компонентов духовной культуры
  2. один из институтов общества
  3. специфический тип мировоззрения
  4. совокупность моральных принципов
  5. активно участвует в жизни общества
  6. одно из средств социального контроля
  7. сообщество людей, связанных единой верой
  8. компенсаторная функция - утешение

«-»

  1. способствует развязыванию войн
  2. страх как фактор поддержания религиозности
  3. догматичность.

Конфессиональный – религиозный

Конфессия (в переводе с лат.)- исповедание.

В малых культурах существовало 2 основных религии - тотемизм и анимизм.

Тотемизм  (Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой.  Обычно каждый род  имел свой тотем. На него накладывалось табу при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках. Партогенезис- вера в возможность зачатия от тотема.

Фетишизм- поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства.

Анимизм (Шталь, Тайлор) — вера в одушевлённость природы, существование души и духов.

Спиритизм - общение с духами.

Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями.

Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром.

Виды религий:

по количеству богов

  1. монотеистические
  2. политеистические

по решению проблем спасения

  1. через собственную деятельность (буддизм)
  2. через посредника-спасителя

по степени легализации

  1. институциональная - верующие связаны системой отношений, единство вероучения, догмы — секта, церкви
  2. внеинституциональные - модернистские объединения — культы, неустойчивые секты, субъективная религия индивида

по степени распространения

  1. национальные (локальные)
  2. мировые

Вебер : бюрократ-конфуцианство, маг- индуизм, монах-буддизм, воин-ислам, бродячий ремесленник- христианство.

Особенности мировых религий:

  1. распространены на всех континентах
  2. вера в единого бога
  3. эгалитарность - проповедование равенства
  4. прозелитизм - стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания

Буддизм.

Возник в 6 веке до н.э. В Индии.

В основе легенда о принце Гаутаме.  Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца, похоронную процессию, погружённого в раздумья аскета. Дерево Бодха - древо познания. Будда - просветлённый.

Смысл буддизма:

  1. страдания правят миром.
  2. Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями.

Танха -желание.

            -жажда чувственных удовольствий

            -жажда процветания

            -жажда к уничтожению

  1. уйти от страданий можно погрузившись в нирвану. Нирвана- покой, блаженство. Сансара- круговорот рождения и смерти.
  2. Есть путь  погружения в нирвану.

Заповеди буддизма:

  1. Ахинса - непричинение вреда живому
  2. не брать чужой собственности
  3. не касаться чужой жены
  4. не говорить неправды
  5. не пить вина

Реинкарнация - учение о перерождении душ.

Священная книга - Типитака (3 корзины)

Направления буддизма:

  1. Махаяна - Большая колесница - широкий путь спасения
  2. Хинаяна- Малая колесница - узкий путь для монахов-отшельников.

Верховный жрец - Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.

Дзенбуддизм – направление буддизма в Японии. Цель- стать самим собой, развить свои способности. Просветление – это способность ощутить, к чему рождена душа. Пути для успокоения души: медитация, труд, тренировка тела. Если причина страданий желание, необходимо его выполнить или от него избавиться. Нет священных текстов.

 Христианство.

Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи.

В основе легенда о великом мессии Христе.

1054- разделение на православие и католицизм.

16 век, реформация в германии, появление протестантизма.

Православие - правильное учение.

  • идея центризма - Бог- центр мироздания
  • идея творения
  • идея откровения (любое знание - божественное)
  • идея грехопадения
  • идея конца света и страшного суда
  • идея спасения и воскресения для вечной жизни
  • 10 заповедей
  • священная книга- Библия

Ветхий завет (история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа)

Новый завет (предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие - благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна.

Католицизм - всемирная.

  • догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и её широкое почитание
  • дух-эманация -  производная Бога-отца
  • учение о чистилище
  • централизованность церковной организации
  • безошибочность папы в вопросах веры и нравственности
  • нерасторжимость таинства брака
  • целибат-безбрачие духовенства
  • крестное знамение слева направо
  • богослужение на латыни
  • крещение через возлияние воды на голову

Протестантизм - публично доказывающий.

  • спасение личной верой
  • священство всех верующих
  • исключительный авторитет Библии
  • церковь не посредник между Богом и людьми
  • молитвенные дома без пышности
  • из таинств только крещение и причастие

Основные формы протестантизма:

  1. Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.
  2. Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника.
  3. Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.
  4. Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.
  5. Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.

Ислам- предание себя Богу, покорность.

Возник в 7 в. на Аравийском полуострове.

В основе легенда о пророке Мухаммеде.

Хиджра- переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления.

Заповеди ислама:

  1. исповедание. Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.
  2. Молитва. Ежедневная 5-кратная. С 7 лет.
  3. Пост 1 раз в год 1 месяц. Рамазан. С рассвета до заката.
  4. Милостыня 1 раз в 1 год.
  5. Хадж- 1 раз в жизнь посетить святые места. Мекка, 7 раз обойти и поцеловать Каабу.

Мюридизм - воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават - священную войну против неверных.

Теократическое государство – государство,  в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти.

Священная книга- Коран. Сура-глава.

Шариат- система мусульманского права.

Течения ислама:

  • суннизм- власть  не в руках потомков пророка
  • шиизм- власть в руках потомков пророка, имамов

Типы религиозных организаций:

  1. церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.
  2. Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.
  3. Деноминация- секта, которая прошла пик социальной активности и имеет устойчивую организационную структуру ( кальвинизм)
  4. культ. Свободен и неустойчив. Главное внимание индивидуальному опыту .Разновидности культа:

- магия (колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы

-умилостивительный культ- комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.

Депривация- положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности.

Атеизм - система взглядов, отрицающая существование Бога.

Адепт – приверженец религиозного учения.

Деизм – учение, согласно которому сотворивший мир Бог не вмешивается в его развитие.

Фундаментализм - религиозный фанатизм.

Локальные религии.

Конфуцианство.

Китай. Правитель получает божественный мандат -мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. « 24 примера сяо». Идеал совершенного человека-  цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.

Даосизм.

Китай. Дао-путь. Человек- посредник, « передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип «у вэй» - соблюдение естественного хода вещей. 2 начала - Инь - темное, Ян -светлое.

Иудаизм.

Палестина. Бог Яхве.

Зороастризм.

Иран. Культ огня и чистоты.

Синтоизм. 

Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками - дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай - тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших.  Талисманы.

Индуизм.

Индия. Брахманы - белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный.

Ясперс- теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, оно послужило толчком для развития культур востока и запада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к курсу "История мировых религий"

Работы учащихся по итогам курса....

Идеал Человека в религиях мира

Буддизм, индуизм, христианство, ислам. Каков идеал Человека в этих религиях?...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."

Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать  толерантное отношение к  различным религиям; пробуждать интерес  ...

Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Христианство.

Данный материал предназначен для  преподавателей ОРКСЭ в 4 классе по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Данный материал можно использовать  во время урока как в готово...

Презентация по обществознанию по теме "Религия как элемент духовной культуры. Мировые религии".

Презентация является дополнением к занятию при изучении темы "Религия"...

«Религии в мире и мир в религиях»

Цели мероприятия:Представить целостную картину взаимодействия в религиях разных народов;способствовать повышению духа патриотизма и уважению к иноверцам;развивать чувство толерантности и миролюб...