Как написать эссе по обществознанию. Опыт учителя и эксперта
методическая разработка по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Бендарик Ксения Антоновна

Все больше детей выбирают именно обществознания в качестве выпускного экзамена, предлагаю свой опыт в работе над эссе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pisat_esse_po_obshchestvoznaniyu.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

В последние годы не только возросло число учащихся, сдающих Единый государственный экзамен по обществознанию, но и усложнился сам экзамен, повысился порог сдачи, а в 2016 году из экзамена будут убраны тестовые задания. Эти трудности, конечно, пугают детей, заставляют их принимать более осознанное решение при выборе выпускных экзаменов, но, тем не менее, число сдающих обществознание не уменьшилось.

Задача учителя не только развить в детях востребованные ныне личностные и метапредметные компетенции, помочь ученику в выборе профессии и ориентаций на будущее, но и подготовить его к сдаче успешной сдаче выпускного экзамена.

Многолетний опыт работы с выпускниками, подготовки и проверки ЕГЭ позволил мне выработать собственную методику работы с экзаменационным материалом.

На дополнительных занятиях по подготовке к ЕГЭ мы с учащимися делаем акцент на разборе заданий части С. Особое внимание мы уделяем заданию 29 – эссе. Многим кажется, что это задание – самое сложное в ЕГЭ, но мне кажется, что это не так. При планомерной, продуманной работе с этим заданием, всегда есть возможность написать эссе минимум на три балла из пяти, что уже не плохо, а при более серьезной подготовке получить и максимальные баллы.

Итак, разберемся с плюсами этого задания.

  1. Оно всегда предоставляет выбор. У учащихся есть пять тем по разным блокам, изучаемым на уроках. Это позволяет выбрать именно то, что более знакомо и понятно.
  2. У задания четко сформулированы критерии проверки и оценивания, что позволяет выработать алгоритм написания эссе и его самопроверки учащимися во время экзамена.
  3. Задание нацелено на применение метапредметных знаний, что позволяет ученикам показать свои сильные стороны.
  4. Не нужно считать слова. Уходит стрессовость других предметов, когда ученик гонится за объемом, теряя смысл.

Теперь о самом задании.

В КИМ перед заданием 29 написано следующее:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл  в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).  При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.).

Уже в самой формулировке задания находится план написания эссе, и первое, что мы делаем с учениками – это внимательно читаем, а что же, собственно, от них требуется. Так же я прошу их подчеркивать эти требования в КИМ во время экзамена, чтобы после написания работы, при самопроверке, увидеть, все ли из них были выполнены.

В проработанном виде у учеников это выглядит вот так:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл  в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).  При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.).

Вроде, все просто, но такая элементарная работа с формулировкой очень помогает при самопроверке, можно отследить все ли из выделенного присутствует в работе.

Дальше, сама структура текста. Я считаю целесообразным показать учащимся как и за что эксперт будет выставлять баллы при проверке. Для этого рисую на доске следующую таблицу:

29

30

31

1

2

2

0

-

-

1

1

2

Под номерами 29,30 и 31 находятся критерии оценивания, соответственно, раскрытие смысла высказывания, теоретическая аргументация и примеры. В первой строке показан максимум из возможных баллов, во второй – случай, когда смысл высказывания не раскрыт и работа дальше не проверяется, в третьей – вариант, когда удалось раскрыть смысл высказывания, а дальше приведен один термин и два пример, и так далее. Главное тут объяснить что же будет искать эксперт при проверке.

А искать он будет следующее:

(Эти пункты хорошо выделять в отдельные абзацы при написании эссе)

Во-первых, необходимо раскрыть смысл выбранного высказывания, Не просто пересказать своими словами, а объяснить, обозначив затронутую проблему. (К1 – 1балл)

Во-вторых, необходимо согласиться или не согласиться с позицией автора, да, за это не ставятся баллы, но именно от заявленной позиции и нужно отталкиваться при выборе аргументов – за или против.

В-третьих, необходимо подкрепить свою позицию теоретическими знаниями. Требуют 2-3 термина по заявленной проблеме. (К2-2 балла, если термин приведен ошибочно или не по теме, снимается балл)

В-четвертых, привести не менее двух примеров разного уровня из материалов учебных предметов (истории, литературы, географии), фактов общественной жизни современного мира и собсвенного жизненного опыта. Итого, на выбор у ученика есть пять вариантов разных примеров. (К3 – 2 балла)

В-пятых, сделать вывод, повторив ключевой аргумент.

Пункты 1, 3 и 4 являются обязательными и оцениваются экспертами.

Когда с планом все более-менее понятно, можно постепенно переходить в работе с самим эссе. Тут возможны варианты.

Можно первое эссе написать вместе с учениками, показывая, как оно должно выглядеть в идеале, на что следует обратить внимание. Далее  я бы рекомендовала дать схожую тему на дом, чтобы дети попробовали написать сами. Самое главное, убедить их, что эссе нужно писать, что даже в одном абзаце может быть то, за что эксперт выставит баллы, и что для этого нужен постоянный тренинг.

Хорошим упражнением является разбор проблем. Известно, что первый абзац самый сложный для написания, поэтому в качестве домашнего задания я часто даю несколько тем, в которых просто прошу выделить проблему, подобрать термины и примерны, а написать, допустим, только одну.

Кроме того, хорошо по мере разбора нового теоретического материала показывать детям, как затронутые проблемы могу быть вынесены на ЕГЭ.

Работа с примерами является одной из самых сложных. С одной стороны, очень выигрывают учителя, ведущие и историю, и обществознание одновременно. Можно показывать примеры на метапредметном уровне. С другой, самостоятельный поиск примеров учащимися также развивает их поисковые и коммуникативные навыки. Самое главное, это обсуждать приведенные примеры на уроках и объяснить, что пример нельзя просто «вбросить» в текст, он должен поддерживать заявленную позицию, объяснять ее.

Конечно же, необходимо напомнить детям о правилах оформления и речевой культуры. Эссе должно быть написано публицистическим стилем, без резких, экспрессивных оценок. Авторов книг желательно указывать, так же как и названия фирм в экономке и имен исторических деятелей.

Полезно создать копилку проблем и примеров. Т.е. выделять характерные проблемы по каждому блоку и типичные, подходящие примеры к ним.

По оформлению, я рекомендую детям писать эссе на листах А4, чтобы они чувствовали и свой примерный объем (практика показывает, что у каждого он свой) и скорость написания. Конечно же, проверенные работы детям лучше возвращать, чтобы они их хранили до экзамена и при случае, могли перечитать.

Как выбрать тему? Этот вопрос очень часто задают дети. Многие при этом заявляют, что хотят писать только по одной из предложенных дисциплин. Это подход не верный. Темы бывают разные. И ситуации тоже.

Я рекомендую следующее. В зависимости от количества часов  и дополнительных дисциплин (истории, права, экономики, культурологи) определить для себя 2-3 актуальных блока. Мои ученики предпочитают экономику, политику и социологию, так как эти блоки мы разбираем в 11 классе, и именно для них можно подобрать яркие примеры из литературы, истории и современной жизни.

Дальше, на самом экзамене, внимательно прочитать все предложенные темы, выбрать те, которые наиболее понятны, а потом смотреть на то, сколько терминов и примеров можно в работе привести. И от этого уже отталкиваться при написании самого текста.

В конце обязательно перечитать, проверить оформление, не забыть написать или саму цитату или ее номер. Проанализировать, все ли аспекты были раскрыты.

Про время. Мне кажется, что минимальное время работы над эссе – 30 -40 минут, средний ученик справляется с ним за час- полтора. Об этом тоже нужно говорить с детьми за долго до самого экзамена. Самое обидное – не успеть.

Вот, пожалуй, и все. Пишите эссе, даже если в течении 11 класса осознанно писать одно эссе в неделю, это принесет хороший результат. Удачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для обучающихся "Как написать эссе по обществознанию"

Методические рекомендации раскрывают необходимые элементы эссе по обществознанию, параметры работы над его написанием, критерии оценивания....

Как правильно написать эссе по обществознанию

Материал преднозначен для подготовке е ЕГЭ по обществознанию....

Технология критического мышления на уроках истории и обществознания (опыт учителя истории Козловой Т.А.)

Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, п...

Инновационный опыт учителя истории и обществознания

Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение  последних трех  лет  «Использование метода проектной деятельности на уроках истории и обществознания как средство развития...

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для написания эссе по общесту для выпусников школ...

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Как правильно написать эссе по истории и обществознанию

Справочный материал для школьников. Подготовка к ЕГЭ....