Урок Право на свободное слово
методическая разработка по обществознанию (7 класс) на тему

Калашникова Нелли Николаевна

Урок является частью темы "Права ребёнка". Используется работа (индивидуально или попарно) с рабочими листами, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ                                                                                                                                                               7 КЛАСС

Тема:     Право на свободное слово                                                                                                           или «Дайте мне сказать!     

Цель урока:  Формирование правовой культуры учащихся в области права на свободу слова.                               

Задачи:                                                                                                                                                    Образовательная:

  • Добиться усвоения учащимися основных понятий урока: свобода слова, СМИ, цензура, клевета,  вандализм, ограничения времени, места и способа выражения своих взглядов.
  • Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников.      
  • Раскрыть значение  реализации свободы слова и прессы в государстве;  ситуации, при которых у властей должны быть возможности ограничить эти права граждан.                                                                      

Воспитательная:  

  • Формировать у учащихся понимание ценности права, содействовать воспитанию гражданственности, уважения к закону.  
  •  Воспитывать чувство ответственности, активную жизненную позицию.                

Развивающая:

  • Развивать у учащихся навыки решения практических задач, работы с нормативно-правовыми актами.
  • Развивать мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу.

Тип урока:  Урок изучения нового материала.                                                                                              

Формы организации познавательной деятельности учащихся:                                                                        

  • Фронтальная
  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Парная

Методы и приёмы:

  • Изучение глав основных документов о правах человека
  • Ситуативная методика
  • Мультимедийная презентация
  • Рефлексия
  • Тренинг

Оборудование урока:  

  • Мультимедийная презентация
  • Рабочие листы с комплектом основных документов о правах человека    

                                         

 Структура урока:

  1. Оргмомент.  (2 мин.)
  2. Мотивация через анализ цитат в рабочем листе    (3 мин.)
  3. Постановка целей занятия совместно с учащимися  (3 мин.)
  4. Изучение нового материала  ( 25 мин.)
  5. Закрепление  (4 мин.)
  6. Рефлексия ( 5 мин.)  
  7. . Итоги (2 мин.)

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Знакомство уч-ся с темой урока и рабочими листами.                                                                            
  3. Учитель даёт задание:  Прочитайте представленные высказывания и вставьте пропущенные слова.

«Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их _____________»           /Вольтер/

«Развязность ________ сама себя корит,  рождает сотни бед, несчастий и обид»                                                                                                                                    

  1. На основе этих  высказываний сформулируйте задачи урока.                                                                

   Итак, по окончании  урока вы должны будете уметь объяснить, почему столь важны эти свободы, рассказать об их историческом значении, объяснить, что может служить  основанием для принятия решения об ограничении этих свобод.

  1. . Учитель: Почему в обществе важно защищать право на свободное выражение своих взглядов?                                                                                                                                               Ответы уч-ся:
  • Право на свободное выражение своих взглядов способствует развитию личности и человеческого достоинства. Важной составляющей человеческой свободы является возможность обдумывать происходящее и приходить к собственным выводам в вопросах морали, политики. Но без возможности свободно высказываться и писать, сравнивать свои мнения с мнениями других это право не может быть реализовано.
  • Право на свободное выражение своих взглядов способствует прогрессу человеческого знания. Новые идеи быстрее распространяются в обществе, где существует свободный обмен мнениями. Английский философ Джон Миль писал, что прогресс возможен только там, где есть возможность выражать и обсуждать любые точки зрения.
  • Право на свободное выражение своих взглядов есть необходимая составляющая демократической формы управления государством. Народу необходимо иметь доступ к информации, ознакомиться с различными точками зрения на ситуацию в стране. Свобода слова крайне важна для определения политики государства и контроля за тем, как работает правительство.  
  1.  Учитель: Многие столетия люди боролись за возможность свободно высказывать своё мнение. Вспомните и приведите примеры из истории.

       Понимание важности свободы слова и печати пришло  из Англии. В ХVII веке англичане      завоевали право публично выступать и печататься без предварительной цензуры. Лишь после этого   они могли быть наказаны за то, что произнесли или напечатали, в соответствии с законом о подрывной деятельности. По этому закону преступлением являлась публикация материалов, в которых подрывался авторитет правительства.  

  1. Прозвучало слово «цензура». Кто знает его значение?                                                                        

 Ученики предлагают свои варианты ответов. Определение термина появляется на экране.

  1.   Первым документом, в котором было закреплено право на свободу слова, стала Декларация независимости США. Но потребовалось ещё очень много времени для того, чтобы это право было принято большинством стран мира.                                                                                                                                                                        Ещё больше времени прошло, прежде чем взрослые поняли, что право на свободное слово         необходимо и детям.
  2.  Учитель предлагает учащимся проанализировать документы в рабочем листе (работа в парах)

               Итак, что подразумевается под свободой слова?

                                          Свобода слова

                         

                         

     право на свободу убеждений               свобода искать, получать и распространять информацию           

         4.6.   Учитель: где человек может искать, получать и распространять информацию?           

       Ученики называют: СМИ.   Роль СМИ в современном мире огромна…

       4.7.   Учитель: Составьте рассказ о том, что произойдёт с бизнесменом, школьником, учителем,             если       в течении целого дня СМИ не будут сообщать новости.  (Работа в группах )                                                            

4.8. Учитель: По каким признакам можно увидеть, что Свобода слова действует в стране?

А наоборот?        Ученики выдвигают свои точки зрения.

  1.   Рассматриваем ситуации:
  • ст. 19 Всеобщей декларации прав человека разрешает каждому человеку свободное выражение своих убеждение. Не противоречит ли этому положению недавно принятый в нашей стране Закон о вандализме, предусматривающий ответственность вплоть до уголовной за различные надписи на стенах общественных зданий?
  • Журналист, получивший «заказ» от кандидата в депутаты, написал заведомую ложь о другом кандидате. Должно ли быть ограничено право журналиста на свободу слова? Клевета.

          4.10.  Учитель: Назовите условия, при которых право на свободное выражение своих взглядов может быть    ограничено?

           Варианты ответов:

           Предположим, что нет никаких законов, ограничивающих свободу слова. Если бы было так, то    граждане могли бы говорить что угодно и где угодно. Значит, они могли бы лжесвидетельствовать на суде, лишая других права на справедливый суд. Можно было бы кричать в библиотеках, произносить политические речи во время богослужений.

 В ряде случаев ограничения свободы слова в действительности способствуют тому, чтобы мнение человека было услышано. Например, на собраниях действует регламент выступлений, дающий присутствующим возможность высказаться без помех.

Право на свободное выражение своих взглядов ограничивается исходя из условий времени, места и способа выражения своих взглядов

Содержание выступления тоже может в некоторых случаях быть причиной ограничений. Например, если реализация вашего права на свободу слова может каким-то образом представлять угрозу общественной безопасности, суд может ограничить ваши права. Никто не имеет права опубликовывать секретную военную информацию.

Суды, в соответствии с законом, запрещают публичные выступления и публикации, представляющие явную и непосредственную угрозу другим гражданам или обществу. Это публикация сведений, являющихся государственной тайной, ложные показания, данные под присягой, распространение клеветы - распространение заведомо ложных сведений о ком-либо. Суды запрещают выступления, в которых слушатели открыто призываются к насилию, к организации общественных беспорядков. 

Коммерческие публикации, такие как реклама, также подвергаются судебному контролю. Обман потребителей, ложная информация в рекламных публикациях преследуется законом. Здоровье общества является причиной ограничений свободы выражения в коммерческих публикациях. Так правительство может запретить рекламу табачных изделий в средствах массовой информации.

        5.   Закрепление:

  • Какие права граждан объединены в "праве на свободное выражение своих взглядов?
  • Объясните, почему право на свободное выражение своих взглядов ограничивается исходя из условий "времени, места и способа выражения своих взглядов". Приведите примеры.                                        

6.    Рефлексия:  (ученики пишут в тетрадях)

                                 Я имею право…                                                        Поэтому я обязан…

        7.   Итоги.   Д/з: написать эссе на тему:                                                                                                                                              1) Телевизор – друг или враг.          2) Интернет и свобода слова

Литература:

     1. Дух демократии. Пособие для преподавателей… М.,2003

     2. Алексеев С.С. Право, законы, правосудие в жизни людей. М.;  

     3. Королькова Е.С. Путешествие юного гражданина.6 класс. М.; 1997.

     4. Никитин А.Ф. Право и политика. М.; 2004

     5. Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.    М.: Дрофа,2003

     6. Мушинский В.О. Азбука гражданина.М.; 1999.

         

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

     Урок: Право на свободное слово

  • «Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их _____________»           /Вольтер/
  • «Развязность ________ сама себя корит,  рождает сотни бед, несчастий и обид»             /А.Навои/                                                                                                                                                        

Цель урока: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                              

  • Основные понятия и термины:
  • Свобода слова
  • СМИ
  • Цензура
  • Клевета,  
  • Вандализм
  • Ограничения времени, места и способа выражения своих взглядов

                                      Свобода слова

                                                   

                                ?                         ?

  • Условия, при которых право на свободное выражение своих  взглядов может быть ограничено:

________________________________________________________________________________________

  • Основные документы о праве на свободу слова:

Всеобщая декларация прав человека                                   Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Конвенция о правах ребенка                                             Статья 13

1.  Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.                                                                                                                                    

2.  Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: a) для уважения прав и репутации других лиц; или  b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.                  

Конституция Российской Федерации                            Статья 29

 1.Каждому гарантируется свобода мысли и слова.                                                                                                                              2.Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.                                                                                                                                                                                         4.  Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.                                                                                                                                                                    5.  Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка и презентация урока по теме: "Свободное время".

Разработка включает в себя план-конспект урока и яркую презентацию к уроку по данной тематике....

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....

Специальные правила для "свободного стандарта".

В данном материалы содержатся правила мини-гольфа для "свобного стандарта"....

Открытый урок «Правила вежливости. Слова нужные и важные»

Открытый урок к празднику "День вежливости"...

Конспект урока "Правила сокращения слов и словосочетаний" в коррекционной школе VIII вида

Конспект урока "Правила сокращения слов и словосочетаний" в коррекционной школе VIII вида...