урок, посвященный 22-летию Конституции РФ
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Осипенко Светлана Петровна

классный час, либо урок обществознания в9 классе, посвященный Конституции РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vserossiyskiy_otkrytyy_urok.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.

Учитель истории и обществознания МБОО «СОШ № 25» Осипенко С.П.

    Класс - 10А.

Цель  урока:

- помочь учащимся понять значение Конституции  Российской Федерации  в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина.

Задачи:

- знакомство с историей, основными этапами развития конституционного строя России;

- историей создания Конституции  Российской Федерации 1993 г.;

- воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений  Конституции  Российской Федерации;

- формированию у школьников активной жизненной позиции.

План проведения  урока:

  1. Выступление Президента РФ  В.В. Путина.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Краткое вступительное слово гостя
  4. Рассмотрение и обсуждение материалов по теме урока:

 -история конституционализма в России;

- особенности конституции 1993 года и её содержание;

 -диспут по вопросам, способствующим формированию активной гражданской позиции.

  1. Беседа учащихся  с гостем, приглашенным на урок.
  2. Подведение итогов  Всероссийского урока.

Оборудование урока:

-символика РФ и РТ;

- мультимедийный  проектор, видеоролик,  презентация;

- конституции РФ на столах у учащихся.

Ход урока.

Урок начинается видеороликом выступления Президента РФ  В.В. Путина.

Вступительное слово учителя.

  Сегодня, ребята, у нас не обычный урок,  а Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.

   Вы уже знаете, что Конституция РФ является Основным  Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство. Ей отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе РФ

   Конституция  Российской Федерации  утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту  семьи  и Отечества, единство многонационального народа России. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание их, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства.

 Далее учитель определяет цели и задачи урока.

Предоставляется слово для выступления гостю нашего урока Заместителю Главы, заместителю председателя Совета Альметьеского муниципального района Хайдаровой Н.М.

Краткое вступительное слово гостя

Рассмотрение и обсуждение материалов по теме урока

Учитель:  Чтобы понять значимость Конституции РФ принятой в 1993 году, давай вспомним те шаги, которые совершало общество на пути к ней. А путь этот был долгим, как вы помните и трудным  Первые попытки учреждения конституционного правления в России предпринимались еще в XIX в. Так, в начале века по указанию Императора Александра I официальные конституционные проекты были подготовлены М.М.Сперанским и Н.Н.Новосильцевым (Государственная Уставная Грамота Российской Империи); в 60-х – начале 80-х гг. XIX в. по инициативе Императора Александра II конституционные проекты готовились великим князем Константином , министрами внутренних дел П.А.Валуевым, М.Т.Лорис-Меликовым, Н.П.Игнатьевым и др. В них предусматривалось ограничение власти монарха выборным народным представительством и провозглашение минимума прав и свобод личности. Но ни один из них, к сожалению, не был реализован.

:Ученик 1
Начало установления конституционного строя в России связано с революцией 1905 – 1907 гг. В августе 1905 г. были опубликованы нормативные акты об учреждении законосовещательной Государственной Думы, а 17 октября того же года - Манифест “Об усовершенствовании государственного порядка”, в котором провозглашались основные гражданские свободы; в декабре 1905 г. были расширены избирательные права населения. 23 апреля 1906 г. Император Николай II утвердил в новой редакции “Основные государственные законы Российской Империи”, которые по существу стали первой конституцией России. Однако переход к конституционной монархии не произошел, так как по новому избирательному закону от 3 июня 1907 г., принятому вопреки Основным государственным законам, резко ограничивались избирательные права подданных. Большинство депутатских мест закреплялось за представителями имущих классов, что делало Думу органом сословного, а не народного представительства. К тому же Верхняя палата Парламента -Государственный Совет – наполовину назначалась Императором. Реализации провозглашенных Манифестом 17 октября 1905 г. прав и свобод также не было.
Ученик 2:
Попытка еще одной конституционной реформы инициировалась Государственной Думой в период кризиса в годы Первой мировой войны, но была отвергнута самодержавием. Нерешенность насущных проблем России конституционным путем привела к очередной революции. Временное правительство России 1917 г. пыталось провести конституционную реформу через Учредительное Собрание, но не успело. После захвата власти большевиками в октябре 1917 г. под лозунгом скорейшего созыва учредительного Собрания начало его работы было отложено на январь 1918 г., но проиграв выборы даже в условиях развязанного большевистского террора, Ленин приказал в ночь с 5 на 6 января 1918 г, разогнать орган народного представительства. Это привело к резкой эскалации .Гражданской войны, в ходе которой погибли 15-20 млн.из 150млн. россиян, несколько миллионов эмигрировали. Основным лозунгом белого движения был лозунг созыва Учредительного Собрания для создания конституционного строя в России.
учитель
Конституции советского периода  носили формальный, декларативный характер ,закрепляя монополию на власть правящего коммунистического класса на безальтернативной основе, и принимались под очередного вождя-Ленина, Сталина, Брежнева.
Глобальный кризис социализма , массовое недовольство населения вынудили советское руководство пойти на ограниченную конституционную реформу конца 80-х гг. 20 века , которая закончилась августовским путчем 1991 г., крахом СССР и мировой системы социализма .

Ученик 3
Таким образом, в начале 90-х гг. 20 века в России возникла острая необходимость политических реформ
Сопротивление коммунистической номенклатуры, избранной на Съезд Советов РСФСР и в Верховный Совет РСФСР в 1990 г. в период монополии КПСС на власть, было главной причиной оттяжки принятия новой Конституции. Первый Президент России Б.Н Ельцин, избранный всенародным голосованием в 1991 г., и правительство пытались найти компромисс со Съездом народных депутатов РСФСР. Однако Съезд цеплялся за власть любым путем, в том числе и провоцированием гражданской войны.
На всероссийском референдуме 25 апреля 1993г. о доверии Президенту Б.Н. Ельцину, об одобрении социально-экономического курса , о досрочных выборах Президента и Верховного Совета РСФСР абсолютное большинство россиян проголосовали за реформы. Однако коммунистическая номенклатура, господствовавшая на Съезде Советов, отказалась подчиниться итогам референдума.
5 июня 1993 г. во исполнение решений референдума Указом Президента РФ было открыто Конституционное совещание по подготовке проекта новой Конституции для вынесения его на всенародный референдум, но 24 июня 1993г. Верховный Совет своим решением отказался сотрудничать с Конституционным Совещанием.
21 сентября 1993г. Президент вынужден был своим Указом распустить Съезд народных депутатов и Верховный Совет и назначил референдум по принятию Конституции и выборы Парламента на 12 декабря 1993г.
Сторонники Верховного Совета спровоцировали массовые беспорядки 3-4 октября 1993г., в результате которых имелись человеческие жертвы. Президент и Правительство вынуждены были применить силу для прекращения кровопролития.
12 декабря 1993г. проект Конституции, выработанный Конституционным совещанием, был принят на всенародном референдуме абсолютным большинством голосов 

Учитель:

      Принятие конституции проходило в сложных исторических условиях, но, благодаря ей, мы смогли осуществить серьезные преобразования во всех сферах общественной жизни.

     Конституция РФ построенная в точном соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, предоставляет гражданам самые разнообразные права.

    Давайте  назовем структуру Конституции(преамбула и 2 раздела).

   Преамбула это вводная часть, предшествующая тексту конституции, она не содержит правовых норм, но  имеет существенное значение для понимания смысла Конституции в целом. Зачитаем преамбулу. В преамбуле Конституции называются 6 основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства -  назовите их?

- утверждение прав и свобод человека,

- утверждение гражданского мира и согласия,

- сохранение исторического единства,

-утверждение незыблемости демократических основРФ,

-обеспечение благополучия и процветания России,

- возрождение суверенной государственности.

Эти цели лежат  воснове всех конституционных норм.

Конституция состоит из 2х разделов

1раздел содержит основы конституционного строя, принципы регулирования общественной жизни, сущность Российского государства, принципы экономических отношений,конституционные поправки.

Учитель:

    Чтобы не нарушались права и действовала конституция, необходимо формирование в России развитого  гражданского общества, появление которого напрямую связано с появлением гражданина, как самостоятельного и сознающего себя таковым, индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод.

Как вы думаете, одинаковы ли понятия гражданского общества и общество граждан?(слушаются ответы учащихся подводится вывод)

      Граждане сами по себе не составляют гражданского общества. Гражданское общество-это совокупность  его институтов, которые способны к самоорганизации и образуются снизу, спонтанно. Оно представляет собой деятельность политических партий, профсоюзов, различных творческих ассоциаций, религиозных общин и т.п., сферу образования, науки, культуры, семью, СМИ. Структуры гражданского общества создаются с целью удовлетворения многообразных потребностей снизу, а не приказу государства. Ощущаете ли вы себя частью каких либо институтов, как это проявляется в вашей жизни?

(ответы учащихся)

Учитель

   Гражданское общество выступает посредником между личностью и государством. Оно дает возможность личности, координируя с другими свои действия, воздействовать на государство с целью облегчения реализации своих интересов и потребностей. Приведите примеры такой деятельности?(ответы учащихся)

Может ли общество существовать без таких посредников? Что будет происходить? Существовали ли такие модели государства в прошлом? (ответы учащихся)

   Выполняя обязательства по конституции в реализации прав, государство, осуществляет целый ряд социальных преобразований, улучшающих жизнь граждан РФ. Какие из социальных реформ, проводимых в государстве,  вы можете назвать?

Однако, в российском обществе много нерешенных проблем: бюрократизация и коррумпированность представителей власти, произвол бюрократии, силовых структур, преступность, экстремизм, наркомания, пьянство  и другое вызывают у граждан негодование, и обвинение власти в бездействии. Большинство из этих проблем взаимосвязаны и разрешить их очень сложно

Предложите пути решения в формате «Если бы я был президентом России , то как бы я разрешил проблему бедности населения малых и средних городов, деревень и поселков? (ответы учащихся)

Учитель

  Пока будет проблема бедности, нельзя решить проблему гражданской активности. Гражданское общество ориентируется на средний класс, который должен составлять его основу. Это экономически независимый, стабильный в материальном плане, класс собственников.

     Одной из проблем связанных с развитием гражданского общества, является правовая культура – наше правовое образование. Приведите примеры из вашей жизни, где вы столкнулись с отсутствием  правовой культуры или наоборот? (ответы учащихся)

Какой личный позитивный  опыт реализации своих прав  у вас есть?

(ответы учащихся)

Беседа учащихся  с гостем, приглашенным на урок

Учитель: Ребята у вас есть возможность, задать интересующие вас вопросы нашему гостю Заместителю Главы, заместителю председателя Совета Альметьевского муниципального района Хайдаровой Н.М.

Примерные вопросы учеников:

  1. Рассказать о деятельности Совета Альметьевского муниципального района?
  2. Какие социальные программы реализуются?
  3. Какое внимание уделяется решению молодежных проблем?
  4. Считается ли активной в политике молодежь города, как это проявляется?
  5. Какие планы в городе в области культуры, спорта и образования?

Подведение итогов  Всероссийского урока.

Слово учителя обобщение о значимости Конституции РФ.

         За 20 лет существования конституции, Россия совершенно изменила свой облик, превратившись в государство с социально-ориентированой рыночной экономикой, демократической системой правления, где соблюдение прав и свобод гарантируется государством и основано на законе. И, несмотря, на многие социальные проблемы и противоречия продолжает развивать гражданское общество и совершенствоваться как  правовое государство…

Сегодняшняя конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны – Закон который он должен знать в первую очередь, ведь грамотное применение законов норма цивилизованной жизни.

Приглашение учащихся  к участию во Всероссийском конкурсе школьников на лучшее знание Конституции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка Всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции РФ 02.09.2013 (презентации "Мы - россияне", "Государственные символы России"

Открытый урок "Конституция - Основной Закон РФ" разработан в рамках Всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции РФ 02.09.2013 согласно Методическим рекомендациям по его проведени...

открытый Всероссийский урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации

1 сентября 2013 года был дан открытый Всероссийский урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации. Данный урок раскрывает основные понятия Конституции РФ, ее структуру, права граждан Рос...

Урок , посвященный 20 - летию Конституции РФ

Открытый урок для старшеклассников...

Разработка к всероссийскому открытому уроку, посвященному 20-летию Конституции РФ

Презентация может пригодится для урока обществознания....

Урок , посвящен 25-летию действующей Конституции Российской Федерации и 70-летию Всеобщей декларации прав человека

Накануне Международного Дня прав человека 10 декабря 2018 года в образовательных организациях Российской Федерации пройдет Единый урок прав человека. Инициатором Единого урока выступила Уполномоч...