Рабочий лист по теме "Истина и ее критерии"
учебно-методический материал по обществознанию на тему

Рабочий лист включает поблемные вопросы, тестовые задания, отрывки из источников. Позволяет вести учащимся самостоятельную работу , а также работать фронтально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istina_i_ee_kriterii.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

Тема: Истина и ее критерии.

Задание 1.

Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным?

1) Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

2) Истина – незыблемые, неменяющиеся со временем утверждения.

3) Истина – это те выводы, с которыми все согласны.

4) Истина – это то, во что человек верит.

Задание 2.

Обдумайте два высказывания, приведенные ниже. Есть ли среди них правильное? Какое? Свой выбор обоснуйте.

1) Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он непознаваем, непостижим.

2) В своей основе мир неколебим, покоен и поэтому доступен пониманию.

Задание 3.

Высказывание английского философа 18 в. Дж. Беркли:

«Я не в состоянии помыслить ощущаемые вещь или предмет, независимо от их ощущения или восприятия… Когда мы видим цвет, величину, фигуру и движения человека, то мы воспринимаем только определенные ощущения или идеи в нашем собственном духе… Отсюда ясно, что мы видим не человека, а только известную совокупность идей».

Разделяете ли вы этот вывод? Если нет, попробуйте опровергнуть рассуждения философа.

Задание 4.

Какие из перечисленных суждений верны? Обоснуйте свой выбор.

  1. Истина объективна тогда, когда она не зависит от познающего субъекта.
  2. Истина объективна, если она оставляет нас спокойными, не вызывает споров и страстей.
  3. Объективных истин не бывает, т.к. без человека нет познания, а человек всегда привносит свое отношение к познаваемому предмету.
  4. Объективные истины могут быть только в мире природы, но не в мире людей.

Задание 5.

«… Придавать одинаковое значение мнениям и представлениям спорящих друг с другом людей нелепо: ведь ясно, что одни из них должны быть ошибочными. А это явствует из того, что основывается на чувственном восприятии: ведь никогда одно и то же не кажется одним сладким, другим – наоборот, если у них не разрушен или не поврежден орган чувства, т.е. способность различения вкусовых ощущений. А если это так, то одних надо считать мерилом, а других нет. И то же самое говорю я и о хорошем и о  дурном, прекрасном и безобразном и обо всем остальном в этом роде…

        И вообще не имеет смысла судить об истине на том основании, что окружающие нас вещи явно изменяются и никогда не остаются в одном и том же состоянии. Ибо в поисках истины необходимо отправляться от того, что всегда находится в одном и том же состоянии и не подвергается никакому изменению. А таковы небесные тела: они ведь не кажутся  то такими, то иными, а всегда одними и теми же и не причастными никакому изменению…

        Мнение о том, что об одном и том же можно высказывать противоречащие друг другу утверждения, основывается на больше всего, по-видимому, на предположении, что количество у тел не остается неизменным… Однако сущность связана с качеством, а качество имеет определенную природу, тогда как количество – неопределенную. (Аристотель. Метафизика).

Задание. Аристотель утверждал, что если об одном предмете высказывают два противоположных суждения, то одно из истинно, а другое – ложно. Конкретизируйте эту ситуацию на примере. Разделяете ли вы позицию философа? Чью же точку зрения в подобном споре Аристотель призывает считать истинной? (Кто должен выступать мерилом истины?)

        С помощью каких аргументов Аристотель опровергал тех, кто считал, что установить истину невозможно, т.к. все вокруг нас и мы сами постоянно меняемся? Убедительны ли, на ваш взгляд, эти аргументы? А какие доводы привели бы вы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие листы для учащихся к классному часу

На данных листах работают учащиеся во время классного часа. Весь пакет распечатывается для каждого ученика, то есть если в классе 16 человек, то значит - 16 копий. Что я и делала в свое время....

Рабочий лист по теме:" Магнитная индукция"

Использование рабочих листов на уроке сокращает время на составление учащимися опорного конспекта. Заполняется рабочий лист по мере объяснения учителем  нового материала....

Рабочий лист по теме:"Объяснение электрических явлений".8 кл.

Рабочий лист заполняется учащимися по ходу объяснения учителем нового материала и представляет собой опорный конспект по теме "Объяснение электрических явлений". 8 класс....

Рабочий лист к уроку русского языка

Рабочий лист к уроку "Обращение"...

Рабочий лист к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)

Рабочий лист к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)...

Рабочий лист просмотра видеоматериала «Женщины в русской истории. Выпуск № 70 "Рогнеда". 22.10.2011» для учащихся 6 класса

Универсальный ресурс и возможно применение к различным УМК по истории России в 6 классе по теме «Владимир Святославович.  Принятие христианства»..В  УМК А.А.Данилов, А.Г.Косулина отсут...

Рабочий лист по Кубановедению

Рабочий лист для закрепления материала по кубановедению в 5 кл....