Педагогика сотрудничества и творческого саморазвития в современных технологиях обучения истории и обществознания.
статья по обществознанию на тему

Щербакова Ирина Николаевна

Педагогика сотрудничества и творческого саморазвития в современных технологиях обучения истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_-_kopiya.docx58.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Новосельская СОШ»

Педагогика сотрудничества и творческого саморазвития в современных технологиях обучения истории и обществознания.

                                                                                                  Щербакова И.Н.

2015 г.

Педагогика сотрудничества и творческого саморазвития в современных технологиях обучения истории и обществознания.

Педагогика сотрудничества – это направление  в отечественной педагогике 2-й половины ХХ века, которое представляет собой систему методов и  приемов воспитания и обучения, основанных на  принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.[1] Среди авторов этого направления – известные педагоги-новаторы:  Ш.А. Амонашвили,  И.П.Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин и др.                                                 В целостном педагогическом процессе все педагоги-новаторы выделяют главную категорию воспитания, обучения и развития – «сотрудничество», при реализации которого воспитатели являются субъектами учебно-воспитательного процесса, в равной степени имеющими право выбора.                                                                                                                  Педагогика сотрудничества предполагает личностный подход к ребенку вместо индивидуального. Это проявляется в учете личностных качеств ученика, который на каждом уроке получает оценку своего труда за инициативу, любознательность, способности, творчество, выбирает задачи по своим способностям, убеждается, что он уважаем.                                                    Педагоги-новаторы рассматривают гармоничное развитие личности ребенка как цель педагогического процесса. Первая задача школы, по их мнению,-развить ребенка, чтобы он сам без принуждения, мог бы и хотел добывать (а не получать!) знания.                                                                             Необходимо заметить, что педагогика сотрудничества – это не только сотрудничество учителей, но и с родителями, которые должны быть союзниками в воспитании ребенка, что является важным шагом на пути развития личности2.                                                                                                                       Таким образом, необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально- активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках 2 

        Профессия учитель относится к творческим профессиям. Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы.   В своей работе я использую технологию  «развитие критического мышления через чтение и письмо». Она соответствует приоритетам современной жизни: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретённым, не объём информации, а умение получать её и моделировать.                                                                                                                  Опыт применения технологии РКМЧП у меня пока небольшой и составляет всего 1 год, но все-таки некоторые результаты уже есть.

В структуре урока можно выделить 3 этапа:

І стадия “вызов”

ІІ стадия “осмысление содержания”

ІІІ стадия “рефлексия”

На стадии “вызова” деятельность учителя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученики при этом “вспоминают”, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. Например, можно предложить каждому учащемуся вспомнить о том, что уже известно об изучаемой теме, записать это в виде ключевых слов, затем поделиться написанным в паре или в группе, составив всей группой список ключевых слов, а после обсудить это вместе с учителем. Например тема урока – «Олимпийские игры». На стадии вызова ученики пробуют вспомнить, что они знают об этом на доске в виде кластера записываются их предположения.  Для этого я использую кластер.                                                                                                                                                                                                        Кластер - выделение смысловых единиц и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, кажется, на первый взгляд, одним из самых легких видов работы. Но это далеко не так. На стадии вызова кластер может быть использован по теме, в которой можно систематизировать информацию, полученную до знакомства с основным источником информации, зачастую в систематизации заключается трудность, а именно выделить смысловые блоки. Поэтому нужно начинать с тех тем, которые близки и понятны ребятам. Это могут быть темы о хозяйственных занятиях, о социальном развитии, культуре, например: “Письменность и знания древних египтян”, “Олимпийские игры в древности”, “В городе богини Афины”, “В театре Диониса”, “Рабство в Древнем Риме”. Здесь ребятам нетрудно предположить смысловые блоки и их элементы, а поскольку знания и представления у всех разные, то возникают спорные моменты. Таким образом, осуществляется стадия вызова. Прием кластера также имеет большое значение для развития учащихся, т.к. формирует следующие умения: систематизировать информацию, соотносить явления и факты, выделять главные слова, исправлять свои ошибки. На стадии вызова я предлагаю назвать все, что они знают по теме, о человеке, чье имя указано в тексте, о явлении, упоминаемом в теме, т.е. выбирается именно то, что может быть знакомо ребятам. Вся названная информация, даже неверная, записывается в первый столбик, попутно ребята объясняют, откуда они это знают, эти ответы записываются в нижний столбик. Из записанных ответов выделяем категории информации, но сначала это приходилось делать самой, поскольку ребятам это было не по силам, постепенно учились этому и теперь делают это самостоятельно. Потом ребята придумывают вопросы о том, что они хотели бы узнать, записывая их во второй столбик. Иногда вопросы выходят за рамки темы, но их тоже записываем. Так создается запрос на новую информацию. Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. Применение данной технологии помогают учителю и детям.                                     На второй стадии происходит работа с текстом или видеофильмом, которые являются источниками информации.                                                                              Одним из самых значимых умений на уроке истории являются умения логически мыслить и аргументировать ответ, большую помощь может в этом оказать прием “фишбоун”. Для данного приема используется схема. С её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”На примере темы “Первый властелин единого Китая” хочу показать применение “фишбоуна”. В “голове” помещается название события – объединение Китая, а в хвосте другое - восстание народа. Перед учениками ставится вопрос: “Что могло произойти между двумя этими событиями? Как могло получиться, что такое хорошее начало могло привести к таким неприятным событиям?” Ребята выдвигают предположения, и все они мною записываются на доске. Набирается разнообразие причин и появляется повод узнать настоящие причины. Для этого ребята работают с текстом учебника, на каждую группу дается отдельный пункт. Ребята читают, используя прием инсерт – чтение с пометками (V – подтвердилось, + – новое). После завершения чтения группы отчитываются в проделанной работе, и в “фишбоуне” в верхней части пририсовывается столько ребрышек, сколько всего промежуточных событий было обнаружено: строительство Великой китайской стены, сбор средств и т. д. В нижней части “фишбоуна” записываем причины, которые привели к записанным событиям. Каждому событию соответствуют свои причины или причина, поэтому количество ребрышек снизу и сверху может не совпадать. В итоге получается схема развития Китая, она может служить опорой для рассказа содержания темы. Таким образом, благодаря “фишбоуну” мы получили опорный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе. С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.

Во всех приёмах в качестве источника информации может быть текст, а для работы с текстом есть отдельные приёмы. Чаще всего используется приём “инсерт” - чтение текста с использованием пометок. Это могут быть такие значки: “v” - уже знал, подтвердилось, “+” - новое, “-” думал иначе, “?” не понял, есть вопросы. В самом начале использования приёма лучше применять меньше значков. По мере освоения приёма количество значков можно увеличить. Этот приём работает на стадии осмысления содержания. Он способствует развитию навыков работы с информацией, умению вдумчиво читать, быть активным.

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I  стадия (фаза)

Вызов (evocation):

-  актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания (realization of meaning):

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection):

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся  надпредметные умения, такие как:

  • умение работать в группе;
  • умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
  • умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;  Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

        Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать.        “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно,интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение . Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.            Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.                                                                                  По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.                                               Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем.                                                                                         

Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Цель метода: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы.

Дискуссия – специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.

Цели дискуссии: решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе обучения.

Существуют различные формы дискуссионного диалога при изучении истории:

  • круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений);
  • экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы)
  • форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);
  • симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме);
  • дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение);
  • “судебное заседание” (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство – слушание дела);
  • “аквариум”. Учитель делит класс на 3 группы. Обычно они располагаются по кругу в виде аквариума. При обсуждении первая группа говорит, вторая - слушает, третья - замечают их ошибки, добавляют, исправляют.

На уроках истории и обществознания в этапе рефлексии, обобщения я часто применю метод “Синквейна”.

Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

1 строка – название темы

2 строка – это определение темы в двух прилагательных

3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи.

Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

Заключение

Применение в практике преподавания истории и обществознания новых технологий обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.


[1] Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. Бим -Бад; редколл.:М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др.- М.: Большая Российская энциклопедия,2003.-С.189.                                                          2.Копылова Н.А. Современный взгляд на педагогику сотрудничества и реализацию ее идей в практической деятельности образовательных учреждений // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2007. №45.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт по теме "«Использование информационных технологий в обучении истории и обществознанию»

Творческий отчёт учителя истории и обществознания при аттестации на первую квалификационную категорию...

Проект На тему: «Методика применения средств современных информационных технологий при обучении истории и обществознанию»

Применение ИКТ технологий даёт возможность решить задачу индивидуализации и дифференциации процесса обучения, развивать интерес к предмету, делать уроки яркими и содеожательными, развивать познаватель...

"Использование современных технологий обучения истории в контексте реализации ФГОС основного общего образования"

Место исторических знаний и требования к уровню их освоения в контексте ФГОС. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения истории....

«Использование современных технологий обучения истории в контексте реализации ФГОС основного общего образования»

Данный проект является результатом моей работы по изучению программы использования современных технологий обучения истории  и применению УУД на уроках истории  в школе. Проект служит и...

Современные технологии обучения английскому языку - обучение в сотрудничестве (cooperative learning)

Одна из современных технологий обучения английскому языку — обучение в сотрудничестве (cooperative learning). Идея обучения в группах относится к 1920-м годам, но разработка технологии совместно...

Доклад « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»

Городское методическое объединение учителей истории и обществознания19.11.14время доклада: 25 минутДоклад« Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе...