Главные вкладки

    Современные технологии обучения английскому языку - обучение в сотрудничестве (cooperative learning)
    статья по теме

    Хомякова Ирина Евгеньевна

    Одна из современных технологий обучения английскому языку — обучение в сотрудничестве (cooperative learning). Идея обучения в группах относится к 1920-м годам, но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е годы.

    Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. На современном этапе существует несколько вариантов и форм метода обучения в сотрудничестве: student team learning (обучение в команде), jigsaw («ажурная пила»), learning together (учимся вместе), исследовательская работа учащихся в группах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл статья22.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Современные технологии обучения английскому языку

    Одна из современных технологий обучения английскому языку — обучение в сотрудничестве (cooperative learning). Идея обучения в группах относится к 1920-м годам, но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е годы.

    Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. На современном этапе существует несколько вариантов и форм метода обучения в сотрудничестве: student team learning (обучение в команде), jigsaw («ажурная пила»), learning together (учимся вместе), исследовательская работа учащихся в группах.

    Иногда метод обучения в сотрудничестве может использоваться и для ознакомления с новым материалом, т. е. учитель предоставляет учащимся возможность самостоятельно разобраться с новой темой, приучая ребят к сложной и кропотливой работе с информацией, к аналитической работе.

    Можно выделить три отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм работы в малых группах:

    1. Взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.

    2. Специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.

    3. Общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса "как" ученики работали, помогая друг другу; они обсуждают свое поведение, что удалось и намечают пути совершенствования своего сотрудничества, а это уже рефлексия.

    Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, чтобы деятельность учащихся была структурирована таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную деятельность с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.

    Существует три типа взаимозависимости участников совместного обучения:

    • Зависимость от единой цели, которая осознается учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями.
    • Зависимость от источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи; каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи. Данная зависимость может быть на уровне разделения труда, ролевых функций, учебного материала (инструментов, оборудования), разделенного между учениками группы (например, одни ножницы, один лист бумаги, одни краски и т.д.).
    • Зависимость от формы поощрения. Каждый ученик получает одинаковую оценку за работу. Либо все поощряются одинаково, либо не поощряются никак.

    Ниже приводятся примеры предлагаемых способов структурирования взаимозависимости по разным аспектам:

    Условия:

    • единый результат от всей группы (в виде одного сочинения, рисунка, задачи, модели, пр.);
    • подпись каждого члена группы под каждой сдаваемой работой от группы (проверено!);
    • таблица успехов каждого члена группы по каждой теме (в описательной форме с указанием, что требует дополнительной практики);
    • каждый член группы заполняет собственный рабочий лист, любую работу, но учитель берет для анализа один от группы на свой выбор, исправляет ошибки, оценивает.

    Источники информации:

    • материалы по типу "пила": каждый член группы имеет на руках только свою часть материала, задания, который он должен выполнить индивидуально, самостоятельно;
    • письменное задание, в котором каждый ученик должен предложить свое решение;
    • распределение ролей;
    • ограничение материала.

    Поощрения:

    • балльная оценка;
    • похвала учителя;
    • поощрение группы путем:
    • выделения дополнительного времени для чтения;
    • предоставления свободного времени;
    • определенной атрибутикой;
    • запись индивидуальных и групповых достижений в специальный журнал.

     

    Взаимозависимость по указанным аспектам предполагает и индивидуальную ответственность за общий результат. Цель, задача, которая ставится перед группой предполагает владение учебным материалом каждым учеником группы. Среди возможных способов обеспечить такую ответственность можно наметить следующие:

    • выделить одного из учеников группы и попросить его рассказать об общем замысле решения задания, плана сочинения и т.д.;
    • распределение учебного материала, видов деятельности между учениками по типу "пила";
    • оценка, которую получает группа является как бы исходной, ее можно улучшить, если каждый ученик группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному, и т.д.;
    • выбрать по одному ученику из каждой группы и предложить им небольшую контрольную, тест.

    Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя. Можно предложить семь постепенных шагов в обучении этому умению:

    1. Помочь ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык;

    2. Помочь учащимся понять из чего это умение/навык состоит;

    3. Организовать практику;

    4. Убедиться, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет он выполняет задания по овладению навыком/умением;

    5. Стимулировать учащихся в том, чтобы они помогали друг другу во время практики;

    6. Создать ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;

    7. Стимулировать подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.

     

    Jigsaw («ажурная пила»)

    Этот вариант был разработан профессором Э.Аронсоном в 1978 году.

    Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп,
    а затем каждый докладывает в своей группе
    о проделанной работе. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме или учащиеся выполняют контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

    Student Team Learning сводится к трем основным принципам:

    • "награды" (team rewards) - команды (группы) получают одну на всех в виде балльной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы и других видов оценки их совместной деятельности. Для этого им необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную "планку" и время на ее достижение;
    • "индивидуальная" (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;
    • равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, та-ким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды, так как, стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и отстающий ученики приносят своей команде равное ко-личество баллов, что (как показали исследования в J.Hopkins University, R.Slavin) позволяет им чувствовать себя полноправными членами коман-ды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную "планку".

    Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно рассматривать индивидуально-групповую работу (Student-Teams - Achievement Divisions - STAD) и командно-игровую (Teams-Games-Tournament - TGT).

    В первом случае ученики разбиваются на группы в четыре человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учитель объясняет но-вый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Говоря психологическим языком, организуется рабо-та по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика). Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каж-дое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста, учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу и объявляется общая оценка группе.

    Таким образом, соревнуются не сильные со слабым, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученик, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы.

    Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.

    Learning Together (учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (David Johnson, Roger Johnson). Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

    Основные принципы:

    • награды - всей команде;
    • индивидуальный подход;
    • равные возможности - работают и здесь.

    Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.

    Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы для:

    • выполнения общего задания (у каждого таким образом своя часть, свое подзадание);
    • отслеживания;
    • мониторинга ;
    • активности каждого члена группы в решении общей задачи;
    • культуры общения внутри группы.

    Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или скорее, социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

    Источники:

    1. http://iyazyki.ru
    2. https://studfiles.net
    3. https://infopedia.s
    4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2000 
    1. Голицынский Ю.Б. Грамматика. Сборник упражнений. — Санкт-Петербург: Каро, 1998
    2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. — М.: Просвещение, 1988

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Оптимизация обучения английскому языку через педагогическое сотрудничество

    Современное состояние образования характеризутся гуманным отношением.Складываются новые отношения между преподавателем и студентом :субъектно-субъектные.педагогическое сотрудничество в преподавании ан...

    Использование технологии веб-квест в обучении английскому языку

    Использование технологии веб-квест в обучении английскому языку...

    Современные образовательные технологии. Интернет ресурсы при обучении английскому языку

    Создание всемирной сети Интернет – одно из величайших достижений современного мира. В настоящее время преимущества информационных технологий в процессе обучения английскому языку уже не вызывают сомне...

    Информационные и коммуникативные технологии на этапе раннего обучения английскому языку.

    Статья на тему важности использования ИКТ на занятиях английским с детьми в детском саду....

    Освоение технологии критического мышления в обучении английскому языку.

    Summary of the lesson.Teacher: Shamil GazizovClass: 11aBuilding up a chain: Rues to live by.This activity is an efficient way for students to share information and ideas. It challenges memory and kee...