"Социальное неравенство. Богатые и бедные" схема конспекта урока по обществознанию
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему

Мазилкина Татьяна Владимировна

Представлен подробный конспект урока по разделу "Экономическая сфера общества". Материал будет полезен аттестующимся учителям обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Предмет: обществознание    класс      УМК: Кравченко А.И «Обществознание»

Тема урока: Социальное неравенство. Богатые и бедные.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- дать определение и выяснить сущность социального неравенства в обществе;

- выявить характерные особенности в обществе богатых и бедных людей, их проблемы;

- закрепление понятий:  социальная стратификация, социальная сфера, образ жизни;

Метапредметные результаты:

- развитие умения грамотно излагать, аргументировать и обосновывать свою точку зрения, доводить ее до собеседника;

- развитие умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- развитие волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии;

- развитие умения общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность

- характеризовать явления (действия и поступки). давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта

-организовывать самостоятельную деятельность с учетом необходимых требований

-анализировать и объективно оценивать результаты своего труда

-способность принимать учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

-умение планировать собственную деятельность в соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления

-умение контролировать и оценивать свои действия. Вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок

-проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

-логические операции сравнения, анализа. обобщения, классификация по родовым признакам

Личностные результаты

-дать возможность понять особенности мышления и образа жизни людей различного социального статуса

- личностное самоопределение в ситуации жизненного выбора

- умение проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов

-умение включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания

-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей

-умение бескорыстно оказывать помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы

Этапы урока, время

Планируемый результат в области

УУД, предметные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Мотивационный этап

5 мин

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Предметные результаты

Саморегуляция, способность мобилизации сил и энергии.

Адекватная оценка языка восприятия информационного содержания

Учет позиций других людей включаемость в коллективное обсуждение вопроса.

Способность взаимод-ть с ребятами в классе в соответствии с поставлен. задачей, развитие эстетики

Актуализация знаний по теме

Цель: Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебный процесс.

Приветствие детей.

Ребята чем вы похожи, что Вас всех объединяет?

Предлагаю Вам послушать историю о жизни двух друзей (рассказ сопровождается слайдами

об образе жизни богатого и бедного друга)

Ответы детей

Просмотр слайдов

Фронтальная беседа

Ориентировочный этап

Формулирование проблемы

5 минут

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Предметные результат

Целеполагание как способность соотносить то, что усвоено с тем, что необходимо

Планирование как определение промежуточных целей с учетом конечного результата. Принятие и сохранение учениками цели и задач урока

Самостоятельное выделение  формулирование проблемы урока, выделение наиболее важной информации. Умение осознанно строить речевое высказывание.

Умение слушать других, учет позиции других

Организация и осуществление сотрудничества с учителем и учениками. Контроль действий партнера

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

 Способность взаимодействовать с товарищами в группе в соответствии с правилами.

Актуализация знаний по теме. Анализ, сравнение, умение давать гипотезы, формулирование проблемы.

Цель: Сформулировать и согласовать проблему и цели урока

Вопросы учителя:

-О каком явлении идет речь?

-В чем проявляются различия между друзьями

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Итак, сегодня мы говорим о социальном неравенстве и тема нашего урока «Социальное неравенство. Богатые и бедные»

Тема нашего урока очень широкая и вызывает много проблем, споров и разных мнений. Мне бы хотелось, чтобы  вы сейчас записали свой вопрос. А что Вас волнует в вопросе неравенства, бедных и богатых, используя проблемные  слова- вопросы:

Почему…

Как…

Может ли…

Каковы…

Формулирование темы и целей урока,

Тема урока записывается в тетрадь

Постановка проблемы на уроке

Актуализация знаний

5-6 мин

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Предметные результаты

Целеполагание как способность соотносить то. что усвоено с тем, что необходимо

Сам-ое выделение из известной информации необходимое

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Умение слушать других, учет позиции других

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Актуализация знаний по теме, умениеработать с терминами

Прежде чем перейти к поиску решения Ваших проблем, нам необходимо разобраться с основными понятиями урока. Неравенство, богатство, бедность – это понятия, которые тесно связаны с понятием стратификация. Что такое стратификация мы говорили на прошлом занятии, я вам предлагаю провести индивидуальную работу и установить соответствия между понятиями и определениями (приложение1)

Проверка задания, используя словарик в учебнике на стр.166

Учащиеся актуализируют знания, необходимые для решения проблемы урока

Индивидуальное выполнение заданий

( приложение 1)

Прием установления соответствий понятий и определений

Поисково-исследовательский

Открытие нового знания

20 мин

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня  усвоения. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.  Планирование  реализации задач урока, контроль и оценка своих действий, способность вносить коррективы в их выполнение

Поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание и умение презентовать свой труд.

Запись выборочной информации, осуществление анализа объекта с выделением необходимого. Осуществление синтеза как составление целого из частей (схема). Выделение причинно-следственных связей.

Умение слушать других, учет позиции сотрудничества. Умение договариваться, в том числе в ситуации столкновения интересов. Организация и осуществление сотрудничества с учителем и учениками. Контроль действий партнера. Умение строить понятные для партнера высказывания, учитывая, что партнер знает и видит, а что нет.

Умение оценивать свои результаты, развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Умение включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. Умение управлять своими эмоциям и.действие нравственно-эстетического оценивания усвояемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Понимание своей гражданской идентичности.

Построение новой информации по теме, анализ и сравнение, умение выделять из текста ключевые словосочетания, обогащение речи новыми понятиями. Умение структуировать  знания

Учитель просит детей определить свой вопрос по теме, которые записаны на слайде и  объедениться в пары  («Бедные», «богатые» «депутаты», «Средний класс», «нищие»).

Учитель предлагает выполнить задание в парах.

Учащиеся делятся по учебным интересам  и выполняют задания в парах (приложение 2)

Учащиеся озвучивают итоги работы

Работа в парах

Презентация ответов

Практическийэтап. Применение нового знания

5-7 мин

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Предметные результаты

Целеполагание как способность соотносить то,  что усвоено с тем, что необходимо. Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Осуществление анализа объектов с целью выделения  признаков. Выбор критериев для анализа

а что нет.

Умение оценивать свои результаты, развитие познавательных интересов и учебных мотивов, развитие творческих способностей

Закрепление изученного материала

Учитель предлагает каждому ученику составить список дел, которые он должен сделать в ближайшие 5 лет, чтобы стать успешным человеком в жизни с приличествующим уровнем жизни.

Учащиеся самостоятельно выполняют творческое задание и презентуют перед классом

Творческая работа

Итог урока

Рефлексивно-оценночный

7 мин

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Предметные результаты

Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Самооценка результатов работы.

Умение структуировать знания

Формирования своего мнения и позиции

Формирование внутренней позиции, адекватная мотивация учебной деятельности.

.

Закрепление изученного материала

Учитель просит оценить урок и ответить на свой вопрос. Который был поставлен учащимся в начале урока и дать на него ответ.

Рефлексия:

Синквейн, на тему «Бедные», «Богатые»

Учитель благодарит ребят за работу на уроке.

Учащиеся выполняют задания индивидуально, отвечают на вопрос. Составляют синквейн

Учащиеся записывают домашнее задание – параграф 19-20, выполнить практикум

ТРКМ Синквейн

Приложение 1

неравенство

Денежная сумма, в которую входит все то, чем владеет человек: квартира, загородный дом, машина, акции, страховые полисы и т.д.

бедность

Расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

богатство

Экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.

стратификация

Излишества в комфорте, в удовольствиях.

нищета

Неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами и слоями населения.

роскошь

Крайняя бедность

класс

Тип социального деления, характерный для традиционного общества

сословие

Тип социального деления, характерный для индустриального общества

Приложение 1

неравенство

Денежная сумма, в которую входит все то, чем владеет человек: квартира, загородный дом, машина, акции, страховые полисы и т.д.

бедность

Расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

богатство

Экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.

стратификация

Излишества в комфорте, в удовольствиях.

нищета

Неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами и слоями населения.

роскошь

Крайняя бедность

класс

Тип социального деления, характерный для традиционного общества

сословие

Тип социального деления, характерный для индустриального общества

Приложение 1

неравенство

Денежная сумма, в которую входит все то, чем владеет человек: квартира, загородный дом, машина, акции, страховые полисы и т.д.

бедность

Расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

богатство

Экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.

стратификация

Излишества в комфорте, в удовольствиях.

нищета

Неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами и слоями населения.

роскошь

Крайняя бедность

класс

Тип социального деления, характерный для традиционного общества

сословие

Тип социального деления, характерный для индустриального общества

Приложение 1

неравенство

Денежная сумма, в которую входит все то, чем владеет человек: квартира, загородный дом, машина, акции, страховые полисы и т.д.

бедность

Расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

богатство

Экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.

стратификация

Излишества в комфорте, в удовольствиях.

нищета

Неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами и слоями населения.

роскошь

Крайняя бедность

класс

Тип социального деления, характерный для традиционного общества

сословие

Тип социального деления, характерный для индустриального общества

Приложение 1

неравенство

Денежная сумма, в которую входит все то, чем владеет человек: квартира, загородный дом, машина, акции, страховые полисы и т.д.

бедность

Расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

богатство

Экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.

стратификация

Излишества в комфорте, в удовольствиях.

нищета

Неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами и слоями населения.

роскошь

Крайняя бедность

класс

Тип социального деления, характерный для традиционного общества

сословие

Тип социального деления, характерный для индустриального общества

 Приложение 2

Почему человек может стать бедным?

Задание: Составьте список причин бедности людей в современной России. Отметьте в списке красным цветом причины, с которыми может справиться сам человек; синим цветом – причины, для устранения которых необходима государственная помощь; синим и красным – потребуются усилия человека и государства.

Каковы проблемы бедных и богатых людей?

1.Заполни таблицу

Проблемы бедных

Проблемы богатых

2. Спорят два друга. Один говорит: «У богатых людей, как и у других, в жизни существует много проблем». А его товарищ не соглашается: «У богатых людей не может быть серьезных проблем. У них есть возможность справиться с любыми сложностями».

Кого из спорящих вы поддерживаете и почему?

Есть проблемы!

Нет проблем!

Английский экономист Т.Мальтус считал, что бедность – это результат чрезмерного роста населения. Помогая бедным, государство поощряет рост населения и увеличивает бедность. Надо отменить государственную помощь, а заботу о бедных доверить только частной благотворительности.

Согласны ли Вы с этой теорией? Обоснуйте свое мнение

______________________________________________________________________

Прочитай учебник на стр.131-132 и ответь на вопросы письменно.

1. -Что такое порог бедности?

- Как  может помочь государство бедным?

Как можно стать богатым?

Прочитайте любопытные факты и выполните задания.

- Билл Гейтс и По Ален еще в школе создали компанию Trab-O-Data, в которой их одноклассники разрабатывали компьютерные программы для муниципальных властей. Гейтс в 15 лет написал программу для регулирования уличного движения и заработал 20000 долларов.

- Ингвар Капарад, основатель ИКЕА, сделал ставку на непривычную концепцию – продажа мебели, которую надо собирать самостоятельно.

-Уоренн Баффет, руководитель инвистиционной компании Berkshire Hathaway, в 14 лет купил за 1200 долларов 40 акров земли в штате Небраска, которые сразу же выгодно сдал в аренду фермерам?

- Боб Канджел, владелец сети гигантских супермаркетов и центров развлечений в штате НЕью-Йорк, в 19 лет взял в банке кредит, расчистил пустырь-свалку и построил огромный магазин и детскую площадку. Это сочетание понравилось потребителям. Затем были построены другие крупные центры торговли и отдыха на месте прежних пустырей.

Проанализируйте факты и перечислите факторы получения богатства.

Предположите, какие из описанных ситуаций не совсем подходят для современной России?________________________________________________________________

Какие возможности получения богатства существуют в современном российском обществе_______________________________________________________________

Как можно стать богатым?

Прочитайте любопытные факты и выполните задания.

- Билл Гейтс и По Ален еще в школе создали компанию Trab-O-Data, в которой их одноклассники разрабатывали компьютерные программы для муниципальных властей. Гейтс в 15 лет написал программу для регулирования уличного движения и заработал 20000 долларов.

- Ингвар Капарад, основатель ИКЕА, сделал ставку на непривычную концепцию – продажа мебели, которую надо собирать самостоятельно.

-Уоренн Баффет, руководитель инвистиционной компании Berkshire Hathaway, в 14 лет купил за 1200 долларов 40 акров земли в штате Небраска, которые сразу же выгодно сдал в аренду фермерам?

- Боб Канджел, владелец сети гигантских супермаркетов и центров развлечений в штате НЕью-Йорк, в 19 лет взял в банке кредит, расчистил пустырь-свалку и построил огромный магазин и детскую площадку. Это сочетание понравилось потребителям. Затем были построены другие крупные центры торговли и отдыха на месте прежних пустырей.

Проанализируйте факты и перечислите факторы получения богатства.

Предположите, какие из описанных ситуаций не совсем подходят для современной России?________________________________________________________________

Какие возможности получения богатства существуют в современном российском обществе_______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богатые и бедные"

Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богаты и бедные"....

конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе

Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....

Конспект урока по обществознанию в 11 классе по теме " Социальная структура и социальные отношения" (профильный уровень)

Материал создан для урока обществознания в 11 классе (профильный уровень) по учебнику Л.Н.Боголюбова на основе поурочных разработок Е.Н.Сорокиной....

Презентация к конспекту урока по обществознанию по теме "Социальные нормы"

Урок изучения темы социальные нормы в 9 классе в форме групповой  работы с составлением опорного конспекта по теме...

Конспект урока по обществознанию по теме "Социальные нормы"

Изучение в 9 классе темы "Социальные нормы" в форме групповой деятельности с составлением опорного конспекта как итогового продукта урока....

Конспект урока по обществознани " Социализация индивида. Социальная роль. Социальный конфликт."

Конспект урок можно использовать как полнотью, так и частично....