Урок обществознания. Духовные богатства. 6 класс.
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме

Ольбикова Надежда Лукинична

"Духовные богатства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска Республики Коми

Урок обществознания

6 класс

«Духовные богатства общества и культурное наследие» (слайд №1)

                                                                                                 Учитель: Ольбикова Надежда Лукинична

План – конспект

Цели урока:

Образовательная -  познакомиться  со значениями понятий «духовное богатство», «культурные ценности», «Всемирное наследие», «культурное наследие». Показать богатство Всемирного культурного наследия, культурного наследия России, коми народа, семьи и их влияние на жизнь человека.

Развивающая -  развивать учебно-исследовательские умения, умения анализировать, делать выводы,  решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в беседе.                                                                                                            

Воспитательная -  сформировать уважительное отношение к культурному наследию, пробуждать эстетические чувства, развивать коммуникативные способности.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы и средства организации учебной деятельности: объяснение учителя, постановка проблемных заданий,  организация беседы, работа с заданиями в рабочей тетради.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Предметные: обучающиеся смогут объяснять смысл изучаемых понятий: духовные богатства общества, культурные ценности, культурное наследие, всемирное наследие; приводить примеры Всемирного наследия ЮНЕСКО, культурного наследия Республики Коми (НРК), культурного наследия своей семьи.

Метапредметные:

регулятивные: обучающиеся смогут  оценить результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий; научатся прогнозировать, что могут дать духовные богатства общества, культурные ценности, культурное наследие, Всемирное наследие, культурное  наследие Республики Коми (НРК), культурное наследие своей семьи;

коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух и отвечать на вопросы, развитие навыков выступления перед аудиторией, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении работы.

познавательные: обучающиеся должны научиться давать обоснованные ответы на вопросы; смогут объяснить, как влияют культурные ценности  на воспитание культурного человека. Выполнение практических заданий.

Личностные: Эстетическое восприятие объектов культуры. Обучающиеся научатся оценивать свое отношение к духовному богатству общества и  культурному наследию; будут сформированы  основы критического мышления, у обучающихся должно быть  сформировано  уважение к  культурным ценностям.

УМК: Кравченко А.И. Обществознание. 6 класс. ФГОС. Инновационная школа)  / М., «Русское слово», 2013 г.

Технологии: проблемный метод обучения, проектная, учебное исследование, информационно-компьютерная (ЭОР – электронные образовательные ресурсы), здоровье сбережение.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, дополнительный материал, компьютер, проектор.

        Ход урока

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

      Мы живём с вами в обществе, которое, как нам известно, состоит из множества   взаимосвязанных общественных явлений. С целью лучшей ориентации в многообразии общественных явлений социальную жизнь подразделяют на 4 основные сферы общественной жизни (или подсистемы).

Назовите эти сферы.

- экономическая;   - политическая;   - духовная;      - социальная.

      Жизнь человека тесно связано с духовной сферой общественной жизни.  Человек как существо духовное не может ограничиться только материальным существованием. В ходе исторического  развития любой народ стремится сохранить свою культуру, «накопить» её и как можно полнее передать потомкам. Культура постоянно накапливается, сохраняется и получает форму своего существования в виде богатства общества, его общественного достояния.

      И сегодня на уроке мы попробуем порассуждать, что составляет духовное богатство общества и как сохраняется культурное наследие. Но сначала давайте вспомним, что называется духовной сферой жизни общества?

2. Проверка домашнего задания.

- Сфера отношений людей по поводу различных духовных ценностей: их создания, распространения, и усвоения всеми слоями общества.

- Что относят к духовным ценностям?

- моральные нормы; нравственные идеалы; традиции; обычаи; религиозные нормы; произведения искусства; научные знания и теории.

- Как вы думаете, может ли человек прожить без духовной сферы?

- Конечно, человек способен прожить без удовлетворения духовных потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовная сфера является частью культуры.

- Что называется культурой?

- Человеческая деятельность и её результаты.

- Учёные считают, что культура имеет два измерения: материальное и духовное. 

-  В чём отличие материальной культуры от духовной?

-  Материальная - всё созданное человеческими руками. Духовная – результат человеческой деятельности в области культуры, науки, музейного и библиотечного дела; высоконравственные духовные ценности и поступки.  

- Выполнить задание: определить, к какому виду культуры, материальной или духовной, относятся следующие явления духовной жизни?

Самостоятельное выполнение задания. Работа в тетрадях.

1) Мифы (Д)       2) знания (Д)    3) школа (М)  4) законы царя Хаммурапи (Д)     5) церковь (М)     6) верования  (Д)   7) патриотизм  (Д) 8) царский костюм (М)    9) честность (Д)  10) рыцарский замок (М)  11) совесть (Д) 12) народные частушки (Д)  13) монастырь (М)     14) местный краеведческий музей (М)  15) стихи  М.Ю. Лермонтова (Д).  

Взаимопроверка. Проверка задания. (слайд №2)

- К духовной культуре относятся образование, искусство, религия, наука.

Совместите термины и их определения:

1. Искусство  

А. Вера в сверхъестественное

2. Наука  

Б. Деятельность, направленная  на создание новых знаний о

    природе и обществе.

3. Образование

В. Деятельность, отражающая мир в художественных образах

4. Религия    

Г. Деятельность, направленная    на передачу знаний и умений от  поколения к поколению.

 Проверка задания. (слайд №3): 1 В     2 Б    3  Г   4 А

- Какие мировые религии вы знаете? (ислам, буддизм, христианство).

- Важнейшая ценность для любого человека – это жизнь. Но порой люди ею рискуют. Прослушав ситуацию, определите, во имя каких ценностей люди рисковали жизнью. (слайд №4)

1) В 1941 г. на фронт уходили тысячи добровольцев, чтобы сражаться с фашистскими войсками, напавшими на нашу страну. (Родина, свобода, независимость, семья, близкие, справедливость, жизнь).

2) Во время эпидемии тифа врач помогал больным, хотя знал, что эта болезнь заразна и опасна.
(Жизнь, добро, здоровье, польза, профессиональный долг, любовь (к людям).

3) Два друга-альпиниста в горах попали под камнепад. Один серьезно пострадал, а второй спас его, рискуя собственной жизнью. (Жизнь, дружба, добро, здоровье, профессиональная этика).

4) В романе А.С. Пушкина «Дубровский» мужик во время пожара полез на крышу горящего дома, чтобы снять оставшуюся там кошку — «божью тварь» по его словам.
(Жизнь, добро).

3. Изучение новой темы.

Учитель: Главным результатом деятельности людей в области культуры является создание духовных богатств, которые отражают многообразие духовной культуры народов данной страны, без чего человеческая жизнь не имела бы смысла. (слайд №5)

- Что бы вы отнесли к духовным богатствам общества?

- религиозные заповеди, ритуалы, праздники, книги, произведения искусства, школьные учебники, университеты, школы и т.д.

- Чтение учениками определения понятия в учебнике: Духовное богатство - это всё наиболее важное и ценное, что человечество создало за долгую историю своего существования, результаты духовной деятельности человека. Духовные богатства общества составляют культурное наследие страны, выраженное в материальных и нематериальных культурных ценностях.

- Работа с понятиями «культурные ценности» и «культурное наследие». Объяснение учителя.

Культурные ценности — ценности, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, архивные материалы, архитектура, скульптура и др.

Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

      Культурные ценности, составляющие культурное наследие, являются достоянием народа. Они тщательно охраняются государством. В стране уже долгие годы работает Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Это добровольная общественная организация, благодаря деятельности которой были сохранены сотни архитектурных памятников. Членом общества может стать любой человек или организация. Особо ценные культурные объекты страны включаются в мировое культурное наследие - Всемирное наследие.

     Всемирное наследие - выдающиеся природные и культурные ценности, составляющие достояние всего человечества.

      Списки ценностей, являющихся Всемирным наследием, публикует ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры). Цель ЮНЕСКО: содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образованиянауки и культуры. Списки Всемирного наследия ЮНЕСКО включают около тысячи памятников по всему миру. (слайд №6)

- Назовите культурные ценности, изображённые на фотографиях и вошедшие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В каких странах они находятся?

1. Московский Кремль и Красная площадь (Россия); (слайд №7)

2. Исторический центр Санкт-Петербурга и прилегающие группы памятников (Россия;  включает более четырех тысяч архитектурно-исторических памятников культуры); (слайд №8)

3. Великая Китайская стена (Китай. Крепостная стена, построена в основном в 3 в. до н. э. Тянется с Северо-Восточного побережья до пустынных районов Северо-Западного Китая. Длина, по одним предположениям, составляла ок. 4 тыс. км, по другим – свыше 6 тыс. км (сохранился участок длиной ок. 2,5 тыс. км). Высота стены – от 6,6 до 10 м. Ширина такова, что могут разъехаться две повозки. Это самое масштабное сооружение человечества, видимое даже из космоса); (слайд №9)

4. Пирамиды (Египет); (слайд №10)

5. Статуя Свободы (США;  высота – 93 метра); (слайд №11)

6. Леса Коми (Россия. Самые большие девственные леса Европы находятся на северной стороне Уральских гор. Огромная территория лесов почти не тронута человеком и на сегодняшний день сохраняется в своем первобытном состоянии.  Это горные и равнинные тундры, бореальные леса, топкие болота, чистейшие реки и озера. Здесь обитают бурые медведи, лоси, соболи, волки, росомахи, более 200 видов птиц. В реках, протекающих в лесном массиве, водятся 16 видов рыб). (слайд №12)

7. Озеро Байкал (Россия. Самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны, большим видом животных). (слайд №13)

Учитель: В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены 24 российских природных и культурных памятника: (исторические памятники Новгорода и окрестностей; белокаменная архитектура Владимира и Суздаля; вулканы Камчатки; Алтайские горы; исторический центр города Ярославля и т.д.). Может быть, вам удастся там побывать. (слайд №14)

- Ученики смотрят видео и слушают музыку (релаксация): Фонтан Дубай – музыкальный фонтан, расположенный в искусственном озере площадью свыше 12 га  в центре Дубая. Это один из самых больших и высоких фонтанов в мире. Длина - 275 м, высота струй - 150 метров, что примерно равно высоте 50-этажного здания. Поющий фонтан в Дубае – несомненно, одно из прекрасных произведений искусства, созданных человеческими руками. (Дуба́й  - крупнейший город Объединённых Арабских Эмиратов, расположен на Аравийском полуострове).

- Учитель: Произведения искусства, гениальные открытия создаются учёными, артистами, режиссёрами, музыкантами, художниками, работниками библиотек и музеев, скульпторами, архитекторами, писателями, поэтами и т.д.   Назовите известных вам деятелей культуры.

-  Ученики приводят примеры.

- Учитель:  Мало создать произведение, необходимо донести его до общества. До тех пор, пока оно не выставлено для всеобщего обозрения (картина, скульптура), не издано (литература, наука), не исполнено (музыка), не поставлено (театр, кино), оно не станет частью культуры.

- Учитель:  Каким образом люди усваивают достижения культуры? (слайд №15)

-  Ученики:

- через семейное воспитание и домашнее чтение,

- школьные уроки,

- посещение театров, музеев, библиотек, концертов, выставок и т.д.

- Учитель:  Важную роль в сохранении и распространении духовного богатства играют библиотеки (от греческих слов biblion — книга и theke — хранилище). В современном обществе они стали массовым явлением.

Чтение рубрики  «Дополнительное чтение» о библиотеках. Стр.

-  Учитель:  Какие библиотеки есть в нашем городе?

-  Ученики называют библиотеки города Сосногорска.

- Учитель:  Другим хранителем духовного богатства общества является музей (от греческого слова Mouseion — дом муз). Музеи осуществляют хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Чтение рубрики  «Дополнительное чтение» о музеях. Стр.

-  Учитель:  Какие музеи есть в нашем городе? (краеведческий)

-  Ученики называют музеи города Сосногорска.

- Учитель рассказывает о Кунсткамере в городе Санкт-Петербурге (слайд №16) и музее снежинок в Японии (слайд №17).

- Учитель:  Наш город небольшой. Но, несмотря на молодость, в городе немало памятников, которые  являются отражением истории и культуры родного края.  

- Сообщение ученика о памятниках города Сосногорска. (слайд №18 - 20)

      История памятников – часть истории нашей страны и культуры. К первым памятникам в городе относятся скульптуры  у спорткомплекса «Химик», памятник Юрию Гагарину на площади напротив городского Дома культуры,  памятник Ленину В.И. возле районного Дома детского творчества. В 1996 году на улице Лесная был  открыт памятник жертвам политических репрессий. Высота - около 4 метров. По периметру основания сделана надпись «Жертвам политических репрессий». Памятник состоит из трёх белых колонн-свечей. Огонь от них запечатлен тремя луковицами – куполами. Между свечами - крест». В сердцах жителей города будет всегда жить память о подвиге защитников нашего Отечества, которые ценой собственной жизни завоевывали Победу в борьбе с фашизмом! В 2000 году на улице Зои Космодемьянской был открыт Сквер Победы, где установлены стела, две артиллерийские пушки и памятные доски с фамилиями участников Великой Отечественной войны. 8 мая 2011 года  на мемориальной стене появилось новое архитектурное украшение – установлена композиция из двенадцати кованых гвоздик. Автор стальной композиции – сосногорский кузнец Михаил Сосин.

      9 августа 2008 года состоялось  открытие памятника воинам-интернационалистам в Сквере участников локальных военных конфликтов. На обелиске изображены знамя полка, самолет ИЛ-76 и горы, сделана надпись: «Во славу защитников отечества…». 1 сентября 2011 года в Дни празднования 90-летия Республики Коми был открыт памятник – стела «Живу. Люблю. Горжусь!». Как символ единения, стелу  украшают гербы Сосногорского района, Республики Коми и России.  

     Маленький Сосногорск обошел все города республики по количеству необычных скульптурных форм. Это: оригинальный памятник «Токующий глухарь» (глухарь стал символом района, заняв центральное место на гербе Сосногорска),   памятник сосновой шишке, рядом с которой сидит белочка, скульптура рыбака.  Город Сосногорск ещё очень молод, поэтому в нём обязательно появятся новые памятники.

-  Учитель:  Существует ли культурное наследие семьи?

-  Ученики приводят примеры культурного наследия своей семьи.

-  Учитель:  Мало создать произведение и донести его до общества, необходимо его сохранить. К сожалению, в уничтожении наследия культуры зачастую виноваты сами люди. Революции, войны,  вандализм (разрушение, уничтожение или осквернение предметов искусства, культуры) наносят огромный вред культуре.

-  Составьте список мер, которые помогут бороться с этими явлениями.

Работа в рабочих тетрадях.

-  Ученики называют меры.

-  Учитель обобщает и дополняет ответы учеников: (слайд №21)

1) жесткий государственный надзор за исполнением статьи 44 Конституции РФ 1993 года:

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

(Наказание по Уголовному Кодексу РФ: штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от трех месяцев, либо  лишением свободы до трех лет).

2) воспитательные мероприятия в школе, чтобы ученики осознавали  необходимость сохранения национального богатства своей страны

3) семейное воспитание (беседы и личный пример).

- Вывод по уроку:  Что мы узнали сегодня на уроке? (духовное богатство, культурные ценности,  культурное наследие, каким образом люди усваивают достижения культуры).

4. Д/з: § 10. Практикум, в.4:  Напишите мини-сочинение на одну из тем: «Музей будущего» или  «Библиотека конца XXI века». (слайд №22)

5. Рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности в виде блиц-опроса:
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
- Что вам понравилось?
- Что вам не понравилось?
- Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке?

Благодарность за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты к итоговому уроку обществознания в 10 классе по учебнику Л.Н. Боголюбова по теме "Духовная культура"

Тесты позволяют быстро проверить знания уч-ся, выявить пробелы в знаниях, показать над какими вопросами работать на резервных уроках....

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ДЛЯ 11 КЛАССА Тема: Духовное развитие общества.

Цели и задачи:Познакомить с сущностью материальной и духовной культуры, показать способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур;Развивать умения объяснять внутре...

Урок обществознания для 11 класса. Тема: Мировоззрение- ядро духовной жизни

Урок обществознания для 11 класса. Мировоззрение- ядро духовной жизни.  Урок изучения нового материала....

Презентация к уроку обществознания в 11 классе на тему "Духовное развитие общества"

Презентация к уроку обществознания в 11 классе на тему "Духовное развитие общества". Подготовлена на основе учебника Л.Н. Боголюбова 11 кл. Профильный уровень.Презентация рассчитана на 2 урока....

Урок обществознания в 9 классе Тема:" Духовный мир. Свобода совести".

Конспект урока по обществознанию, проведенного в рамках "Дня открытых дверей" в школе г.Санкт-Петербурга с дидактическими материалами для проверки знаний. умений и навыков учащихся....

Урок обществознания в 8 классе по теме "Сфера духовной жизни"

Конспект урока в 8 классе по обществознанию...

Методическая разработка урока обществознания в 6 классе "Духовные богатства общества и культурное наследие"

Технологическая карта и презентация урока  обществознания в 6 классе по теме "Духовные богатства общества и культурное наследие" по учебнику "Обществознания" под редакцией А.И...