Конспект урока " Социальная структура современного Российского общества"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Мухаметзянова Лариса Викторовна

Урок- проблема по обществознанию на тему: " Социальная структура современного Российского общества" 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_na_temu_11_klass.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока на тему: « Социальная структура российского общества»

Тип урока: Урок- проблема.

Ход урока. Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем с Вами изучать социальное развитие современного общества. О социальной структуре  в целом мы с вами уже говорили на уроках обществознания в 8 и 11 классах, когда рассматривали тему социальная структура и социальные отношения.

Тема нашего сегодняшнего урока « Социальная структура российского общества»

У Вас на столах лежат листы самоконтроля заполните пожалуйста  графу , что я знаю по теме урока. ( Заполнив, откладывают лист самоконтороля в сторону.

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ УЧЕНИКА(ЦЫ)________________________________________________________________.

Тема урока

Что я знаю по теме урока

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности на уроке

Я не знал………….. теперь знаю

Социальная структура современного российского общества

А сейчас посмотрите пожалуйста на слайд, что вы видите на данной картинке. ( Ответы учащихся)

Обратите внимание, сегодня мы будем говорить о социальной структуре российского общества.

О чем бы вы хотели узнать на нашем уроке, какие цели и задачи мы с вами поставим для изучения данной темы? ( формируют  цели и задачи урока)

Цели и задачи:

  1. Познакомить с социальной стратификацией современного российского общества, исследовать природу изменения положения отдельных групп населения в нашей стране, проанализировать социальную политику государства, выявить главные направления борьбы с  бедностью;
  2. Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук, участвовать в дискуссии , работать с документами;
  3. Формировать отношение к социальным проблемам общества, собственной роли в их решении.

Оборудование: проектор, документы.

  1. Организационный момент

Социальная структура российского общества, пожалуй, самый дискуссионный и неисследованный вопрос. Отечественные социологи многие годы изучают проблемы социальной структуры нашего общества, но все это время на их результаты оказывала влияние идеология. Только недавно появились условия для того, чтобы объективно и беспристрастно разобраться в сути дела. Такие социологи, как Татьяна Заславская, Вадим Радаев, Владимир Ильин и др., предложили новые подходы к анализу социальной стратификации российского общества, что позволяет охарактеризовать социальную структуру нашего общества и рассмотреть его динамику. Этим мы и займемся на нашем уроке.

План урока

  1. Российское общество сегодня: социальный срез.
  2. Тенденция развития социальных отношений в нашем обществе.
  3. Конституционные основы социальной политики.
  4. Государственная стратегия борьбы с бедностью.

II. Изучение нового материала

Перед началом изучения новой темы мне вспомнился исторический анекдот.

В квартиру внучки известного декабриста врываются матросы и упрекают ее в « буржуйском богатстве» и собираются все конфисковать, чтобы она, хозяйка ничем не выделялась среди бедноты.

- Странно,- сказала им в ответ внучка декабриста, - а мой дедушка мечтал о том, что все мы будем не одинаково бедными, а одинаково богатыми людьми.

Так какие мы: одинаково бедные, богатые? Проведем исследование проблемы. Для эффективности нашей работы, вы поделены  на три группы. Каждая группа получила опережающее задание.

Первая группа, должна была поработать с пунктом 1 параграфа 14, с документами и интернет ресурсами и наглядно охарактеризовать социальную стратификацию современного российского общества.

Первая группа представляет результат своей работы.

Вторая группа должна была поработать с пунктом 2 параграфа 14 составить таблицу « Тенденции развития социальных отношений в нашем обществе»

( презентуют результат своей работы)

Третья группа должна была поработать с пунктом 3 параграфа 14 , дополнительными источниками и Конституцией РФ , раскрыть конституционные основы социальной политики РФ.

( презентация работы третьей группы)

Учитель благодарит учащихся за проделанную работу.

Переходим к четвертому пункту нашего плана Государственная стратегия борьбы с бедностью.

Ребята, у вас на столах лежат определения

Первая группа – ЧТО ТАКОЕ БЕДНОСТЬ.

Вторая группа- ЧТО ТАКОЕ АБСОЛЮТНАЯ БЕДНОСТЬ

Третья группа- КАКОВО ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К БЕДНЫМ?

Ребята, возьмите  каждый по листочку на ваших столах. Первая группа пишет определение бедность и какие ассоциации у вас вызывает это слово.

Вторая группа пишет определение абсолютная бедность и ассоциации к этому определению.

Третья группа пишет свое отношение к бедным.

По окончании работы каждая группа обменивается написанным со своими соседями по столу и дописывает то , что есть у соседа, но нет у него.

По окончании работы каждая группа озвучивает свой результат.

Учитель благодарит ребят.

Следующее задание- работа с текстом.

Ребята, давайте откроем задание  2 на стр.149 и прочитаем текст «Застойная бедность» Ознакомьтесь с текстом , раскройте мысль автора о последствиях застойной бедности- социальной деградации и социальной агрессии.

Текст. Самая опасная форма бедности- застойная бедность. Люди, бедные длительное время, уже не ощущают себя бедными. Таких людей в России, по оценкам социологов, 6-8%. Вот какие характеристики дает исследователь такой категории людей: « Чем дольше человек в этом состоянии, тем слабее желание из него выйти. Трехлетнее пребывание в бедности уже меняет приоритеты: главным становится стремление экономить, которое оттесняет поиски заработка на второй план. Следующая точка- семь лет: человек уже окончательно погружается в заботы об экономии и на предложения работать почти не реагирует. Это социальная деградация, вторая, наряду с социальной агрессией, серьезная опасность, которая несет с собой бедность»

- Раскройте мысль автора о последствиях застойной бедности- социальной деградации и социальной агрессии.

- Как вы думаете, нужно ли бороться с бедностью. Мнение аргументируйте.

Спасибо ребята.

У нас в классе развешаны  4таблички. 4 варианта борьбы с таким социальным явлением как бедность. Какой путь избрали бы вы и почему? Подойдите к тому варианту решения проблемы, который вы выбираете.

Первый путь: повысить зарплаты всем работающим

Второй путь: помочь включится в трудовую деятельность незанятым трудоспособным- официально зарегистрированным безработным( учеба на курсах переподготовки, широкое информирование о вакансиях и т.п.).

Третий путь: оказывать социальную помощь всем малообеспеченным и нетрудоспособным( повысить пенсии, стипендии, различного рода социальные выплаты, предоставлять разнообразные льготы: бесплатный проезд на транспорте, небольшая квартплата и т.п.)

Четвертый путь: добиться значительного роста экономики страны, что позволит реально повысить благосостояние населения.

Ребята подходят к тому варианту, который им кажется более оптимальным. Проговаривают друг другу, почему они выбрали именно этот путь. Затем, каждая группа озвучивает свой ответ.

III. Итог урока

- Как вы можете оценить такой масштаб социального расслоения в нашей стране? Чем оно вызвано?

А сейчас снова вернемся к листу самоконтроля и запишите, что вы узнали на уроке. Сравните, что вы знали по этой теме в начале урока и что узнали нового по завершению. Также не забудьте оценить себя.

Домашнее задание параграф 14.

Дополнительное задание на 5

 Подумайте:

1) Историк М. Гефтер высказал мнение: «Россия – маргинал всемирно-исторического процесса». Что дало возможность историку сделать такой вывод? Согласны ли вы с ним?

Дополнительное задание на 4

Существует ли в нашей стране социальная база для:

а) социальных конфликтов;
б) реформ;
в) контрреформ?

Свое мнение аргументируйте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории "Государство и российское общество в конце 19 - начале 20в."

Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале 20 века - среднеразвитая аграрно-индустриальная страна....

Презентация к уроку "Социальная структура общества".

Данная презентация поможет раскрыть основные вопросы социальной структуры общества....

Проблемы социального сиротства в современном российском обществе.

Рассматриваются вопроы социального сиротства, вопросы взаимодействия семьи и школы для решения этой проблемы....

Конспект урока "Социальная структура общества"

Конспект урока "Социальная структура общества"...

Конспект и презентация урока "Социальное развитие современного общества"

Конспект и презентация урока обществознания в 11 классе "Социальное развитие современного общества"...

Технологическая карта урока "Социальная структура общества"

Предмет: ОбществознаниеТема урока: Социальная структура обществаТип урока: Урок систематизация знанийПрогнозируемые результатыличностные:- мотивированность на посильное участие в жизни общес...

Презентация к уроку "Социальная структура общества" 8 класс обществознание

Презентация к уроку "Социальная структура обества: социальные группы" 8 класс, обествознание...