Проблемы социального сиротства в современном российском обществе.
презентация к уроку на тему

Гордополова Нина Ивановна

Рассматриваются вопроы социального сиротства, вопросы взаимодействия семьи и школы для решения этой проблемы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы социального сиротства в современном российском обществе

Слайд 3

Разрешение проблем детства в современной России неразрывно связанно с процессами гуманизации общества. Гуманизация общества предполагает гуманизацию важнейшего его института- института социальной защиты детства. Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, ведущих направлений школы в содружестве со всеми учреждениями, которые обеспечивают защиту ребёнка. Система социальной защиты разноуровневая , пронизывает все институты процесса социализации личности ребёнка и во многом определяют эффективность данного процесса. Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс, руководителем и организатором которого выступает педагогический коллектив общеобразовательного учреждения. Взаимодействие семьи и школы предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы - развитость, целостность личности. Одной из фундаментальных потребностей человека является потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности удовлетворить такую потребность во многих современных семьях выкидывает ребёнка на улицу в поисках того, к чему каждый из них стремится. Они становятся безнадзорными. Очевидно, что не только проблема безнадзорности и беспризорности, но и практически большинство проблем детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, могут быть решены активным и согласованным взаимодействием многих заинтересованных ведомств, органы и учреждения которых образуют систему, направленную на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Сиротство

Слайд 4

Рассмотрим такое явление как социальное сиротство Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, отсутствующими. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях

Слайд 5

Из истории вопроса Вопросами сиротства в нашей стране занимались издавна. Ещё в 1715 году по указу Петра 1 в Москве и других городах были созданы госпитали для незаконнорожденных детей. Практиковался «тайный принос» младенцев, «дабы приносимых лиц не было видно». Главную заботу о детях- сиротах несли сельские общины, помещики и монастыри, где сироты жили и учились. В период царствования Екатерины II в государственном масштабе была сделана попытка воспитать « новую породу людей», утвердить систему сословного воспитания. В государственных воспитательных домах давалось «доброе воспитание» в духе «прямых и основательных правил». В 1777 году Указом Сената в Петербурге был открыт Воспитательный дом. Повелением императрицы все «призреваемые дети…не имея пропитания, присмотра и призрения» зачислялись в ведомство Воспитательного дома. Вскоре такие воспитательные дома стали создаваться в других крупных городах России. Дети со слабым здоровьем воспитывались в самих домах, но большая часть детей сразу после кормилицы отдавались в благонадёжные семьи, где оставались до 21 года. Воспитательный дом был центром опеки и попечительства. Судьбой детей - сирот, а также вдов, слепых и глухих в XIX занималась жена Павла I ,императрица Мария Федоровна до своей смерти в 1854году. Она была назначена «начальствовать над воспитательным обществом», а позже и над воспитательными домами. После её смерти было создано Ведомство учреждений императрицы Марии, которое занималось сиротскими приютами, институтами благородных девиц, женскими училищами и гимназиями, школами для глухонемых и слепых. Впоследствии Ведомством управляли другие императрицы. С 1834года начинают создаваться сиротские институты для детей обоего пола и кадетские корпуса для юношей. К концу XIX века число приютов в России возросло. В начале XX века было уже 148 приютов. А к 1917 году уже было 538 детских приютов, где воспитывалось 29650 детей.

Слайд 6

Из истории вопроса В первые годы советской власти в результате Первой мировой войны, революции и Гражданской войны беспризорность стала первостепенной проблемой правительства и общества. В 1921г. в России было 4,5 млн бездомных детей. Созданная Ф.Э. Дзержинским Комиссия по улучшению жизни детей ( Деткомиссия ВЦИК) объединяла, точнее, координировала работу всех ведомств по ликвидации беспризорности. В этот период создаются детские дома, укрепляется их материальная база, ставится целью определить всех беспризорников в детские дома, подготовить их к самостоятельной жизни. Помимо этого открывались трудовые колонии, детские коммуны, детские городки, пионерские дома, а так же детские трудовые колонии, в которые помещали подростков – правонарушителей 12-17 лет, а в 1935 году были открыты ФЗУ особого типа. Для сирот главной формой призрения являлись детские дома. В годы Отечественной войны количество детских дом увеличилось. Это были дома для детей - сирот, вывезенных из фронтовых областей, для детей, потерявших родителей, детей фронтовиков. В 1956 г. по решению правительства для детей - сирот, для детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров стали создавать школы - интернаты. В 60 – 70-е гг. детские дома были дошкольными и школьными. В дошкольном детском доме жили дети с 3 до 7 лет в группах по 30-40 человек, в школьном содержались ребят с 7 до 18 лет.

Слайд 7

Проблемы социального сиротства в современном российском обществе В настоящее время в нашей стране существуют государственные детские дома, дома ребёнка, школы – интернаты. Так же есть опекунские и приёмные семьи, семейные детские дома Российского Детского фонда, детские приюты общественных организаций. Новыми формами воспитания детей – сирот являются специальные лицеи, дома матери и ребёнка. Само понятие «социальное сиротство» возникло в период кризисного состояния семьи, падения её нравственных устоёв , массовой беспризорности. Рост разводов, когда ребёнка воспитывает один из родителей – отец или мать, возрастание числа детей, рожденных вне брака(19,8% от числа новорожденных), безработица родителей приводят к отклонениям в нравственном поведении ребят. Есть статистика, говорящая, что более 50% подростков, совершающих правонарушения, - из неполной семьи, более 30% детей с психологическими отклонениями воспитывались без отца.

Слайд 8

Что является причиной социального сиротства? 1.Рост числа родителей, лишенных родительских прав. 2. Выросшие дети идут по стопам своих родителей и, как они, лишаются родительских прав. 3. Обнищание населения. 4.Увеличение числа семей, где родители по состоянию физического или психологического здоровья не способны воспитывать детей, большинство из них умственно отсталые. 5. Рост числа семей, где нет нормальных условий для проживания. 6. Несовершеннолетние матери бросают детей.

Слайд 10

На сегодняшний день по стране кочует немалое количество детей - беглецов. Они не хотят трудиться, предпочитают общаться со сверстниками, а не с родными. Большинство беглецов из распавшихся семей или из семей, где постоянно возникают конфликты, ссоры. Нужно отметить, что пьянство родителей само по себе не выступает в качестве основной причины ухода ребёнка из семьи. Причиной становятся сопровождающие последствия: пренебрежение своими родительскими обязанностями отца или матери, а то и обоими, неадекватность поведения, материальная необеспеченность. Дети-беглецы

Слайд 11

Дети и подростки заявляли следующие причины ухода на улицу : - страх перед родителями; - страх избиения; - нежелание жить с отчимом или мачехой; - ссоры с родителями; - ссоры родителей между собой; - пьянство родителей; - голод; - приставание сожителей;. - родительские угрозы выгнать из дома.

Слайд 12

Беглецы, особенно подростки, подвергаются опасности, так как они более уязвимы, и психологически, и физически, нередко они подвергаются насилию. Жестокому обращению дети могут подвергаться и в семье («синдром избитого ребенка»). Причиной плохого обращения являются личные качества родителей. Самым распространенным видом насилия в семье является физическое, когда на теле ребенка остаются синяки от побоев, следы травм, ремня. При плохом питании ребенок плохо растет, плохо развивается физически. Дети, пережившие сексуальное насилие, подвержены нервно – психическому расстройству. При психическом (эмоциональном) насилии, когда ребенка уничтожают словами, ему угрожают, лгут, его изолируют, - с его здоровьем происходят патологические изменения, задерживается его физическое и умственное развитие. Некоторые родители оправдывают плохое обращение с ребенком его врожденными отрицательными качествами. Как считают ученые, родители сами в детстве подвергались жестокому обращению, имели проблемы в общении с близкими людьми. Дети-беглецы

Слайд 14

Сегодня можно говорить о сложившемся опыте защиты детей. Существуют управления, отделы которые занимаются защитой семьи и детства. В России 400 неправительственных организаций, которые занимаются проблемами детства. Эти организации оказывают материальную, юридическую, идеологическую помощь семье. Существует Президентская программа «Дети России ». В организации защиты детства большую работу проводит Российский Детский Фонд , созданный в 1987 году. Одно из направлений его работы – это создание семейных детских домов , что дает возможность индивидуального воспитания, предоставляет возможность по – настоящему решать судьбу детей. Существует и такая форма помощи детям, как временный приют . Первый современный социальный приют был открыт в Санкт- Петербурге. Главный принцип в работе этих приютов - привлечение детей к труду. Приют – это не убежище от невзгод, здесь ребенка приучают к труду, самообслуживанию, прививают ответственность за проделанную работу. Время пребывания ограничено. Здесь главная задача: вовлечь ребенка в труд, приобщить к учебе, погасит конфликт в семье, дать родителям время осознать всю сложность проблемы и попытаться ее решить. Другими формами помощи детям является определение детей в приемные и опекунские семьи . Приёмные семьи

Слайд 18

В Корсаковском городском округе зарегистрировано 116 приемных семей. Из них на психолого –педагогическом сопровождении находятся 54 семьи. Мерами социальной поддержки в округе охвачено 89,4% семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Только объединёнными усилиями можно оптимально решать проблемы детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, а через решение социальных проблем неблагополучия детства будет более эффективно обеспечиваться и социальная защита ребенка. Статистика в Корсаковском округе

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

молодежь в современном российском обществе

Ищите где купить диплом?Методы раскрутки сайта рефератКурсовая работа……………………………………………………………………15 Квалификационная работа является самостоятельной и законченной разработкой, в где NHOi , NFOi - базовы...

Современные проблемы семьи и связанное с ними социальное сиротство.

Сиротство при живых родителях или социальное сиротство-одна из печальных примет нашего времени. Оно свидетельствует о глубокой дестабилизации общества и негативных процессах, затрагивающих сердцевину ...

Конспект урока " Социальная структура современного Российского общества"

Урок- проблема по обществознанию на тему: " Социальная структура современного Российского общества" 11 класс...

Проблема формирования позитивного образа учителя в российском обществе

Профессия учитель в современной России за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Образ учителя перестал быть эталоном безупречности и интеллигентности. Каковы предпосылки и как можно...

Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества

Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем...