Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества
статья на тему

Шурунова Ирина Леонидовна

Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с семьей ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ВТОРОЙ ДОМ».

           В должности соц. Педагога работаю с октября 2005 года. Основной целью работы социального педагога считаю  укрепление социальной защиты детей, обучаемых в школе, социально-профилактическую работу. Исходя из основной цели, используя методическую литературу, разработала программу деятельности соц. педагога «Школа – второй дом».

  1. Социальный паспорт школы:

А) всего обучающихся в школе на 2018/2019 учебный год 1112 человек

59 семей -  многодетные, где воспитывается три и более ребенка.

        Вся работа с семьями проводится в тесном контакте с классными руководителями ,      зам. по воспитательной работе,  педагогом-психологом школы.  

        Считаю, что работа соц. педагога с детьми должна проводиться в тесном контакте с их семьями. Дети, как правело, тяжело переносят развод родителей, появление в семье отчима, отсюда, как протест, нежелание учиться, прогулы, поиски тепла и взаимопонимания на улице.       С семьями, где родители не надлежащим образом исполняют свои родительские обязанности, работаю в тесном контакте с реабилитационным центром «Дом милосердия» (пос. Новый), комитетом опеки.  Налажен неплохой контакт с детским врачом-психиатром Розановой А.Э. ,ОПДН ОУУП И ПДН Межмуниципального отдела МВД России «Вяземский», комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании «Вяземский район».

         Одной из главных задач социального педагога является защита прав обучающихся, особенно незащищенных категорий (опекаемые, дети-инвалиды, дети из многодетных малообеспеченных семей, дети из неполных семей и др. категории). Надо отметить, что количество детей указанных категорий растет. Данная категория детей находится под особым контролем: индивидуальные беседы, патронаж семей совместно с классным руководителем. При необходимости таким семьям оказывается юридическая помощь.   (Имеется библиотечка юриста).

Оказывается содействие в получении материальной помощи через отдел социальной защиты. В школе уже стало традицией проводить акции «Милосердия».

          Одной из важнейших функций социального педагога является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Эта работа строится в тесном взаимодействии с классными руководителями, родителями, правоохранительными органами, отделом  социальной защиты населения, отделом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних. Работа ведется по следующим направлениям:

  • Правовая пропаганда  
  • Пресечение безнадзорности
  • Помощь в разрешении конфликтных ситуаций
  • Выявление проблем в учебно-воспитательном процессе.

В  этих направлениях активно работает совет профилактики школы.       Большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. Проведение классных  часов о вреде курения, алкоголизма, наркомании с привлечением исследовательских работ учащихся: «Я выбираю жизнь». «Проявление девиантного поведения у подростков».        Как учитель географии и соц. педагог,  занимаюсь исследовательской  работой. В частности,  ученица 10 класса Агаева Севда под моим руководством провела исследовательскую работу по изучению национального и социального состава нашей школы.  Данная работа успешно используется мною при проведении классных часов для формирования у обучающихся толерантного отношения друг к другу, уважения к людям разных национальностей, уважения культуры, ценностей и традиций других народов и почитания своей культуры. То, что классный час строится на материале собственной школы, материале, собранном и проработанном самими учащимися, вызывает у детей большее доверие, дает более высокий результат от проведенного мероприятия.

         Исходя из поставленных целей и задач программы, как профильную подготовку в 10 классах веду элективный учебный предмет «Нравственные основы семьи и брака».  Основная цель курса – ориентация учащихся на духовно-нравственные ценности семьи. В ходе занятий учащиеся активно включаются в обсуждение разнообразных проблем, высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения. Например, 35% обучающихся считают, что родители недостаточно уделяют внимания воспитанию детей, 8% обучающихся считают, что недостаточно контроля со стороны родителей за детьми, 13% обучающихся считают, что нужно ужесточить наказания за серьезные проступки. Интересно отметить, что в своих работах учащиеся говорят о  необходимости функции «главы семьи». Причем чаще эту роль отводят отцу и не только мальчики, но и девочки.

          Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Например, у тревожной матери вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности и т.д.

            Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с детьми. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка с самим  собой. Цитаты из работ детей: «Семья должна быть основана на взаимном доверии друг другу, взаимопомощи, взаимопонимании», «воспитывать детей нужно на своем примере, объяснять, но не повышать голос. Если постоянно разговаривать на повышенных тонах, то можно оттолкнуть от себя ребенка». «Воспитательная функция семьи, это определенно одна из важнейших функций. В современной семье она идет на спад и дети часто воспитываются «улицей».  Точнее, чем сказали сами дети, по-моему, сказать невозможно.

           Предлагаю родителям тест, который поможет выяснить склонен ли ваш ребенок к приему алкоголя и наркотиков.

ТЕСТ

Этот тест поможет выяснить: склонен ли ваш ребенок к приему алкоголя и наркотиков.

Ответы должны быть «да» или «нет».

 

 Около вашего дома есть магазины, торгующие алкогольными напитками?

В магазинах вашего района продают алкоголь несовершеннолетним?

Ваш ребенок может купить себе алкогольные напитки (пиво, вино,

водку)?

Вы даете ребенку полную свободу в отношении алкоголя и наркотиков?

Друзья и подруги вашего ребенка курят, выпивают, пробуют наркотики?

У вас в семье есть родственники, зависимые от алкоголя или наркотиков?

В вашей семье кто-либо пьет (употребляет наркотики) хотя бы время от времени?

Ваши соседи напиваются, нарушают закон, хулиганят в пьяном виде?

Взрослые, окружающие вашего ребенка, считают, что пить, курить,

принимать лекарства в больших количествах – вполне нормально?

У вас крайне тяжелые материальные условия (постоянные долги, недоедание) или, напротив, материальные условия значительно лучше, чем у окружающих (в этом случае тоже отвечайте «да»)?

В вашей семье есть серьезный конфликт (постоянные ссоры, дни молчания, отсутствие согласия в решении важных вопросов)?

Ваш ребенок проводит с вами время неохотно (мало разговаривает, избегает контактов, замыкается в себе)?

Ваш ребенок бывал агрессивен в раннем детстве (до 10 лет)?

В раннем детстве вашего ребенка не принимали в свою компанию ровесники?

Ваш ребенок испытывает чувство одиночества, он изолирован, у него нет друзей?

У вашего ребенка постоянные неудачи в школе?

Ваш ребенок пренебрежительно относится к своему будущему, обучению, профессии?

Вы замечали, что ваш ребенок положительно отзывается о курении или алкоголе?

Ваш ребенок пробовал до 14-15 лет алкоголь, сигареты, наркотики?

Испытывали ли вы трудности при ответах на эти вопросы?

Ответ «да» - 1 балл (чем больше баллов, тем выше степень риска).

От  1  до   6 – средняя степень риска

От   7 до 13 – повышенная степень риска

От 13 до 17 – высокая степень риска

Больше   17 – крайне высокая степень риска

Этот тест не для того, чтобы вы впадали в панику. А для того, чтобы вы начали действовать!



Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ВТОРОЙ ДОМ».

           В должности соц. Педагога работаю с октября 2005 года. Основной целью работы социального педагога считаю  укрепление социальной защиты детей, обучаемых в школе, социально-профилактическую работу. Исходя из основной цели, используя методическую литературу, разработала программу деятельности соц. педагога «Школа – второй дом».

  1. Социальный паспорт школы:

А) всего обучающихся в школе на 2018/2019 учебный год 1112 человек

59 семей -  многодетные, где воспитывается три и более ребенка.

        Вся работа с семьями проводится в тесном контакте с классными руководителями ,      зам. по воспитательной работе,  педагогом-психологом школы.  

        Считаю, что работа соц. педагога с детьми должна проводиться в тесном контакте с их семьями. Дети, как правело, тяжело переносят развод родителей, появление в семье отчима, отсюда, как протест, нежелание учиться, прогулы, поиски тепла и взаимопонимания на улице.       С семьями, где родители не надлежащим образом исполняют свои родительские обязанности, работаю в тесном контакте с реабилитационным центром «Дом милосердия» (пос. Новый), комитетом опеки.  Налажен неплохой контакт с детским врачом-психиатром Розановой А.Э. ,ОПДН ОУУП И ПДН Межмуниципального отдела МВД России «Вяземский», комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании «Вяземский район».

         Одной из главных задач социального педагога является защита прав обучающихся, особенно незащищенных категорий (опекаемые, дети-инвалиды, дети из многодетных малообеспеченных семей, дети из неполных семей и др. категории). Надо отметить, что количество детей указанных категорий растет. Данная категория детей находится под особым контролем: индивидуальные беседы, патронаж семей совместно с классным руководителем. При необходимости таким семьям оказывается юридическая помощь.   (Имеется библиотечка юриста).

Оказывается содействие в получении материальной помощи через отдел социальной защиты. В школе уже стало традицией проводить акции «Милосердия».

          Одной из важнейших функций социального педагога является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Эта работа строится в тесном взаимодействии с классными руководителями, родителями, правоохранительными органами, отделом  социальной защиты населения, отделом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних. Работа ведется по следующим направлениям:

  • Правовая пропаганда  
  • Пресечение безнадзорности
  • Помощь в разрешении конфликтных ситуаций
  • Выявление проблем в учебно-воспитательном процессе.

В  этих направлениях активно работает совет профилактики школы.       Большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. Проведение классных  часов о вреде курения, алкоголизма, наркомании с привлечением исследовательских работ учащихся: «Я выбираю жизнь». «Проявление девиантного поведения у подростков».        Как учитель географии и соц. педагог,  занимаюсь исследовательской  работой. В частности,  ученица 10 класса Агаева Севда под моим руководством провела исследовательскую работу по изучению национального и социального состава нашей школы.  Данная работа успешно используется мною при проведении классных часов для формирования у обучающихся толерантного отношения друг к другу, уважения к людям разных национальностей, уважения культуры, ценностей и традиций других народов и почитания своей культуры. То, что классный час строится на материале собственной школы, материале, собранном и проработанном самими учащимися, вызывает у детей большее доверие, дает более высокий результат от проведенного мероприятия.

         Исходя из поставленных целей и задач программы, как профильную подготовку в 10 классах веду элективный учебный предмет «Нравственные основы семьи и брака».  Основная цель курса – ориентация учащихся на духовно-нравственные ценности семьи. В ходе занятий учащиеся активно включаются в обсуждение разнообразных проблем, высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения. Например, 35% обучающихся считают, что родители недостаточно уделяют внимания воспитанию детей, 8% обучающихся считают, что недостаточно контроля со стороны родителей за детьми, 13% обучающихся считают, что нужно ужесточить наказания за серьезные проступки. Интересно отметить, что в своих работах учащиеся говорят о  необходимости функции «главы семьи». Причем чаще эту роль отводят отцу и не только мальчики, но и девочки.

          Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Например, у тревожной матери вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности и т.д.

            Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с детьми. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка с самим  собой. Цитаты из работ детей: «Семья должна быть основана на взаимном доверии друг другу, взаимопомощи, взаимопонимании», «воспитывать детей нужно на своем примере, объяснять, но не повышать голос. Если постоянно разговаривать на повышенных тонах, то можно оттолкнуть от себя ребенка». «Воспитательная функция семьи, это определенно одна из важнейших функций. В современной семье она идет на спад и дети часто воспитываются «улицей».  Точнее, чем сказали сами дети, по-моему, сказать невозможно.

           Предлагаю родителям тест, который поможет выяснить склонен ли ваш ребенок к приему алкоголя и наркотиков.

ТЕСТ

Этот тест поможет выяснить: склонен ли ваш ребенок к приему алкоголя и наркотиков.

Ответы должны быть «да» или «нет».

 

 Около вашего дома есть магазины, торгующие алкогольными напитками?

В магазинах вашего района продают алкоголь несовершеннолетним?

Ваш ребенок может купить себе алкогольные напитки (пиво, вино,

водку)?

Вы даете ребенку полную свободу в отношении алкоголя и наркотиков?

Друзья и подруги вашего ребенка курят, выпивают, пробуют наркотики?

У вас в семье есть родственники, зависимые от алкоголя или наркотиков?

В вашей семье кто-либо пьет (употребляет наркотики) хотя бы время от времени?

Ваши соседи напиваются, нарушают закон, хулиганят в пьяном виде?

Взрослые, окружающие вашего ребенка, считают, что пить, курить,

принимать лекарства в больших количествах – вполне нормально?

У вас крайне тяжелые материальные условия (постоянные долги, недоедание) или, напротив, материальные условия значительно лучше, чем у окружающих (в этом случае тоже отвечайте «да»)?

В вашей семье есть серьезный конфликт (постоянные ссоры, дни молчания, отсутствие согласия в решении важных вопросов)?

Ваш ребенок проводит с вами время неохотно (мало разговаривает, избегает контактов, замыкается в себе)?

Ваш ребенок бывал агрессивен в раннем детстве (до 10 лет)?

В раннем детстве вашего ребенка не принимали в свою компанию ровесники?

Ваш ребенок испытывает чувство одиночества, он изолирован, у него нет друзей?

У вашего ребенка постоянные неудачи в школе?

Ваш ребенок пренебрежительно относится к своему будущему, обучению, профессии?

Вы замечали, что ваш ребенок положительно отзывается о курении или алкоголе?

Ваш ребенок пробовал до 14-15 лет алкоголь, сигареты, наркотики?

Испытывали ли вы трудности при ответах на эти вопросы?

Ответ «да» - 1 балл (чем больше баллов, тем выше степень риска).

От  1  до   6 – средняя степень риска

От   7 до 13 – повышенная степень риска

От 13 до 17 – высокая степень риска

Больше   17 – крайне высокая степень риска

Этот тест не для того, чтобы вы впадали в панику. А для того, чтобы вы начали действовать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Статья в помощь классому руководителю "Семьи "группы риска".Профилактика семейного неблагополучия".

Данная статья представляет собой описание особенностей семей "группы риска" и признаков семейного неблагополучия. Классный руководитель может использовать данные в статье рекомендации по работе с небл...

советы родителям "как воспитать достойного гражданина"

В статье представленны советы родителям, которые помогут воспитывать в их детях чувства патриотизма, гражданственности....

Защита прав детства: профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми

В брошюре представлены материалы для специалистов, работающих с детьми и семьями в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, туризма и спорта, молодежной политик...

Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерации

Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерацииматериалы региональной конференции...