Власть, политика.Типология властных отношений
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Конспект урока обществознания в 10 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 10 классе

Тема: «Власть и политика. Типология властных отношений»

Мыльникова Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: подвести учащихся к пониманию роли власти и политики в жизни общества. 

Задачи:

Образовательная – познакомить учащихся с понятиями Политика и Власть, расширить знания о видах власти, субъектах и объектах политики, о связи власти и политики.

Развивающая – сформировать умение применять полученные знания в контексте решения конкретных обществоведческих задач; развивать умения работать с текстом, анализировать.

Воспитательная – воспитание политической культуры, формировать интерес к политической системе своей страны.

Методические материалы

При подготовке к уроку:

- Сборник нормативных документов по обществознанию, Дрофа, 2008

- Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобазоват. учреждений: профил. уровень/ под. ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2009.

На уроке:

- Презентация «Власть и политика. Технология властных отношений»

- Раздаточный материал.

Учебно-практическое оборудование: проектор, экран, компьютер.

Основные понятия: «политика», «власть», «политическая власть».

После изучения темы учащиеся должны:

- знать, что такое «политика», «власть», «политическая власть»;

- уметь распознавать субъекты и объекты политики, приводить соответствующие примеры;

-характеризовать роль политики в обществе, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения.

Педагогические технологии: коммуникативная, системно деятельностная.

Ход урока:

  1. Организационный этап

Цель: подготовить обучающихся к усвоению нового материала, нацелить на творческую работу.

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня урок обществознания проведу у вас я, Мыльникова Наталья Николаевна. А начать я хотела бы с притчи. (слайд 1.)

2. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.

«Пошли некогда деревья помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказала им: «Оставлю ли тук мой, которым чествую богов и людей и пойду ли скитаться по деревам»? И сказали деревья смаковнице: «Иди ты, царствуй над нами». Смаковница ответила им: «оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам?» И сказали деревья виноградной лозе: «Иди ты, царствуй над нами». Виноградная лоза сказала им: «Оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человека, и пойду ли скитаться по деревам?» Наконец сказали все деревья терновнику: «Иди ты, царствуй над нами». Терновник сказал деревьям: «если вы поистине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские»

О чем говориться в притче? (власть, политика)

3. Этап целеполагания (слайды №2, 3)

О власти и политике поговорим сегодня и мы с вами. Тема нашего урока: «Власть и политика. Типология властных отношений». (слайд 2) Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

Итак, давайте попробуем сформулировать цели нашего урока (слайд 3)

- Определить роль власти и политики в жизни общества.    

После изучения темы вы должны:

- знать, что такое «политика», «власть», «политическая власть»,

- уметь распознавать субъекты и объекты политики, приводить соответствующие примеры;

-характеризовать роль политики в обществе, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения.

   Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы (слайд 4)

1. Власть и властная деятельность.

2. Политика как деятельность.

3. Политические действия.

4. Усвоения новых знаний

(слайд №6)Вам знакомо высказывание типа: «Какая грязь эта политика. И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость – это и есть политика». Может быть, политика вовсе не нужна обществу?  Подумайте, для чего существует политика? (слайд №5). Не торопитесь отвечать, мы вернемся к этому вопросу в конце урока. Вопрос записан у вас в Рабочих листах. Также на столах у вас имеются оценочные листы. Заполнить их вы должны в конце урока. Во второй колонке запишите свою фамилию, в третьей фамилию соседа по парте.

1. Власть и властная деятельность

Вопрос классу: Что такое власть? (учитель заслушивает ответы учащихся)

(слайд №7) Власть – это возможность и способность навязывать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

 

Власть появляется одновременно с человеческим обществом, которое не может обойтись без нее, так как безвластие означает хаос, распад, бесцельность существования.

Любая власть предполагает неравенство в отношениях между властвующими и подвластными. С этим связана возможность злоупотребления властью и использования ее во вред подвластным.

Принято выделять

1. Экономическую власть – в сфере экономики

2. Духовную власть - власть идей

3. Военную власть – находится в руках главнокомандующего вооруженных сил государства.

Вопрос классу: А кто является главнокомандующим в РФ?  (Президент РФ)

4. Государственная власть - осуществляют органы государства и лица обличенные высшими полномочиями согласно Конституции страны.

Известным французским писателем, правоведом, философом Шарлем Луи де Монтескьё была сформулирована теория разделения властей. Государственная власть должна быть разделена на 3 ветви:  законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых независима. Без этого не может существовать ни одно современное демократическое государство.

Вопрос классу: Кто представляет каждую из ветвей власти у нас в Российской Федерации? (законодательная власть - Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совет Федерации, Государственная Дума, исполнительная власть – Правительство, Судебная власть – суды различной инстанции). Властную деятельность каждый из этих субъектов осуществляет только в рамках своих полномочий.

Вопрос классу: Как Вы считаете, что такое властная деятельность?

( деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь)

Вопрос классу: Представьте себе, что вы осуществляете властную деятельность. В вашем арсенале есть следующие рычаги воздействия на массы: власть силы, власть авторитета, власть принуждения. Какой рычаг выбираете вы? ( В кабинете развешаны таблички с возможными вариантами. Пожалуйста встаньте, задвиньте ваши стульчики и пройдите к той табличке где написан вариант ответа, который вы считаете наиболее приемлемым для России)

В образовавшихся группах разделитесь на пары и поделитесь мнением «Почему именно эта форма действенна?(30 сек, начинает тот, кто выше)

Заслушиваются ответы нескольких учащихся.

Ребята рассаживаются на свои места.

2.Политика как деятельность

Возможность влиять на все общество в целом дает Политическая власть.

Что же такое политика? Существует три основных подхода к пониманию политики. Вспомните какие? (сфера жизни общества, особый тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, связанных с властью, политика как вид деятельности) именно с точки деятельности мы и рассмотрим сегодня политику.

В научный оборот это понятие ввел Аристотель.

Итак, что же такое Политика. Попытайтесь самостоятельно сформулировать понятие «политика». Запишите его. (30 сек.) Что у вас получилось? (заслушиваются ответы 1- 2 учащихся)

 Итак, политика это особая разновидность  деятельности. Значит, как и все виды деятельности, политическая деятельность имеет свою структуру. Давайте вспомним структуру деятельности (слайд №8)

А кто выступает в качестве субъекта политики?

Теперь свои определения перестройте так, чтобы в них нашли отражение субъекты политики, а поможет вам схема «Субъекты политики» (Слайд №9) (30 сек.)

Субъекты политики

                                           Классы

Профсоюзы

                                Нации

                    Партии

Социальные группы

Государство

    Общественные организации                                        

Учащиеся снова читают свои определения. Хорошо.

(слайд №10) Итак: Политика – особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, с руководством ими или воздействием на это руководство.

Вопрос классу: А что будет объектом политики?

Выделяют внутреннюю и внешнюю политику. Объектом внутренней политики будет являться общество в собственной стране, а внешней – мировое сообщество, международные отношения.

Вопросы классу: - Что мы можем назвать в качестве цели политики? (ответы учащихся. Идеальная для всех нас цель достижение мира, согласия, достойного уровня жизни граждан.) Политологи выделяют долгосрочные и текущие цели, актуальные, приоритетные и неактуальные.

-Какие средства используют политики? Действительно ли «Цель оправдывает средства» как говорил Никколо Макиавелли?

3. Политические действия

- Какие действия могут и должны предпринимать политики? (сделать что-то, не допустить что-то; могут выражаться в действиях или бездействиях. Выделяют иррациональные, мотивированные эмоциональным состоянием, и рациональные - осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. (слайд 11)

-Всегда ли результат совпадает с целью? (нет)

Работа с проблемным вопросом урока. 

Физкультминутка для глаз (слайды №12-13 )

5.Этап первичного закрепления полученных знаний

Цель: обобщить полученные на уроке знания и систематизировать их

Выполните задание 1 в рабочих листах

1 . | Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о сущности власти?

А. Любая власть означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо.

Б. Любая власть — это контроль над экономическими ресурсами.

1)      верно только А           3) верны оба суждения

2)      верно только Б            4) оба суждения неверны

Ответ: 1

Всем известно, как школьники и студенты любят шпаргалки. Сейчас мы попробуем изготовить одну, она поможет нам на ЕГЭ справиться с заданием 25.

Задание 2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие политика? Привлекая обществоведческие знания, составьте два предложения раскрывающие смысл этого понятия.

Определение понятия «политика»

Предложения, раскрывающие смысл понятия «Политика»

1.

2.

Проверяем полученный результат (слайд № 14)

Должно получиться:

Определение политики

Политика – особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, с руководством ими или воздействием на это руководство

Предложение раскрывающие смысл понятия политика

1. Политика — это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти

2. Политика — меры и действия, предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том, как всё должно быть устроено в подвластной ему среде

6. Этап рефлексии.

Цель: научить правильно оценивать результаты, обобщать, делать выводы, ставить задачу на будущее.

Всем спасибо, молодцы. Подведём итоги. Узнали ли вы что-то новое и полезное на уроке? Выполни ли мы с вами поставленные цели и задачи? Какие пробелы в своих знаниях вы обнаружили в ходе урока?

7. Этап ознакомления с заданием на дом. (Слайд №15)

Параграф 20 учебник, пункты1-4, до с 210 прочитать, Задание 3.  В рабочих листах.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Политическая элита является одним из __________(А) политики. Её относят к институциональному компоненту __________(Б). Это узкий круг лиц, осуществляющих власть в обществе. В __________(В) принято делить этот общественный слой на две группы. Первая опирается на владение землёй, __________(Г), религию, происхождение, поэтому относится к традиционному типу. Основа второй, современной группы — политические

знания, опыт, __________(Д) в вопросах социальной жизни. В первую группу трудно попасть, главными __________(Е) отбора людей становится их исполнительность и личная преданность. Члены второй группы также

регулируют процесс прихода новых лиц, но главное требование — профессионализм».

 

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) богатство

2) объект

3) компетентность

4) критерий

5) субъект

6) экономика

7) политическая система общества

8) социальная структура общества

9) политология

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Ответ: 579134 

 8. Этап оценивания.

Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал

2. Выполнял свои  обязанности

3. Соблюдал культуру общения

++  у меня всё получилось

-+  были затруднения, но я справился

-    у меня не получилось работать в группе

++  у тебя всё получилось

 -+  у тебя возникли затруднения,

       но ты справился

-      у тебя не получилось работать в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Время не властно над памятью"

Разработка классного часа, посвященная  полному кавалеру орденов Славы Василию Романовичу Платонову, нашему земляку-герою, чье имя носит МБОУ «Надеждинская средняя общеобразовательная ш...

Развитие системы межбюджетных отношений во взаимодействии органов государственной и муниципальной власти территории

Термины: межбюджетные отношения, межбюджетное регулирование, выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, мало, что говорят обычному гражданину и мало кто из людей обращает внимани...

Взаимодействие школьного ученического сообщества с местными властными структурами

Данная статья содержит информацию об основных путях взаимодействия школьного ученического сообщества с местными властными структурами. Содержание статьи  показывает  важные  направления...

ВЗГЛЯД НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ С НАРОДОМ В ТВОРЧЕСТВЕ «ЕДКОЙ САТИРЫ» ДЖ. ОРУЭЛЛА И А.Н. БАШЛАЧЕВА

Статья о взглядах на политическое отношение власти с народом в творчестве Дж.Оруэлла и А.Н. Башлачева...

СТАТЬЯ II Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект»

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНЮ СТАТЬЮ, которая была опубликована в сборнике статей II Международной научно-практической конференции «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объедине...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К II Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА II Международной научно-практической конференции«Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации ...