Власть, политика.Типология властных отношений
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему
Конспект урока обществознания в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока в 10 классе "Власть и политика. типология властных отношений" | 76.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания в 10 классе
Тема: «Власть и политика. Типология властных отношений»
Мыльникова Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: подвести учащихся к пониманию роли власти и политики в жизни общества.
Задачи:
Образовательная – познакомить учащихся с понятиями Политика и Власть, расширить знания о видах власти, субъектах и объектах политики, о связи власти и политики.
Развивающая – сформировать умение применять полученные знания в контексте решения конкретных обществоведческих задач; развивать умения работать с текстом, анализировать.
Воспитательная – воспитание политической культуры, формировать интерес к политической системе своей страны.
Методические материалы
При подготовке к уроку:
- Сборник нормативных документов по обществознанию, Дрофа, 2008
- Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобазоват. учреждений: профил. уровень/ под. ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2009.
На уроке:
- Презентация «Власть и политика. Технология властных отношений»
- Раздаточный материал.
Учебно-практическое оборудование: проектор, экран, компьютер.
Основные понятия: «политика», «власть», «политическая власть».
После изучения темы учащиеся должны:
- знать, что такое «политика», «власть», «политическая власть»;
- уметь распознавать субъекты и объекты политики, приводить соответствующие примеры;
-характеризовать роль политики в обществе, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения.
Педагогические технологии: коммуникативная, системно деятельностная.
Ход урока:
Цель: подготовить обучающихся к усвоению нового материала, нацелить на творческую работу.
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня урок обществознания проведу у вас я, Мыльникова Наталья Николаевна. А начать я хотела бы с притчи. (слайд 1.)
2. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.
«Пошли некогда деревья помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказала им: «Оставлю ли тук мой, которым чествую богов и людей и пойду ли скитаться по деревам»? И сказали деревья смаковнице: «Иди ты, царствуй над нами». Смаковница ответила им: «оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам?» И сказали деревья виноградной лозе: «Иди ты, царствуй над нами». Виноградная лоза сказала им: «Оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человека, и пойду ли скитаться по деревам?» Наконец сказали все деревья терновнику: «Иди ты, царствуй над нами». Терновник сказал деревьям: «если вы поистине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские»
О чем говориться в притче? (власть, политика)
3. Этап целеполагания (слайды №2, 3)
О власти и политике поговорим сегодня и мы с вами. Тема нашего урока: «Власть и политика. Типология властных отношений». (слайд 2) Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.
Итак, давайте попробуем сформулировать цели нашего урока (слайд 3)
- Определить роль власти и политики в жизни общества.
После изучения темы вы должны:
- знать, что такое «политика», «власть», «политическая власть»,
- уметь распознавать субъекты и объекты политики, приводить соответствующие примеры;
-характеризовать роль политики в обществе, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения.
Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы (слайд 4)
1. Власть и властная деятельность.
2. Политика как деятельность.
3. Политические действия.
4. Усвоения новых знаний
(слайд №6)Вам знакомо высказывание типа: «Какая грязь эта политика. И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость – это и есть политика». Может быть, политика вовсе не нужна обществу? Подумайте, для чего существует политика? (слайд №5). Не торопитесь отвечать, мы вернемся к этому вопросу в конце урока. Вопрос записан у вас в Рабочих листах. Также на столах у вас имеются оценочные листы. Заполнить их вы должны в конце урока. Во второй колонке запишите свою фамилию, в третьей фамилию соседа по парте.
1. Власть и властная деятельность
Вопрос классу: Что такое власть? (учитель заслушивает ответы учащихся)
(слайд №7) Власть – это возможность и способность навязывать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Власть появляется одновременно с человеческим обществом, которое не может обойтись без нее, так как безвластие означает хаос, распад, бесцельность существования.
Любая власть предполагает неравенство в отношениях между властвующими и подвластными. С этим связана возможность злоупотребления властью и использования ее во вред подвластным.
Принято выделять
1. Экономическую власть – в сфере экономики
2. Духовную власть - власть идей
3. Военную власть – находится в руках главнокомандующего вооруженных сил государства.
Вопрос классу: А кто является главнокомандующим в РФ? (Президент РФ)
4. Государственная власть - осуществляют органы государства и лица обличенные высшими полномочиями согласно Конституции страны.
Известным французским писателем, правоведом, философом Шарлем Луи де Монтескьё была сформулирована теория разделения властей. Государственная власть должна быть разделена на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых независима. Без этого не может существовать ни одно современное демократическое государство.
Вопрос классу: Кто представляет каждую из ветвей власти у нас в Российской Федерации? (законодательная власть - Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совет Федерации, Государственная Дума, исполнительная власть – Правительство, Судебная власть – суды различной инстанции). Властную деятельность каждый из этих субъектов осуществляет только в рамках своих полномочий.
Вопрос классу: Как Вы считаете, что такое властная деятельность?
( деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь)
Вопрос классу: Представьте себе, что вы осуществляете властную деятельность. В вашем арсенале есть следующие рычаги воздействия на массы: власть силы, власть авторитета, власть принуждения. Какой рычаг выбираете вы? ( В кабинете развешаны таблички с возможными вариантами. Пожалуйста встаньте, задвиньте ваши стульчики и пройдите к той табличке где написан вариант ответа, который вы считаете наиболее приемлемым для России)
В образовавшихся группах разделитесь на пары и поделитесь мнением «Почему именно эта форма действенна?(30 сек, начинает тот, кто выше)
Заслушиваются ответы нескольких учащихся.
Ребята рассаживаются на свои места.
2.Политика как деятельность
Возможность влиять на все общество в целом дает Политическая власть.
Что же такое политика? Существует три основных подхода к пониманию политики. Вспомните какие? (сфера жизни общества, особый тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, связанных с властью, политика как вид деятельности) именно с точки деятельности мы и рассмотрим сегодня политику.
В научный оборот это понятие ввел Аристотель.
Итак, что же такое Политика. Попытайтесь самостоятельно сформулировать понятие «политика». Запишите его. (30 сек.) Что у вас получилось? (заслушиваются ответы 1- 2 учащихся)
Итак, политика это особая разновидность деятельности. Значит, как и все виды деятельности, политическая деятельность имеет свою структуру. Давайте вспомним структуру деятельности (слайд №8)
А кто выступает в качестве субъекта политики?
Теперь свои определения перестройте так, чтобы в них нашли отражение субъекты политики, а поможет вам схема «Субъекты политики» (Слайд №9) (30 сек.)
Субъекты политики | ||
Классы | Профсоюзы | |
Нации | Партии | |
Социальные группы | Государство | Общественные организации |
Учащиеся снова читают свои определения. Хорошо.
(слайд №10) Итак: Политика – особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, с руководством ими или воздействием на это руководство.
Вопрос классу: А что будет объектом политики?
Выделяют внутреннюю и внешнюю политику. Объектом внутренней политики будет являться общество в собственной стране, а внешней – мировое сообщество, международные отношения.
Вопросы классу: - Что мы можем назвать в качестве цели политики? (ответы учащихся. Идеальная для всех нас цель достижение мира, согласия, достойного уровня жизни граждан.) Политологи выделяют долгосрочные и текущие цели, актуальные, приоритетные и неактуальные.
-Какие средства используют политики? Действительно ли «Цель оправдывает средства» как говорил Никколо Макиавелли?
3. Политические действия
- Какие действия могут и должны предпринимать политики? (сделать что-то, не допустить что-то; могут выражаться в действиях или бездействиях. Выделяют иррациональные, мотивированные эмоциональным состоянием, и рациональные - осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. (слайд 11)
-Всегда ли результат совпадает с целью? (нет)
Работа с проблемным вопросом урока.
Физкультминутка для глаз (слайды №12-13 )
5.Этап первичного закрепления полученных знаний
Цель: обобщить полученные на уроке знания и систематизировать их
Выполните задание 1 в рабочих листах
1 . | Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о сущности власти?
А. Любая власть означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо.
Б. Любая власть — это контроль над экономическими ресурсами.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ: 1
Всем известно, как школьники и студенты любят шпаргалки. Сейчас мы попробуем изготовить одну, она поможет нам на ЕГЭ справиться с заданием 25.
Задание 2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие политика? Привлекая обществоведческие знания, составьте два предложения раскрывающие смысл этого понятия.
Определение понятия «политика» | |
Предложения, раскрывающие смысл понятия «Политика» | 1. |
2. | |
Проверяем полученный результат (слайд № 14)
Должно получиться:
Определение политики | Политика – особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, с руководством ими или воздействием на это руководство |
Предложение раскрывающие смысл понятия политика | 1. Политика — это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти |
2. Политика — меры и действия, предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том, как всё должно быть устроено в подвластной ему среде |
6. Этап рефлексии.
Цель: научить правильно оценивать результаты, обобщать, делать выводы, ставить задачу на будущее.
Всем спасибо, молодцы. Подведём итоги. Узнали ли вы что-то новое и полезное на уроке? Выполни ли мы с вами поставленные цели и задачи? Какие пробелы в своих знаниях вы обнаружили в ходе урока?
7. Этап ознакомления с заданием на дом. (Слайд №15)
Параграф 20 учебник, пункты1-4, до с 210 прочитать, Задание 3. В рабочих листах.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Политическая элита является одним из __________(А) политики. Её относят к институциональному компоненту __________(Б). Это узкий круг лиц, осуществляющих власть в обществе. В __________(В) принято делить этот общественный слой на две группы. Первая опирается на владение землёй, __________(Г), религию, происхождение, поэтому относится к традиционному типу. Основа второй, современной группы — политические
знания, опыт, __________(Д) в вопросах социальной жизни. В первую группу трудно попасть, главными __________(Е) отбора людей становится их исполнительность и личная преданность. Члены второй группы также
регулируют процесс прихода новых лиц, но главное требование — профессионализм».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) богатство | 2) объект | 3) компетентность |
4) критерий | 5) субъект | 6) экономика |
7) политическая система общества | 8) социальная структура общества | 9) политология |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ: 579134
8. Этап оценивания.
Оценочный лист
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1. Активно работал | ||
2. Выполнял свои обязанности | ||
3. Соблюдал культуру общения | ||
++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Власть как мерило всех человеческих отношений
творческая работа ученицы...
"Время не властно над памятью"
Разработка классного часа, посвященная полному кавалеру орденов Славы Василию Романовичу Платонову, нашему земляку-герою, чье имя носит МБОУ «Надеждинская средняя общеобразовательная ш...
Развитие системы межбюджетных отношений во взаимодействии органов государственной и муниципальной власти территории
Термины: межбюджетные отношения, межбюджетное регулирование, выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, мало, что говорят обычному гражданину и мало кто из людей обращает внимани...
Взаимодействие школьного ученического сообщества с местными властными структурами
Данная статья содержит информацию об основных путях взаимодействия школьного ученического сообщества с местными властными структурами. Содержание статьи показывает важные направления...
ВЗГЛЯД НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ С НАРОДОМ В ТВОРЧЕСТВЕ «ЕДКОЙ САТИРЫ» ДЖ. ОРУЭЛЛА И А.Н. БАШЛАЧЕВА
Статья о взглядах на политическое отношение власти с народом в творчестве Дж.Оруэлла и А.Н. Башлачева...
СТАТЬЯ II Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект»
ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНЮ СТАТЬЮ, которая была опубликована в сборнике статей II Международной научно-практической конференции «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объедине...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К II Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА II Международной научно-практической конференции«Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации ...