Урок-дискуссия по избирательному праву
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Андреева Людмила Николаевна

Круглый стол в рамках темы "Почему не голосуют несовершеннолетние?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-diskussiya_po_obshch.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРУГЛЫЙ СТОЛ для 10-го  класса

“Ты и твои права:

Избирательное право несовершеннолетних”

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1: Андреева Л.Н.

Цели:

1. Образовательные -  закрепить знания учащихся об основах избирательного права и об избирательной системе России;

2. Развивающие - развивать у учащихся умение работать с документами; решая проблему, сопоставлять фактический материал; доказывать свою точку зрения; умело использовать свои знания по разным предметам (“Истории”, “Праву”, “Обществознанию”…)

3. Воспитательные - формировать правовую культуру учащихся, воспитывать уважение к закону, к правам и законным интересам личности, развивать чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный: урок-дискуссия  с элементами проверки знаний учащихся.

Оборудование: Конституция РФ, Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан РФ”, анкеты по проблеме, ксерокопии проекта “Закона избирательного права детей РФ”

Оформление доски: тема дискуссии, план урока,

таблица, состоящая из 2-х столбцов, документы, медиа-версия законопроекта Льва Семашко

Ход урока:

Работа учителя

Деятельность  учащихся

I.  Постановка проблемы

Организационный момент.

Приветствие.

Обозначение проблемы.

На Кубе, в Иране, Бразилии, Никарагуа этим правом пользуются с 16 лет.

В Японии, Швейцарии, Финляндии - с 20 лет, а в США, Великобритании, Германии, Италии - с 18-ти. О каком праве сейчас идет речь?

В нашей стране регулярно проходят выборы …  Что это за выборы? Кто голосует?

А что мы можем сказать о возрастном избирательном цензе с России?

Как вы считаете, соответствуют ли существующие в нашей

стране избирательные цензы

принципам построения правового государства? Допускает ли демократическое избирательное право введение определенных цензов?

А возрастной ценз?

Ведь, как вы уже отметили, он тоже существует  и, согласно мировой избирательной практике, совсем не противоречит принципу всеобщности избирательного права.

Как считаете вы?

 (Во избежание спонтанных ответов, учащимся предлагается заполнить анкету. Это - не анонимная анкета, поскольку ответы на отдельные вопросы будут оценены баллами, что даст учителю возможность в конце урока более объективно поставить учащимся оценки).

Организация рабочего места.

Учащиеся отвечают вопрос

(с места, не поднимаясь).

-  Речь идет об активном избирательном праве.

Приблизительный ответ:

- Выборы в Гос. Думу, президентские...

- Все совершеннолетние граждане РФ, кроме несовершеннолетних, осужденных, отбывающих заключение в местах лишения свободы, психически больных…

- Если говорить об активном избирательном праве то здесь возрастной ценз - 18 лет, если о пассивном - 21 год

Приблизительный ответ:

Поскольку одним из синонимов “правовому” государству является “справедливое”, то в целом

справедливо то, что существуют

специальные условия, соблюдение которых означает приобретение соответствующих избирательных прав. От этого принцип демократизма не теряет своей сути. Как, к примеру, даже с моральной стороны, может участвовать в выборах человек, осужденных за убийство, за терроризм и т.д.  Или - психически больные. Они ведь не могут дать объективной оценки политической картине.

Тот факт, что в России активным избирательным правом не могут пользоваться несовершеннолетние вызывает противоречивые мнения.

Одни -  за голосование с 14 лет - с момента получения паспорта, другие - с 16, когда гражданин начинает нести полную уголовную ответственность за совершенное преступление, третьи считают, что ничего менять не стоит.

II. Анкетирование

        Цели: узнать мнения учащихся по проблеме;

проверить знания по блоку “Избирательное право РФ”.

III. Работа по группам

Цель - доказательство своей точки зрения

Учитель предлагает учащимся разделиться на группы.

Учитель напоминает, что для построения доказательства ребята могут пользоваться уже знакомыми им документами в области избирательного права.

     

   

   

   Учитель подводит  учащихся к началу дискуссии вопросом.

- Ребята, голосовать или не голосовать до 18-летнего рубежа - это повод для дискуссии общегосударствен-ного масштаба. Мы же - частицы государства, а поэтому имеем право поразмышлять над этой проблемой.

- Итак, какие возрастные планки мы будем обсуждать?

   - Почему?

   

Итак, аргументы в пользу 16-летнего рубежа…

18-летнего…

   

             

Работа с документами: 

Учащиеся образовывают две группы: 1 я - те, кто за отмену избирательного ценза для несовершеннолетних,

2 -я - те, кто против;  

выбирают документы (они разложены на отдельном столике), продумывают  аргументы в пользу своей точки зрения.  

Документы: Конституция РФ, Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан РФ”, ксерокопии проекта “Закона избирательного права

детей РФ”.

 

- 16 и 18 лет …

- В Гос. Думу ещё в 2004 г. был внесён законопроект от фракции СПС (Союз Правых Сил) с предложением разрешить гражданам с 16-летнего

возраста принимать участие в голосовании на выборах и референдумах …

Дискуссия

В ходе доказательств на доске вырисовывается таблица аргументов, выстроенная приблизительно так:

16 лет

18 лет

1. Право устаиваться на работу

2.  Право распоряжаться своими  деньгами

3.  Несёт уг. тветственность

4.  физическая зрелость

5.. отсутствие  общего среднего образования

6. спонтанность выбора

1.  -//-

2.  -//-

3  - //-

4.  дееспособность

5. гражданская зрелость

6.  Большинство граждан  имеет общ. среднее образование

7. осознанность выбора

IV.  Подведение итогов урока, выставление оценок

     

    Учитель предлагает учащимся сделать выводы. Центральный вопрос - правильное ли решение приняла Гос. Дума, отказавшись наделить несовершеннолетних граждан активным избират. правом?

       

  Комментированное проставление оценок

(с учётом работы на уроке и баллов по анкетам)

     

     

Отвечая на вопрос, учащиеся формируют выводы по уроку.

+ индивидуальные ответы

 

 

V. Домашнее задание

повторить “Основные принципы избирательного права”,

написать эссе на тему: “Проблемы политической социализации несовершеннолетних в современном обществе”

Анкета

Нужно ли давать несовершеннолетним

активное избирательное право?

Вопрос

Ответ

1. Согласны ли вы со Львом Семашко, что “возрастной ценз - это вид расизма и политическая причина нищеты”

2. На ваш взгляд, если подросток не проявляет социальную и политическую активность,  становится ли он в большей мере подверженным влиянию различных маргинальных и экстремистских организаций, сект.

3. Должны ли голосовать несовершеннолетние?

4.  Можно ли считать голосование одной из форм участия граждан в жизни страны?

+

5.  Какую из избирательных систем вы считаете наиболее совершенной, относительно современного общества?

+

6.  Согласны ли вы с возрастным цензом по пассивному праву? Укажите его и приведите свой в случае несогласия.

+

7.  Сейчас большинству из вас - 16! Чувствуете ли вы себя настолько политически  осведомленными и “подкованными”, что смогли бы уверенно, осмысленно принять участие в выборах, в случае  снятия возрастного ценза?

 8.  Достаточно ли вам информации по избирательному праву, которой вы владеете на настоящий момент времени, или все же имеются “пробелы”, заполнить которые вам подчас не хватает даже внешкольного времени?

 

9.  Какие, по вашему мнению, ограничения в области избирательного права не нужны?

+

Анкета

Нужно ли давать несовершеннолетним

активное избирательное право?

Вопрос

Ответ

1. Согласны ли вы со Львом Семашко, что “возрастной ценз - это вид расизма и политическая причина нищеты”

2. На ваш взгляд, если подросток не проявляет социальную и политическую активность,  становится ли он в большей мере подверженным влиянию различных маргинальных и экстремистских организаций, сект.

3. Должны ли голосовать несовершеннолетние?

4.  Можно ли считать голосование одной из форм участия граждан в жизни страны?

+

5.  Какую из избирательных систем вы считаете наиболее совершенной, относительно современного общества?

+

6.  Согласны ли вы с возрастным цензом по пассивному праву? Укажите его и приведите свой в случае несогласия.

+

7.  Сейчас большинству из вас - 16! Чувствуете ли вы себя настолько политически  осведомленными и “подкованными”, что смогли бы уверенно, осмысленно принять участие в выборах, в случае  снятия возрастного ценза?

 8.  Достаточно ли вам информации по избирательному праву, которой вы владеете на настоящий момент времени, или все же имеются “пробелы”, заполнить которые вам подчас не хватает даже внешкольного времени?

 

9.  Какие, по вашему мнению, ограничения в области избирательного права не нужны?

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сканворд "Избирательное право, избирательный прцесс"

Данный сканворд, в основном, содержит слова касающиеся избирательного права. Файл содержит также сканворд с ответами....

Демократические выборы. Избирательное право и избирательные системы.

Разработка   урока  обществознания  в  10  классе (2 часа). Материал принимал участие в межрегиональном конкурсе методических пособий и разработок по формированию электор...

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"Цель :Углубить и систематизировать знания учащихся по теме.Задачи:Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представ...

Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса..

Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....

Презентация. Урок-дискуссия: "Подросток и его права"

В презентации даётся определение, что такое дискуссия. Выявляются права подростка...

Тематический тест по праву для 10-11 класса "Избирательное право. Избирательный процесс."

Для профильных классов, где "Право" ведется отдельным предметом....