Открытые уроки. семинары
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Никиташина Алена Валерьевна

Открытое занятие 10 класс по теме "Отклоняющееся поведение"  ( метод проектов, как одно из средств компетентностного подхода в преподавании истории и обществознания) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект  учебного занятия по  обществознанию  в 10 Б классе

«Отклоняющееся поведение»

         Данный урок является вторым в рамках изучения темы «Социальные нормы и отклоняющееся поведение». На данную тему согласно рабочей программы по обществознанию отводится 3 часа. На предыдущем уроке были рассмотрены  понятия социальные нормы, виды социальных норм, социальный контроль, дана общая характеристика отклоняющегося поведения. В учебнике содержится минимальный материал по данной теме, но она является очень важной и актуальной.  Разрешить эту проблему, призван метод проектов, как одно из средств компетентностного подхода в преподавании, способного реализовать следующие задачи обучения в целом:

- информация используется как средство организации деятельности на уроке;

- обучаемый выступает как субъект деятельности взяв на себя ответственность за обучение и контроль, а его личностное и интеллектуальное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

 

Характеристика класса.

      В данном классе я работаю первый  год. В классе обучается 21 человек.  Несмотря на это  ребят я знаю достаточно хорошо, между мной и классом существуют доброжелательные взаимоотношения, позволяющие добиваться хороших результатов в обучении.

    10Б  класс обладает достаточно высоким уровнем обученности. Об этом свидетельствуют результаты срезовых работ и итоги 1 полугодия.

    В классе есть учащиеся, проявляющие к предмету обществознанию повышенный интерес. Эти ребята участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях.

    На уроках, как правило, большая часть  класса проявляет достаточный уровень активности, но есть ученики, которые предпочитают отмалчиваться, оставаться в тени. Поэтому, я стараюсь использовать различные формы обучения, проверки знаний учащихся, стараюсь заинтересовать этих ребят, дать возможность проявить себя. С начала учебного года я внедряю в данном классе  метод проектов. Учащиеся активно участвуют в проектной деятельности.

     Что касается психологических особенностей класса они следующие: по типу темперамента -  в классе 7   флегматиков (33%), 8 сангвиников (38%), 4 холерика (19%) и 2 меланхолика (9,5%).  По способу восприятия информации в классе 15 визуалов (74%), 5 аудиалов (24%) и один кинестетик (2%).

    Изучение эмоционально-волевой сферы показало, что при обучении в данном классе, ученики чувствуют себя комфортно, без проявления тревожности. В классе высокий уровень групповой сплоченности. Учащиеся дружелюбно относятся друг к другу, ярко выраженных лидеров в классе нет. Я провела диагностику по  сформированности  общеучебных умений и навыков и ключевых компетенций, в итоги наблюдается по всем показателям средний уровень.

№ вопроса

Умения

Максимальное кол-во баллов(%)

Уровень сформированности определенных умений и навыков (баллы и % по классу)

1.

Учебно-организационные

84 б = 100%

65 б = 77%

2.

Учебно-информационные

147 б = 100%

109 б = 74%  

3.

Учебно-интеллектуальные

189 б = 100%

147  б = 78%

4.

Учебно-коммуникативные

189 б = 100%

136 б = 72%

«Результаты анкетирования учащихся по сформированности общеучебных умений и навыков»

Результаты анкетирования учащихся

«Формирование ключевых компетенций»

Название компетенции

 2008-2009

Изучить

61%

Искать

71%

Думать

63%

Сотрудничать

76%

Умение приниматься за дело

74%

 Адаптироваться

69%

Исходя из данных дагностики, сложности и объема изучаемого материала , особенностей данного класса, в рамках образовательной программы школы цели сформулировала следующим образом:

 Образовательная – рассмотреть  основные виды отклоняющегося поведения: алкоголизм, наркомания, преступность. Выявить их причины, опасность и меры борьбы.

Развивающая -   работать над формированием информационной и коммуникативной компетенциями,  совершенствовать умения публичных выступлений, умений обобщать, делать выводы. Развивать творческие способности учащихся. Привлечь учащихся к анализу сформированности коммуникативной компетенции.

Воспитательная -  способствовать формированию активного противостояния противоправному поведению, выработке устойчивого негативного отношения к преступности, алкоголизму, наркомании, как основам ЗОЖ.   Воспитание  уверенность в себе и в своих силах.  

 Содержание учебного материала  соответствует требованиям программы.Для достижения данных целей и задач применяю метод проектов.

 Использование метода проектов способствует оптимизации процесса обучения (т.е. выбора наиболее эффективных условий обучения с учетом индивидуальных возможностей учеников и учителя). Поэтому логика урока будет не типичной для традиционного урока. Данный урок – это заключительный этап проекта «Отклоняющееся поведение» - этап представления его результатов.

     Следует заметить, что три  недели назад ребята получили опережающее задание, целеполагания, план работы над проектом, были составлены группы, выбраны руководители. Это был первый этап работы. Второй и третий этапы – это, как того требуют условия проектной деятельности, самостоятельная работа учащихся над проектом. Это и есть собственно учебно-познавательный процесс, направленный на результат. За рамками урока остался этап сбора информации, работа с дополнительными источниками информации, планирование работы, выбор методов исследования, выбор объекта и предмета исследования, распределение обязанностей в группе, работа над каждой частью проекта, коррекция ожидаемого результата. Т.е. организационно-исследовательская часть работы групп, где консультация учителя или деятельное участие предполагалось только по просьбе учащихся.

     Несмотря на нетрадиционную форму учебного занятия, обусловленную использованием метода проектов, урок будет включать основные этапы современного урока: организационный момент, постановка целей и задач урока, организация восприятия и творческое осмысление новой информации, обобщение, подведение итогов занятия, самооценка и взаимооценка проектов, домашнее задание.

     Если рассматривать данный урок с точки зрения традиционной типологии уроков - это урок обобщения и систематизации знаний(по М.И. Махмутову).По форме организации   учебное занятие  – нетрадиционное:  презентации проектов в форме конференции.

Внутрипредметные и межпредметные связи обеспечиваются методом проекта и самой тематикой урока. Среди них связь с  информатикой, биологией, правоведением.

Для работы на уроке привлечен большой дополнительный материал, обусловленный логикой урока.

     С одной стороны – это источники информации, где наряду с учебником использовались справочники, пособия, энциклопедии по обществознанию, ресурсы  Интернета.

     С другой стороны - объект исследования. Это материал, выбранный самостоятельно ребятами и служащий цели формирования общего представления  об отклоняющемся поведении.

Используемые методы -  словесный и наглядно-демонстрационный,

Формы организации учебной деятельности учащихся   -  индивидуальная, групповая.  

       Выбор перечисленных   форм работы позволит вовлечь в работу каждого ученика класса, должен способствовать снятию утомляемости учащихся и активизации восприятия новой информации.  Методы работы позволят воздействовать на зрительное и слуховое восприятие школьников, благодаря чему будет достигнут максимальный результат в обучении.

Наш урок представляет собой 4 этап проектной деятельности, значит, и учитель, и ученик будут полноправными субъектами образовательного процесса.

Этап представления результатов

  1. Публичная презентация проектной работы (учащиеся ознакомлены с требованиями к оформлению и представлению проекта, знакомы с критериями оценки)
  2. Анализ работы, проделанной в течение проектного периода, в форме взаимооценки, самооценки и оценки учителя.
  3. Оценка работы проектной группы в целом и каждого ее ученика по листам оценивания.

На учебном занятии будет использовано следующее оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

 Контроль на уроке запланирован как инструмент для самокоррекции в форме самоконтроля, взаимоконтроля и комплексной оценки. В ходе защиты проектов учащиеся будут осуществлять взаимооценку, также я попрошу коллег осуществить оценку презентаций проектов. Метод проектов не предполагает на данном занятии выставление отметок, для их выставления необходим комплексный анализ по всем критериям проектной деятельности. Оценки будут выставлены на следующем уроке и прокомментированы.

Запасной методический и содержательный ход:

Если времени  будет недостаточно, то планируется не слушать одну из групп. Если же время останется, то будет проведена анкета.

Анкета

  • Что затрудняло работу на проведенном уроке?
  • Что для тебя было полезно на этом уроке?
  • Чему ты научился?

Планируемые результаты.

По итогам урока учащиеся должны

        знать

  • основные  виды отклоняющегося поведения (алкоголизм, наркомания, преступления);
  • его причины и последствия;  
  • меры борьбы и профилактики алкоголизма, наркомании и преступности.

        уметь

  • делать правильный выбор в жизненных ситуациях
  • приводить примеры влияния отклоняющегося поведения на здоровье, семью, общество.
  • объяснять социальную опасность преступности

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект учебного занятия по обществознанию в 10 Б классе Учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 1 Никиташина А. В.

Слайд 2

Тема учебного занятия: "Отклоняющееся поведение"

Слайд 3

Результаты анкетирования учащихся по сформированности общеучебных умений и навыков № вопроса Умения Максимальное кол-во баллов(%) Уровень сформированности определенных умений и навыков (баллы и % по классу) 1. Организационные 84 б = 100% 65 б = 77% 2. Информационные 147 б = 100% 109 б = 74% 3. Интеллектуальные 189 б = 100% 147 б = 78% 4. Коммуникативные 189 б = 100% 136 б = 72%

Слайд 4

Результаты анкетирования учащихся «Формирование ключевых компетенций» Название компетенции 2008-2009 Изучить 61% Искать 71% Думать 63% Сотрудничать 76% Умение приниматься за дело 74% Адаптироваться 69%

Слайд 5

Этап представления результатов Публичная презентация проектной работы. Анализ работы, проделанной в течение проектного периода. Оценка работы проектной группы в целом и каждого ее ученика.

Слайд 6

Оценочный лист выполнения и защиты проекта

Слайд 7

Показатели качества Максимальный балл Самооценка Взаимо - оценка Оценка педагога Общий результат Достигнута ли цель проекта; 2 Оформление проекта (оценка качества оформления); 2 Качество представленного проекта; 2 Качество защиты проекта: - уровень информированности учащегося по теме, свобода владения материалом; 2 - научность, раскрытие теоретических аспектов; 2 - владение способами ораторского мастерства; 2 Практическая деятельность: - реальность и практическая ценность проекта; 2 - уровень самостоятельности членов рабочей группы, работа в команде; 2 - качество оформленных наглядных пособий; 2 Актуальность и новизна предлагаемого решения проблемы (темы); 2 ИТОГО: 20 Средний балл (отметка) Оценка: 17-20 баллов – «5» «2» - выражено в полной мере 13-16 баллов – «4» «1» - выполнено частично 8-12 баллов – «3» «0» - данный показатель не наблюдается 1-7 баллов – «2»

Слайд 8

Анализ активности и участия членов рабочей группы в выполнении и защите проекта (заполняет руководитель группы) № п/п Ф.И. членов рабочей группы Очень активный Активный Недостаточно активный Выполнение Защита Выполнение Защита Выполнение Защита 1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 9

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ Максимальное количество баллов Оценка группы Оценка учителя Титульный слайд с заголовком Минимальное количество – 8 слайдов Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики, иллюстрации и рисунки) Библиография 5 10 5 5 Содержание Использование эффектов анимации Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных, полученных в результате исследования 10 10 Организация Текст хорошо написан и сформулированные идеи ясно изложены и структурированы Слайды представлены в логической последовательности Красивое оформление презентации 10 5 10 Общие баллы 65 Критерии оценки мультимедийной презентации


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конференция "Наше "сегодня" определяет наше "завтра"! Отклоняющееся поведение

Слайд 2

Цель конференции: Рассмотреть основные виды отклоняющегося поведения. Выявить причины, опасность и меры борьбы с ними.

Слайд 3

Этап представления результатов проектной деятельности

Слайд 4

Домашнее задание Написать эссе «Счастье и здоровье - мои и моих детей - зависят от меня самого» “ Наркобизнес живёт за счёт безвольных дураков” “ Сначала человек пьёт вино, а потом вино пьёт человека”. “ Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятые: голод, чума и война”.



Предварительный просмотр:

Учебное занятие  по теме: " Отклоняющееся поведение". 10-й класс

Цели урока:

 Образовательная – рассмотреть  основные виды отклоняющегося поведения: алкоголизм, наркомания, преступность. Выявить их причины, опасность и меры борьбы.

Развивающая -   работать над формированием информационной и коммуникативной компетенциями,  совершенствовать умения публичных выступлений, умений обобщать, делать выводы. Развивать творческие способности учащихся. Привлечь учащихся к анализу сформированности коммуникативной компетенции.

Воспитательная -  способствовать формированию активного противостояния противоправному поведению, выработке устойчивого негативного отношения к преступности, алкоголизму, наркомании. Воспитание  уверенность в себе и в своих силах.  

Необходимые ресурсы, материалы:

1. Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.
2. Дополнительные устройства: компьютер, Мультимедийный проектор, экран, магнитофон.
3. Материалы: мультимедийные презентации учителя и учеников.

Тип урока: конференция «Наше «сегодня» определяет наше «завтра»»

Структура урока:

Этапы

Формы и методы

Время

Подготовительный.

Подготовка учащимися и создание проектов   по теме: « Отклоняющееся поведение»

Дополнительно дома.

Введение.

Постановка целей и задач урока.

Вводное слово учителя.

1–2 мин.

 1 мин

 Защита проектов

 

 

 

Выступление и защита проектов по темам:

1. « Преступление и наказание»

2.  «Алкоголизм – путь в никуда»

3.   «Наркомания – стремление к смерти»

 7 минут на представление и защиту проектов

 

4  Творческий проект «Мы выбираем жизнь»

5.   Практико-ориентированный проект: «Мы выбираем спорт»

 

 

 Обобщение и закрепление.

 Подведение итогов. Выводы. Рефлексия.

4 мин.

Ход урока

  1. Вводное слово учителя – 1- 2 мин.

Тема нашего учебного занятия “Отклоняющееся поведение” является актуальной сегодня. Проблема алкоголизма, наркомании, преступности стоит в центре внимания семьи, государства, общества. Каждый человек выбирает свой путь сам. Вы стоите на пути к своему выбору. Мы сегодня ещё раз обратим внимание на опасность некоторых проявлений отклоняющего поведения. Занятие  у нас сегодня будет проходить в форме конференции на тему «Наше «сегодня» определяет наше «завтра»».

Предварительно,  класс был поделен на группы, и каждая из групп готовила проекты по заданной теме. На конференции будут представлены готовые результаты исследований. При защите проектов необходимо соблюдать регламент выступления, после защиты вы  можете задать интересующие вас вопросы. В ходе конференции мы будем осуществлять взаимооценку проектов, необходимые бланки у вас находятся на столах.

2. Защита проектов.

1 группа  Слово предоставляется группе подготовившей проект по  «Преступности»

Вопросы. Взаимооценка. Самооценка.(см. Приложение)

2 группа Проект «Алкоголизм – путь в никуда»

Вопросы. Взаимооценка. Самооценка.

3 группа Проект « Наркомания – стремление к смерти»

Вопросы. Взаимооценка. Самооценка.

Альтернатива

 4 группа Творческий проект «Мы выбираем жизнь»

Вопросы. Взаимооценка. Самооценка.

5 группа   Практико – ориентированный проект «Мы выбираем спорт»

Вопросы. Взаимооценка. Самооценка.

Заключительный этап урока:

Он сводится к рефлексии, т.е. размышлению, оценке своей деятельности в реализации поставленных учебных задач. Как мы работали? Каким путем шли к разрешению проблемы? Что у нас получилось лучше? Что хуже? Почему? Где мы, исходя из полученного опыта, могли бы пойти другим путем.

Теперь давайте подведем итоги и проанализируем  нашу работу.

Вопросы:

  1. Кого из выступающих на сегодняшнем занятии вы бы отметили? Чье выступление, проект вам более всего понравился
  2. Какие замечания, пожелания вы могли бы высказать своим одноклассникам?

Учитель. Сегодня в ходе конференции было представлено 5 проектов по теме «Отклоняющееся поведение»  Мы проследили причины, последствия и меры борьбы с алкоголизмом, наркоманией и преступностью. Предложили альтернативы поведения. Спасибо всем за работу!        


Приложение

Критерии оценки

мультимедийной презентации

Учащиеся______________________________  Дата______

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

  • Титульный слайд с заголовком

5

  • Минимальное количество – 8 слайдов

10

  • Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики, иллюстрации  и рисунки)

5

  • Библиография

5

СОДЕРЖАНИЕ

  • Использование эффектов анимации

10

  • Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных, полученных в результате исследования

10

  • Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

ОРГАНИЗАЦИЯ

  • Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

  • Слайды представлены в логической последовательности

5

  • Красивое оформление презентации

10

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

 75

Рассмотрено: ________________________________________

Замечание:  Каждая работа должна быть рассмотрена группой и учителем.  


Анализ активности и участия

членов рабочей группы в выполнении и защите проекта

(заполняет руководитель группы)

№ п/п

Ф.И. членов рабочей группы

Очень активный

Активный

Недостаточно активный

Выполнение

Защита

Выполнение

Защита

Выполнение

Защита

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.


Оценочный лист выполнения и защиты проекта

   

Показатели качества

Максимальный балл

Самооценка

Взаимо -

оценка

Оценка педагога

Общий результат

Достигнута ли цель проекта;

2

Оформление проекта (оценка качества оформления);

2

Качество представленного проекта;

2

Качество защиты проекта:

- уровень информированности учащегося по теме, свобода владения материалом;

2

- научность, раскрытие теоретических аспектов;

2

- владение способами ораторского мастерства;

2

Практическая деятельность:

- реальность и практическая ценность проекта;

2

- уровень самостоятельности членов рабочей группы, работа в команде;

2

- качество оформленных наглядных пособий;

2

Актуальность и новизна предлагаемого решения проблемы (темы);

2

ИТОГО:

20

Средний балл  (отметка)

Оценка:

17-20 баллов – «5»                                «2» - выражено в полной мере

13-16 баллов – «4»                                «1» - выполнено частично

8-12 баллов – «3»                                  «0» - данный показатель не наблюдается

1-7 баллов – «2»



Предварительный просмотр:

Самоанализ учебного занятия по обществознанию в 10 Б классе

«Отклоняющееся поведение»

В соответствии с целью учебного занятия мы рассмотрели основные виды отклоняющегося поведения, выявили причины, опасность и меры борьбы, предложили свои альтернативы поведения. Наиболее оптимальный вариант для данного занятия был выбран  метод проектов.

Данное учебное занятие проходило в форме конференции, где были представлены 5 проектов, которые рассматривали причины, последствия отклоняющегося поведения и меры борьбы с ними. На занятии была создана ситуация успеха.   Все ребята были задействованы  в работе , на обычных уроках они не активны., обеспечивали техническое обеспечение, участвовали в взаимооценке и анализе. Ребятами  были подготовлены и представлены  презентации проектов, которые содержали основные идеи и результаты проектной работы. Соблюдался регламент выступления, учащиеся задавали интересующие вопросы. После защиты каждой из групп, её участники осуществляли взаимооценку проектов.  В конце занятия, при анализе сформированности коммуникативной компетенции, учащиеся отметили понравившиеся проекты и выступления, а так же высказали свои пожелания и замечания. Использование метода проектов способствовало оптимизации процесса обучения (т.е. выбора наиболее эффективных условий обучения с учетом индивидуальных возможностей учеников и учителя). Несмотря на нетрадиционную форму учебного занятия, обусловленную использованием метода проектов, урок  включал основные этапы современного урока: организационный момент, постановка целей и задач урока, организация восприятия и творческое осмысление новой информации, обобщение, подведение итогов занятия, самооценка и взаимооценка проектов, домашнее задание.

В ходе работы при подготовке, представлении и защите проектов, учащиеся продемонстрировали  владение следующими компетенциями:

информационной компетенцией: – владение информационными технологиями;   передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу,  диаграмму и др.).

коммуникативной компетенцией: -   умение вступать в диалог   с целью быть понятым, овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи; навыки и умения использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующие опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся школы, публичное выступление. Владение различными социальными ролями, общение с людьми, навыки работы в группе. 

     Я считаю,  публичная презентация позволила учащимся глубже осознать полученный в ходе исследования опыт, почувствовать значимость проделанной работы и овладеть навыками публичного выступления.

Я считаю, что занятие достигло своих целей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок -семинар по теме "Решение тригонометрических уравнений" в 10 классе

Отработать навыки решения тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным, и однородных уравнений....

Открытый урок – семинар по теме «Задачи на оптимизацию»

Очень важны  знания математики человеку, сидящему за компьютером, строителю, инженеру, экономисту, а так же простому плотнику; показали связь математики с другими предметами, в частности, с физик...

План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика” по теме “Великие географические открытия”

План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика”по теме “Великие географические открытия”...

Открытые уроки. семинары

Городской семинар учителей истории и обществознания, открытый урок по истории в 10 классе на тему "Эпоха Петра Великого" и фотоотчет....

Открытый урок-семинар в 10 классе по теме "Простое осложненное предложение"

Технологическая карта урока-семинара. В основе урока проектные работы учащихся, связанные с исследовательской работой с художественными текстами различных стилей речи...

Открытый урок-семинар по теме: "Повторение "Словообразование" для 6 класса

Открытый урок-семинар по теме: "Повторение "Словообразование" для 6 класса...

проекты, открытые уроки, семинары

проекты, открытые уроки, семинары...