Игровая программа "Правовой турнир"
материал по обществознанию на тему
Целью игры является формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсно - игровая программа «Правовой лабиринт»
Цели:
1. Формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения.
2. Закрепление знаний Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека.
3. Развитие умения отстаивать свои права и воспитание чувства ответственности.
4. Воспитание сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.
Форма проведения: игра- конкурс
Участники: дети среднего и старшего школьного возраста
Оборудование: два больших стола, стулья; техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор; карточки с заданиями, бумага, ручки, «чудесный мешочек» с мелкими игрушками, памятки, таблички с названием команд.
Ход мероприятия:
Слайд 2
Выходят чтецы.
1-й чтец: Всё лучшее, что в человеке есть: Его права и жизнь его, и честь, А жизнью пользуясь по праву, Я гордо говорю: имею право!
2-й чтец: Свободно жить под солнцем и луной, И восхищаться красотой земной; Не быть рабом и пыток не терпеть, А песню жизни вдохновенно петь;
1-й чтец: Могу я погостить за рубежом, Потом вернуться в свой любимый дом; Свободу мысли, слова я имею, Но совесть есть, грубить другим не смею.
2-й чтец: А подрасту - поможет мне держава Работу выбрать – имею право. Ну а пока я – ученик: Учу уроки, подаю дневник…. Досугу - час, А школе - всё внимание. Использую я право, На образование.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек.
Слайд 3
10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвященный принятию в 1989 году очень важного документа – Конвенции о правах ребёнка. В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять свои права и не нарушить права другого.
Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
Слайд 4
Чтобы вы смогли лучше разобраться в своих правах и обязанностях мы проведём конкурсно - игровую программу «Правовой лабиринт». Упражнение «Кто пойдёт со мной в поход». Вызываются два добровольца. Ведущий задаёт им вопрос « Кого бы Вы взяли с собой в поход?». Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задаётся следующий вопрос « Кому бы, вы доверили нести рюкзак?». Тем, кого выбрали, задаётся следующий вопрос «Кому бы, вы доверили свой секрет?». Так участники игры делятся на команды.
Командам вручаются конверты. В них лежат карточки с названием команды (всего две команды). Займите места за столом с соответствующим названием.
Следить за игрой и определять победителей будут люди, хорошо знающие законы и обязанности взрослых и детей. Это, директор, завучи по учебной и воспитательной работе.
Ведущий: Игра начинается.
Слайд 5
1 Задание: «Азбука права». Сейчас я буду читать вопросы. Если вы готовы дать ответ, поднимите руку. Ваша задача быстрее соперников подобрать к каждому определению правильное слово. Список слов вы видите на экране.
- До какого возраста человек считается ребенком? (До 18 лет)
- Бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. В уголовном праве – вид преступления, выражающийся в осквернении общественных сооружений надписями, грубо оскорбляющими общественную нравственность, порче имущества на общественном транспорте или иных общественных местах. (Вандализм)
- Основной закон государства. (Конституция)
- Совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения. (Право)
- Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие. (Преступление)
- Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор)
- Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами,
которые его подписали. (Конвенция)
Слайд 6 (заставка)
Ведущий: А сейчас предлагаем вам посмотреть сценку «Чужой телефон».
Выходят дети с портфелями и кладут их.
1 - Ты не пойдешь на физкультуру?
2 - Нет, я освобождена.
Все уходят, кроме 2. Она садится и начинает рисовать.
2 - Ой, резинки нет. У кого бы взять? Посмотрю у 1.
2 Начинает что-то искать в портфеле. Находит сотовый телефон, начинает смотреть его, читает сообщения. В это время входит 1.
1 - Почему ты открыла мой портфель? И играешь моим телефоном?
2 - А что такого, я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
- На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете ребята?
Высказываются дети.
- Это право называется – правом собственности. Т.е. каждый человек, в том числе и ребёнок, имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.
2 Задание: « Шифровка».
Ведущий: Командам раздаются конверты с шифровками. Нужно расположить карточки в таком порядке, чтобы прочитать высказывания известных людей. Время на размышление – 2 минуты. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 2 балла.
1 набор: десятерых, одного, простить, казнить, чем, лучше, виновных, невиновного. Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить.
2 набор: рабами, свободными, быть, законов, мы, быть, чтобы, должны. Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными
3 набор: Изучать, не, того, решит, у, времени, не останется, кто, все, их, законы, нарушать. У того, кто решит изучать все законы, не останется времени их нарушать.
4 набор: Закон, ничто, плохо, как, то, мы, каждый, знать, должен, так, не знаем что. Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать – закон.
3 Задание: «Путешествие в сказку».
Сейчас задание для команд. Вы будите рассматривать иллюстрации к сказкам. Ваша задача: определить, каким правом воспользовались герои.
Слайд 8
Давайте посмотрим на слайд «Красная шапочка» - каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Слайд 9
«Буратино идёт в школу» - каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное – общедоступными.
Слайд 10
«Гадкий утёнок» - все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
Слайд 11
«Доктор Айболит» - право на получение медицинской помощи и лечения.
Слайд 12
«Золушка» - право на труд, но эксплуатация чужого труда преследуется законом.
Слайд 13
«Ледяная избушка» - право на неприкосновенность жилища.
Слайд 14
Слайд 15
4 Задание: «Определи преступление».
Команды получают листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно определённое преступление команда получает по 1 баллу. Всего перечислено 8 преступлений. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 8 баллов.
№ | Преступления | Юридическое название |
Иван исписал стены дома надписями «7а» – самый лучший класс!» | Вандализм | |
Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете | Кража | |
Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» | Угон | |
Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба | Заведомо ложное сообщение об акте терроризма | |
Коля заставил малыша дать 10 рублей | Вымогательство | |
Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | Хулиганство | |
Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала её на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | Оскорбление | |
Витя отобрал у Кости CD-плейер | Грабеж |
Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Это разрешается – это запрещается». Я читаю стихи, а вы хором отвечаете, что запрещается, а что разрешается
1. Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это …(разрешается)
2. Рисовать и петь, учиться.
Если заболел – лечиться.
Это … (разрешается)
3. Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
4. Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет надрывается.
Бить, наказывать ребёнка
Строго …(запрещается)
5. С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить-
Это …(разрешается)
6. Трудится маленький ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Тоже … (запрещается)
7. Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
5 Задание: «Отгадай кроссворд».
По горизонтали:
1. По Конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.
2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.
3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?
4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.
По вертикали:
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?
2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день
Слайд 16
Ведущий: А сейчас я приглашаю 3 человека от команды. Проведём игру «Я знаю Конвенцию…». Необходимо, вынуть из мешка любой предмет и глядя на него найти карточку на столе, какое право Конвенции ООН можно применить для данной игрушки.
№ п/п | предмет | Статьи Конвенции… |
1 | Сердце (мягкая игрушка) | ст.6. Право на жизнь… |
2 | Бейдж, паспорт ит.д.
| ст.7. Право на имя… |
3 | Блокнот, телефон, фотоаппарат и т.д. | ст. 13. Право свободно выражать своё мнение, получать и передавать информацию… |
4 | Иконы (календарь) | ст. 14. Право на свободу мысли, совести и религии ст. 30. Право пользоваться своей культурой… |
5 | Таблетки | ст.24. Право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения… |
6 | Нож (игрушка) | ст. 19. Защита от всех форм насилия, оскорбления, грубого обращения… |
7 | Кисточка для рисования, карандаши, ручка т. д. | ст.28. Право на образования |
Слайд 17
Ведущий: Каждый имеет не только права, но и обязанности перед обществом.
Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. В нашей Конституции записаны не только права, но и обязанности, которые имеют непосредственное отношение к вам, детям.
- Подумайте, какие обязанности есть у каждого ребёнка?
(Обязанности: уважать старших и друг друга, уважать взгляды, свободу и интересы других людей, культурно вести себя на уроках и на переменах, т.е. соблюдать правила поведения в школе, а так же и за её пределами, ходить опрятным, аккуратным, выполнять устав школы, выполнять все поручения, в том числе и домашнее задание без всяких отговорок, беречь школьное имущество и все принадлежности.)
Ведущий: Назовите правоохранительные органы, которые стоят на защите прав человека.
Слайд 18
Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности. Давайте их озвучим. (Озвучивают представители команд)
Ведущий:
Наши поступки… Всегда ли они приносят добро людям? А себе самому? Ведь ещё Сократ много веков назад решил посвятить жизнь выяснению вопроса, почему люди знают, как надо поступать, а поступают наоборот. Кто не знает, что грабить, насиловать, убивать, красть… не только безнравственно, но и противоправно? А почему-то грабят, убивают, крадут… Скажете – это жизнь. Да, это и многое другое – красивое и безобразное, истинное и ложное, доброе и злое есть жизнь. Десятки, сотни, тысячи вопросов… Один другого мудрее, противоречивее, неразрешимее. Однако разрешать их надо, иначе как жить дальше? Послушайте , пожалуйста, притчу.
Слайд 19
Восточная притча.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Слайд 20
Что ответил Мастер своему ученику?
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
- Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
- Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Слайд 21
Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
Слайд 22
Ведущий: Давайте вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Порядочность.
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим. Справедливость.
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. Разумность.
4.Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. Воспитанность.
5. Такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются Обязанности.
Слайд 23
Слово жюри, подведение итогов конкурса.
Ведущий. Пока жюри подводит итоги, мы с вами ответим на викторину
«В шутку о серьезном»
23 слайд. 1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери»)
24 слайд...25 слайд. 2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета.)
26 слайд. 3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».)
27 слайд…28 слайд. 4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока.)
29 слайд…30 слайд. 5. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. (Буратино.)
31 слайд. 6. Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? (Глеб Жиглов.)
32 слайд. 7. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница».)
33 слайд… 34 слайд. 8. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка.)
Вопросы первой команде:
1. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России (Референдум.)
2. Кто является главой Российской Федерации (Президент РФ.)
3. Какие органы из этого перечня не входят в систему органов государственной власти? Совет Федераций, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы.
4. Когда отмечается День прав человека? (10 декабря.)
5. Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация.)
6. Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило поведения. (Норма права.)
7. Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо.)
Вопросы второй команде:
- Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция.)
2. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (Человек до 18 лет.)
3. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ.)
4. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России. (Многонациональный народ РФ.)
5. Как называется тайное хищение имущества? (Кража.)
6. Как называется законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. (Кодекс.)
7. Назовите общее понятие для перечисленных терминов: правосудие, суд, система судебных учреждений. (Юстиция.
Ответное слово жюри
Слайд 24
Ведущий: Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам законов, которые мы должны не только знать, но и соблюдать. В жизни, как и в нашей игре, побеждает тот, кто знает свои права. Этому вас учат в школе, учит сама жизнь. Пока мы не поймём этой истины, нам будет трудно жить среди людей. Надеемся, что на вашем жизненном пути всегда будут соблюдаться ваши права, а вы сами будите всегда исполнять свои обязанности. Я предлагаю закончить нашу игровую программу песней «Большой хоровод»
Слайд 25
Благодарим за внимание, знайте свои права и выполняйте обязанности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая программа по математике "Турнир смекалистых", 5 класс
Внеклассное мероприятие по математике, составленное в игровой форме для учащихся 5 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-571195-1422961192.png)
Сценарий спортивно-игрового турнира «Готов ты Родине служить?»
Рекомендуется для проведения мероприятий, посвещенных Дню Защитника Отечества....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/31/picture-402864-1396262631.jpg)
Игра «Турнир знатоков» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (игровые технологии на уроке литературы)
Конспект урока по литературе в 5 классеИгра «Турнир знатоков» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»(игровые технологии на уроке литературы)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/19/picture-1032325-1524139220.jpg)
Игровая программа "Рыцарский турнир"
Игровая программа проводится в рамках празднования 23 февраля....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/23/picture-142602-1429769826.jpg)
Игровая программа "Турнир знатоков"
Необходимость правового воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает, что было подчеркнуто и в докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., озаглавленном «Образование: со...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/12/picture-1303351-1610413215.jpg)
Рыцарский турнир - конкурсно-игровая программа для учащихся 5-6 классов ко Дню Защитника Отечества.
Конкурсно-игровая программа для учащихся 5-6 классов....