Конституция. Основной закон страны.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Привалова Маргарита Алексеевна

Конституция. Основной закон страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._differensaii_2.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Конституция. Основной закон страны.

Цели:

  • познакомить обучающихся с основным законом страны;
  • научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;
  • работать над формированием понятийного аппарата;
  • развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;
  • продолжить формирование навыков работы в группе.

 Оборудование: Конституция (для каждой группы, или обучающегося), листы ватмана, маркеры, плакаты: «ЛИЧНЫЕ ПРАВА», «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА», СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ», лента для рефлексии.

Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция, разминка.

Основные понятия и термины: Конституция, права, обязанности, правовой статус человека.

ХОД УРОКА

Записывается тема урока.

1. Вопрос учителя. Какие ассоциации вызывает у вас слово «Конституция»?

Задание: в течение одной минуты в рисунке изобразить ассоциации к слову Конституция с правой стороны от темы урока, один из обучающихся (по желанию) рисует на доске. Остальных можно спросить: кто и что нарисовал

2. Вопрос учителя. Что такое Конституция?

Методом «мозгового штурма» проводится обсуждение слова «Конституция». Ответы записываются на листе ватмана или на доске.

3. Для знакомства с текстом Конституции проводится игра«Неизвестная страна».

Обучающиеся делятся на группы (можно использовать любой способ деления на группы)

Цель игры: показать, что права и обязанности часто вызваны жизненной необходимостью.

«Представьте, что вам удалось открыть новую страну, в которой никто раньше не жил, в которой нет ни правил, ни законов. Ваша группа жители этой новой страны. Здание:

  1. Каждый в тетради составляет перечень правил безопасной жизни, которые должны быть гарантированы каждому в этой стране.
  2. Обсудив друг с другом свои перечни, составьте 10 самых важных правил и оформите их на листе ватмана, начав работу с названия вашей страны.
  3. Каждая группа представляет свои правила по очереди. Другие группы внимательно слушают и задают вопросы.
  4. Вопрос учителя:
  • «Можно ли как-то сгруппировать похожие права и обязанности?»
  • Права выделите зеленым цветом:
  • личные
  • политические
  • социально-экономические
  • культурные
  • Обязанности выделите красным цветом
  • Что бы вы дополнили к перечням?
  • Являются ли они всеобщими?
  • Другие вопросы.
  1. Работа с Конституцией.

Цель: найти схожие статьи в Конституции. Номера статей выписать рядом со схожими правилами на ватмане.

Вопросы группам:

1) Каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?
2) Какие обязанности записаны в Конституции?

Ответы обучающихся:

ст. 57 – платить налоги
- ст. 59 – защита Отечества
- ст. 58 – об охране природы и окружающей среды
- ст. 44 – забота об охране памятников культуры
- ст. 38, п.2 – забота о детях обязанность родителей, п.3 – забота детей о нетрудоспособных родителях.

Выводы: права и обязанности человека составляют его правовой статус.

 4. Мини-лекция.

1) Рассказать о первых законах Древнего Рима – Римское право.
2) О законах Хаммурапи.
3) О принятии в 1689 году парламентом Великобритании «Билля о правах», который ограничивал власть короля и гарантировал права и свободы.
4) О Конституции 1787 года США.
5) О «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года мо Франции.

Подробнее об истории 5-ти Конституций России – 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.

Главное правило при составлении Конституции – это то, что все другие законы страны не должны противоречить Конституции.

5. Разминка – физкультминутка. Закрепление.

  • На стенах по разным углам необходимо развесить плакаты, определяющие разные права.
  • Все дети встают вкруг в центре класса. Учитель зачитывает права человека по порядку. Обучающиеся выбирают, к какому плакату им встать.

Условие: обучающиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.

Перечень прав для разминки:

  • право на жизнь;
  • право на свободу мысли;
  • право на труд и выбор профессии;
  • право на национальный язык;
  • тайна переписки;
  • право на участие в митингах и собраниях;
  • право на отдых;
  • выбор места проживания;
  • право на образование;
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • право на социальное обеспечение;
  • и другие.

В конце разминки обязательно подвести итоги, похвалить и поблагодарить за хорошую работу.

6. Возвращение к началу урока.

Посмотреть на записи, сделанные на ватмане к вопросу «Что такое Конституция».
Сделать выбор неверных ответов и дать определение термина «Конституции».
Обратить внимание обучающихся на связь прав и обязанностей человека.

7. Рефлексия.

Вопросы учителя:

  1. У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?
  2. Кому было некомфортно на уроке? Почему?
  3. Как бы вы оценили работу: класса, вашей группы, свою?
  4. Кого можно выделить.

Учитель приглашает встать детей на «Ленту рефлексии» по своему самочувствию, на которой 3 отметки:

- 0 градусов;
- 36, 6 градусов – самое комфортное состояние человека в любое время;
100 градусов.

Условие: каждый ребенок (либо по желанию) говорит о своем самочувствии в конце урока. (Либо вопросы учителя задаются в этот момент).

 8. Домашнее задание

П. 9, практикум к параграфу – выполняют все.

По выбору:

1. Подготовить сообщение о главах и разделах Конституции РФ.
2. Предложить поправки к Уставу школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию "Конституция – основной закон страны."

Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ....

Конспект урока обществознания в 6 классе по теме "Конституция - основной закон страны"

тема "Конституция - основной закон страны".Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности...

Конституция- основной закон страны

Презентация.Конституция- основной закон страны....

Классный час "Конституция- основной закон страны"

Классный час, посвящен 20-летию российской Конституции....

Урок-путешествие "Конституция-основной закон страны"

Урок разработан для учащихся 7-8 классов, посвящённый 20-летию Конституции....

урок по обществознанию в 9 классе "Конституция-основной закон страны"

Урок по обществознанию в 9 классе и использованием ЭОР по теме: "Конституция-основной закон страны"...

Открытый урок по обществознанию в 6 "А" классе по теме "Конституция - основной закон страны"

Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.Развивающая...