Главные вкладки

    20_02_8класс_общество_роль государства в экономике
    план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    20_02_8класс_общество_роль государства в экономике

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 20_02_8klass_obshchestvo_rol_gosudarstva_v_ekonomike.docx36.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока

    Роль государства в экономике

    Тип урока

    Изучение нового материала

    Дата урока

    Образовательные ресурсы

    • Домашек, Е.В. школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е.В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
    • Презентация «Роль государства в экономике» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

    http://ant-m.ucoz.ru/load/obshhestvoznanie/prezentacija/rol_gosudarstva_v_ehkonomike/5-1-0-7

    План урока

    1. Государство и экономика.
    2. Налоги.
    3. Государственный бюджет.

    Цель урока

    Создать условия для формирования представления о способах воздействия на экономику, которые может использовать государство.

    Формы и методы обучения

    Методы:  частично-поисковый.

    Формы:  индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.

    Основные понятия и термины

    Налогообложение, прямые и косвенные налоги, государственный бюджет.

    Планируемые результаты

    Объем освоения и уровень владения компетенциями

    Компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетенция

    Научатся: определять способы воздействия на экономику, которые может  использовать государство;  называть круг экономических проблем, регулирующих любым государством.

    Получат возможность научиться: строить логические цепочки рассуждений; ставить учебные задачи; самостоятельно искать пути решения проблемы.

    Учебно-познавательные и коммуникативные компетенции

    Умеют: выступать с устными сообщениями; представлять собственную точку зрения; выступать устно с результатами своего исследования с помощью компьютерных средств. 

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

    Этапы урока

    Время(мин)

    Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы организа-ции совзаимо-действия на уроке

    Универсальные учебные действия (УУД)

    Формы контроля

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    1 Организационный момент

    3

    Подготовка класса к работе

    Знакомит с темой, целями и планом урока

    Записывают  тему и план урока в тетрадь

    фронтальная

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

    Регулятивные:  планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

    Записи в тетради

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    2 Актуализация заданий

    3

    Беседа по тепе «Роль государства в экономике»

    Организует диалог с учащимися по вопросам:

    - Как осуществляется экономический выбор в условиях ограниченности ресурсов? В чем заключаются функции экономических систем? Кто и как защищает права собственности?

    Отвечают на вопросы

    Фронтальная

    Познавательные: Общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о роли государства в экономике, формируют ответы на вопросы  учителя; дополняют и расширяют имеющиеся представления об экономике;

    Логические – строят логическую цепь рассуждения

    Устные ответы

    3 Изучение нового материала

    20

    1. Презентация «Роль государства в экономике»

    1. Показывает и комментирует слайды презентации.

    1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь.

    1. Индиви-дуальная

    Познавательные:

    Общеучебные – умеют структурировать  задания; дополняют и расширяют имеющиеся знания; составляют диалог, строят

    осознанные речевые высказывания, формулируют ответы;  осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти); используют знаково-символические средства для решения учебных задач;

    Логические – строят логическую цепь рассуждений.

    Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных

    точек зрения;

    Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

    1. Записи в тетради.

    2. Самостоятельная работа с материалом учебника, с. 132-134:
    а) прочитать текст;

    б) записать новые термины.

    2. Формулирует задание, осуществляет контроль, организует беседу по вопросам:

    - назовите экономические задачи государства. Что помогает справится с этими задачами государству?

    2. Выполняют задания.

    2. Индиви-дуальная

    2. Задания в тетради, беседа по вопросам.

    3. Работа со схемой «Налоги» (см. приложение 1 на   с. 73).

    3. Знакомит со схемой, приводит примеры, проверяет усвоение материала  при заполнении таблицы «Налогооблажение» (см. приложение 2 на с. 73).

    3. Разбирают ситуации, заполняют таблицу.

    3. Работа в парах

    3. Устный опрос.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    4. Задания в рабочей тетради: №1,2 стр. 54.

    4. Пояснение задания в рабочей тетради.

    4. Выполняют задания в рабочей тетради

    4. Индивидуальная

    4. Проверка заданий в рабочей тетради

    5. Работа с материалами учебника, стр. 136-139

    5. Формулирует задание, Организует беседу по вопросам:

    - Что такое бюджет? Из чего состоит бюджет государства? Что мы называем дефицитом бюджета?

    5. Читают текст отвечают на вопросы.

    5. Фронтальная

    5. Беседа по вопросам.

    4 Первичное осмысление и закрепление

    7

    Задание на закрепление терминов и понятий (устный кроссворд)(см. Приложение 3 на стр. 74)

    Проводит устный кроссворд

    Отвечают на вопросы кроссворда

    Фронтальная

    Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания.

    Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    Устный кроссворд.

    5 Итоги урока. Рефлексия

    5

    Обобщение полученных на уроке знаний.

    Проводит беседу по вопросам:

    - назовите круг экономических проблем, регулируемых любым государством. Какие способы воздействия на экономику может использовать государство? Зачем государству необходимы налоги?

    1 Отвечают на вопросы

    2 Определяют свои эмоциональное состояние на уроке

    Фронтальная

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке.

    Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала.

    Беседа по вопросам

    6 Домашнее задание

    2

    Параграф 17. Задание в рабочей тетради: №6, с.55

    Объясняет домашнее задание

    Записывают домашнее задание

    Индивиду-альная

    Схема «Налоги»

    НАЛОГИ

    Прямые

    Косвенные

    1.

    2.

    3.

    Ситуации:

    1. У мамы из зарплаты вычли подоходный налог
    2. Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне
    3. Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продаж в РФ
    4. Папа вчера уплатил налог за транспортное средство
    5. Моя дядя предприниматель, он платит налоги государству
    6. При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом
    7. Моя брат выиграл в лотерею, при получении выигрыша заплатил налог государству

    Приложение 3


    Вопросы устного кроссворда

    1. Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства, называются… (факторы производства)
    2. Соперничество, борьба за достижение результатов в каком-либо деле (конкуренция)
    3. Желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу (спрос)
    4. Желание и возможность продавцов продать конкретный товар (предложение)
    5. Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется… (рыночное равновесие)
    6. Самостоятельная, инициативная деятельность людей, направленная на получение прибыли, называется…(предпринимательство)
    7. Обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества, называется… (налог)
    8. Свободный план сбора доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов, называется…(государственный бюджет)

    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 класс

    ТЕМА: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

    Цели: 

    1. Помочь учащимся овладеть знаниями функций государства в экономике и умением оценивать его регулирующую роль.

    2. Познакомить учащихся с важнейшими механизмами государственного регулирования экономики – налогообложением и государственными расходами.

    3. Способствовать формированию активной гражданской позиции, что будет способствовать дальнейшей успешной социализации учащихся.

    4. Продолжить работу над формированием у учащихся умения извлекать необходимую информацию из различных источников информации.

    Ход урока.

    1. АПЗ (работа с понятиями) (прием «Чистая доска»)

    Факторы производства, главные вопросы экономики, типы экономических систем, предпринимательская деятельность, индивидуальная трудовая деятельность, предприятие (фирма); государство(организация власти осуществляющая управление обществом), экономика (хозяйство).

    И сегодня на уроке мы должны выяснить, в какой зависимости находятся государство и экономика, каким образом государство влияет на экономику?

    До 20 века господствовало мнение, что государство должно как можно меньше «править» экономикой, а в рыночной экономике рынок сам регулирует производство и всю экономику, но есть масса проблем, которые может решить только государство, а одним предпринимателям это сделать не под силу. Какие же это задачи? Из предлагаемого перечня выберите те, которые не могут быть решены без участия государства.

    1. Охрана окружающей среды
    2. Безработица
    3. Защита права собственности
    4. Бесплатное образование
    5. Оборона страны
    6. Выплата пенсий и стипендий
    7. Регулирование трудовых отношений между работником и работодателем.
    8. Помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    Итак, все эти проблемы невозможно решить без активного участия государства.

    ? Ребята, а что необходимо государству для решения этих проблем? Правильно, необходимы средства.

    ? А откуда государство может взять эти средства?

    Итак, основным источником средств являются налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (запись в тетради).

    Налоги появились с возникновением государства. Налоги очень разнообразны. Давайте выясним, какие виды налогов существуют в нашей стране.

    ? –работа с текстом учебника стр.135 (заполнение схемы)

    НАЛОГИ

    ? Проверка выполнения задания.

    Говоря о налогах мы будем встречаться с понятиями объект налога (то, с чего платится налог), субъект налога (тот, кто платит налог).

    ? Выполнение задания №6 Р.Т.

    За историю человечества существовали самые разнообразные виды налогов.

    ? Маркировка текста (Задание №7 Р.Т.)

    + - знаю

    ! – новое, удивило

    ? – новое, вызвало вопросы

    ? С какой же целью вводились все эти налоги?

    У нас, конечно, нет таких экзотических налогов, но самым распространенным из прямых налогов является подоходный налог. Ставка этого налога – 13%. Что это значит? А это значит, что 13% от своего дохода, например, зарплаты, мы отдаем государству. Много это или нет? У вас на столах лежат цветные листочки, на них записаны цифры, представьте, что это размер вашей зарплаты. Давайте подсчитаем, какую сумму мы заплатим в качестве подоходного налога. Озвучьте цифры. Поднимите руки, кто считает, что эти деньги не надо отдавать государству, и те, кто считает, что эти налоги надо платить.

    ? Почему вы так считаете?

    ? работа с текстом «Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил»

    ? Приведите доводы в защиту того, что налоги платить просто необходимо.

    Итак, собранные государством налоги идут на оборону, образование, медицину, пенсии, пособия, науку, охрану окружающей среды.

    Государство считает все доходы и планирует, сколько и на что будет расходовать. Государственный бюджет – это роспись доходов и расходов государства. Это очень важный документ, составляемый правительством и принимаемый парламентом и президентом.

    ГОСБЮДЖЕТ

    ? Используя текст учебника (стр.137) приведите примеры статей дохода и статей расхода.

    В каком соотношении между собой находятся ДОХОДЫ И РАСХОДЫ?

    ? Задание № 10 Р.Т.

    -проверка выполнения задания (работа с определениями дефицит, профицит, сбалансированный бюджет)

    Как же государство может справиться с дефицитом бюджета? Уменьшить расходы или увеличить доходы (повышение налогов, внутренний и внешний долг).

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ

    Итак, ребята, может ли экономика обойтись без государства? Какова роль государства?

    - ИГРА: «СНЕЖНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМ» (первый ученик называет понятие по теме, второй повторяет название и предлагает свое, и т.д. Задействованы 5-6 учащихся, один фиксирует все названные понятия и контролирует правильность выполнения задания. Допустивший ошибку – выбывает из игры. Можно усложнить задание: не только назвать понятие, но и дать ему определение).

    Д/З: параграф 17, схемы; подсчитать, сколько за год налогов платит ваша семья (учесть все виды налогов).

    Используемый УМК:

    Боголюбов  Л.Н. Обществознание 8 класс. М., Просвещение, 2012 г.

    Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки 8 класс. М., Просвещение, 2012 г.

    Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. М., Просвещение, 2012 г.

    Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил.

    (или Познавательный урок)

    Доможаков Иван Алексеевич (МИФНС РФ №3 по РХ)

    Качайло О.А., Качайло Д.И. Доможаков И.И.

    Расскажу вам дети сказку

    О налогах и о том,

    Для чего налоги платят…

    Здесь, пожалуй, и начнём.

    Жил на свете Лев Петрович -

    Очень умный господин!

    Он умел скрывать доходы

    И налоги не платил.

    Думал он: «Зачем делится?

    Часть зарплаты отдавать?

    Ведь никто не обеднеет.

    И никто не будет знать,

    Что налоги не плачу я.»

    Но однажды получил

    Лев Петрович извещенье,

    Чтоб налоги оплатил.

    Посмеялся наш почтенный

    Очень умный господин,

    Извещенье разорвал он

    И листочки проглотил.

    В тот же миг он зашатался…

    Закружилось всё кругом,

    На диван прилёг бедняга

    И уснул глубоким сном.

    Так проспал он ровно сутки

    И мгновенно постарел!

    Очень сильно испугался,

    Когда в зеркало смотрел.

    Побежал он на работу,

    А в конторе говорят:

    «Лев Петрович, вы на пенсию

    Отправлены 5 лет назад!»

    Ушёл наш друг ни с чем с работы

    И думает: «Как дальше жить?

    Как теперь мне быть без денег?

    Кто-то должен мне платить!

    Ах да, конечно, государство!

    Пойду я в Пенсионный фонд.

    Пусть мне пенсию назначат,

    Я поеду на курорт!»

    Но в фонде этом отвечали,

    Что не получит деньги тот,

    Кто раньше не платил налоги,

    Кто прятал раньше свой доход!

    «Вы не подумали, милейший, -

    Ему сотрудник говорил, -

    Что пенсию тому лишь платят,

    Кто в срок налоги все платил.

    Когда налоги люди платят,

    Часть их на пенсию идёт,

    Чтоб в старости им не работать,

    А всё же получать доход!»

    Пошёл обратно Лев Петрович…

    И чуть не плачет: «Как же быть?

    Быть может, поискать работу?

    Ведь нужно дальше как-то жить!»

    И так он вдруг разволновался,

    Что стало плохо старику.

    Вдруг заболело сильно сердце,

    И закололо вдруг в боку.

    Побрел скорее он в больницу,

    Скорей к врачу попасть хотел.

    Но говорят ему медсестры,

    Что у врача так много дел.

    Один остался он в больнице

    И не справляется совсем…

    У государства мало денег,

    Чтобы платить зарплату всем.

    Врачи сейчас большая редкость,

    А все случилось потому,

    Что кто-то не платил налоги,

    Ах, как не стыдно же ему!

    Ведь из налогов начисляют

    Зарплату медикам, врачам,

    Еще военным, полицейским

    И даже всем учителям.

    Тут Лев Петрович извинился

    И вновь по городу побрел…

    Ему в больнице не помогут,

    Ведь нету средств и на укол!

    Заплакал дедушка: «Что делать?

    Пусть все вернется… Я хочу

    Опять работать, быть моложе!

    Я все налоги заплачу!»

    И только это произнес он,

    Как завертелось всё вокруг,

    И снова ноги подкосились,

    Уснул мгновенно здесь наш друг.

    Очнулся снова через сутки -

    Опять красивый, молодой,

    Опять имеет он работу…

    Теперь гордится он собой!

    Ведь больше прибыль не скрывает,

    Налоги платит точно в срок!!!

    А ты, дружок, успел освоить

    Тобой прочитанный урок?!

    Доходы бюджета 2013 года определены на уровне 12,87 триллиона рублей, расходы — на уровне 13,39 триллиона. При этом уровень ВВП оценен в 66,52 триллиона рублей, а инфляция по итогам года — в 5,5%.

    Итак, кому и сколько запланировало выделить государство:

    На статью “социальная политика” – почти 4 триллиона рублей.

    На здравоохранение – 500 миллиардов рублей. 

    Образование – более 607 миллиардов рублей. Поддержка школ, вузов и детских садов; обучение талантливой молодежи в лучших зарубежных университетах; повышение зарплаты педагогов и медиков.

    Почти 1,5 триллиона рублей казна потратит на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

    Более 1,6 триллиона рублей – на поддержку национальной экономики.

    Примерно десятая часть бюджета уйдет на капремонт и содержание федеральных автотрасс.

    Больше 200 миллионов рублей потратят на закупку специализированного автотранспорта для проведения Олимпиады в Сочи.

    120 миллионов рублей направят на возмещение затрат при оформлении крестьянами в собственность земли.

    3,7 миллиарда рублей на поддержку проектов, отобранных президентской комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики.

    100 млрд рублей на поддержку культуры и кинематографии.

    Поддержка циркового искусства обойдется казне в миллиард рублей.

    Поддержка кинематографии – 7,4 миллиарда.

    На физкультуру и спорт 53,8 миллиарда рублей.

    Материнский капитал в 2013 году составит 408,9 тысяч рублей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль государства в экономике

    Презентация к уроку экономики в 10 классе по теме "Роль государства в эконмике"...

    конспект урока обществознание по теме "Государство и экономика"

    К уроку обществознания по теме "Государство и экономика", мною подготовлена презентация и план урока....

    презентация к уроку "Государство и экономика"

    К уроку обществознания по теме "Государство и экономика", мною подготовлена презентация, в которой показаны все используемые государством методы воздействия на экономику. Эта презентация поможет усвои...

    Контрольная работа Роль государства в экономике. 9 (11) класс

    Контрольная работа по разделу  Роль государства в экономике, включая тему Налоги. Может быть использована га уроках в 9 классе, если дети изучают предмет в средней школе, или в 11 классе, если эк...

    Урок в 10 классе по обществознанию "Роль государства в экономике"

    Обучающиеся должны знать, что такое налогообложение; знать виды налогов; уметь характеризовать виды налогообложения, пути и методы эффективного сбора налогов; уметь анализировать ситуацию с внутренним...

    Презентация к уроку обществознания в 10 классе "Роль государства в экономике"

    В презентации рассматриваются следующие вопросы:1.Экономические функции государства2.Налоги, налогообложение, виды налогов3.Государственный бюджет4.Государственный долг....

    Урок обществознания в 11 классе по теме "Роль государства в экономике. Экономические функции государства."

    Урок организован в форме работы учащихся в группах.В ходе анализа экономических ситуаций и текстовой информации в группах: учащиеся актуализируют знания экономических понятий : несостоятельность рынка...