Урок обществознания в 11 классе по теме "Роль государства в экономике. Экономические функции государства."
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Крайнова Елена Тихоновна
Урок организован в форме работы учащихся в группах.
В ходе анализа экономических ситуаций и текстовой информации в группах: учащиеся актуализируют знания экономических понятий : несостоятельность рынка, внешние эффекты, общественные блага; выводят самостоятельно экономические функции государства; оценивают либеральную и консервативную теории о роли государства в экономике .
В ходе ролевой игры «Принятие экономических решений местной властью» закрепляют понятия : ограниченность ресурсов, компромиссный выбор, альтернативная стоимость;
участвуют в принятии коллективного решения, анализируют влияние различных стилей руководства на жизнь граждан, активизируют навыки дискуссии и публичного выступления .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchestvoznaniya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания  по теме:

«Экономические функции государства. Роль государства в экономике»

Учитель Крайнова Е.Т.

Класс - 11

Кол-во часов – 2ч.

 «Областная  программа  экономического образования школьников (5-11кл)»

( СимоновИ.А., Лукьянова Р.С., Плетнёва О.В.» НГЦ,  2010

Цели и задачи урока.

1.Учащиеся в ходе анализа экономических ситуаций и текстовой информации в группах: актуализируют знания экономических понятий : несостоятельность  рынка, внешние эффекты, общественные блага;  выводят самостоятельно  экономические функции государства; оценивают либеральную и консервативную теории о роли государства в экономике .

2.В ходе ролевой игры «Принятие экономических решений местной властью» закрепляют понятия : ограниченность ресурсов, компромиссный выбор, альтернативная стоимость;

участвуют в принятии коллективного решения, анализируют влияние различных стилей руководства на жизнь граждан,активизируют навыки дискуссии и публичного выступления .

Основные вопросы урока:

  1. Экономические функции государства.
  2. Роль государства в экономике.
  3. Принятие экономических решений .

                                               Ход урока.

Название этапа урока

и его цели

         Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивационно-

ориентировочный.

Актуализация знаний

Объявляет тему урока,

Цели, план урока

Как Вы думаете?  Каким образом  взаимосвязаны государство и экономика?

Экономика существует для государства или государство для экономики?

На сегодняшнем уроке мы попытаемся разрешить эту проблему? А тема нашего урока

 «Экономические функции государства. Роль государства в экономике». Как Вы считаете,  должно ли государство вмешиваться в экономику?  Почему?

Актуализируют знания,

Принимают цели и задачи

Урока

Ответы учащихся:

- отмечают слабость и несостоятельность рынка

II.Операционно- познавательный (Изучение новой  темы)

I.Экономические  функции

государства  

Проверка усвоения знаний.

контроль

Итак, вмешиваясь в экономику, государство компенсирует несостоятельность рынка и выполняет ряд функций. Каких? Попробуйте определить их самостоятельно в группах, анализируя предложенные экономические ситуацию.

Организует кооперированное

Обучение.

Контролирует процесс самостоятельного изучения знаний . Коррекция знаний и умений

Контролирует процесс самостоятельного применения знаний в сходных и новых ситуациях.

Проверяет

Самостоятельно в группах анализируют экономические

Ситуации .

Называют экономические функции, государства. Комментируют.

Записывают их в тетради.

Выполняют упражнение «Газетные заголовки»

Классифицируют каждый из заголовков по соответствующим  категориям функций государства.

II. Роль государства

 в экономике.

III.Принятие экономических

решений.

 Ролевая игра «Заседание депутатов местного законодательного

Собрания»

Проблемы, которые должны решить депутаты , может озвучить приглашённый на урок глава местной администрации .

Предлагает на основе  знаний о функциях государства  сделать вывод

о роли государства в экономике.

Создаёт проблемную ситуацию.

Как вы считаете ? А  каковы должны быть масштабы (степень ) вмешательства государства в экономику?  По данной проблеме существует две точки зрения:

Либеральная и консервативная.

Послушайте представителей

Этих 2-х точек зрения и выскажете своё мнение

Как вы определяли свой выбор?

А как в государстве принимаются экономические решения?

А. Смит говорил, что каждый человек действует в силу своих экономических интересов. «Экономический эгоизм, как невидимая рука

Заставляет человека работать на себя»

 Сейчас мы проведём игру

Заседание депутатов местного законодательного

Собрания», в которой  ваши группы будут представлять фракции депутатов.

« Уважаемые господа депутаты! Вынужден сообщить Вам пренеприятнейшее известие. В связи с финансовыми трудностями в стране, падением цен на нефть, скачком доллара, инфляцией наш местный бюджет на 2006 год будет урезан  вдвое. Мы собирались потратить

600 000 условных единиц на 4 важнейших для нашего села проекта»

 корректирует выбор учащихся..

 

Оосзнают необходимость вмешательства государства в экономику.

Государство должно играть определённую роль в экономике: -перераспределять доходы;

-предоставлять общественные товары и услуги;

- корректировать внешние эффекты т т.д.

Слушают выступления заранее подготовленных учащихся.

 Высказывают своё мнение.

- аргументированное выступление;

- личные симпатии и т.д.

Группы – « депутатов» придумывают лозунг своей фракции, по которому остальные учащиеся должны догадаться , чьи интересы они представляют.

Создаются группы депутатов

-депутаты – школьники

депутаты - экологи

депутаты – пенсионеры

депутаты – рабочие с/х предприятия

депутаты –частные предприниматели

Фракции внутри групп  организуют обсуждения. Их задача выбрать приоритеты и аргументировать свой выбор.

Подведение итогов

Организует публичное обсуждение.

Заносит решения групп в общую таблицу.

Представители каждой группы – фракции выступают по регламенту и аргументировано отстаивают свою точку зрения.

                                                                                              (Приложения)

Задания группам

 (каждой микрогруппе дается задание определить на основе текста одну из функций)

1.Проанализировать данную экономическую ситуацию.

2.Назвать функцию государства, вытекающую из данной экономической ситуации.

 (В заданиях функция не указывается.)

                                           Стабилизационная функция.

1.Вам уже известно, что в одни периоды производство, доходы и расходы снижаются, растёт безработица. В другие периоды чрезмерный рост объёмов производства, доходов и расходов приводит к инфляции (резко увеличивая уровни цен.)

Подобные нестабильные подъёмы и спады в экономике приводят к жизненным тяготам, а также взлётам и падениям уровня жизни.

В 1936 г. британский экономист Джон Мейнард Кейнс опубликовал книгу «Общая теория», в которой приводятся доводы в пользу того, чтобы государство использовало свои возможности по налогообложению и по расходованию  средств для компенсирования изменений в расходах бизнес – фирм и потребителей и тем самым для сглаживания экономических циклов и стимулирования экономического роста.

Задание: сформулируйте на основании текста  функцию государства.

                                        Поддержание конкуренции.

Из материалов «Богородской газеты»

А) «Местная власть поддерживает богородских товаропроизводителей»( заголовок)

Б) «… В течение 2004 – 2005г. в районе открыты новые   мини- заводы по переработке местной сельхоз. продукции: молока, мяса, зерна. Разнообразные, высококачественные и не столь дорогие продукты питания составляют серьёзную конкуренцию импортным продуктам на местном рынке.»

В)На территории Хвощёвской администрации созданы частные коммерческие учреждения по продаже промышленных и продовольственных товаров и оказанию услуг населению, а,  именно, ЧП Сучковой Л.П., ЧП «Кудьма», ЧП Мысляковой О.В. и др.

Задание: сформулируйте на основании текста  функцию государства.

Перераспределение доходов

«Государство в США  устанавливает более высокие ставки для богатых, чем для бедных, оказывает социальную помощь находящимся на иждивении детям , в результате чего происходит перераспределение доходов»

«Государство осуществляет трансфертные платежи – безвозмездные выплаты соответствующим категориям граждан.»

 Задание:

Приведите примеры таких категорий.  Сформулировать на основании текста  функцию государства.

Производство общественных благ

С помощью налогов  государство имеет возможность производить общественные блага.

Действительно все блага, оплаченные бюджетом и государственное образование, и бесплатная медицина, и суды, и оборона, и прочие являются общественными, т.е равно доступными для всех жителей.

Задание: сформулируйте на основании текста  функцию государства.

                 Сравните частное благо и общественные блага.

                 Какой внешний эффект даёт производство общественных благ?

Корректировка внешних  эффектов

Экономисты рассматривают загрязнение окружающей среды как результат несостоятельности рынка. В экономике загрязнение является примером « отрицательного внешнего эффекта».  Отрицательный  внешний эффекты имеют место тогда, когда производство или потребление какого-либо товара или услуги оказывает нежелательное воздействие на людей, не участвующих непосредственно в соответствующем обмене на рынке. Многие экономисты предлагают: вместо  того, чтобы пытаться контролировать загрязнение с помощью запретов, следует создать систему финансовых стимулов ( в виде налогов , субсидий, прав на загрязнение), которые могли бы стать объектом купли –продажи на рынке.

Законодательная

Можете ли Вы представить себе спортивные соревнования, в которых правила борьбы устанавливаются самими  участниками?  В этой ситуации необходимо вмешательство независимой и незаинтересованной стоны – арбитра, способного разработать, установить и контролировать  соблюдение правил игры. А кто может выступить в роли независимого арбитра  в условиях рынка?  Безусловно, что должны быть установлены  и соблюдены  законы, правила, предписания, которые бы регулировали  деятельность рынка и взаимные обязательства его участников.

  Федеральные законы « О собственности» , «О конкуренции и  ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите прав потребителей» -всё это правила игры на рынках.

Задание для закрепления знаний.

 Классифицируйте газетные заголовки:

1.Федеральные законодатели принимают Закон о борьбе с преступностью.

   города планируют наём дополнительных полицейских сил.

2. Государственные органы собираются предъявить табачным фирмам судебный иск о возмещении расходов на здравоохранение.

3.Следственные органы США выясняют, не имел ли место сговор производителей алюминия по поводу снижения выпуска продукции; нарушение Антитрестовского законодательства.

4.Страховая  компания оформляет иск, обвиняя банк в предъявлении фальшивых претензий.

5. Ставки  процента вероятно повысятся, несмотря на данные об инфляции.

6.Государство собирается в следующем году увеличить расходы на образование.

7.Агенство по охране окружающей среды поддержало петицию местных органов управления об ужесточении нормативов на автомобильные выхлопы.

8. Группа экономистов убеждает Центральный банк не принимать  немедленных мер против инфляции.

9. Выплаты в рамках социальной безопасности в следующем году вырастут на 4%. Пособие на поддержание прожиточного минимума будет увеличено.

10. Законодательные органы поддержали увеличение ставки подоходного налога применительно к получателям наиболее высокой заработной платы.

  Примерный материал к выступлению ораторов, представляющих  разные точки зрения  о степени вмешательства государства в экономику. Ораторам (сильным учащимся) заранее предлагается подготовить выступление, самостоятельно подобрав материал. Учитель заранее проверяет выступление.

 Консервативная точка зрения.

Мы считаем, что роль государства должна быть жёстко ограничена.Если чрезмерно полагаться на государство, то экономическая и политическая свобода окажутся подорванными. Более того , мы сомневаемся в  способности государства разрешить социальные  и экономические проблемы. Вера в возможность государства решить эти проблемы - неразумна. Мы требуем более подробную и достоверную информацию о том, что государству следовало бы делать, и делать хорошо.

Государственная бюрократия нерасторопна. Контролировать огромные государственные организации невозможно. Успешность государственных программ определить трудно.

 На основе всех этих соображений мы утверждаем, что роль государства необходимо аккуратно ограничивать.

Либеральная точка зрения.

Мой оппонент сомневается в способности государства решить социальные и экономические проблемы. Но я сомневаюсь в способности рынка решать эти проблемы..

Возможности рыночной системы ограничены, и государство может многое сделать в сфере преодоления этих ограничений. Государство может регулировать частную экономическую деятельность. Оно может предоставлять товары и услуги, которые частные фирмы производят в недостаточном количестве. Даже система цен предполагает некую систему принуждения, поскольку товары и услуги достаются тем, кто может заплатить соответствующую цену. Люди , которым рынок предоставляет лишь небольшое количество благ, вынуждены из-за этого испытывать дискомфорт и даже недоедать.

 

Примерная программа местного Совета.

Проекты

 Решаемые

проблемы

стоимость

1.Строительство зоны отдыха, в т. ч. детской площадки., переоборудование  пруда в евробассейн

Очистка территории.

Отдых населения.

150

2Приобретение

 сельхозтехники для С/х предприятия:

-трактор

-машина

Рабочие места

100

100

3.Строительство установки по очистке

реки от канализационных стоков

экология

150

4. Ремонт клуба.

Организация дискотеки

Досуг молодёжи.

Пьянство.

50

50

600 ед

Сводная общая таблица

депутаты

1.Строительство зоны отдыха, в т. ч. детской площадки., переоборудование  пруда в евробассейн

2Приобретение

 сельхозтехники для С/х предприятия:

-трактор

-машина

3.Строительство установки по очистке

реки от канализационных стоков

4. Ремонт клуба.

Организация дискотеки

школьники

место

место

место

место

Экологи

место

место

место

место

бизнесмены

место

место

место

место

рабочие

место

место

место

место

пенсионеры

место

место

место

место

итоги

место

место

место

место

Бюджетно-финансовая политика. ( Фискальная) осуществляется государством (Правительством).

Укажите оновные  направления бюджетно-финансовой политики.

А) антимонопольная политика

Б) регулирование % ставок

В) налоговая политика

Г) Политика, связанная с финансированием социально-культуных мероприятий;

Д)установление минимальных размеров ставок заработной платы;

Е) определение допустимых размеров дефицита го.бюджета;

Ж)введение и регулирование платы за использование приодных ресурсов;

З)определение размеров пособий по безработице.

Укажите, какие виды доходов относятся к доходам государства

А)  Доходы от продажи приватизируемых предприятий;

Б) зарплата гос. Служащих

В) налог на добавленную стоимость

Г) зарплата Президента страны;

Д) акцизы;

Е)доходы от продажи гос. Облигаций и ГКО;

Ж) проценты, которые выплачиваются владельцам гос. Ценных бумаг.

Кредитно-денежная политика. Осуществляется непосредственно Центральным банком.

Выберете инструменты кредитно-денежной политики:

А)изменеие учётной ставки ЦБ;

Б) предоставление льготных кредитов коммерческим банкам

В)изменение норм обязательных резервов

Г)изменеие ставок налога на прибыль, получаемую ком. Банками

Д)изменеие ставок налога на добавленную стоимость

Е)операции на открытом рынке с гогосударственными ценными бумагами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.

Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ.  В ходе урока п...

Урок обществознания в 8 класса "Роль государства в экономике"

Конспект урока открытия нового знания по технологии деятельностного метода (система "Школа 2000...")...

Урок обществознания в 8 классе. Роль государства в экономике

Урок обществознания в 8 классе. Тема урока: Роль государства в экономикеЦель урока : сформировать представление учащихся о роли государства в экономикеПознакомиться с экономическими проблемами, регули...

Урок обществознания в 8 классе. Роль государства в экономике

Урок обществознания в 8 классе. Тема урока: Роль государства в экономикеЦель урока : сформировать представление учащихся о роли государства в экономикеПознакомиться с экономическими проблемами, регули...

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»...