Урок по обществознанию в 9 классе
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Бирук Людмила Петровна

Урок разработан с целью изучить систему Избирательного права  в РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izbiratelnoe_pravo.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа №1

с углублённым изучением отдельных предметов»

         Урок обществознания по теме:

«Избирательное право».

Учитель истории

Бирук Людмила Петровна

Излучинск, 2013 г.

                  Тема: «Избирательное право в РФ».

Тип урока: получение и усвоение новых знаний.

Форма урока: комбинированная

         Цель: Изучение сущности и  принципов избирательного права в Российской Федерации.

 Задачи:

1). Познакомить учащихся  9 класса с понятием «избирательное право», раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе.

2).Дать представления  учащимся, что через выборы каждый гражданин реализует своё право голоса и участвует в управлении страной.

3).Развивать умение собирать, анализировать  информацию, делать выводы.

Оборудование: учебники, тетради, «Конституция РФ», Федеральные законы.

Тип урока:  Комбинированный (рассказ, беседа, практические задания).

Ход урока.

Учитель читает эпиграф на доске: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”.

Такие слова произнёс английский писатель, историк Хилер Бэллок.

Ещё в Древнем Риме все жители делились на граждан и неграждан. Вспомните какие права были у граждан? (право голосовать). Многие стремились стать гражданами, потому что это была почётная обязанность: избирать и быть избранным, т. е. можно было влиять на власть. А в каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ? (в Конституции РФ).

1).Российское избирательное право.

Участие в выборах является  проявлением социальной ответственности, совести, политической и правовой  зрелости каждого гражданина.

Избирательное право подразделяется на:

а) избирательные права;

б) нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управление страной непосредственно, либо через своих представителей в органах власти.

Избирательные права граждан – это  конституционное  право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления (ст.3  и 32 Конституции РФ)- запись в тетрадь.

Избирательное право ФЗ. «Об основных гарантиях…»(ст.4)

Активное.

Пассивное.

Право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета, и т.д.).

Право гражданина быть избранным в представительные органы государства.

При демократическом режиме избиратель участвует в выборах на основе принципов: всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие в выборах добровольно.

Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли. Для демократического государства существенно, чтобы работал механизм избирательной системы.

От результатов выборов в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления многое зависит в жизни страны, региона или населенного пункта.

К нарушениям избирательных прав относятся: насилие, обман, угрозы, подлоги, распространение заведомо ложных сведений о кандидатах.

За эти и иные правонарушения виновные несут ответственность в соответствии с федеральными законами. Наиболее важными среди них являются:

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской федерации».

ФЗ «О выборах Президента Российской федерации».

ФЗ «О выборах депутатов государственной Думы федерального Собрания Российской федерации».

ФЗ «О референдуме Российской федерации».

 2).Работа с текстом «Конституции РФ» (ст. 81, 96, 97).

Познакомьтесь с содержанием «Конституции РФ» и ответьте на вопросы:

- С какого возраста возникает активное избирательное право?

В РФ предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет (за исключениями, предусмотренными конституционным законом)).

- С какого возраста возникает пассивное избирательное право?

Право быть избранным возникает у граждан более старшего возраста, минимальный возраст для права быть избранным в представительные органы местного самоуправления не может превышать 21 года, а для права быть избранным главой администрации субъекта федерации – не более 30 лет, кандидат в президенты не может быть моложе 35 лет.

- Кто лишается права избирать и быть избранным?

Права избирать и быть избранным лишаются граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Абсентизм- (от лат. Absens (absentis) — отсутствующий, ) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Политическое поведение, характеризующееся бездействием, 

Основные определения учащиеся записывают в тетрадь.

3). Избирательные  системы выборов.

Выборы являются важнейшим институтом демократического государства, поэтому необходимо четкая процедура их проведения.

                 Избирательные системы

Пропорциональная                           Мажоритарная

(голосование по                              (голосование по

партийным спискам)                       одномандатным

В многомандатных округах           округам)

Голосуют за списки                        Избранным считается тот,

кандидатов от партий.                     Кто получил в округе

Избранными считаются партии,    голосов больше

набравшие определенный               других.

Процент голосов.

Места распределяются                    Недостаток: не

пропорционально                             отражается соотношение

полученным голосам                       политических сил.

В нашей стране действует смешанная избирательная система – из 450 депутатов Госдумы

 1 половина избирается по пропорциональной системе, 2 половина-  по мажоритарной системе.

- В чем различия между пропорциональной и мажоритарной избирательными системами?

(Они различаются по способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования.

При пропорциональной – определяется процент полученных на выборах каждой партией голосов и определяется число голосов по данному списку.

При мажоритарной -  избранным в округе является тот кандидат, который набрал относительное или абсолютное большинство голосов).

 4).Избирательные комиссии.

Роль избирательных комиссий  в процессе выборов велика. Именно они обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан в России.

- Какие избирательные комиссии предусмотрены законодательством о выборах на федеральном уроне?

Центральная избирательная комиссия

Избирательные комиссии субъектов РФ

Окружные избирательные комиссии

Территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии

Участковые избирательные комиссии

(запись в тетрадь).

   При выборах Президента РФ не организуются окружные избирательные комиссии.

Выборы органов государственной власти в субъектах РФ регулируются Конституцией или уставом и соответствующими законами о выборах.

Выборы в органы местного самоуправления организуются на соответствующем местном уровне.

Всеми типами избирательных комиссий руководит Центральная избирательная комиссия. Она руководит деятельностью избирательных комиссий. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии РФ – 4 года.

Центризбирком состоит из 15 членов. Во главе Центризбиркома – председатель. Есть также заместитель председателя и секретарь.

Центризбирком:

1) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;

2) организует общегосударственную систему регистрации избирателей;

3) разрабатывает стандарт технического оборудования избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдение;

4) распределяет средства на финансовое обеспечение подготовки и проведение выборов;

5) оказывает помощь избирательным комиссиям.

5). Референдум.(ФЗ «Об основных гарантиях…» (ст. 53)

В ФЗ «О референдуме Российской федерации» говорится, что референдум – это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законом и другим вопросам государственного значения.

На всенародное голосование – референдум – в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ.

Организацию и проведение референдума осуществляют Центризбирком, избиркомы субъектов РФ, территориальные комиссии по проведению референдума и участковые комиссии по проведению референдума. Проводится предреферендумная  агитация.

В назначенный день избиратели приходят на участки, получают бюллетени  для голосования и голосуют. Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме.

                ТЕСТ на закрепление  «Я,  избиратель» - стр. 98-100  «Граждановедение  8 Кл.»

Ответьте  на  вопросы,  выбрав  подходящий  ответ.

  1. Если  ваш  лучший  друг  будет  уговаривать  Вас  проголосовать  за  кандидата  на  пост  президента,  который  нравится  ему,  то:

а) сделаю, что  просит; б) не знаю, как  поступить; в) не сделаю.

  1. Если  Вам  предложат  приличные  деньги  за  Ваш  избирательный  бюллетень,  то:

а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не  продам.

  1. Если  в  день  выборов  президента  у  меня  появиться  шанс  классно  отдохнуть  с  ночевкой  у  реки  в  отличной  компании,  то:

  а)  не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.

4.  Если  вы  узнаете, что  в  день  выборов  президента  Ваши  родители  собрались  на  дату  (за  город,  в  гости ) и  не  намерены  голосовать,  то:

а) промолчу; б) не знаю, как    поступить; в) буду  просить  проголосовать.

5.  Если  один  из  кандидатов  на  пост  президента  пообещает  молодежи  в  случае  своей  победы  ежегодные  бесплатные  поездки  за  границу   и  бесплатные  банкеты  каждую  субботу  на  протяжении  всего  срока  его  президентства,  то:

а) проголосую  за  него; б) не  знаю, как  поступить; в) проголосую  за  другого  кандидата.

6.  Если  один  из  кандидатов  пообещает  перед  выборами  резко  снизить  цены  на  продукты  и  одежду,  то:

а)  проголосую  за  него; б) не  знаю, как  поступить; в) не  проголосую за  него.

7.  Если  один  из  кандидатов   пообещает  очистить  страну  от  «инородцев  из–за  которых  все  неприятности», то:

а) проголосую  за  него;  б)  не знаю, как поступить;  в) не  проголосую  за  него.

8. Если  один  из  кандидатов  пообещает  организовать  быстрые  и  победоносные  военные  походы  для  расширения  границ  державы  со  100%  гарантией  успеха, то:

а) проголосую за него; б)  не знаю,  как  поступить; в) не  проголосую  за  него.

ЕСЛИ  В  ВАШИХ  ОТВЕТАХ  ПРЕОБЛАДАЕТ  ВАРИАНТ

«А», то печальной  может  быть  судьба  нашего  Отечества.  А  это означает, что  и  Ваша  судьба  незавидна.  Вы  абсолютно  недооцениваете  смысл  выборов.  Вы  не  понимаете,  что  от  Вашего многое  зависит.  Например,  будете  ли  Вы  вообще  когда-нибудь   сидеть  на  берегу  реки,  ездить  за  границу (не  бесплатно,  разумеется).

Во–первых: Вы  помогаете  тем, кто  стремится  искусственно  повлиять  на  выборы,  протащить  своего  кандидата.  Эти  люди  рассчитывают  не  на  жизненность  своей  программы,  не  на  способности  своих  лидеров,  а  на  интриги  и  силовые  методы.

Во – вторых: Продавая  свой  голос  за  обещанные  блага,  Вы  все  равно  ничего  не  получите.  Ничто  не  появляется  из  ничего.  Обещания  выполнены  не  будут.  А  вот  на  колючую  проволоку  для  таких,  как  Вы  у  нового  президента  денег  обязательно  хватит.

ЕСЛИ  В  ОТВЕТАХ  ПРЕОБЛАДАЕТ  ВАРИАНТ

«Б»,  то  Вы  не  многим  отличаетесь  от  предыдущего  «избирателя».  Вы  ничего  не  поняли   из  данной  темы  и  думаете,  что  Вас  политика  никогда  не  коснется – я,  мол,  человек  маленький  (муху  не  обижу!).

ЕСЛИ  В  ОТВЕТАХ  ПРЕОБЛАДАЕТ  ВАРИАНТ

«В», то все  в  порядке:  страна  будет  мощной  державой, а  вместе  с  ней  будете  благоденствовать  и  Вы.

                                     Итог урока.

1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя и закрепляют новый материал

2. Рефлексия учащихся

3. Выставление оценок за работу на уроке.

6).Домашнее задание.

Приготовить сообщение по одной из тем:

а) Система российского законодательства о выборах в органы власти.

б) Почему при диктаторских режимах правители не проводят референдумы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Сценарий урока по обществознанию XI класс Тема урока: « Организационно-правовые формы предприятий»

Целевая установка: создание условий для систематизации и обобщения знаний  о субъектах предпринимательского права.Основные задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний об организацион...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Урок по обществознанию (8 класс) Тема урока: « Религия как одна из форм культуры»

Тип урока: урок новых знанийЦели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.Планируемые результаты: предметные:...