Конспект урока обществознания в 6 классе "Поговорим о дружбе"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Копылова Галина Владимировна

Заключительный урок в разделе "Ребенок в обществе" в курсе обществознания (6 класс) Учебник А.И.Кравченко.

Разработан с учетом требований ФГОС ООО. Сопровождается компьютерной презентацией.

Может быть использован в качестве материала для классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Поговорим о дружбе"51.62 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Обществознание

Класс: 6

Тема: Поговорим о дружбе

Цель: продолжить формирование представления о дружбе, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи: - показать ценность и необходимость дружбы, значимость друзей в личной (семейной) и общественной жизни человека;

               - развивать умение анализировать поступки и соотносить их как со своими, так и с общими человеческими ценностями;

               - воспитывать у обучающихся чувство доброжелательности, толерантности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Виды деятельности:

   - беседа,

   - самостоятельная работа с источниками информации,

   - визуальное восприятие,

   - анализ жизненных ситуаций;

   - аргументированные высказывания на тему.

Основные термины и понятия: дружба, бескорыстие, избирательность, толерантность, верность.

 Оборудование: проектор с экраном, презентация, толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, аудиозаписи песен «Дружба крепкая»  и  «Если с другом вышел в путь», карточки с заданиями для групповой работы, карточки с ситуациями, тест «Хороший ли ты друг?» (проводится заранее).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке, мы сегодня продолжим разговор о человеке, его личностных качествах, о нравственности и духовном богатстве человека как личности.

  2. Введение в новую тему. 

       - Сейчас я попрошу вас послушать хорошую детскую песенку и сформулировать тему сегодняшнего урока. Кроме того, я попрошу вас внимательно вслушаться в текст песни, он поможет вам ответить на некоторые вопросы сегодняшнего занятия.

                             (Звучит песня «Настоящий друг» («Дружба крепкая…»))

    - Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня, о чем она?

    - Тема нашего урока …

    - Как вы думаете, что такое дружба?

                                («мозговой штурм»)

    3.Групповая работа

      - Мы услышали много мнений и толкований слова «дружба», а сейчас я предлагаю вам поработать в группах и выяснить, правы вы оказались или в чем-то ошибались.

Группа №1

  1. Пользуясь словарями В.И. Даля и  С.И. Ожегова выписать толкование слова дружба

По словарю В.И. Даля  

Дружба - ______________________________________________________

____________________________________________________________

По словарю С.И. Ожегова

Дружба - ______________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Подберите к слову дружба подходящие по смыслу прилагательные

    Дружба бывает…______________________________________________

__________________________________________________________________

Группа №2

  1. Подберите к слову дружба однокоренные слова

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Соберите пословицы из частей

Вещь хороша, когда новая,

славы - без соратников друзей.

Добро потеряешь - опять наживёшь,

а друг - когда старый.

Не бывает дерева без ветвей,

друга потеряешь - уже не вернёшь.

    4. Анализ теста «Хороший ли ты друг» (1 вопрос)

    5. Групповая работа «Выявление отличительных черт дружбы»

    - Я предлагаю вам сейчас продолжить работу в группах, подумать и записать, какие качества (характеристики) присущи настоящей дружбе.

                                 («Ромашка», на лепестках которой учащиеся пишут слова)

  6. Анализ теста «Хороший ли ты друг» (4 вопрос)

  7. Динамическая пауза.

                                (под песню «Если с другом вышел в путь»)

   8. Анализ теста «Хороший ли ты друг» (5 вопрос)

   9. Групповая работа

   - Рассуждать о чем-либо часто бывает легче, чем сделать это на практике, применить в жизни. Давайте попробуем.

                            (Анализ ситуаций. Работа в группах)

Ситуации для 1 группы

  1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги(друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

  1. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже пообещал(а) своей маме сделать уборку. Твои действия?

  1. Сашу пригласил его любимый друг Иван на день рождения. Саша очень обрадовался, но тут же огорчился: где взять подарок? Ведь это его лучший друг, значит, и подарок должен быть самый лучший, самый дорогой. А мама  утром говорила, что денег до зарплаты осталось совсем немного. Что же делать? Может быть, совсем не пойти, раз нет подарка?

Ситуации для 2 группы

  1. Ты идешь по улице и видишь, как шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

  1. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял(а)  с собой еды. Твои действия?

  1. Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже 3 года. Вместе они посещали научное общество и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. Только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А через два дня Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом? Что делать?

10. Работа в парах

    Пришло время обобщить наш сегодняшний разговор о дружбе, подвести некоторые итоги.

    Поработаем в парах и составим вместе «Кодекс дружбы»

                             (работа в парах по карточкам)

  11. Рефлексия.

      На мой взгляд, вы сегодня хорошо поработали. А как вы думаете, этот урок вас чему–то новому научил?

     - Может быть у кого-то изменилось мнение о том, кого считать другом?

    - Как вы думаете, когда дружба можно считать настоящей?

    - А можно в жизни обойтись без друзей?

    - Почему данная тема выделена отдельным уроком в курсе «Обществознания» 6 класса.

12. Домашнее задание (на выбор учащихся).

       -  Написать небольшой рассказ «Мой друг»

      - Написать письмо своему другу «Я хотел бы тебе сказать…»

13. Итог урока

            (Притча «Песок и камень» или притча о юноше с плохим характером)

     Цените своих друзей! Дорожите дружбой!

Приложения к уроку

АНКЕТА

  1. У тебя есть друг (друзья)?      

      - да (один \два)                       - нет                     - да   (очень много)

  2. Часто ли ты прислушиваешься к мнению друга?

              - да, всегда      - иногда,       - никогда      - прислушиваюсь, но поступаю по-своему

  3. Какие качество ты ценишь в своем друге (друзьях)

             __________________________________________________________________

  4. Делишься ли ты со своим другом личными тайнами    

             - да, всегда              - иногда,                   - никогда              

   5. Что бы ты не смог простить человеку, с которым дружишь? __________________________________________________________________________

   6. Общаясь с близкими (дорогими тебе) людьми, друзьями, ты никогда не позволишь себе

       ______________________________________________________________________

Лист самооценки работы на уроке   обществознания    15.03.2016

Ученика(цы) _____________________________________

Задание

Групповая работа №1

Групповая работа №2

(ромашка)

Анализ ситуаций

Работа в паре (кодекс дружбы)

Устные ответы на уроке

Общий балл

Средняя оценка работы на уроке

Самооценка

Притча о сыне с плохим характером

C:\Users\User\Desktop\2.bmp


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Поговорим о дружбе

Слайд 3

Что такое дружба?

Слайд 4

Групповая работа

Слайд 5

Пословицы и поговорки о дружбе Где дружба прочна, там хорошо идут дела. Добрая шутка дружбы не рушит. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Доброе братство милее богатства. Друг - ценный клад, недругу никто не рад. Нет друга - ищи, а нашёл - береги. Друг неиспытанный, как орех нерасколотый . Друзья познаются в беде.

Слайд 6

Групповая работа

Слайд 7

Отличительные черты дружбы

Слайд 8

Динамическая пауза

Слайд 9

Анализ ситуаций

Слайд 10

Кодекс дружбы

Слайд 11

Кодекс дружбы Уметь посочувствовать, поддержать. Уметь слушать и понимать. Уметь уступать друг другу. Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятная. Защищать друг друга от обидчиков. Не ссориться по пустякам. Искренне радоваться успехам друга. Придумывать вместе интересные игры…

Слайд 12

Подведем итоги Какую роль играет дружба в жизни человека? Узнали ли вы сегодня для себя что-то новое и полезное? Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Слайд 13

Домашнее задание Сочинение «Мой друг» *Письмо другу «Я хотел бы тебе сказать...»

Слайд 14

Цените своих друзей! Дорожите дружбой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-презентации по литературе "Настоящая дружба"

Конспект урока-презентации по литературе для 6 класса. Посвящается дружбе А.С.Пушкина и И.И.Пущина....

Конспект урока-презентации по литературе "Настоящая дружба"

Конспект урока-презентации по литературе для 6 класса. Посвящается дружбе А.С.Пушкина и И.И.Пущина....

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией.           Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать        ...

Конспект урока обществознания в 5 классе. Тема урока: «Hаша Родина - Россия».

Конспект урока по обществознанию в 5 классе "Наша Родина - Россия"...