Главные вкладки

    Материал по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему:
    Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания

    Солтанова Елена Федоровна

    Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.  Одна из приоритетных задач   образования- укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, устранение перегрузок. Учитель на уроках истории и обществознания должен учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика.
          Здоровьесберегающие технологии  реализуются  на основе личностно-ориентированного подхода:  
    1. Использование технологии  уровневой дифференциации.  Класс делится на группы с учетом особенностей,  степенью обученности. У учителя появляется возможность помочь слабым детям.
    2. Творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности.  Вот один из примеров прочтения конституции в 10-м социально- экономическом классе.
    Глава первая
    В ней нет ни слова о вопросах эволюции.
    В ней говориться об основах конституции.
    Страна Россия – здесь нету охлократии
    У нас существует только демократия.
    Россия является государством правовым
    Здесь власть принадлежит людям самим и т. д.
    3. Деловые игры. Так, изучение темы по обществознанию «Избирательный процесс» в 11 классе провожу в форме игры «Выборы в Государственную думу», которая формирует активную гражданскую позицию.
        Учащиеся делятся на группы, каждая из которых должна представлять собой определённую политическую партию. Каждая партия разрабатывает предвыборную программу, готовит презентацию, ведет агитацию. На этапе предвыборной агитации кандидаты оглашают свои предвыборные программы и отвечают на вопросы учеников школы. После проведения дебатов учащиеся 9-х, 10-х классов отдают свои предпочтения путём тайного голосования. Таким образом, ролевые игры способствуют формированию качества жизни.
       Эмоционально - поведенческое пространство также является частью здоровьесберегательных образовательных технологий в школе.  Например, в кабинете истории существует уголок эмоциональной разгрузки «Бюллетень любителей исторической науки», куда помещаются различные материалы, одновременно дающие психоэмоциональную разрядку и вызывающие интерес к тем или иным событиям в истории. Ежемесячно меняются информационные стенды по наиболее значимым событиям  культуры, искусства, событиям Великой Отечественной войны.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами.

    Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.  Медицинские исследования  свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. Поэтому одной из приоритетных задач   образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий,  устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

            Что может сделать учитель на уроках истории и обществознания для создания среды по формированию культуры здоровья учащихся? Прежде всего, он не должен  допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. В ходе урока использовать  такие виды работы, которые бы снимали усталость.

          Здоровьесберегающие технологии на уроках я реализую, прежде всего,  на основе личностно-ориентированного подхода. Благодаря им учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. В центр образовательной системы  ставится  личность ребёнка, обеспечиваются комфортные условия её развития.

          Для сохранения здоровья в школе необходимо использовать  педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.

    Использование на уроках  технологии  уровневой дифференциации обучения позволяет учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся. Один из способов работы по данной технологии - групповая работа. Класс делится на группы с учетом особенностей. При формировании групп учитывается личностное отношение детей  к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и  приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям «слабой» группы.

          С целью осмысления и осознания того, что пройдено на уроке предлагаю  учащимся составить синквейн - стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам:

    1 строчка - существительное, обозначающее тему.

    2строчка - два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета.

    3 строчка - три глагола, показывающих действие в рамках темы.

    4 строчка - фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме.

    5 строчка - существительное, выступающее как итог.

    Пример работы, которую выполнили учащиеся десятого класса при изучении темы «Отечественная война 1812 года»

    1 строка – Бонапарт,

    2 строка  - стремительный и блистательный,

    3 строка - реформирует, воюет, побеждает,

    4 строка- быстрым мигом пронеслась твоя эпоха,

    5 строка- император.

      Пример синквейна в 11 классе по теме «Политические режимы»:

    1. народовластие
    2. справедливое, законное
    3. управлять, выбирать, контролировать
    4. Демократия предполагает в народе способность не только вести государственную жизнь, но и управлять государством
    5.   Политика                

    Так как синквейн  довольно сложный вид заданий, на этом этапе урока важно заинтересовать учащихся. Тогда мышление учеников начинает работать с проблемы или вопроса.    

    На уроках обществознания в 7,10-х классах, когда рассматривается тема физиологических особенностей подросткового возраста, звучит предостережение о последствиях ранней половой жизни. На уроках права в 9, 11 классах обязательно рассматривается статья 23 УК РФ «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения».            

      На уроках обществознания в 7 классах, изучая психо - возрастные особенности подросткового возраста, подчёркиваю, что подражание взрослому образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям, единственный путь избежать этих последствий - осознанные понимание и контроль своего поведении.                                  

                 При изучении глобальных проблем человечества в 11-х классах довожу до сведения учеников, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений - табакокурения и распития спиртных напитков беременными женщинами.

    Социальное здоровье формируется и во внеурочное время. Учащаяся 11 класса Коротун Юлия участвовала в окружной научно-практической конференции школьников  с исследовательской работой ««Влияние курения на здоровье и спортивные  показатели школьников», где заняла призовое место. В рамках социального проекта «Здоровая молодежь, здоровая Россия» с целью пропаганды здорового образа жизни ученики нашей школы провели акцию для детей и молодежи нашего микрорайона «Нет – курению».                                                                                                                                                                    Все эти факты вместе взятые свидетельствуют о том, что подрастающее поколение озабочено тем, как развивается мир, как гармонично сочетаются его прошлое, настоящее и будущее. Это ли не факт нравственного здоровья детей и подростков?  

    Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности.  Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Вот один из примеров прочтения конституции в 10-м социально- экономическом классе.

    Глава первая

    В ней нет ни слова о вопросах эволюции.

    В ней говориться об основах конституции.

    Страна Россия – здесь нету охлократии

    У нас существует только демократия.

    Россия является государством правовым

    Здесь власть принадлежит людям самим и т. д.

          Социальное здоровье также формируется на каждом уроке. К нему относится умение жить в обществе, коммуникабельность. Это достигается посредством общения на уроке между учителем и учениками,  знакомством с событиями, происходящими в обществе, известными личностями, на примере которых можно воспитать много положительных качеств у учащихся.

       Таким образом, с гуманизацией образовательного процесса здоровьесберегающий компонент необходим в школе, потому что «здоровый нищий счастливее больного короля». 

    Обществознание является тем предметом, который  формирует ценностное отношение к жизни и здоровью, позволяет успешно адаптироваться во многих сферах жизни. Сделать свой осмысленный выбор трудно в любом возрасте, особенно в юности. Поэтому необходимо  предоставить школьнику возможность поучиться делать осознанный выбор в игре.  Так, изучение темы по обществознанию «Избирательный процесс» в 11 классе провожу в форме игры «Выборы в Государственную думу». которая формирует активную гражданскую позицию.

        Учащиеся делятся на группы, каждая из которых должна представлять собой определённую политическую партию. Затем каждая партия разрабатывает предвыборную программу, готовит презентацию, ведет агитацию.

      На этапе предвыборной агитации кандидаты оглашают свои предвыборные программы и отвечают на вопросы учеников школы. После проведения дебатов учащиеся 9-х, 10-х классов отдают свои предпочтения путём тайного голосования. Таким образом, ролевые игры способствуют формированию качества жизни.

         Использование информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. Сайт http://lesson-history.narod.ru/, разработанный А.И. Черновым «Компьютер на уроках истории, обществознания и права» ориентирован на презентационные сопровождения уроков. Хорошим помощником учителя истории и обществознания может стать сайт Дмитрия Тарасова proekt@videouroki.net. Используя эти материалы,  можно организовать на своих уроках практикумы, дискуссии и проектную деятельность. А значит,  занятия станут более разнообразными и творческими. 

            Эмоционально - поведенческое пространство также является частью здоровьесберегательных образовательных технологий в школе. К характеристикам такого пространства относятся:

    уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;

    характеристики эмоционально - психологического климата в классе;

    стиль поведения учителя и учеников на уроке;

    формы  поведения учащихся на переменах.

         Например, в кабинете истории существует уголок эмоциональной разгрузки «Бюллетень любителей исторической науки», куда помещаются различные материалы, одновременно дающие психоэмоциональную разрядку и вызывающие интерес к тем или иным событиям в истории). (Раздатка) Ежемесячно меняются информационные стенды по наиболее значимым событиям  культуры, искусства, событиям Великой Отечественной войны.

         Возможности использования здоровьесберегаюших технологий на уроках истории, обществознания велики. Всегда можно найти время для снятия усталости, можно просто пошутить  и дать посмеяться ребятам на уроке и этим можно добиться  гораздо большего успеха. Нужно помнить, что интересы формируются в ходе процесса социализации, в котором особая роль отводится школе, которая должна не только научить чему-то, но и научить бережно относиться к своему и чужому здоровью.

    Если ребенок не может задать вопрос взрослым в силу сложившейся ситуации в семье рекомендую детям сайт http://school-sector.relarn.ru/prava/index.html

    На сайте можно найти информацию по различным вопросам, размещены телефоны доверия,  существуют семинары для учителей, занятия, разработанные для 1 - 11 классов.

      Д.С. Лихачев: «Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».
      



    Предварительный просмотр:

    Эмоционально - поведенческое пространство здоровьесбережения школы - часть здоровьесберегательных образовательных технологий.

    История России в частушках, преимущественно смешных

    Мы с Японией буянили,

    С Германией идем.

    Кулаки у нас большие –

    Мы нигде не пропадем

    Распроклятый царь с германцем,

    Перестаньте воевать,

    Отпусти ребят обратно-

    Девок некуда девать!

    Запрягай, папаша кур!

    Мы поедем в Порт-Артур.

    Нам япошки нипочем-

    Закидаем кпрпичом.

    У реки растет береза,

    Зеленеют завитки.

    У Антанты зубы долги

    Только лапы коротки.

    Меня мама палкой била,

    Папа по полу волок:

    «Вот тебе изба-читальня,

    Вот тебе и уголок!»

    Ах,яблочко

    Прокатилося!

    А советская власть укрепилася.

    Брюхо голо, лапти в клетку,

    Выполняем пятилетку.

    Кто за гриву, кто за хвост,

    Растащили весь колхоз.



    Предварительный просмотр:

    Фразеологизмы

    Тертый калач

    Так называют опытного человека, которого трудно провести. Между прочим, и на самом деле был такой сорт хлеба - "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба. 

    Выводить на чистую воду

    Разоблачать чьи-нибудь темные делишки. Когда-то говорили "выводить рыбу на чистую воду". А если рыбу, то все понятно: в зарослях камыша или там, где в иле тонут коряги, попавшаяся на крючок рыба легко может оборвать леску и уйти. А в прозрачной воде, над чистым дном - пусть попробует. Так и разоблаченный жулик: если все обстоятельства ясны, от расплаты ему не уйти.

    Волосы Дыбом

    Значит, сильно перепугался человек. Но вот что за "дыб" такой? Оказывается, "стоять дыбом" - это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят. 

    Все трын-трава

    Все безразлично, ничто не волнует.Таинственная "трын-трава" - это не какое-нибудь растительное снадобье, чтоб не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава". Тын - это забор, т.е. "трава подзаборная", никому не нужный, всем безразличный сорняк. 

    Переть на рожон

    Нарываться на неприятности, делать что-то опасное, заранее обреченное на неудачу. "Рожон" - это острый шест. А в некоторых русских губерниях так называли четырехзубые вилы. Действительно, не очень-то на них попрешь! 

    Вверх тормашками

    Все наоборот, все не так, как раньше, кувырком

    Тормашить - во многих русских губерниях это слово означало "ходить". Значит, "вверх тормашками" - это всего-навсего "вверх ходилками", "вверх ногами

    Дым коромыслом

    Шум, гам, беспорядок, суматоха.В старой Руси избы часто топили "по-черному": дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым "столбом" - будет ясно, "волоком" - к туману, дождю, "коромыслом" - к ветру, непогоде, а то и буре.

    Гол как сокол

     

    Страшно бедный, нищий. Все думают, что речь идет о птице соколе. Но она-то и не бедная, и не богатая. На самом деле "сокол" - старинное военное стенобитные орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

    Казанская cирoтa

    Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно "казанская"? Московская или саратовская, от этого сиротское положение радостнее не становится. Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь. 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Политическая партия «Наша RUSSIA »

    Слайд 2

    Состав членов партии: Лидер партии: Лихолетов Михаил Члены партии: Муратова Джулия, Дудина Ольга, Долгова Екатерина, Пьяных Наталья, Алиева Зульфия.

    Слайд 3

    Цели и задачи: 1.Восстановление сети детских дошкольных и молодежных культурных, оздоровительных и спортивных учреждений, развития культуры и спорта. 2.Увеличение финансирования здравоохранения, образования, создание новых рабочих мест для молодежи. 3. Качественное медицинское обслуживание населения. 4.Восстановление старых и строительство новых детских и спортивных площадок во всех дворах. 5. Реализация приоритетных национальных проектов , которые призваны изменить облик городов, обеспечить их жителям комфортные условия и широкий набор социальных благ. 6. Внедрение новых законов об охране окружающей среды, введение штрафов и административных работ за загрязнение окружающей среды.

    Слайд 4

    Пути достижения цели: Интересы молодежи: Молодежная политика пока существует только на бумаге. Жилищная проблема была и остается одной из наиболее сложных проблем молодежной политики. Среди основных причин, по которым молодые семьи не желают иметь детей, -отсутствие перспектив на улучшение жилищных условий. Мы предлагаем выдавать молодым семьям беспроцентный кредит на покупку квартиры. Выдать молодым людям беспроцентный кредит на получение высшего профессионального образования с дальнейшим обязательством отработать по специальности. За каждый год, отработанный по специальности, списывать стоимость года обучения в ВУЗе. Обеспечить квотирование первого рабочего места для выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Поддержать конструктивную деятельность молодежных организаций, направленную на развитие политической и гражданской культуры общества. Распространить государственные спортивные комплексы шаговой доступности, и молодежного туризма, а так же поддерживать молодежное творчество.

    Слайд 5

    Пути достижения цели : Здравоохранение: Состояние здоровья населения продолжается ухудшаться. Ежегодные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи недофинансированы на 40-50%. Система обязательного медицинского страхования несправедлива и ненадежна. Мы предлагаем обеспечить доступность высокотехнологичного медицинского обслуживания всем гражданам РФ, независимо от дохода, социального положения и места жительства. Привести величину гос. расходов. на медицину в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, т.е не менее 5% ВВП. Принять Федеральный закон «О государственных гарантиях медицинской помощи» .вести всеобщую бесплатную медицинскую помощь. Уделять особое внимание здоровью детей и молодежи.

    Слайд 6

    Пути достижения цели: Развитие культуры: Духовно-нравственное здоровье российской нации упала ниже критической отметки. Господствует диктатура бескультурья. Право человека на культуру фактически не имеет финансового обеспечения: Удовлетворение культурных потребностей составляет 5% от ежемесячной стоимости минимальной потребительской корзиной, а на развитие культуры в селе выделяется 14 копеек в год на человека. Мы предлагаем выделять средства на сохранения культурного наследия, в частности раздельно, на возрождение и развитие российской библиотечной сети ,техническое переоснащение музеев, культурное возрождение российской провинции, развитие краеведения. Повысить оплату труда работникам культуры. Принять закон о меценатстве, дающий налоговый льготы лицам и организациям, оказывающим материальную поддержку отечественной культуре и искусству. Принять незамедлительные меры по спасению памятников историко-архитектурного наследия, уничтожаемых сегодня коммерческой застройкой.

    Слайд 7

    Пути достижения цели: Образование : Образование- будущее страны. Плохо образованное общество век высоких технологий окажется на задворках цивилизации. За годы реформ Россия в рекордные сроки стало страной с самой высокой долей платного образования. При этом качество образования падает, а педагоги высшей и общеобразовательной школы не получают достойной зарплаты за свой труд и вынуждены принимать унизительные «подарки» и подношения. Растет уровень коррупции . Мы предлагаем увеличить размер зарплаты учителям и преподавателям до сопоставимого с зарплатой госслужащих. Обеспечить справедливое распределение бюджетных мест в ВУЗах. Проявлять заботу о тех, кто платить не может и кто своими выдающимися успехами заслужил право получить образование за счет государства. Решить проблему трудоустройства выпускников ВУЗов путем введения госзаказа на специалистов и восстановить систему профессиональной ориентации в рамках которой молодые люди смогли бы определиться в выборе будущей профессии. Увеличить размер стипендий до прожиточного минимума.

    Слайд 8

    Пути достижения цели: Экологический вопрос: Экологическое бескультурье, грязные земля, вода, воздух, варварское отношение к биологическим и лесным богатствам страны, пренебрежение нормами экологической безопасности ведут к большому количеству экологических рисков, реально угрожающих здоровью людей. Мы предлагаем создать страховой экологический фонд, в которой все «грязные» промышленные (горнодобывающие, перерабатывающие и т.д) предприятия будут постоянно платить целевой взнос; за счет этих денег будут финансироваться работы по ликвидации экологических катастроф и другие природоохранные мероприятия. Обеспечить необходимые условия для внедрения инновационных технологий, современных материалов, щадящих окружающую среду, в том числе, за счет государственных дотаций. Остановить хаотичную застройку водоохранных зон рек и водоемов, их загрязнения бытовыми стоками и мусором. Изменить порядок стандартизации, сертификации и надзором ха качеством потребительской продукции и внедрить государственную «биопечать» (знак соответствия продуктов питания экологическим стандартам ). Поддержать общественные инициативы по охране «зеленых поясов» крупных городов, защите источников чистой пресной воды, выдвижению дополнительных требований к сертификации продуктов питания и т.д

    Слайд 9

    Пути достижения цели: Благоустройство городов : Условия жизни горожан резко ухудшилось. Загрязнение окружающей среды и воздуха, не соблюдение моральных норм, введение платных услуг и повышение их стоимости резко снизили уровень качества жизни. Мы предлагаем запустить масштабную программу капремонта жилья, переселение из ветхого и аварийного жилого фонда в благоустроенные квартиры. Привести в порядок систему жилищно-коммунального хозяйства, чтобы уровень квартплаты соответствовал качеству ее услуг. Благоустройство улиц, развитие транспорта, обеспечение школами, больницами, магазинами, деловыми центрами, объектами отдыха и культуры - это то, что необходимо современному городу.

    Слайд 10

    Лозунги Любовь к своей стране и гордость за свой город - вот к чему должна стремиться наша молодежь!!! Поддержим молодежь - улучшим наше будущее!!! Уверенность в завтрашнем дне - вот наша главная цель , задача и дорога в будущее!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

    В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

    В работе рассказывается как учитель использует здоровьесберегающие технологии на своих уроках и делится опытом с коллегами...

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙНА  УРОКАХ  ИСТОРИИ  И  ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания

    Здоровьесберегающие технологиина уроках истории и обществознания...

    Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

    В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....