Сценарий открытого урока по обществознанию в 7 классе. Тема: Правовая культура. Я – ребенок, я имею право.
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Суйдимова Зарема Анатольевна

Сценарий открытого урока по обществознанию в 7 классе. Тема: Правовая культура. Я – ребенок, я имею право.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока по обществознанию в 7 классе МКОУ СОШ №5 г.о.Нальчик Суйдимовой З.А.

Тема: Правовая культура. Я – ребенок, я имею право.

Дидактическая цель урока: 1. формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.

2. создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применения ранее полученных компетенций в знакомой и новой учебной ситуациях;

Задачи:
Образовательная:
1.  ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации;

2.обучение основам юридических знаний;

Развивающая: 
1. Развивать умение пользоваться соответствующей правовой нормой при разрешении конкретной жизненной ситуации, работать в группе, анализировать источники, проводить социологический опрос, обрабатывать его результаты и представлять соответствующие выводы в таблице и диаграмме, интерпретировать события.

2.Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;
Воспитательная:

1.Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей;

2.Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

3.Воспитывать уважение к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.

4. воспитание чувства причастности к международному правовому сообществу;

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: видеопроектор, раздаточный материал: задания для групп. рисунки с житейскими ситуациями, отрывки из песен, тексты Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ.

Оформление доски: 

Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка

Ф.М.достоевский

Право – это искусство добра и справедливости

Римское изречение

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми

Оскар Уайльд

План урока

  1. Орг.момент

Учитель

Мы, ребята, в этом классе

Собрались лишь для того,

Чтоб узнать законы наши

О подростках и о детях,

Что мы можем и не можем

Что имеем и  не имеем

И какие есть права.

Мы уже говорили с Вами о том, что для удовлетворения ряда наших потребностей необходимы определенные условия. А именно наделение человека специальными правами и обязанностями.

Как же это обеспечить?

Наука утверждает, что всякое человеческое общество – будь то небольшая группа или целое государство – нуждается  или, как говорят ученые, испытывает потребность в четкой организации деятельности людей. Давно, очень давно люди поняли громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Действительно, как тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций. Рушится все, что создавалось долгим трудом. Гибнут люди, гибнет природа. И ведь это не только уроки истории. Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз и состоит в том, чтобы предотвращать конфликты, а если они возникли – помогать преодолевать их мирно, культурно, т.е. цивилизованно. Постепенно в ходе истории, сложились общие правила (правовые нормы), которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации.

На прошлом уроке мы знакомились с  понятием «право» и узнали, что оно соединило в себе одновременно два смысловых значения. Какие?

Ученик   Одно связано с понятием «править», «управлять», «регулировать». Если кто-нибудь нарушает порядок, то на него находят «управу», т.е. заставляют считаться с установленными нормами.

Другое связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентируется на правду, справедливость. Не случайно многие правовые документы в старину так и назывались – «Русская правда», «Правда Ярославичей».

Итак, что такое право?

Ученик: Право – это особый регулятор общественных отношений, человеческого поведения. Право встает на защиту рядовых граждан.

Учитель    

 Да,  благодаря праву человек может быть наделен правами, т.е. совокупностью  устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Для того чтобы получить права не нужно идти куда-то и регистрироваться, просить чтобы нас наделили правами, потому что каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равным правам другого человека.

К сожалению так было не всегда. Можно ли сказать, что идея о безусловном праве человека на свободу , жизнь и т.д. была определяющей на протяжении всей истории человечества?

УЧЕНИК рабство в Древнем Риме, крепостничество.

УЧИТЕЛЬ Только в конце 17 – н.18 века возникла идея, что все права  имеют естественный характер, т.е. принадлежат человеку в силу его рождения. АП государство призвано их гарантировать и защищать. Постепенно человечество выработало ряд основополагающих прав и свобод человека, закрепляя их  в международных  Декларациях и Конвенциях. Они стали основой для законодательных актов развитых стран, в том числе, конечно и для России.

Мы уже знаем, что в нашей стране существует Основной Закон, по которому мы живем, где права человека гарантированы и защищены государством? Как он называется?

УЧЕНИК Конституция

УЧИТЕЛЬ      У Вас на столах книжка – такая тоненькая, но очень важная книга для каждого из нас. В ней перечислены основные права человека и гражданина РФ. Для удобства их разбили на 5 групп.  КАКИЕ?

УЧЕНИК  гражданские,   ……………….

Сегодня мы их вспомним. Для этого предлагаю провести юридическую экспертизу очень хорошо известных нам сказок на предмет нарушения прав и свобод сказочных героев

 Две команды, кот. выбрали названия, связанные с защитой прав «Адвокат», «Омбудсмен»

ЧТО такое ОМБУДСМЕН?

За каждый правильный ответ команда получает олимпийскую медаль.

Называть нужно группу прав и номер статьи Конституции, используя Конституцию РФ.

Та, которая наберет наибольшее число будет признана победительницей и ее члены получат право на «5», а ее капитан станет УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА в вашем классе, т.е. главным юрисконсультантом.

Помощник название нужных сказок вывешивает рядом с нужной группой прав на плакате.

УЧИТЕЛЬ   ЗАДАНИЕ 1Назвать какое право нарушено в каждой сказке

  1. Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»(Право на жизнь)
  2. Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)
  3. Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)
  4. При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)
  5. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
  6. Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)

ЗАДАНИЕ 2   По описанию назвать сказку и нарушенное право

  1. В какой из сказок один серый злодей  осуществляет коварный план убийства бабушки и внучки  и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается благополучно?

  1. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано?

  1. В какой сказке на жилище  трех  братцев было совершено нападение?

  1. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способностям, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжелые телесные повреждения (посредством щелчка), приведшие к смерти?

Задание 3 Команды должны были найти в 2 сказках Пушкина найти доказательства нарушения прав человека, указав какие именно.

  1. В «Сказке о мёртвой царевне» А. С. Пушкина есть такие строчки:
    Свесть Царевну в глушь лесную,
    И, связав её , живую,
    Под сосной оставить там
    На съедение волкам!
    Какое право нарушила мачеха?
    Ответ: Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребёнка.
    2. Вспомним сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть слова:
    В бочку с сыном посадили,
    Засмолили, покатили
    И пустили в окиян –
    Так велел де царь Салтан.
    Какое право было нарушено?
    Ответ: Главное право каждого человека – право на жизнь. И маленький человек, ребёнок, тоже имеет право на жизнь.

Задание 4 О каких правах поется в следующих песнях.

1.  «Песня бременских музыкантов» – Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.

  1. «Чему учат в школе» – Право на образование.
  2. «Песенка мамонтенка» – Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки желанию. Право жить и воспитываться родителями.
  3. «Чунга-Чанга» – Право на отдых. Право пользоваться благами.
  4. «В каждом маленьком ребенке» – Право на всестороннее развитие.

УЧИТЕЛЬ Молодцы, мы хорошо знаем права и свободы человека, но в основном имеем в виду людей взрослых, самостоятельных, способных в случае необходимости защитить себя. А как же обстоят дела дело с правами ребенка. Ребенок тоже человек .более того он нуждается в особой защите. Как вы думаете почему?

Ученики  1) у ребенка меньше возможности защитить самого себя из-за возраста;

2) ребенку не хватает знаний о своих правах

3) зависит от опеки старших

4) ребенка легче обидеть

Да ребенок – это особый человек. Ваши родители тоже мечтали о появлении на свет своего ребёнка. И ваше рождение для них – самое важное и счастливое событие в их жизни. Ф. М. Достоевский так говорил о любви к детям: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».

Но всегда ли таким было отношение к детям? Алина провела небольшое исследование этого вопросаи вот к каким выводам пришла.

        Ученик: В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Дети были бесправны, а у младенцев даже отнимали главное право каждого человека – право на жизнь. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяли убить ребенка. В средние века рыбаки вылавливали из рек неводом тела утопленных младенцев. В XVII веке в Париже детей постарше продавали нищим, а малышей у собора Парижской богоматери раздавали даром. Это еще очень недавно!
        В XVII в. английские тюрьмы были полны подростками 10—12-летнего возраста, а в знаменитой «Каролине» — Уголовно-судебном уложении короля Карла V (1532) — предусматривалась смертная казнь подросткам, совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах.

        В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям».

Как же защитить ребенка и какие шаги в этом направлении предприняло мировое сообщество?

        В конце XIX — начале XX вв. человечество осознало, что ребёнок обладает теми же правами, что и взрослый. Первоначально рассматривались предупредительные меры, которые необходимо принять для недопущения рабства, эксплуатации детского труда, торговли детьми и детской проституции. В этой связи в 1924 г. в Женеве Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка.
        1948г. – ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

        1952г. – ООН приняла декларацию прав ребенка (10 статей).

        В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

        УЧИТЕЛЬ Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.

презентация

        Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

        20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Этот день отмечается как Всемирный день ребенка.

        Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

                Учитель: Посмотрите, какой долгий путь прошло человечество к пониманию, что дети - тоже люди. Потому и права ребенка в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого.

Ученик:

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!

 УЧИТЕЛЬ  Рассмотрим, что представляет Конвенции о правах ребенка.

У вас на столах экземпляры, по которым мы будем работать.

Откройте  и посмотрите.

        Чтобы сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, объединим их в отдельные группы по общности содержания:

I группа прав - базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;

II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство ,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);

III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);

V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);

VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

Если все эти права соблюдать, то мне кажется ребенок как солнышко будет светить и радовать своих родителей и несомненно принесет большую пользу своей Родине..

Используя презентацию с веселыми стишками и картинками  попробуем найти и прочитать по Конвенция о каких правах ребенка идет речь.

Одновременно мы сделаем нашу версию  конвенции. Такой, чтобы она была понятна даже первокласснику и он тоже знал свои права.

Ст.1,2,3,6,7,

 музыкальные «Мамонтенок», «Чему учат в школе»,»Чунга - чанга»  ст.9,28,1

ст.12, 23, 24, 32, 36

Какие выводы мы можем сделать?

  1. КОНВЕНЦИЯ провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью
  2. Права закрепленные в Конвенции, наилучшим образом обеспечивают интересы детей.

3. Этот документ является ориентиром для всех государств. Которые заботяться о своем маленьком гражданине.

Молодцы, теперь , я думаю, в случае нарушения ваших прав вы сможете со знанием дела отстаивать свои права. А помогать будет тот, кто набрал наибольшее количество медалей. Именно он станет нашим правозащитником – омбудсменом.

Вы ознакомились с правами, которые предоставлены ребенку. Знаем, что государство и граждане страны обязаны защищать права детей и заботиться о них. Сегодня на уроке вы реализовали свое права знать о своих правах.

Д.З.   1. Из прессы (газет и журналов), источников Интернет подобрать статьи о нарушении и (или) защите прав детей.

2. Какие права вы  бы добавили к Конвенции.

3.3.Работа по группам с текстом Конвенции о правах ребенка.

Мы с вами заполним таблицу. В тексте Конвенции найдите статьи, относящиеся к каждому разделу таблицы. Работу выполняем по группам. Каждая группа отбирает права определенной направленности. Номер статьи, которая соответствует заданию вашей группы, вы пишите в таблице. Поместите эти листы на доске в свою часть таблицы.

Класс делится на 4 группы. Даются задания для каждой группы.

Задания для первой группы:

Найти в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на выживание. 

Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.

На доске запишите в свою часть таблицы сгруппированные права по теме: «Право на выживание».

Ожидаемые результаты будут оформлены в таблице « Права ребенка» на доске и в газете: « Права ребенка».

Задания для второй группы:

Найти в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на развитие.

Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.

На доске запишите в свою часть таблицы сгруппированные права по теме: «Право на развитие».

Ожидаемые результаты будут оформлены в таблице.

Задания для третьей группы:

Найдите в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на защиту.

Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав. (Приложение №10)

На доске запишите в свою часть таблицы сгруппированные права по теме: « Право на защиту».

Ожидаемые результаты будут оформлены в таблице.

Задания для четвертой группы:

Найдите в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на участие.

Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.

На доске запишите в свою часть таблицы сгруппированные права по теме: «право на участие».

Ожидаемые результаты будут оформлены в таблице.

Таблица №1 «Права ребенка»

Право на выживание

Что нам необходимо, чтобы выжить.

Право на жизнь

Право на реализацию основных потребностей, обеспечивающих его существование

Право на восстановление здоровья

Право на социальное обеспечение

Право на должный уровень жизни, необходимый для физического, умственного и духовного развития

Право на отдых и досуг

Право на развитие

Что нам необходимо, чтобы развиваться как людям. Права на развитие – это те права, которые нужны детям для полноценного роста и развития как человеческих существ.

право на свободу мысли, совести и религии

право на семейную и личную жизнь

право на часть и репутацию

право на тайну корреспонденции

право на неприкосновенность жилища

право на образование

право искать, получать и передавать информацию

Право на защиту

Мы имеем право на безопасность, защиту. Право на защиту касается вредных факторов, от которых должны быть защищены дети.

Право знать своих родителей и не разлучаться с ними

Право на заботу родителей

Право на сохранение своей индивидуальности

Право на воссоединение с семьей

Право поддерживать контакты с родителями

Право на защиту от физического, психологического, сексуального насилия, пыток, оскорблений

Право на защиту от наркомании и токсикомании

Право на защиту от экономической эксплуатации, от работы, наносящей ущерб развитию

Право на участие

Возможность принимать участие. Права на участие уделяют особое внимание той важной роли, которую могут играть дети в жизни их сообществ и народов.

Свобода выражать свое мнение

Право иметь голоса в вопросах, касающихся их жизни

Вступать в ассоциации и проводить мирные собрания

Вывод. Вы ознакомились с правами, которые предоставлены ребенку. Знаем, что государство и граждане страны обязаны защищать права детей и заботиться о них. Но прав без обязанностей не бывает. По мере вашего взросления будет меняться соотношение ваших прав и обязанностей. Знаем, что наши права заканчиваются там, где начинаются права других людей. Сегодня на уроке вы реализовали свое права знать о своих правах.

Д.З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по обществознанию 8 класс

Тема «Что такое человек?» Цели:  закрепить знания учащихся, полученные при изучении данной темы;            продолжить работу по формир...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Сценарий урока по обществознанию XI класс Тема урока: « Организационно-правовые формы предприятий»

Целевая установка: создание условий для систематизации и обобщения знаний  о субъектах предпринимательского права.Основные задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний об организацион...

Урок по обществознанию (8 класс) Тема урока: « Религия как одна из форм культуры»

Тип урока: урок новых знанийЦели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.Планируемые результаты: предметные:...

Конспект открытого урока по обществознанию 7 класс. Тема: «Деньги их функции»

Урок составлен в рамках программы: авторской программой по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбо...

Разработка открытого урока по обществознанию 7 класс Тема: «Кто стоит на страже закона»

Цель урока: способствовать формированию правового сознания; сформировать у обучающихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства....