программа по политологии
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Литвинова Анастасия Викторовна

учебная программа предназначена для учащихся старших классов гуманитарного профиля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr._politologiya.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Политика является важнейшим элементом жизни и культуры. В течение тысячелетий она являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Программа настоящего курса предусматривает дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки собственного мнения о событиях, происходящих в стране, об её истории, которое не зависело бы ни от господствующих установок, ни от политической конъюнктуры. Политическая наука в современной, реформируемой России имеет особое значение, поскольку от политических позиций подрастающего поколения будет зависеть будущее. Процесс формирования в России гражданского общества и правового государства заставляет по-иному взглянуть на тот круг знаний, умений, навыков, которые востребованы жизнью. Новые глобальные изменения в общественной жизни, непрерывный характер этих изменений выдвинули на первый план формирование у современных школьников таких качеств, как умение понимать общественные процессы, адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, критически мыслить, формулировать выводы и принимать самостоятельные рационально обоснованные решения, принимать ответственность на себя, умение общаться с людьми и др.

Программа по политологии составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и предполагает изучение следующих проблем: объект, предмет и метод политической науки;  функции политологии;  политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; социальные функции политики; гражданское общество, его происхождение и особенности; особенности становления гражданского общества в России; политическая власть; политическая система; политические режимы; политические партии; электоральные системы; политические элиты; политическое лидерство. Курс рассчитан на 35 часов (годовая нагрузка), недельная нагрузка 1 час в неделю. Форма занятий - самая разнообразная: деловые игры, ролевые игры, дискуссии, дебаты, семинары, экскурсии, встречи с людьми, работающими в госучреждениях и занимающимися политикой и т.д.

 Направленность курса – развивающая. Содержание курса предполагает работу учащихся с разными источниками информации, предполагает самостоятельную (индивидуальную или коллективную) форму работы.

Целью данной программы является формирование у учащихся целостного представления о природе политики, её роли и значении в жизни общества, принципах и механизмах её организации и реализации. Особое внимание уделяется политической структуре российского общества, специфике формирования и функционирования государства, политических партий, общественных движений. Существенный акцент сделан на раскрытие человеческого измерения российской политики; роли в ней политических лидеров и обыкновенных граждан; значения психологических и культурных элементов политической жизни (идеалов, представлений, стереотипов, убеждений, норм, ценностей и т.д.). Курс призван сформировать у учащихся социально значимые знания и умения, профессиональные интересы, активную жизненную позицию, развитие общей культуры. В ходе изучения курса учащиеся смогут: 1)узнать основные подходы к понятию «общественная политика», механизм взаимодействия государства и общества, в том числе – в собственном регионе; 2)исследовать многообразие общественных отношений, применять знания школьных правовых курсов для решения социальных проблем; 3)продолжить формирование навыков исследования, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов; 4)задуматься о личной ответственности каждого гражданина за свою страну, за свою судьбу. Важное место в предлагаемом курсе уделяется личностно-ориентированным аспектам преподавания и практической ориентации конкретного учащегося на конкретные цели. Курс «Основы политологии» является интегративным, межпредметным: его содержание включает обращение к основам обществознания, истории, права, этики, социологии.

Требования к подготовке учащихся по предмету:

  • сформированность структурированного и актуализированного знания, лежащего в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики;
  • сформированность в целом гражданской позиции на базе полученных знаний;
  • умение представить свой взгляд на определенные события в политико-правовой сфере в России и мире и аргументировано доказать его в форме итоговой практической работы;
  • внутреннее целостное развитие психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах;
  • умение давать морально-нравственную оценку событиям в политико-правовой сфере в России и мире;
  • сформированность поведения учащегося, проявляющаяся в потребности продолжать деятельность по получению новых знаний, формированию активной гражданской позиции.

Умения и навыки, которыми должны овладеть выпускники: 1)знать термин «государственный аппарат»; 2)перечислять основные признаки, функции, формы государства, основные черты гражданского общества; 3)определять понятия «государство», «правовое государство», «гражданское общество»; 4)описывать государственный аппарат, местное самоуправление, гражданское общество; 5)сравнивать избирательные системы, политические режимы, формы государства; 6)объяснять роль государства в политической системе, связь правового государства и гражданского общества; 7)характеризовать власть, её происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру; 8)выявлять структуру социального объекта, соотношение и функции его элементов: политической системы, системы права, политической идеологии, системы судебной защиты прав человека; 9)приводить примеры политической культуры;  10)давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической культуры.

Основным пособием к учебному курсу «Основы политологии» является учебник для общеобразовательных учреждений Р.Т. Мухаева «Политология» 10-11 класс. Москва. Издательство «Дрофа». 2007 г. (переиздание или другое издание). Также используются методические сборники, хрестоматийные пособия и сборники дидактических задач.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Критерии оценки устного ответа

  • Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
  • Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
  • Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
  • Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.       Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.       Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3.       Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

  • Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
  • Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
  • Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
  • Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Учебно - тематическое планирование.

10 класс.

Тема

Кол – во часов

Дата

Примеч.

1

Объект и предмет политологии.

1

2

Развитие политической мысли с античных времен до современности.

1

3

Современные концепции в политике. Неолиберализм консерватизм.

1

4-5

Политическая власть.

Легитимность политической власти. Ее типы.

2

6-7

Политическая система.

Политический режим.

2

8-9

Демократия и ее разновидности.

2

10-11

Политический лидер: понятие, основные черты лидера.

2

12-13

Типология политического лидерства.

Понятие политическая элита.

2

14-15

Состав политической элиты, ее виды и функции.

2

16-17

Виды и классификация политических партий.

Современные партии.

2

18-19

Политическое сознание. Типы и уровни.

2

20-21

Политическое сознание: формы.

Политическая психология.

2

22-23

Политическая культура: понятие.

2

24-25

Политическая культура: уровни и модели.

Политический конфликт: понятие.

2

26-27

Политический конфликт: его источники, особенности и пути разрешения.

2

28-29

Современный политический конфликт.

Власть и властные отношения.

2

30-31

Основные каналы рекрутирования современной политической элиты.

2

32-33

Политический вождь современного общества.

Формы правления.

2

34-35

Формы правления.

Итоговый урок.

2

Итого:

70

Тематическое планирование.

11 класс.

Тема

Кол – во часов

Дата

Примеч.

1

Политическое сознание: формы.

Политическая психология.

1

2

Политические мифы. История выборов в России.

1

3

Предвыборная компания.

Политический конфликт.

1

4

Типы политического конфликта. Этапы и урегулирование.

1

5-6

Способы урегулирования политического конфликта. Толерантность.

2

7

Виды политических движений.

1

8-9

Решение КИМов.

Цели, средства и методы в политике.

2

10-11

Насилие как средство политической борьбы.

Политический терроризм.

2

12

Группы интересов как объект политического процесса.

1

13-14

Политическая культура в 90-ые.

Классификация политических партий.

2

15-16

Политические партии в современной России.

2

17

Политическая система.

Избирательный процесс.

1

18-19

СМИ в политической системе.

Политическое участие индивида.

2

20-21

Политический конфликт: его источники, особенности.

2

22-23

Политический конфликт: пути разрешения.

Политическая элита.

2

24-25

Современный политический конфликт.

Власть и властные отношения.

2

26-27

Основные каналы рекрутирования современной политической элиты.

2

28-29

Политическая система. Ее виды.

Политический абсентеизм: понятие и причины.

2

30-31

Политика и ее роль в жизни общества.

Юридическая ответственность.

2

32-33

Отличия общественных объединений от политических партий

2

34

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая ситуация в современной России».

1

35

Итоговое повторение.

1

Итого:

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Учебная программапо предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для 1-4 классов

Данная программа нацелена на развитие и коррекцию у учащихся с ОВЗ основных психических процессов.Разработана по определённым направлениям....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...