Методическая разработка внеклассного мероприятия Игра по станциям «Знатоки Конституции РФ»
план-конспект занятия по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему

Степанова Марина Геннадьевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Игра по станциям «Знатоки Конституции РФ»

 

Цель

  • формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России 

  • способствовать формированию основ знаний школьников о Конституции, как главном законе России и символах Российского государства;

  • способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к законам и символам России

 

 

Задачи:

  • воспитание гражданских качеств личности, формирование правовой культуры, правосознания обучающихся;

  • развитие устной речи обучающихся;

  • развитие коммуникативных умений;

  • самостоятельное приобретение и применение знаний;

  • способствовать формированию активной жизненной позиций школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;

 

Участники: обучающиеся 9 — 11 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_po_stantsiyam.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Игра по станциям «Знатоки Конституции РФ»

Цель

  •  формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России .
  •  способствовать формированию основ знаний школьников о Конституции, как главном законе России и символах Российского государства;
  •  способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к законам и символам России

Задачи:

  • воспитание гражданских качеств личности,  формирование  правовой культуры, правосознания обучающихся;
  • развитие устной речи обучающихся;
  • развитие коммуникативных умений;
  • самостоятельное приобретение и применение знаний;
  • способствовать формированию активной жизненной позиций школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;

Участники: обучающиеся 9 — 11 классов

Актуальность

Вопрос изучения Конституции очень важен. Конституция не только достаточно сложный, но и большой политико-правовой документ. Глубокая проработка этого документа требует немало времени.  С отдельными положениями учащиеся  знакомятся на уроках обществознания и права. Дополнительные внеурочные мероприятия помогают убедиться в том, что Конституцию следует глубоко уважать. С уважения к Конституции начинается уважение к закону в нашей повседневной жизни.

В 2013 году страна отмечала 20-летие принятия Конституции РФ. Изучение основного закона страны – неотъемлемая часть гражданско-правового воспитания учащихся.

Практическая  значимость

Вопросы конституционного права включены в содержание ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию.

На основе изучения Конституции своей страны кроме учебных задач формируется целый ряд УУД – перенос и интеграция знаний, самоорганизации и рефлексии.

Групповая форма работы позволяет развивать навыки сотрудничества (одно из личностных УУД).

Продолжительность

1 час (60 минут) – 10 минут организация команд, постановка задачи, 40 минут – проведение игры (10 минут на каждую станцию), 10 минут – подведение итогов игры, награждение победителей.

Система мониторинга качества

На каждой станции члены жюри заполняют маршрутный лист команды, проставляют заработанное количество баллов, на последнем этапе подсчитывается общее количество баллов команды.

Формы и методы реализации

Игровая форма (игра по станциям)

Ожидаемые результаты

Повышение уровня знаний обучающихся по предметам обществоведческого цикла, успешная сдача ОГЭ по обществознанию, формирование коммуникативных УУД.

СОДЕРЖАНИЕ

Ведущий. Рад приветствовать вас, друзья, на нашем необычном состязании. Сегодня на нашей игре встречаются  знатоки Конституции.

Классы выставляют команды в количестве 10-15 человек (или соревнование внутри класса между группами). Командам выдается маршрутный лист с перечнем станций.

На каждой станции команда зарабатывает баллы, отвечая на вопросы. Особо активные участники команды будут отмечены.За нарушение дисциплины баллы будут сниматься.

НАЗВАНИЕ
СТАНЦИИ

КОЛИЧЕСТВО

БАЛЛОВ ЗА ОТВЕТЫ

ШТРАФНЫЕ БАЛЛЫ

ЗА НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

НАИБОЛЕЕ
АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ КОМАНДЫ

ИСТОРИЧЕСКАЯ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ОРГАНЫ ВЛАСТИ

СИМВОЛЫ СТРАНЫ

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ

1 станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ»

Ответьте на вопросы, которые касаются истории Российских-Советских Конституций

вопросы

ответы

баллы

  1. Перечислите даты принятия Конституций в нашей стране с 1917 года (за дополнительную информацию – 1 балл)

1918

1924

1936

1977

1993

5 –

По 1 баллу за каждую дату

  1. Что нового появилось в Конституции 1993 года по сравнению с предыдущими?

Парламент

Президент РФ

Новые права и свободы

Суверенитет страны

4 балла

  1. Какими историческими событиями вызвана необходимость принятия Конституции в 1993 году?

Распад СССР,

независимость РФ

2 балла

  1. Как изменялось  название страны в разные исторические периоды, соответствующие перечисленным Конституциям? Расшифруйте названия

РСФСР

СССР

РФ

6

- по 1 баллу за название,

По 1 баллу за расшифровку

17 баллов

1918 – Конституция РСФСР

1924 –первая Конституция СССР

1936 – Конституция СССР, принята при Сталине

1977 – Конституция «развитого социализма», принята при Брежневе

1993 – Конституция РФ, принята всенародным голосованием

РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая республика

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

РФ – Российская Федерация

2 станция «Права человека и гражданина. Обязанности»

вопросы

ответы

баллы

1.Какие группы прав человека можно выделить на основании международных документов?

Личные, политические, социальные, культурные, экономические (в ответе возможно комбинирование групп – «социально-экономические» как одна группа)

4 балла-

По 1 баллу за группу

  1. Какие личные права и свободы человека записаны в Конституции РФ 1993 года?

Право на жизнь, на свободу, защиту частной собственности, защиту жилища, неприкосновенность частной жизни, защита чести и достоинства, свобода передвижения, свобода мысли и слова, свобода совести и вероисповедания

 9 баллов - 1 балл за каждое право

  1. Какой группой  прав обладают только граждане РФ? Перечислите эти права

Политическими  

Право на объединение; право на митинги, демонстрации и шествия; участие в управлении делами государства (избирать и быть избранным); право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления

5 балл-

1 балл за группу

4 за каждое право

  1. Права ребенка, гарантированные Конституцией

Право на жизнь, на имя, приобретение гражданства, жить и воспитываться в семье, свободно выражать свое мнение, гарантия заботы и ухода за детьми, оставшимися без попечения родителей

6 баллов

  1. Обязанности гражданина РФ

Платить налоги и сборы, защищать Отечество (воинская обязанность), сохранять природу и окружающую среду, получение детьми основного общего образования, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

5 баллов

29 баллов

3 станция «Органы власти страны»

вопросы

ответы

баллы

  1. Какие ветви власти можно выделить в нашей стране?

  • Законодательная
  •  исполнительная
  • судебная

3 балла

  1. Какие органы центральной и местной власти относятся к законодательной ветви власти?

  • Федеральное собрание
  •  областная дума
  • дума Великого Новгорода

3 балла

  1. Органы исполнительной власти

Правительство РФ, Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, Правительство Новгородской области, администрация Великого Новгорода

6 баллов

  1. Органы судебной власти

Конституционный суд РФ, Верховный  суд РФ, Высший арбитражный суд, мировые суды, суды общей юрисдикции, арбитражные суды

6 баллов

  1. Перечислите функции 2 органов власти или должностных лиц РФ

Президент РФ

Государственная дума

Совет Федерации

Верховный суд РФ

Прокуратура РФ

6 баллов –

по 3 балла за верно названные функции органа власти

24 балла

Члены жюри на станции используют текст Конституции для проверки правильности ответов по 5 заданию

4 станция «Символы страны»

вопросы

ответы

баллы

  1. Какие символы нашего государства вы знаете?

Герб, флаг и гимн

3 балла

  1. Как выглядит государственный герб?

На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава - золотой шар с крестом наверху. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла — это герб Москвы — Святой Георгий Победоносец.

2 балла

  1. Как выглядит флаг нашей страны? Какие цвета в нем присутствуют? Что они символизируют?

Белый, синий, красный.

1 полоса – белого цвета – символизирует чистоту, мир.

2 полоса – синего цвета – символизирует небо, верность, веру.

3 полоса – красного цвета – символизирует смелость, честность, кровь, пролитую за Отчизну.

4 балла –

1 балл за перечень цветов, по 1 баллу за объяснение каждого цвета

  1. Кто знает, что такое Гимн? В каких случаях он исполняется?

Гимн – это торжественная песнь, исполняемая в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ и др. Гимны слушаются стоя.

2 балла

  1. Воспроизведите  (продекламируйте)

текст гимна РФ

1 - 5 баллов –

В зависимости от количества воспроизведенных куплетов гимна

16 баллов

Члены жюри на станции используют текст гимна для проверки правильности ответов по 5 заданию

Подведение итогов

Максимальный балл – 86

Награждение команд – победителей грамотами и особо активных участников призами

Перспективы продолжения работы, рекомендации

Игра рассчитана на обучающихся 9 классов (возможно 7-8, изучающие право). На каждой станции в качестве членов жюри рекомендуется задействовать обучающихся 10-11 классов.

Библиография

  1. «Конституция Российской Федерации» С.-Петербург, 2009 год
  2. Кравченко А.И. «Обществознание. 9класс»     Москва, «Русское слово», 2009.
  3. Щуркова  Н.Е. «Игровые методики». Педагогическое общество России. Москва 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра "Вокруг света" для 8 классов

Игра проводилась во время школьного месячника естественных наук среди 8 классов. Игра способствует развитию познавательного интереса учащихся в игровой обстановке через применение на практике зн...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Игра - соревнование команд ко дню инфоматики для учащихся 5-6 классов

Игра – соревнование команд(в день информатики)21 век - век информации. 26 ноября – это Всемирный день информации (World Information Day), который проводится по инициативе Международной академии информ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Игра по станциям "ИСТОРИЯ СПОРТА"".

Здоровье человека - тема для разговора достаточна актуальная, а в 21 веке она становится первостепенной....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по немецкому языку "Знатоки немецкого языка"

Данная разработка представляет собой игру-викторину по немецкому языку, которую можно провести в рамках предметной недели или организовать на кружке немецкого языка...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра по станциям: «20 лет - Конституции РФ».

Командам предстоит пройти по нескольким игровым станциям, где ведущие предлагают задания, в ходе выполнения которых учащиеся демонстрируют знание текста Конституции РФ, политических партий и лидеров с...

Разработка внеклассного мероприятия "Игра по станциям. Станция "Английская".

Ежегодно в рамках проведения в нашей школе методической недели по русскому языку, литературе, английскому языку проходит целый ряд мероприятий. Это олимпиады, конкурсы чтецов, викторины, открытые урок...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Турнир знатоков биологии» для обучающихся 6-7 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Турнир знатоков биологии для обучающихся 6-7 классов...