Рабочая программа по обществознанию 6 класс Кравченко ФГОС
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Латышева Елена Анатольевна

Пояснительная записка по обществознанию 6 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 6 класс ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.  Пояснительная записка

Курс «Обществознание 6класс»

Нормативно правовые документы, на основе которых разработана данная программа

  • Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) 2Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
  • письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • типовое положение об общеобразовательном учреждении  и устав МКОУ «СОШ №1»  г.Поворино (в соответствии с основной общеобразовательной программой и Учебным планом МКОУ «СОШ №1»  г.Поворино на 2016/2017 учебный год); 
  • авторская  программа под редакцией Л.Н. Боголюбова. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, 5-9 классы, М., «Просвещение», 2015 г.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся  младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Задачи курса:

Начать формирование представлений об обществе и человеке как субъектах материального мира; гражданстве, моральных и правовых нормах как регуляторах жизни общества. Сформировать первичные знания о нашем государстве, его структуре и символах.

Развить способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, способности к самопознанию и самооценке; развивать потребность в соблюдении нравственных и правовых норм, важнейших регуляторах общественной жизни; формировать способности оценивать действительность и поступать с позиции гражданственности.

Воспитывать уважение к государству, нравственным и правовым нормам, людям разных национальностей и культур; формировать чувство сопричастности к истории, культуре, традициям малой и большой Родины; воспитывать толерантность и гуманизм.

Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

- формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся, повышение общекультурного уровня учащихся.
-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

-развитие критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции;

развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

-сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

-владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

-выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

-на  использование элементов причинно-следственного анализа;

-на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

-на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

        Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Межпредметные связи на уроках обществознания:

Курс «Обществознание» в 6-7 классах  опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 6-7 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

УМК

2.Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Обществознание» - рекомендован для изучения в основной школе с 5 по 9 класс. Основой курса являются научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность учебного предмета в его интерактивности и комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность обучающимся идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также приобрести  опыт социального и культурного взаимодействия.

   Курсы обществознания в 5,6,7 классах являются началом системного изучения учащимися обществоведческих дисциплин. Данные курсы представляют единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Они дают учащимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включают методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях. Преподавание обществознания в 5-7 классах ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.

В 5–7 классах используются доступные для учащихся формы и приемы работы:

обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;

формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:

литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы);

художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);

публицистические (соответствующие тексты интернет-,печатных, телевизионных СМИ) и новостные;

научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);

опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.

В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений

Курсы 8-9 классов представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Содержание курса 8-9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

3. Место предмета, курса у в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 174 часа для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе

  • в V, VI, VII, VIII, IX классах 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.

4. Результаты освоения курса «Обществознание»

В соответствии с ФГОС результаты обучения обществознания, как и другим школьным предметам, условно подразделяются на личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважению к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  •  Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
  • Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отраженной в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.

Метапердметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • Владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).

Предметные результаты. 

Изучение предметной области «Общественно – научные предметы» должны обеспечить:

  • Формирование мировоззренческой, ценностно – смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации;
  • Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияние на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
  • Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
  • Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, адаптации в нем, формирование собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. При изучении общественно – научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Предметные результаты изучения «Обществознания» должны отражать:

  • Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
  • Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
  • Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством РФ, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
  • Освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
  • Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

  1. Содержание тем учебного курса

Введение

Глава 1. ОБЩЕСТВО – БОЛЬШОЙ «ДОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Тема 1. Что такое общество?

Что такое общество и как оно появилось. Многообразие обществ. Страна. Государство. Что связывает людей в общество. Коллективные нормы. Общественные отношения.

Основные термины и понятия: общество, страна, государство, общественные отношения.

Тема 2. Сферы общественной жизни

Как устроено общество. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Экономика. Политика. Социальная сфера. Духовная сфера.

Основные термины и понятия: сферы жизни общества.

Тема 3. Экономическая сфера общества

Что такое экономика. Материальные потребности. Экономические ресурсы. Виды экономической деятельности. Производство. Распределение. Обмен. Потребление. Рынок. Спрос. Предложение. Деньги.

Основные термины и понятия: экономика, производство, распределение, обмен, потребление, материальное благо, рынок.

Тема 4. Труд и образ жизни людей

Труд и образ жизни людей. Физический труд. Умственный труд. Работа. Работник и работодатель. Трудовая дисциплина. Квалификация. Профессия. Трудоголизм. Досуг.

Основные термины и понятия: труд, работа, профессия, образ жизни.

Тема 5. Политическая сфера и государственная власть

Что такое политика. Внешняя политика. Внутренняя политика. Государственная власть.  Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Политическая жизнь общества. Общественное мнение. Выборы. Голосование.

Основные термины и понятия: политика, государственная власть, политическая жизнь, выборы.

Тема 6. Какие бывают государства?

Основные точки зрения на происхождение государства. Государство. Признаки государства. Государственный суверенитет. Государственные символы. Государственное устройство. Виды государств. Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика.

Основные термины и понятия: государство, государственный суверенитет, монархия, республика.

Тема 7. Социальная сфера общества

Социальная сфера. Социальная группа. Малые социальные группы. Большие социальные группы. Социальная общность. Российское общество. Этнос. Племена. Народности. Нации. Язык.

Основные термины и понятия: социальная сфера, социальная группа, малая группа, большая группа, социальная общность, этнос.

Тема 8. Социальные различия в обществе

Социальные различия. Социальное неравенство. Классы современного общества. Высший класс. Средний класс. Низший класс. Нищета. Как решается проблема социального неравенства. Социальная справедливость.

Основные термины и понятия: социальное неравенство, социальная справедливость.

Тема 9. Духовная сфера общества

Духовная сфера общества как часть культуры.  Что такое культура. Материальная культура. Духовная культура. Искусство. Литература. Наука. Образование. Религия. Ценности, нравы.

Основные термины и понятия: духовная сфера общества, культура, ценности, нравы.

Тема 10. Духовные богатства общества и культурное наследие (1 час)

Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. Культурное наследие: передача знаний и духовных ценностей молодому поколению. Библиотеки. Музеи.

Тема 11. Основные типы обществ

Типы обществ. Развитие человечества от первобытного общества к постиндустриальному. Общества охотников и собирателей. Общества огородничества. Общества земледельцев и скотоводов. Аграрное (традиционное) общество. Индустриальное общество. Индустрия. Предприниматели. Наёмные работники. Постиндустриальное (информационное) общество.

Основные термины и понятия: типы обществ, аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Тема 12. Общественный прогресс

Общественные изменения. Общественный прогресс. Общественный регресс. Пути общественного прогресса: реформы, революция. Глобальная революция. Неолитическая революция. Промышленная революция. Технический прогресс и его влияние на общество.

Основные термины и понятия: общественный прогресс, общественный регресс, реформы, революция, технический прогресс.

Промежуточный контроль

Глава 2. ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ (21 час)

Тема 13. Мир как единое целое

Что такое мир. Мир как единое целое. Всемирные международные организации. Глобальный мир. Глобализация. Ускорение мирового общественного развития.  Численность населения Земли и единство мира. Неравномерность развития человеческого общества.

Основные термины и понятия: мировое сообщество, глобализация.

Тема 14. Современное общество

Современное общество. Современное производство. Роботизация. Нанотехнологии. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Информационная революция. Информационная индустрия. Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы.

Основные термины и понятия: нанотехнологии, средства коммуникации, информационная революция.

Тема 15. Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы современности. Загрязнение окружающей среды. Демографические проблемы. Противоречия между богатыми и бедными странами. Угроза войн и распространения ядерного оружия. Международный терроризм.

Основные термины и понятия: глобальные проблемы человечества, терроризм.

Тема 16. Как спасти природу

Что такое природа. Общество и природа. Экология. Экологический кризис в современном глобальном мире.  Как спасти природу. Спасение природы в мире и в России. Что может сделать подросток для спасения природы.

Основные термины и понятия: природа, экология, экологический кризис, Красная книга.

Тема 17. Российское общество в начале XXI в.

Россия как часть мирового сообщества: история и современность. Российское общество в начале XXI в.: политическое развитие, социальное развитие, экономическое развитие, духовное развитие.

Основные термины и понятия: российское общество.

Тема 18. Ресурсы экономического развития нашей страны

Экономические ресурсы: земля, труд, капитал, управление. Ресурсы и возможности развития нашей страны. Ограниченность и потери ресурсов. Задачи развития отечественной экономики.

 Основные термины и понятия: ресурсы.

Тема 19. Конституция – Основной закон государства

Право. Нормативный правовой акт. Конституция – Основной закон государства. Признаки конституции. История конституций в России. Референдум.

Основные термины и понятия: право, нормативный правовой акт, правовые нормы, конституция, референдум.  

Тема 20. Основы конституционного строя Российской Федерации

Что такое конституционный строй. Гуманизм как главная особенность Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Как в Конституции РФ определены основы нашего общественного устройства.

Основные термины и понятия: конституционный строй.

Тема 21. Государственное устройство России

Государственное устройство нашей страны. Разделение государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная. Основные органы высшей государственной власти и важнейшие должностные лица государства в Российской Федерации.

Основные термины и понятия: парламент, Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Суд в РФ.

Тема 22. Что значит быть гражданином России

Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Патриотизм. Как приобретается российское гражданство. Достойные граждане России.

Основные термины и понятия: гражданин, гражданство.

Тема 23. Духовные ценности российского народа

Духовные ценности. Общечеловеческие ценности. Многонациональный состав российского народа. Духовные ценности российского народа. Традиционные религии России.

Основные термины и понятия: духовные ценности.

Тема 24. Культурные достижения народов России

Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Реставрация. Национальные парки. Краеведение и краеведы.

Основные термины и понятия: реставрация, краеведение.

Тема 25. Россия в современном мире

Место России среди других государств мира. Что помогает усилению авторитета и влияния нашей страны в мире. Лауреаты нобелевской премии из России. Великие державы.

Основные термины и понятия: нобелевская премия, великая держава.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Распределение учебного материала курса «Обществознание» 6 класс

№ урока

Название темы

Кол-во

час

Организационные формы обучения

Характеристика основных видов деятельности

1

Введение

1

Фронтальная

 Формулировать свою точку зрения и доказывать её

 Глава I Общество- большой «дом» человечества 13 час

2

Что такое общество?

1

Фронтальная

Формулировать определение общество

Характеризовать человека как социальное существо.

Приводить примеры различных вариантов развития общества

Объяснять значение понятий; соотносить различные значения слова «Общество».Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

Объяснять значение понятий; называть сферы жизни общества, приводить примеры сообществ, стран, государств

3

Сферы общественной жизни.

1

Фронтальная

Характеризовать сферы общественной жизни, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между сферами общественной жизни и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности.

Рассказывать о сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы

4

Экономическая сфера общества.

1

Фронтальная

Групповая

 Характеризовать основные понятия экономической сферы жизни общества

Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

 

 

5

Труд и образ жизни людей

1

Фронтальная

Индивидуальная

 Выявить общее и особенное в развитии трудовых отношений в современном обществе. Рассказывать об отношении к труду в современном обществе; уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, представлять свой мини-проект.

 

6

Политическая сфера и государственная власть

1

Фронтальная

Рассказывать об устройстве политической жизни в нашей стране

Уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы

7

Какие бывают государства

1

Фронтальная

Индивидуальная

Рассказать о типах и признаках государственного устройства страны, государственных символах государства

Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы

8

Формы правления

1

Фронтальная

 Уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия. Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы. Заполнять таблицу

9

Социальная сфера общества.

1

Фронтальная

 Рассказать о признаках социальных групп населения, их видах и типах

Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы

10

Социальные различия в обществе.

1

 Фронтальная

Индивидуальная

Рассказать о социальном неравенстве в обществе, причинах её появления и путях решения.

Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы

11

Духовная сфера жизни общества.

1

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

 Привить интерес к культурным традициям и сообществам

Уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы

 

12

Духовное богатство общества и культурное наследие.

1

Фронтальная

Индивидуальная

 Показать богатство культурного наследия нашего народа и его влияние на жизнь человека , уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, представлять свой мини-проект.

13

Основные типы обществ.

1

Фронтальная

     Рассказать о развитии человеческого общества

Уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия

Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы

14

Общественный прогресс

1

Фронтальная

Индивидуальная

Объяснить суть развития общественного прогресса

Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы

15

Самостоятельная работа

Диктант терминов

Фронтальная

Групповая

Уметь обобщать и систематизировать информацию

 Глава II Общество в котором мы живём 22 час

 

 

16

Мир как единое целое.

1

Фронтальная

 

 Уметь Соотнесение понятий сообщество, глобализация, толерантность

 Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы

17

Современное общество.

1

Фронтальная

 Объяснить значение мегаполисов и нанотехнологий в современном обществе

Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы

18

Глобальные проблемы современности

1

Фронтальная

Индивидуальная

 

 Раскрыть роль каждого человека в сохранении нашей планеты, уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, представлять свой мини-проект.

 

19

Как спасти природу

1

Фронтальная

Индивидуальная

Уметь работать в группе, искать и представлять информацию

Рассказывать о способах спасения природы от экологического кризиса

Уметь работать над мини-проектом

Уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

20

Российское общество в начале XXI века.

1

Фронтальная

Уметь выделять особенности российского общества.

Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы

21

Ресурсы экономического развития нашей страны

1

Фронтальная

 

 Объяснить задачи, стоящие перед отечественной экономикой

 Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы

22

Конституция- основной закон государства.

1

Фронтальная

Объяснить значимость Конституции в жизни всей страны

23

Основы Конституционного строя Российской Федерации.

1

Фронтальная

Объяснить значимость Конституции в жизни всей страны.

Иметь первичные навыки работы с документами.

Работать с текстом в учебнике.

Анализировать полученную информацию, делать выводы

24

Государственное устройство России. Законодательная власть в РФ.

1

Фронтальная

Объяснять значение терминов государственность, ветви власти.

Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы

25

Государственное устройство России. Исполнительная власть в РФ.

1

Фронтальная

 Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы.

 

 

26

Государственное устройство России. Судебная власть в РФ.

1

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

 Уметь  взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, представлять свой мини-проект.

 

27

Что значит быть гражданином России

1

Фронтальная

 

Объяснять значение терминов человек и гражданство. Патриотизм.

Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы

28

Что значит быть гражданином России

1

Фронтальная

Групповая

 Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы

Иметь навыки самостоятельной работы

29

Духовные ценности российского народа

1

Фронтальная

Индивидуальная

 

 Дать объяснения общечеловеческим ценностям.

Работать с текстом в учебнике. Анализировать полученную информацию, делать выводы

30

Культурные достижения народов России

1

Фронтальная

Индивидуальная

 Знать понятие реставрация, представлять свою работу. Уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

 

31

Культурные достижения народов России

1

Фронтальная

Индивидуальная

 Знать понятие реставрация, представлять свою работу. Уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

 

32

Россия в современном мире.

1

Фронтальная

Индивидуальная

 

 Уметь  взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, представлять свой мини-проект.

33

Россия в современном мире.

1

Групповая

 

 

 Уметь  взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, представлять свой мини-проект.

34

Тестирование  

1

Фронтальная

Групповая

 Уметь обобщать и систематизировать информацию

 

 

35

Подведение итогов

 Фронтальная

Групповая

 

 

 Уметь обобщать и систематизировать информацию

 

 

 

 

 

 

 


  1. Учебно-методические и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  • Развёрнутое тематическое планирование по программе А.И.Кравченко: «Развёрнутое тематическое планирование курса «Обществознание» 5-11 классы / Г.А.Борознина.»-Волгоград :«Учитель»,2011г.
  • И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 6  класс. - М.: Русское слово, 2013;

 Дополнительная литература:

Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 6 класс. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.

П о с о б и я   д л я   у ч а щ и х с я:

Нормативные документы:

а) Декларация прав ребенка;

б) Конвенция о правах ребенка.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «Экономика и право». Под редакцией Абросимовой Е.А., Автономова В.С., Золотова А.В.. Элективный мультимедиа- курс, построенный на видеосюжетах с комментариями юриста и экономиста. –М.: Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «1С», ООО «Дрофа», ООО Издательство «Вита - Пресс», 2004; ООО «Физикон, 2004, интерактивные модели».

              Интернет-ресурсы.

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Краткая характеристика сформированных общеучебных  умений, навыков и способов деятельности учащихся  по обществознанию    на начало учебного года

 Курс 6 класса является продолжением курса «Окружающий мир», который учащиеся изучали в начальной школе. При разработке содержания и основ методики курса для шестиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в начальной школе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, имеющихся в учебниках по предмету «Окружающий мир»; характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся

В результате обучения в начальной школе дети к моменту перехода в среднее звено должны владеть следующими умениями и навыками:
      —
 воспроизводить знания, т. е. называть основной закон страны, народы, населяющие Россию; перечислять права ребенка;
      —
 различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро — зло, трудолюбие — леность, красиво — некрасиво); государственную символику современной России;
      —
 приводить примеры исторических и культурных памятников страны, достопримечательностей родного края, государственных праздников Российской Федерации;
      —
 решать учебные и практические задачи, т. е. определять последовательность исторических событий (раньше — позже); соотносить год с веком;
      —
находить на исторической и современной картах России территорию государства, крупные города, места исторических событий; рассказывать о родной стране, столице, о наиболее важных событиях в истории Отечества.

Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

на  использование элементов причинно-следственного анализа;

на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

            Инструментарий для оценивания результатов

Для оценивания результатов достижений учащихся использую письменный и устный опрос (как фронтальный, так и индивидуальный),  тестирование,  работа с таблицей, составление конспекта текста, проекты, доклады, рефераты.

Задачи школьной отметки:

  • Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
  • Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.

Принципы выставления школьной отметки:

  • Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
  • Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.
  • Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном приложении.

Критерии оценивания устного и письменного ответа по истории:

Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

Тестирование
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60-80 % - оценка «4»
40-60 % - оценка «3»
0-40 % - оценка «2»



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса Обществознание 6 класс

Название темы

Кол-во

час

Тип урока

Основные виды деятельности

Планируемые результаты освоения

Дата

Д/з

П.

Ф.

1

Введение

1

Урок  «открытия» нового знания

Просмотр презентации по теме «введение в обществознание.

Эвристическая беседа

Предметные

Знать необходимость специального предмета о человеке, обществе и его законах .

Характеризовать сферы жизни общества. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь сфер общ.

жизни.

Метапредметные

Находить и извлекать социальную информацию об обществе из различных источников.

Уметь излагать своё мнение .Применять знания из курса«окружающий мир».

Личностные 

Уметь отстаивать свою точку зрения

и выслушивать мнение других, работать в команде.

 

 

c. 5

 

 Глава I Общество - большой «дом» человечества

2

Что такое общество?

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Группировать явления окружающего мира.

Определять предмет изучения общественных и естественных наук.

Характеризовать многозначность понятия

«общество».

Выделять

существенные признаки общества.

Работа с учебником

практикум стр. 16

Предметные

Объяснять значение понятий :общество, страна, государство, общественные отношения

Характеризовать сферы общественной жизни

Метапредметные

Умение анализировать

материал учебника, делать

несложные выводы, оценивать

высказывания одноклассников,

навык работы с

иллюстративным материалом.

Личностные

Допускать существование различных точек зрения

Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации).

Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.

 

§ 1вопросы стр15

3

Сферы общественной жизни.

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся.

Работа с учебником

практикум стр. 21-22

Предметные

Объяснять значение понятий :экономическая, политическая, социальная и духовная сферы общественной жизни

Характеризовать сферы общественной жизни Показывать на конкретных примерах взаимосвязь

сфер общ. жизни.

Метапредметные

Умение работы с понятийным

аппаратом, текстово

-графическим материалом учебника; навык работы с иллюстрациями, навык связно пересказывать текст, отделяя главное от второстепенного

Личностные

Осознавать взаимозависимость сфер жизни человека

 

 

 § 2

Вопросы стр 21

4

Экономическая сфера общества.

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Обучение навыкам преобразования практических задач в познавательные. Обучение навыкам рефлексии.

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, вопросы стр. 31

Предметные

Определять значение экономики в жизни

общества

Объяснять значение понятий :экономика, экономическая деятельность, производство, распределение, обмен, потребление, материальное благо, рынок

Метапредметные

Умение анализировать материал учебника, делать

несложные выводы, оценивать высказывания одноклассников, навык работы с

иллюстративным материалом.

Аргументированно высказывать свою точку зрения и принимать чужое мнение

Личностные

Уяснить понятия рыночного

производства и распределения

 

 

§ 3 практикум стр. 31-32

 

5

Труд и образ жизни людей

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Обучение навыкам поиска и переработки информации при помощи информационно-компьютерных технологий.

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, вопросы стр. 38

Предметные

Объяснять каким бывает труд.

Объяснять значение понятий :труд, работа, профессия, образ жизни

Метапредметные

Готовить сообщение по теме

Анализировать трудовые отношения в

современном мире

Формирование умения применять полученные

теоретические знания на практике

Личностные

Различать Труд умственный и физический.

 

 

§4 практикум стр. 38-39

 

6

Политическая сфера и государственная власть

1

 Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Развитие навыков «понимающего» чтения».

Работа с учебником

иллюстрации учебника,

просмотр презентации по теме

Предметные

Объяснять принцип разделения властей.

Определять способы влияния гражданина на

власть.

Раскрывать роль и функции государства в

общественной жизни.

Объяснять значение понятий :политика, государственная власть, выборы

Метапредметные

Умения работать с обществоведческими

понятиями; умение строить перспективу, предполагать гипотезу, вести дискуссию,

прогнозировать, извлекать информацию практически необходимую для жизни

Личностные

Осознать свою роль и

место в политической жизни страны

 

 

§5 практикум стр. 47

 

7

Какие бывают государства

1

 Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Обучение навыкам преобразования практических задач в познавательные.

Работа с учебником

Просмотр

презентации

Иллюстрации учебника вопросы стр. 46

Предметные

Объяснять значение понятий :государство, суверенитет

Характеризовать признаки

государства.

Приводить примеры демокр. и недемокр.

государств, республик и монархий.

Метапредметные

Умение работы с понятийным

аппаратом, текстовографическим материалом учебника; навык работы с иллюстрациями, навык связно пересказывать текст, отделяя главное от второстепенного

Личностные

 

 

§6 Вопросы стр. 55

 

8

Формы правления

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Уметь  высказывать  свое  мнение,  работать  с  текстом  учебника,  отвечать на  поставленные  вопросы,  давать  определения  понятий.

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, вопросы стр. 55

Предметные

Объяснять значение понятий :монархия, республика

Метапредметные

Умения вести дискуссию, работать с обществоведческими понятиями, рассуждать, давать личностную оценку, навык

поиска дополнительной информации, умение выступать с сообщениями, умение

конспектировать преподаваемую информацию

Личностные

 

 

§6 практикум стр. 55-56

 

9

Социальная сфера общества.

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Уметь  работать  с текстом  учебника,  выделять  главное,  использовать  раннее  изученный  материал для  решения познавательных задач.

Иллюстрации учебника, вопросы стр. 63

Предметные

Объяснять значение понятий :этнос, социальная группа, социальная сфера

Метапредметные

Личностные

 

 

§7 Вопросы стр. 63

 Практикум стр. 63 Письменная работа, заполнение таблицы стр.63

10

Социальные различия в обществе.

1

Урок отработки умений и рефлексии

Обучение навыкам планирования; алгоритмизации деятельности; исследовательской деятельности

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, вопросы стр. 70  

Предметные

Объяснять значение понятий :социальное неравенство

Метапредметные

умение конспектировать преподаваемый материал, навык работы со схемами

Личностные

 

 

§8 Вопросы стр. 70

 Практикум стр. 70 Письменная работа 

11

Духовная сфера жизни общества.

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Обучение навыкам преобразования практических задач в познавательные.

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, Вопросы стр. 77

Предметные

Объяснять значение понятий :культура, духовная сфера общества, нравы

Объяснять и конкретизировать процессы

создания, усвоения и сохранения, трансляции

достижений культуры

.Метапредметные

Умения вести дискуссию, работать с обществоведческими понятиями, рассуждать, давать личностную оценку, навык

поиска дополнительной информации, умение выступать с сообщениями

Личностные

 

 

§9 практикум стр. 77

 

12

Духовное богатство общества и культурное наследие.

1

Урок отработки умений и рефлексии

Урок общеметодологической направленности

Обучение навыкам преобразования практических задач в познавательные.

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, вопросы стр. 85

Предметные

Объяснять и конкретизировать процессы

создания, усвоения и сохранения, трансляции

достижений культуры

Объяснять значение понятий :культурные ценности, культурное наследие

Метапредметные

Умения вести дискуссию, работать с обществоведческими понятиями, рассуждать, давать личностную оценку, навык

поиска дополнительной информации, умение выступать с сообщениями Личностные

 

 

§10 практикум стр. 85

Инд. задание

13

Основные типы обществ.

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Обучение навыкам преобразования практических задач в познавательные.

Иллюстрации учебника, Вопросы стр. 93

Предметные

Характеризовать основные признаки различных типов обществ.

Объяснять значение понятий :аграрное общество, индустриальное и постиндустриальное общества

Сравнивать их по отдельным

параметрам.

Метапредметные

Устанавливать причинно –следственные связи в

поступательном развитии общества

Личностные

 

 

§11 практикум стр. 94-95

Письменная работа в тетради заполнение таблицы стр. 94

 

14

Общественный прогресс

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Использование элементов причинно-следственного анализа, характеристика социальных  явлений.

Работа с учебником

§12 Вопросы стр. 21

Иллюстрации учебника практикум стр. 101-102

Предметные

Приводить примеры общественных изменений:

прогрессивных, регрессивных.

Объяснять значение понятий :общественный прогресс и  регресс, реформы, технический прогресс, революция

Метапредметные

Аргументированно излагать своё мнение, строить  логически обоснованные рассуждения основанные на личном опыте.

Личностные

Осознавать свою позицию относительно темы

 

 

Подготовка к самостоятельной работе стр.103-104, диктанту терминов

 

15

Самостоятельная работа

Диктант терминов

Урок развивающего контроля

 Глава II Общество в котором мы живём

 

 

16

Мир как единое целое.

1

Урок  «открытия» нового знания

Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся.

Работа с учебником

Иллюстрации учебника Вопросы стр. 115

Предметные

Объяснять значение понятий :глобализация, мировое сообщество

Приводить примеры глобализации.

Характеризовать и конкретизировать фактами

социальной жизни происходящие в современном

обществе перемены.

Метапредметные

Личностные

 

 

§13

Письменная работа по практикуму стр. 115

 

17

Современное общество.

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Демонстрировать

понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной,

практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества

Работа с учебником

Иллюстрации учебника  Вопросы стр. 123

Предметные

Объяснять значение понятий :нанотехнологии, средства коммуникации

Понимать смысл ускорения развития общества

Метапредметные

Использовать  СМИ и интернет для подготовки  сообщения

Личностные

Осознавать себя частью современного  общества

 

 

§14 

 практикум стр. 123

инд. задания по п.1,2

письменно п.3

18

Глобальные проблемы современности

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Приобретение навыков рефлексии и  навыкам поиска и переработки информации при помощи информационно-компьютерных технологий.

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, Вопросы стр. 132

Предметные

Характеризовать глобальные проблемы современности

Объяснять значение понятий :глобальные проблемы современности, терроризм

Определять характерные черты современного

общества. Объяснять роль и значение

современных средств связи на конкретных

примерах.

Метапредметные

Использовать элементы причинно

– следственного анализа при характеристике

глобальных проблем. Объяснять роль и значение

современных средств связи на конкретных

примерах.

Личностные

Сформировать свою позицию по данному вопросу

 

 

§15

практикум стр. 132-инд. задания

по п.1,2,3

 

19

Как спасти природу

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Формирование представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, Вопросы стр. 142-143

Предметные

Определять

роль природы в жизни отдельного

человека и общества.

Объяснять значение понятий :экология, экологический кризис, Красная книга

Кризис, красная книга.

Метапредметные

Анализировать взаимодействие общества и

природы на протяжении истории.

Использовать ИКТ при подготовке презентации  

Личностные

Осознавать какую роль играет природа в жизни человека и общества

 

 

§ 16

практикум стр. 143 групповые проекты

 

20

Российское общество в начале XXI века.

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Преобразование  извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, Вопросы стр. 151

Предметные

Характеризовать связь России с мировым

сообществом.

Показывать изменения в различных сферах жизни

общества в начале 21 века.

Объяснять значение понятий :Российское общество.

Метапредметные

Проводить сравнительный анализ статистических данных , делать выводы

Личностные

Осознавать себя членом российского общества 21 века

 

 

§17  практикум стр. 151-152-инд. задания

21

Ресурсы экономического развития нашей страны

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Использование навыка работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, вопросы стр. 160

Предметные

Оценивать ресурсы и возможности развития

нашей экономики.

Объяснять значение понятий :экономическое развитие, ресурсы.

Метапредметные

Выполнять несложные практические задания,

основанные на ситуациях, связанных с описанием

состояния российской экономики, оценки ее

ресурсов и возможностей развития.

Личностные

Осознавать свои интересы и принимать позицию других

 

 

§18 практикум стр. 160

Письменная работа в тетради по п.2 стр 160

 

22

Конституция- основной закон государства.

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, вопросы стр. 166

Предметные

Перечислять признаки Конституции.

Раскрывать роль Конституции в жизни общества.

Объяснять значение понятий :право, нормативный правовой акт, Конституция, референдум

Метапредметные

Составлять план  раздела «Из истории Конституции нашей страны»

Личностные

Осознавать значение Конституции для каждого гражданина в общем и для себя в частности

 

 

§19 практикум стр. 166

23

Основы Конституционного строя Российской Федерации.

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, вопросы стр. 173

Предметные

Характеризовать основы конституционного строя

РФ

Объяснять значение понятий :Конституционный строй.

Метапредметные

Аргументировать теоретические положения

фактами и примерами социальной действительности. Приводить доказательства, используя учебную схему (зад.3, стр.173)

Личностные

Осознавать значение Конституции для каждого гражданина

 

 

§20 практикум стр. 174

24

Государственное устройство России. Законодательная власть в

РФ.

1

Урок  «открытия» нового знания

Использование навыка работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, Вопросы стр. 182

Предметные

Объяснять значение понятий :Парламент, Федеральное Собрание.

Метапредметные

Личностные

 

 

§21 практикум стр. 182-183

 

25

Государственное устройство России. Исполнительная власть в РФ.

1

Урок  «открытия» нового знания

Анализироват ь, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Работа с

доп. материалами

Предметные

Объяснять значение понятий :Президент, Правительство.

Характеризовать государственное устройство

страны.

Метапредметные

Находить и извлекать информацию о госуд. устройстве РФ.

Личностные

 

 

§21 практикум по доп. материалам

 

26

Государственное устройство России. Судебная власть в РФ.

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с текстом учебника

практикум стр. по доп. материалам

Предметные

Объяснять значение понятий :Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд.

Характеризовать государственное устройство

страны.

Метапредметные

Находить и извлекать информацию о госуд.

устройстве РФ. Использовать учебную схему при ответе

Личностные

Осознавать необходимость разделения властей

 

 

§21

27

Что значит быть гражданином России

1

Урок  «открытия» нового знания

Использование навыка работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, вопросы стр. 190 

Предметные

Объяснять значение понятий :Гражданин, гражданство.

Знать на каком основании приобретается гражданство РФ

Метапредметные

Личностные

Осознавать себя гражданином России. Излагать своё мнение по вопросу патриотизма, понимать позицию других.

 

 

§22 практикум стр. 190

Письменная работа

28

Что значит быть гражданином России

1

Урок отработки умений и рефлексии

Умение работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, вопросы стр. 190

Предметные

Объяснять :Кто является гражданином РФ

Метапредметные

Выражать собственное мнение о том, кого можно

считать достойным гражданином, приводить

примеры

Личностные

Осознавать себя гражданином России. Излагать своё мнение по вопросу патриотизма, понимать позицию других.

 

 

§22 с практикум стр. 190 

29

Духовные ценности российского народа

1

Урок  «открытия» нового знания

Урок общеметодологической направленности

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, вопросы стр. 197

Предметные

Объяснять значение понятий :Духовные ценности

Характеризовать духовные ценности российского

народа

Метапредметные

Излагать  свое мнение по вопросу 4,5(стр.197)

Личностные

Аргументированно высказывать свое и оценивать чужое мнение

 

 

§23 практикум стр. 197

 

30

Культурные достижения народов России

1

Урок  «открытия» нового знания

анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, вопросы стр. 197

Предметные

Объяснять значение понятий :Реставрация

Описывать культурные достижения народов России.

Метапредметные

Выражать собственное отношение к наследию

культуры. Представлять информацию в форме таблицы(пр.зад№2

Личностные

Осознавать многообразие культуры народов России и ее влияние на становление личности

 

 

§24 практикум стр. 197

31

Культурные достижения народов России

1

Урок общеметодологической направленности

Урок отработки умений и рефлексии

Уметь  высказывать  свое  мнение,  работать  с  текстом  учебника,  отвечать на  поставленные  вопросы,  давать  определения  понятий.

Иллюстрации учебника, вопросы стр. 206

Предметные

Объяснять значение понятий :Краеведение

Описывать культурные достижения народов России.

Метапредметные

Выражать собственное отношение к наследию

культуры.

Личностные

Осознавать многообразие культуры народов России и ее влияние на становление личности

 

 

§24 практикум стр. 206

Письменная работа

заполнение таблицы п.2 стр. 206

Инд. задания

32

Россия в современном мире.

1

Урок  «открытия» нового знания

Допускать  существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Работа с учебником

Иллюстрации учебника, вопросы стр. 216 

Предметные

Объяснять значение понятий :Нобелевские лауреаты, великие державы.

Характеризовать место нашей страны среди

современных государств.

Показывать влияние происходящих в нашем

обществе изменений на положение России в

мире.

Метапредметные

Находить и извлекать информацию по теме. Использовать  СМИ и интернет для выполнения задания (пр.№1)

Личностные

Приводить конкретные примеры, подтверждающие, что Россия – великая держава

 

 

§25 практикум стр. 16 Сообщения по теме п.2 стр. 216

33

Россия в современном мире.

1

Урок отработки умений и рефлексии

Тестирование

Предметные

Объяснять значение понятий :Мировое сообщество, авторитет страны.

Характеризовать место нашей страны среди

современных государств.

Показывать влияние происходящих в нашем

обществе изменений на положение России в

мире.

Метапредметные

Находить и извлекать информацию по теме. Использовать  СМИ и интернет для выполнения задания (пр.№1)

Личностные

Приводить конкретные примеры, подтверждающие, что Россия – великая держава

 

 

 Подготовка к контрольной работе

По вопросам на стр. 217-222

34

Итоговое тестирование

1

Урок развивающего контроля

 

Основные понятия главы

 

 

 

35

Подведение итогов

 Урок развивающего контроля

 Урок отработки умений и рефлексии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Обществознанию (по Кравченко, новый учебник) -10 класс

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе ныне действующего федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г. и Примерной программы, соста...

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа для  1 класса ФГОС...

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных   документов: - Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность обра...

Рабочая программа 5- 9 класс по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе Примерной и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» В.И.Ляха, А.А.Зд...

Рабочая программа по обществознанию 5 кл ФГОС (Боголюбов Л.Н.)

Рабочая программа в соотвествии с ФГОС...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...